Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4914

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26

И  не  надо  истерического  надрыва  при  оценке  реальной  си-

туации, так  свойственного  всем  гуманистическим  психологам.
Насколько  наше  общество  нуждается  в  духовно  свободных  лю-
дях надо спросить у тех философов, которых в 20-е годы отпра-
вили на корабле на Запад (и им ещё повезло), или у тех тысяч и
тысяч  креативных  личностей, которые, к  счастью, уже «не
здесь», где, как  выясняется  при  чтении  литературы, их  так  не
хватает. Российские креаты, а  их в  России рождается ничуть не
меньше, чем в любой другой стране, с успехом преподают и тво-
рят  в  университетах  США, Англии, Израиля, Западной  Европы.
И слава Богу. «Угораздил же чёрт родиться в России с умом и та-
лантом»,— сетовал А. С. Пушкин.

Ничего  не  изменилось. И  не  нужно  думать, что  если  наука

срочно не скажет своё золотое слово — всё кончится, всё погиб-
нет. Ничего подобного. Никому мы не нужны со своими знания-
ми. Ни  две  тысячи  лет  тому  назад, ни  сейчас, ни  ещё  через  две
тысячи  лет. Сократ  для  Мелитов  всегда «попусту  усердствует,
испытуя то, что под землёю, да и то, что в небесах, выдавая ложь
за правду и других научая тому же…»

19

*

Мы  очень  долго  верили в  уникальность  собственной  разум-

ности. Cogito ergo sum (мыслю, следовательно, существую). По-
следними «нехорошими» людьми, которые  разбили  и  эту  веру,
отказавшись  от  идеи «чистого  разума» и  доказав, что  большая
часть  психической  деятельности  обусловлена  биологическими
влечениями  и  протекает  за  пределами  сознания, были  Зигмунд
Фрейд и Карл Густав Юнг.

Фрейд  и  Юнг — два  бесстрашных  капитана — совершили

кругосветное  путешествие  вокруг  мозга, вернее  сказать, сквозь
мозг. Они начали с биологических основ индивидуальной психи-
ки — влечений (Фрейд), прошли  её  насквозь  и  вышли  с другой
стороны на её биологическую же коллективную основу — архе-
типы (Юнг).

Кризис  человеческого  самопознания, о  котором  открыто  за-

1994.— С. 48.

19

 Из обвинительной речи Мелита в Афинах во время суда над Сократом.


background image

27

говорили  сейчас  многие  философы  и  психологи, а  более  прони-
цательные сумели предчувствовать его ещё в конце семнадцатого
века

20

, есть  следствие  именно  этого «путешествия» в  глубины

психики.

Никто  не  спорит, что  психика  человека  не  познана  полно-

стью. Но та особая эйфория её избранности, эйфория безгранич-
ных возможностей человеческой психики, характерная  для мыс-
лителей  античности, эпохи  Возрождения, сменилась  настоящим
шоком возможной

конечности познания человеческого разума

 и

возможной

познавательной  конечности  человеческого  разума

.

Человек  больше  не  представляется  нам  уникальным  и  непозна-
ваемым микрокосмосом, который может вместить в себе Вселен-
ную. Человек конечен и ограничен, а следовательно, познаваем.

Три  плоскости  изучения  человеческой  психики (индивиду-

альное  сознание, индивидуальное  бессознательное  и  коллектив-
ное  бессознательное) обозначены, и  уже  многим  понятно, что  в
психике  ничего  кроме этого и нет. Идея избранности, инакости,
особенности человека, согревающая на протяжении тысячелетий
сердца  миллиардов  людей  на  Земле, рушится  на  наших  глазах.
Оказалось, что человека можно изучать точно так же, как пчелу
или лягушку. Человек  познаваем. Психика человека  познаваема.
Компьютер обыграл человека в шахматы.

