Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4912
Скачиваний: 29
21
психолога, как мы не мыслим её без врача.
Если ещё 300 лет тому назад врач для подавляющего боль-
шинства населения был явлением настолько редким, что многие
жили и умирали, ни разу не столкнувшись с ним, то сейчас, осо-
бенно в развитых государствах, мало людей, способных прожить
без врача.
Но самое страшное, что сознание как контролирующая функ-
ция над гибкими психическими процессами продолжает делиться
и усложняться. Мы уже не способны жить одним лишь коллек-
тивным бессознательным, как гомеровские герои, а имеем Су-
перэго-сознание и Эго-сознание, мы имеем мультипликационное
сознание, как его понимал Эрик Берн (Я-Родитель, Я-Ребёнок, Я-
Взрослый), и мультипликационное ситуационное сознание Ас-
саджоли («Я» на работе, «Я» дома, «Я» в гостях). Чехов в расска-
зе «Именины» описывает парадоксальное преображение главного
героя Петра Дмитрича, когда он занимает председательское крес-
ло на съезде: «На председательском кресле, в мундире и с цепью
на груди, он совершенно менялся... Всё обыкновенное человече-
ское, своё собственное... исчезало в величии, и на кресле сидел
не Пётр Дмитрич, а какой-то другой человек, которого все звали
господином председателем... Откуда брались близорукость и глу-
хота... С высоты величия он плохо различал лица и звуки, так что
если бы, кажется, в эти минуты подошла к нему сама Ольга Ми-
хайловна (жена), то он и ей бы крикнул: «Как ваша фамилия?»
11
.
Если подходить к высшей нервной деятельности, к цен-
тральной нервной системе с таких позиций, то окажется, что че-
ловек — это если и не ошибка Природы, то в лучшем случае —
попытка Природы. Нужно очень любить себя, чтобы заявлять,
что человек является вершиной и конечным этапом эволюцион-
ного процесса — это смешно! Это даже ещё более смешно, чем
претенциозные заявления на божественное происхождение чело-
века.
В дальнейшем мы убедимся, что в основе как аддиктивного,
так и суицидального поведения подростков лежит сложный про-
цесс расщепления сознания, когда одна часть сознания подростка
может быть настолько независима от другой, настолько агрес-
11
Чехов А.П. Именины //Собр. соч.: В 12 т.— М., 1985.— Т. 7.— С. 38—39.
22
сивно настроена против другой, что реально может выдать при-
каз на её уничтожение. И только меры психологического и пси-
хотерапевтического воздействия способны наладить их контакт
между собой и остановить саморазрушительный процесс аддик-
тивного поведения.
Мы убедимся, что в основе функционирования этих расще-
пившихся частей сознания лежит глубоко скрытое бессознатель-
ное желание умереть и вернуться к начальному недифференци-
рованному (целостному) состоянию.
*
Мы (люди) называем себя вершиной эволюционного процес-
са, мы утверждаем, что человек является самым приспособляе-
мым живым существом на земной поверхности. Мы на самом де-
ле научились жить даже в условиях космического пространства,
но... мы же представляем собой тот единственный вид, предста-
вители которого могут самостоятельно прекращать своё сущест-
вование, и мы же по иронии судьбы — тот единственный вид,
который в процессе своей эволюции реально подошёл к тому,
чтобы полностью прекратить жизнь на Земле, чтобы на той са-
мой эволюции, которой мы обязаны самим фактом своего суще-
ствования, поставить раз и навсегда жирную точку.
Как и на всех живых существ, на нас постоянно действуют
разрушительные силы окружающей среды, умением противосто-
ять которым мы справедливо гордимся, но беда пришла — отку-
да не ждали. Мы научились отражать атаки врага снаружи, а он
пришёл изнутри. Мы тратим огромные средства на то, чтобы
предсказать землетрясение, ураган или цунами, но мы пока лишь
с удивлением взираем на то, как саморазрушительные процессы
сметают с лица Земли не меньшее, если не большее, число лю-
дей. И мы к этому пока настолько не готовы, что даже не способ-
ны иногда признать сам факт наличия проблемы. Как верно под-
метил Карл Меннингер: «Все, кто изучал поведение человека,
неизбежно приходят к осознанию того, что основную причину
людских невзгод следует искать в самих людях. Иными словами,
в значительной степени проклятие, тяготеющее над человечест-
23
вом, можно определить как самоуничтожение»
12
.
Разумеется,
не все
,
но многие
приходят к осознанию того, что
у представителей человеческого рода мы наблюдаем совершенно
особое, на первый взгляд, уникальное для живой природы явле-
ние —
авитальную активность
(активность, направленную про-
тив жизни, против себя, активность к смерти, влечение к смерти).
Поэтому пришла пора расставаться с очень многими нашими ста-
рыми, добрыми, удобными и уютными заблуждениями. Пришла
пора прекратить искать простые неверные решения для очень
сложных проблем.
*
Поскольку мы будем дальше обсуждать очень сложный фе-
номен авитальной активности, который в значительной степени
выходит за пределы нашего привычного понимания, нам необхо-
димо сконцентрировать всю свою энергию для принятия, удер-
жания и закрепления той новой системы мировосприятия и ми-
ровоззрения, против которой восстает всё наше привычное мыш-
ление, но без которой, как я уже говорил, невозможно адекватно
понять и решить проблему злоупотребления психоактивными
веществами и суицидального поведения у подростков.
