Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4633

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16

ния, направленные на завоевание объекта. Он не учится поло ро-
левому  поведению, он  не  стремится  к  внешней  и  внутренней
привлекательности  для  завоевания «девушки  своей  мечты», ко-
торая могла бы удовлетворить его сексуальную потребность. Он
в  свои 13—14 лет  в  зависимости  от  доступности  тех  или  иных
психотропных  веществ  использует  либо  летучие  органические
углеводороды (бензин, бытовые растворители, клей), либо более
дорогие  психоактивные  вещества, включает  порнографическую
кассету — и весь мир перед ним, весь мир его.

Когда подростку надоедает или перестаёт его удовлетворять

такая  медленная  смерть, он  легко  может  поправить  ситуацию,
всего лишь увеличив дозу принимаемого вещества. Не случайно
одно  из  самых  распространённых  названий  героина: «белая
смерть».

Таким образом, «коварная» кора больших полушарий (явля-

ясь энергетически и мотивационно крайне слабым образованием,
которое по большому счёту паразитирует на более простом и на-
дёжном  древнем  мозге) за  счёт  своих  уникальных  когнитивных
способностей оказывается в силах усыпить, обмануть и победить
могучего, но простодушного «огнедышащего дракона» витальной
активности, скрывающегося в недрах нашего мозга.

*

Наш мозг — с его стремительной эволюцией, начиная с пер-

вых млекопитающих и заканчивая человеком — вообще большая
загадка. Известно, что уже мозг первых рептилий вполне обеспе-
чивал их адаптацию к внешнему миру. Но какой резкий толчок и
с какой целью направил эволюцию мозга в сторону быстрого уве-
личения его объёма?

Проблема  головного  мозга  всегда  ставится  во  главу  угла

лишь  потому, что  человек  считается  вершиной  эволюционного
процесса. Подобные безапелляционные заявления о человеке как
высшем звене эволюции (лишь на том основании, что у него име-
ется  самая  высокоразвитая  центральная  нервная  система) слы-
шать  всегда  несколько  странно. Подобный  предрассудок  есть
всего лишь одна из многочисленных разновидностей остающего-


background image

17

ся в мировосприятии антропоцентризма

8

.

Если  проследить  за  эволюционным  процессом  непредвзято,

то  можно  без  труда  заметить, что  общим  принципом  развития
живой материи является увеличение и усложнение функциональ-
ных систем, совершенствующих адаптационные способности ор-
ганизма к условиям окружающей среды.

Центральная нервная система является лишь одной из тысяч

подобных  функциональных  систем  среди  различных  морфо-
функциональных образований, таких как ноги, шея, кожа, глаза,
кишечный  тракт, ядовитые  железы  и  т.д. В  процессе  эволюции
живое существо становится, как писал Тейяр де Шарден, «неодо-
лимым очагом разнообразия, направленного прибавления, беско-
нечного разветвления живой массы, изменяющей биосферу и ус-
ловия  жизни  любых  будущих  организмов  в  любой  среде  обита-
ния».

У  кого  хватит  смелости  сказать, что  человек  лучше  адапти-

рован  к  условиям  окружающей  среды, чем  те  многочисленные
виды, которые настолько совершенны в этом плане, что сущест-
вуют практически в неизменном виде на протяжении миллионов
лет (например, насекомые).

Природа любит экспериментировать, часто доводя до абсур-

да свои изобретения, например как с шеей у жирафа или массой у
динозавров. Жирафы  живут — динозавры  вымерли. Эволюция
продолжается.

Никто  не  может  сказать, что  центральная  нервная  система

является  вершиной  адаптационных  способностей  живых  су-
ществ. Более того, есть основания подозревать, что развитие цен-
тральной  нервной  системы  давно  уже  идёт  по  патологическому
пути, не имеющему большой перспективы в будущем. Усложне-
ние центральной нервной системы, за счёт которого обеспечива-
ется  прижизненное  формирование  гибких  функциональных  сис-
тем для адаптации к быстро меняющимся условиям окружающей
среды, привело к необходимости передачи большого количества

8

 Если попытки опровергнуть гелиоцентрическую картину мира Коперника уже почти

не встречаются, то попытки опровергнуть теорию Дарвина широко распространены и в
настоящее время.


background image

18

информации  после  рождения  индивида  и  необходимости  созда-
ния знаковой системы и понятийного аппарата. Это в свою оче-
редь  резко  исказило  непосредственность  восприятия  человеком
реальности. Мы перестали видеть мир таким, каким он является.
Мы можем видеть мир лишь настолько, насколько богата систе-
ма понятий, усвоенная нами в детстве. Всё, что остаётся за рам-
ками  понятийной  системы, просто  выпадает  из  поля  зрения, не
учитывается и игнорируется. Того, чего нет в понятии,— нет во-
обще. Как  писал  Мераб  Мамардашвили: «Знание  того, что  мы
видим, несомненно, мешает нам видеть видимое»

9

.

Знаковая  система, язык, в  определённом  смысле  ослепляет

нас, предлагая  взамен  феноменальных  сущностей  номинальные
ярлычки. Я  подозреваю, что  обменяв  наглядно-действенное  и
конкретно-образное  мышление  на  абстрактно-логическое, мы
уподобились дикарям, которые с радостью обменивают золото и
жемчуг  на  дешёвые  цветные  бусы  и  копеечные  зеркальца. Муд-
рость всегда боится понятий. Так было и в религии, и в филосо-
фии. Не  должно  изрекаться  имя  Бога, неизречённо  Дао, неизре-
чённо Просветление, неизречён и путь к нему. Феномен, вложен-
ный в Номен, может быть только трупом Феномена.