Три этих взаимосвязанных плоскости составляют личность, и

более в ней нет ничего. Наше индивидуальное сознание органи-
зует  жизнедеятельность  таким  образом, чтобы  обеспечить  удов-
летворение  наших  насущных  потребностей  в  условиях  окру-
жающей действительности. Для этого оно использует модели по-
ведения, выработанные в процессе индивидуальной жизни и хра-
нящиеся  в  индивидуальном  бессознательном. Врождённое  кол-
лективное  бессознательное, независимое  от  индивидуального
опыта, незаметно для нас организует всё наше восприятие, мыш-
ление и поведение так же, как врождённая модель гнезда органи-
зует  индивидуальное  гнездостроительное  поведение  птицы. Па-
лочки и веточки, мох и пух для постройки гнезда птица берёт из

20

 Душа не находит в себе никакого удовлетворения. Всякий взгляд внутрь себя прино-

сит ей огорчение. Это принуждает её искать утешение вне себя, привязывает к предме-
там внешним, чтобы всячески изгладить мысль о своём действительном положении
(Блез Паскаль).


background image

28

окружающей среды, но складывает их в единое целое по той мо-
дели, которая изначально уже заложена в структуре её психики.

Именно в этих трёх составляющих человеческой психики мы

попытаемся  найти  причины  усиления  авитальной  активности.
Какая насущная потребность просыпается в глубинах мозга, если
она побуждает  нас  таким образом организовывать бытие, чтобы
максимально  быстро  прекратить  собственное  существование
(самоубийство) или  существенно  нарушить  его  и  поставить  под
угрозу преждевременного прекращения (хроническое самоотрав-
ление психоактивными веществами)?

*

Процесс развития науки (который часто сравнивают с захва-

том  многоэтажного  дома, когда часть учёных совершает прорыв
на  следующий  этаж, а часть последовательно занимает комнаты
уже захваченных этажей) привёл к  неприятному осознанию, что
мы  уже  забрались  на  самую  крышу  и  дальше двигаться  некуда.
Как  пишет  Роберт  Антон  Уилсон  в  своей  работе, посвящённой
квантовой психологии, «в нашем столетии человеческая нервная
система  обнаружила  и  свой  созидательный  потенциал, и  свои
собственные границы»

21

.

Выше индивидуального сознания — только мёртвая материя,

фиксирующая следы нашей психической деятельности, например
лист папируса или бумаги. Ниже — биологическая, хоть и живая,
но  бездушная  материя, фиксирующая  и  передающая  следы, на
основании  которых  строится  всё функционирование нашей пси-
хики. Поломка самой незначительной «платы» в этой системе —
и от нашей гордости самосознания не останется и следа.

При  переходе  на  молекулярный, субмолекулярный  и  суб-

атомный  уровни  исследование  психических  и  личностных  осо-
бенностей утрачивает смысл: там нет нашей психики. Урна с пе-
плом мозга Энштейна поможет нам понять законы функциониро-
вания психики не больше, чем урна с пеплом мозга олигофрена.
«Более  глубокие  слои  души  утрачивают  свою  индивидуальную
неповторимость, по мере того как всё дальше и дальше отступа-
ют  во  мрак. Опускаясь  всё ниже и приближаясь  к  уровню авто-
номно  функционирующих  систем, они  приобретают  всё  более

21

 Уилсон Р.А. Квантовая психология.— М., 1999.— С. 51.


background image

29

коллективный и  универсальный  характер, пока  окончательно  не
угасают в материальности тела, то есть в химических субстанци-
ях... Следовательно, «на  самом  дне» душа  суть  просто «Вселен-
ная»

22

 — этот факт хорошо понял ещё в начале двадцатого века

Юнг. Не удивительно, что в последнее время исследования зако-
нов  человеческой  психики  и  исследования  законов  Вселенной
так тесно переплелись между собой.