Попытаемся представить себя в положении людей, обла-
дающих органами чувств (которым они привыкли доверять),— и
они должны вдруг поверить, что маленькое Солнце, которое,
оче-
видно,
вращается вокруг большой Земли, на самом деле является
огромным огненным шаром, вокруг которого вращается малень-
кий шарик — Земля. Это очень сложно. Это никогда не получа-
ется сразу. Что с того, что более двух тысяч лет тому назад Ари-
старх Самосский доказал, что Земля — это шар, вращающийся
вокруг Солнца. Ни античность, ни средневековье, как мы знаем,
не признали его. Это знание никому не мешало ещё восемнадцать
столетий верить в обратное. И не только в это...
Итак, мы долго верили, что Земля — центр Вселенной и что
Вселенная вращается вокруг Земли.
Последний
, кто эту веру
окончательно подорвал — был Коперник (одно из распростра-
12
Меннингер К. Война с самим собой.— М., 2000.— С. 10.
24
нённых заблуждений — это вера в то, что великие открытия де-
лают великие люди. Скрытую правду жизни знают многие. Толь-
ко очень немногим хочется испытать на себе гнев тупых Гиппар-
хов и Птолемеев, больше увлеченных хлебом, зрелищами и теат-
ром, чем наукой).
Мы долго верили, что мы — единственные из всех живых
существ созданы по образу и подобию Бога. Последний, кто раз-
рушил и эту веру — был Дарвин. Он показал, что органическая
молекула имеет больше оснований гордиться своим божествен-
ным происхождением, чем человек, ибо её происхождение неиз-
вестно и оставляет место для фантазий, а происхождение челове-
ка от обезьяны — хорошо проверенный с гипотетической сторо-
ны научный факт. Правда, этот научный факт совершенно не
мешает основной массе человеческих индивидов продолжать ве-
рить в Бога и строить на этом основании различные забавные
теории Богоизбранности, Богочеловека, Человекобога и тому по-
добные. Креационисты
13
объясняют факт существования иско-
паемых животных желанием Бога «запутать» будущих исследо-
вателей. Создавая мир за семь дней, Бог предусмотрительно вло-
жил в земные породы все ископаемые виды животных.
Артур Шопенгауэр писал, что «скорее совы и летучие мыши
спугнут солнце обратно к востоку, чем познанная истина, выра-
женная с полной ясностью, снова подвергнется изгнанию, чтобы
старое заблуждение опять невозбранно заняло своё просторное
место»
14
. И после этого его ещё называют пессимистом?! Если
рассматривать историю человечества с этих позиций, то наше
солнце, не останавливаясь, катится на восток и «в насмешку» над
великим философом большая часть его книг пошла после изда-
ния в макулатуру.
Французский просветитель восемнадцатого века Кондорсе в
«Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума»
наивно изобразил историческое развитие человечества в виде
бесконечного прогресса, обусловленного внешней природой,
культурными достижениями и взаимодействием людей. Он очень
13
Креационизм — теория, доказывающая создание мира и человека Богом.
14
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление //Собр. соч.: В 4 т.— М., 1998.—
Т. 1.— С. 80.
25
досадил всему прогрессивному человечеству и, можно сказать,
сам малодушно опроверг своё учение, «бессовестным образом»
покончив жизнь самоубийством в тот момент, когда «прогрес-
сивное человечество» собиралось его самым прогрессивным и
культурным способом гильотинировать. Как откровенно писал в
биографии Робеспьера советский историк Левандовский: «Под
грохот сражений и стук гильотины шёл непрерывный процесс
созидания»
15
.
Если и может быть среди этого «прогрессивного» грохота и
стука у нас с вами самое глубокое заблуждение — так это то, что
наши истины кому-нибудь
очень
нужны. Те знаменитые сто книг,
которые следует иметь в своей библиотеке и в которых умещает-
ся вся мудрость человечества, всегда безошибочно оказываются
во всех кострах, которые жжёт толпа, подогревая свои револю-
ционные порывы и свято веря не важно во что...
«Дела плохи, — пишет Виктор Франкл, — но они станут ещё
хуже, если мы не будем делать всё, что в наших силах, чтобы
улучшить их... Несмотря на нашу веру в человеческий потенциал,
мы не должны закрывать глаза на то, что человечные люди явля-
ются и, быть может, всегда будут оставаться меньшинством. Но
именно поэтому каждый из нас чувствует необходимость при-
соединиться к этому меньшинству»
16
. Эрик Фромм по этому же
поводу пишет: «Я убеждён, что психолог должен внести свой
вклад в понимание современного кризиса, причём безотлагатель-
но»
17
. «Нам недостаёт инициативных, духовно свободных людей
со свежими подходами к актуальным проблемам. Мы остро нуж-
даемся в их творческих идеях, смелых проектах и новых пред-
ставлениях о жизни. Мы повсюду наталкиваемся на стереотипы:
в мышлении, поведении, общественной жизни — и не умеем их
преодолевать. Если бы мы могли стать чуть более открытыми и
раскованными, чуть менее подверженными стереотипам, чуть
более непосредственными — насколько меньше было бы у нас
проблем»
18
— вторят Франклу и Фромму российские психологи.
15
Левандовский А. Максимилиан Робеспьер.— М., 1959.— С. 49.
16
Francl V.E. The unconscious god.— N.Y.: Washington Square Press, 1985.— P. 83—84.
17
Фромм Э. Бегство от свободы /Пер. с англ.— М., 1995.— С. 115.
18
Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов.— СПб.,