Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4630

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

21

психолога, как мы не мыслим её без врача.

Если  ещё 300 лет  тому  назад  врач  для  подавляющего  боль-

шинства населения был явлением настолько редким, что многие
жили и умирали, ни разу не столкнувшись с ним, то сейчас, осо-
бенно в развитых государствах, мало людей, способных прожить
без врача.

Но самое страшное, что сознание как контролирующая функ-

ция над гибкими психическими процессами продолжает делиться
и  усложняться. Мы  уже  не  способны  жить  одним лишь  коллек-
тивным  бессознательным, как  гомеровские  герои, а  имеем  Су-
перэго-сознание и Эго-сознание, мы имеем мультипликационное
сознание, как его понимал Эрик Берн (Я-Родитель, Я-Ребёнок, Я-
Взрослый), и  мультипликационное  ситуационное  сознание  Ас-
саджоли («Я» на работе, «Я» дома, «Я» в гостях). Чехов в расска-
зе «Именины» описывает парадоксальное преображение главного
героя Петра Дмитрича, когда он занимает председательское крес-
ло на съезде: «На председательском кресле, в мундире и с цепью
на груди, он совершенно менялся... Всё обыкновенное человече-
ское, своё  собственное... исчезало  в  величии, и  на  кресле  сидел
не Пётр Дмитрич, а какой-то другой человек, которого все звали
господином председателем... Откуда брались близорукость и глу-
хота... С высоты величия он плохо различал лица и звуки, так что
если бы, кажется, в эти минуты подошла к нему сама Ольга Ми-
хайловна (жена), то он и ей бы крикнул: «Как ваша фамилия?»

11

.

Если  подходить  к  высшей  нервной  деятельности, к  цен-

тральной нервной системе с таких позиций, то окажется, что че-
ловек — это если и не ошибка Природы, то в лучшем случае —
попытка  Природы. Нужно  очень  любить  себя, чтобы  заявлять,
что человек  является  вершиной и  конечным  этапом эволюцион-
ного  процесса — это  смешно! Это  даже ещё  более  смешно, чем
претенциозные заявления на божественное происхождение чело-
века.

В дальнейшем мы убедимся, что в основе как аддиктивного,

так и суицидального поведения подростков лежит сложный про-
цесс расщепления сознания, когда одна часть сознания подростка
может  быть  настолько  независима  от  другой, настолько  агрес-

11

 Чехов А.П. Именины //Собр. соч.: В 12 т.— М., 1985.— Т. 7.— С. 38—39.


background image

22

сивно  настроена против другой, что реально может выдать при-
каз  на  её уничтожение. И только меры психологического и пси-
хотерапевтического  воздействия  способны  наладить  их  контакт
между  собой  и  остановить  саморазрушительный  процесс  аддик-
тивного поведения.

Мы  убедимся, что  в  основе  функционирования  этих  расще-

пившихся частей сознания лежит глубоко скрытое бессознатель-
ное  желание  умереть  и  вернуться  к  начальному  недифференци-
рованному (целостному) состоянию.

*

Мы (люди) называем себя вершиной эволюционного процес-

са, мы  утверждаем, что  человек  является  самым  приспособляе-
мым живым существом на земной поверхности. Мы на самом де-
ле научились жить  даже в условиях космического пространства,
но... мы же представляем собой тот единственный вид, предста-
вители  которого могут самостоятельно  прекращать своё сущест-
вование, и  мы  же  по  иронии  судьбы — тот  единственный  вид,
который  в  процессе  своей  эволюции  реально  подошёл  к  тому,
чтобы  полностью  прекратить  жизнь  на  Земле, чтобы  на  той  са-
мой  эволюции, которой мы обязаны самим фактом своего суще-
ствования, поставить раз и навсегда жирную точку.