Поднимающийся  по  лестнице  самопознания  человек  увидел

небо, в котором его нет. Опускающийся в глубины самопознания
человек  увидел  землю, в  которой  его  тоже  нет. Между  небом  и
землей существует человек, до которого нет никакого дела ни не-
бу ни земле. Ужас заброшенности, ужас оставленности парализу-
ет душу человека.

Это  доминирующее  ощущение  покинутости, одиночества,

лежащее в основе и питающее собой любую религию — следст-
вие  познавательного  тупика, в  котором  оказалось  человечество
на  сегодняшний  день. В  поэзии  Иосифа  Бродского  мне  всегда
слышался очень тонкий, едва уловимый лейтмотив — не так дав-
но мне стало казаться, что я его понял: Бродский завидует вещам.

Итак, наука подвергла человека трём страшным унижениям:

она лишила его геоцентрической иллюзии с помощью открытий
Коперника, она лишила его Бога с помощью эволюционной тео-
рии  Дарвина  и  она  лишила  его  сознания  с  помощью  теории
Фрейда. Уже много раз повязка была сорвана с глаз Человека, но
вновь и вновь он надевает её. И теперь на этой повязке гумани-
стическая  психология  выводит  новые  красивые  слова: Развитие
Личности, Духовное Совершенствование, Творческая Жизнь.

*

Мы  продолжаем  верить, что  человек — единственное  суще-

ство  на  Земле, имеющее  возможность  бесконечного  развития  и
творческого  самосовершенствования. В  соответствии  с  этой  ве-
рой мы пытаемся максимально использовать все свои возможно-
сти для продления нашей жизни и развития своих детей.

Психологи и психиатры хорошо знают, что происходит с те-

22

 Яффе А. Символизм в изобразительном искусстве //Человек и его символы.— СПб.,

1996.— С. 361.


background image

30

ми детьми, которых в погоне за спортивными достижениями ро-
дители и тренеры, так сказать, «развивают», не думая о последст-
виях. На рубеже третьего тысячелетия любопытное человечество
заинтересовалось  развитием  мозгов, презрев  древнюю  мудрую
заповедь  Экклезиаста: «Умножая знания, ты умножаешь  страда-
ния». Неужели на Земле мало страданий?»

В этой связи в психологии и педагогике за последние десяти-

летия возникло новое уникальное направление: психология креа-
тивности (творческой  активности). Две  проблемы  интересуют  в
настоящий  момент  психологов, разрабатывающих  данное  на-
правление: собственно  проблема  креативности  и  проблема  уси-
ления и продления креативности у большинства людей. Разраба-
тываются  различные  методики  развития  креативности  у  детей,
усиления творческих способностей в зрелом и пожилом возрасте.
Описываются  и  изучаются  отдельные  редкие  индивиды, отли-
чающиеся  по  ряду  параметров  от  основной  популяции. Эти  ин-
дивиды (креативные личности) обладают определённым набором
психологических  характеристик, которые  они  где-то (то  ли  по
наследству, то ли в школу специальную ходили) получили и веч-
но придумывают что-то новое, всегда идут своим путём, не могут
усидеть  на  одном месте. Поль Торренс — основоположник пси-
хологии  креативности  писал, что «креативность — это  значит
копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с
кошкой, нырять  в  глубину, проходить  сквозь  стены, зажигать
солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее»

23

.

Но  не  это  интересует  большинство  людей. Никто  не  станет

выкладывать  деньги, чтобы  научить  дочь  разговаривать  с  кош-
кой, а сына — строить замок на песке. Креативностью интересу-
ются  постольку, поскольку  на  креативности  стало  возможно  де-
лать  деньги. Ведь  эти  отдельно  взятые  личности  периодически
что-то там открывают, и на этом можно делать бизнес.

«Ага!» — думают психологи и целыми школами и научными

направлениями проблему эту, то есть креативность, изучают, а на
базе изученного пытаются разработать различные комплексы ме-
роприятий, как эту креативность в детстве прививать — «разви-
вающее обучение» называется.

23

 Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма.— М., 1995.— С. 3.