На рисунке 1 большинство нормальных людей увидят не два

кружочка, соединённые  палочкой (А), а  очки (В) или  гантельку
(Б), и через час, если их попросить нарисовать то, что они виде-
ли, они  будут  рисовать  или  гантельку, или  очки  и  утверждать,
что это именно то, что они видели.

А

Б                                                   В

Рис.1. Зависимость восприятия от имеющихся представлений.

9

 Мамардашвили М. Как я понимаю философию.— М., 1992.— С. 44.


background image

19

 Этот  первый  тупик, связанный  с  формированием  второй

сигнальной  системы, был  известен  восточным  философам  ещё
несколько тысяч лет тому назад. Вся система йоги построена на
постепенном  и систематическом разрушении понятийного мыш-
ления и переводе его на непосредственный анализ воспринимае-
мого  потока  информации. Вспомним  знаменитые  системы  коа-
нов: «Как звучит хлопок одной ладони?» и т.п.

В  произведении  Феликса  Розинера «Некто  Финкельмайер»

мне  встретилось  описание  спонтанного «просветления» героя  в
период болезни, когда его «восприятие вернулось вспять — к на-
чалу, к истокам, когда всё вокруг предстаёт лишь разрозненными
осколками простых ощущений. Мы не знаем себя в наши первые
месяцы жизни. Обращаясь к памяти, мы застаём себя среди мира,
уже  сложившегося  в  сознании  во  что-то  определённое,— пусть
мы и не можем в этом мире понять и назвать. Но в свои два-три
года, глядя на дерево, мы знаем, что это —

дерево

; мы знаем, что

собака — это

собака,

  солнышко — это

  солнышко

,  а  больно  —

это

больно

, и от этого кричишь... Я же тогда, после болезни, вер-

нулся ко временам ещё более ранним. Я увидел падающий лист,
и это было огромным, потрясшим меня событием, которое не об-
лекалось в моих мыслях словами. Оно стало чудом само по себе,
необъяснимым  жёлтым  волнением... трепещущей  желтизной...
колыханием  круга... Столько  падает  жёлтых  волнений, столько
медленных  жёлтых  кругов!.. Облако  над  крышей — не  облако,
нет: расширение света; исчезновение белизны, синее заполняет...
холодное, острое там растекается и плывёт далеко и приближает-
ся и входит в грудь...»

10

.

Я хорошо помню себя в детстве, когда окружающая действи-

тельность воспринималась мною как в тумане, мир был бесконе-
чен. Но  это  не  было  ощущение  бесконечности, свойственное
взрослому  человеку, для  которого  эта  бесконечность  кажется
часто чужой, ненужной и неинтересной,— это была живая беско-
нечность, она была частью меня и я был в неё погружён. Может
быть, так  понимали  одухотворённый  космос  древние  греки. С
возрастом  это  ощущение  сказки  проходит. По  улице  едет  трам-

10

 Розинер Ф. Некто Финкельмайер.— М., 1990.— С. 67.


background image

20

вай, спешат люди, дует ветер. И трамвай — это трамвай, которо-
го долго нет, в котором не закрывается окно и поэтому холодно.
Это  никак  не  звенящий  и  не  дребезжащий  на  всех  поворотах
праздник, и  люди, сидящие  у  окон, не  спешат  приложить  свои
ладони  к  замёрзшим  стеклам, чтобы  совершить  чудо, и  они  по-
своему счастливы в своей слепоте. Понятия — это та смиритель-
ная рубашка, в которую мы облекаем окружающую действитель-
ность и свой мозг, даже не замечая этого.

Я говорю об этом ещё и потому, что слишком часто мне при-

ходится слышать от подростков, злоупотребляющих психоактив-
ными веществами или находящихся в состоянии депрессии с суи-
цидальными  мыслями, что  они  разучились «радоваться  жизни
такой, какая она есть...»

*

Второй  тупик, возникший  в  процессе  развития  центральной

нервной  системы, связан  с  возникновением сознания и самосоз-
нания. Этот процесс идёт буквально на наших глазах в пределах
летописного  исторического  периода. Центральная  нервная  сис-
тема  развивалась  изначально  в  целях  гибкого  реагирования  на
изменяющиеся  параметры  окружающей  среды. Но  парадокс  в
том, что  сама  по  себе  центральная  нервная  система  на  опреде-
лённом этапе становится настолько сложной, что требуется новое
функциональное  образование, выполняющее  функцию  контроля
над  деятельностью  самой  центральной  нервной  системы,— соз-
нание.

Столь сложная система на базе не поддающихся регенерации

клеток головного мозга — затея, изначально обречённая на про-
вал. Такая  система  не  может  работать  без  сбоев. Усложнение
функционирования центральной нервной системы за счёт созна-
ния  приводит  к  лавинообразному  нарастанию  психических  рас-
стройств  и, как  следствие, увеличению  количества  психиатров.
Ещё  Дейл  Карнеги  писал, что  в  Соединённых  Штатах  более 50
процентов  коек  заняты  пациентами  с  психическими  и  эмоцио-
нальными расстройствами. В нашей стране это звучит пока ещё
непривычно, но  в  более  развитых  странах  большинство  населе-
ния так же не мыслит себе жизни без психиатра, психоаналитика,