Как  и  на  всех  живых  существ, на  нас  постоянно  действуют

разрушительные силы окружающей среды, умением противосто-
ять которым мы справедливо гордимся, но беда пришла — отку-
да не ждали. Мы научились отражать атаки врага снаружи, а он
пришёл  изнутри.  Мы  тратим  огромные  средства  на  то,  чтобы
предсказать землетрясение, ураган или цунами, но мы пока лишь
с удивлением взираем на то, как  саморазрушительные процессы
сметают  с  лица  Земли  не  меньшее,  если  не  большее,  число  лю-
дей. И мы к этому пока настолько не готовы, что даже не способ-
ны иногда признать сам факт наличия проблемы. Как верно под-
метил  Карл  Меннингер: «Все, кто  изучал  поведение  человека,
неизбежно  приходят  к  осознанию  того, что  основную  причину
людских невзгод следует искать в самих людях. Иными словами,
в  значительной  степени  проклятие, тяготеющее  над  человечест-


background image

23

вом, можно определить как самоуничтожение»

12

.

Разумеется,

не все

,

но многие

 приходят к осознанию того, что

у представителей человеческого рода мы наблюдаем совершенно
особое, на  первый взгляд, уникальное для живой природы явле-
ние —

авитальную активность

(активность, направленную про-

тив жизни, против себя, активность к смерти, влечение к смерти).
Поэтому пришла пора расставаться с очень многими нашими ста-
рыми, добрыми, удобными и  уютными заблуждениями. Пришла
пора  прекратить  искать  простые  неверные  решения  для  очень
сложных проблем.

*

Поскольку  мы  будем  дальше  обсуждать  очень  сложный  фе-

номен  авитальной  активности, который  в  значительной  степени
выходит за пределы нашего привычного понимания, нам необхо-
димо  сконцентрировать  всю  свою  энергию  для  принятия, удер-
жания  и  закрепления  той  новой  системы  мировосприятия  и  ми-
ровоззрения, против которой восстает всё наше привычное мыш-
ление, но без которой, как я уже говорил, невозможно адекватно
понять  и  решить  проблему  злоупотребления  психоактивными
веществами и суицидального поведения у подростков.

Попытаемся  представить  себя  в  положении  людей, обла-

дающих органами чувств (которым они привыкли доверять),— и
они должны вдруг поверить, что маленькое Солнце, которое,

оче-

видно,

 вращается вокруг большой Земли, на самом деле является

огромным огненным шаром, вокруг которого вращается малень-
кий шарик — Земля. Это очень сложно. Это никогда не получа-
ется сразу. Что с того, что более двух тысяч лет тому назад Ари-
старх  Самосский  доказал, что  Земля — это  шар, вращающийся
вокруг Солнца. Ни античность, ни средневековье, как мы знаем,
не признали его. Это знание никому не мешало ещё восемнадцать
столетий верить в обратное. И не только в это...

Итак, мы долго верили, что Земля — центр Вселенной и что

Вселенная  вращается  вокруг  Земли.

Последний

,  кто  эту  веру

окончательно  подорвал — был  Коперник (одно  из  распростра-

12

 Меннингер К. Война с самим собой.— М., 2000.— С. 10.


background image

24

нённых заблуждений — это вера в то, что великие открытия де-
лают великие люди. Скрытую правду жизни знают многие. Толь-
ко очень немногим хочется испытать на себе гнев тупых Гиппар-
хов и Птолемеев, больше увлеченных хлебом, зрелищами и теат-
ром, чем наукой).

Мы  долго  верили,  что  мы  —  единственные  из  всех  живых

существ созданы по образу и подобию Бога. Последний, кто раз-
рушил и эту веру — был Дарвин. Он показал, что органическая
молекула  имеет  больше  оснований  гордиться  своим  божествен-
ным происхождением, чем человек, ибо её происхождение неиз-
вестно и оставляет место для фантазий, а происхождение челове-
ка от обезьяны — хорошо проверенный с гипотетической сторо-
ны  научный  факт. Правда, этот  научный  факт  совершенно  не
мешает основной массе человеческих индивидов продолжать ве-
рить  в  Бога  и  строить  на  этом  основании  различные  забавные
теории Богоизбранности, Богочеловека, Человекобога и тому по-
добные. Креационисты

13

  объясняют  факт  существования  иско-

паемых  животных  желанием  Бога «запутать» будущих  исследо-
вателей. Создавая мир за семь дней, Бог предусмотрительно вло-
жил в земные породы все ископаемые виды животных.

Артур Шопенгауэр писал, что «скорее совы и летучие мыши

спугнут  солнце  обратно к  востоку, чем познанная истина, выра-
женная с полной ясностью, снова подвергнется изгнанию, чтобы
старое  заблуждение  опять  невозбранно  заняло  своё  просторное
место»

14

. И  после  этого  его  ещё  называют  пессимистом?! Если

рассматривать  историю  человечества  с  этих  позиций, то  наше
солнце, не останавливаясь, катится на восток и «в насмешку» над
великим  философом  большая  часть  его  книг  пошла  после  изда-
ния в макулатуру.

Французский  просветитель  восемнадцатого  века  Кондорсе  в

«Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума»
наивно  изобразил  историческое  развитие  человечества  в  виде
бесконечного  прогресса, обусловленного  внешней  природой,
культурными достижениями и взаимодействием людей. Он очень

13

 Креационизм — теория, доказывающая создание мира и человека Богом.

14

 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление //Собр. соч.: В 4 т.— М., 1998.—

Т. 1.— С. 80.


background image

25

досадил  всему  прогрессивному  человечеству  и, можно  сказать,
сам  малодушно  опроверг  своё  учение, «бессовестным  образом»
покончив  жизнь  самоубийством  в  тот  момент, когда «прогрес-
сивное  человечество» собиралось  его  самым  прогрессивным  и
культурным способом гильотинировать. Как откровенно писал в
биографии  Робеспьера  советский  историк  Левандовский: «Под
грохот  сражений  и  стук  гильотины  шёл  непрерывный  процесс
созидания»

15

.

Если  и  может  быть  среди  этого «прогрессивного» грохота  и

стука у нас с вами самое глубокое заблуждение — так это то, что
наши истины кому-нибудь

очень

 нужны. Те знаменитые сто книг,

которые следует иметь в своей библиотеке и в которых умещает-
ся  вся  мудрость  человечества, всегда  безошибочно оказываются
во  всех  кострах, которые  жжёт  толпа, подогревая  свои  револю-
ционные порывы и свято веря не важно во что...

«Дела плохи, — пишет Виктор Франкл, — но они станут ещё

хуже,  если  мы  не  будем  делать  всё,  что  в  наших  силах,  чтобы
улучшить их... Несмотря на нашу веру в человеческий потенциал,
мы не должны закрывать глаза на то, что человечные люди явля-
ются и, быть может, всегда будут оставаться меньшинством. Но
именно  поэтому  каждый  из  нас  чувствует  необходимость  при-
соединиться  к  этому  меньшинству»

16

.  Эрик  Фромм  по  этому  же

поводу  пишет: «Я  убеждён, что  психолог  должен  внести  свой
вклад в понимание современного кризиса, причём безотлагатель-
но»

17

. «Нам недостаёт инициативных, духовно свободных людей

со свежими подходами к актуальным проблемам. Мы остро нуж-
даемся  в  их  творческих  идеях, смелых  проектах  и  новых  пред-
ставлениях о жизни. Мы повсюду наталкиваемся на стереотипы:
в мышлении, поведении, общественной жизни — и не умеем их
преодолевать. Если бы мы могли стать чуть более открытыми и
раскованными, чуть  менее  подверженными  стереотипам, чуть
более  непосредственными — насколько  меньше  было  бы  у  нас
проблем»

18

 — вторят Франклу и Фромму российские психологи.

15

 Левандовский А. Максимилиан Робеспьер.— М., 1959.— С. 49.

16

 Francl V.E. The unconscious god.— N.Y.: Washington Square Press, 1985.— P. 83—84.

17

 Фромм Э. Бегство от свободы /Пер. с англ.— М., 1995.— С. 115.

18

 Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов.— СПб.,