Файл: Братусь Б.С. - Аномалии личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 5409

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 относил  деятельности, при  осуществлении  которых  происходит  развитие

мотивационно-потребностной  сферы, ко  второй  группе — те  деятельности, при
осуществлении 

которых 

происходит «формирование 

интеллектуально-

познавательных  сил  детей, их  операционально-технических  возможностей». В
детском возрасте, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит постоянное чередование
этих групп деятельности, что и определяет ход психологического развития ребенка.
Что  же  касается  зрелого  возраста, то  на  него, считал  Д. Б. Эльконин, нельзя  пе-
реносить  эти  закономерности, поскольку  и  социальная  ситуация  развития, и
ведущая деятельность остаются у взрослого постоянными в течение всей трудовой
жизни, а не сменяются, как в детстве, одна другой

62

.

Тем  самым  выделенные  закономерности  фактически  рассматриваются  как

«детскопсихологические», но  не «общепсихологические», с  чем  вряд  ли  можно
согласиться, поскольку, как  мы  уже  говорили, несоответствие  по-требностно-
мотивационной  и  операционально-технической  сторон  есть  прямое  выражение
более общего, движущего (т. е. неустранимого) противоречия развития личности, а
не  следствие  лишь  какого-либо  одного (в  данном  случае  начального) периода
жизни человека.

Вместе  с  тем  признание  общей  внутренней  закономерности  не  означает, что

формы  ее  конкретной  реализации  во  взрослой  и  детской  жизни  будут
идентичными. Коренным отличием здесь является то, что в детском возрасте смена
одного  типа  деятельности  другим  во  многом  непосредственно  диктуется
социально-культурными  условиями, а  в  зрелом  возрасте  нормальная  личность (о
чем мы подробно писали в гл. I) способна сама выбирать объекты и формы своей
активности. Не  случайно  поэтому  набор  ведущих  деятельностей  взрослого (и  в
этом, конечно, прав  Эльконин) может  длительно  оставаться  постоянным (семья,
работа  и  т. п.), не  меняя, как  в  детском  возрасте (единообразно, достаточно  рег-
ламентирование  в  рамках  нашей  культуры), свою  последовательность, однако
внутри  каждой  такой  деятельности  могут  возникать  самые  различные  перипетии,
изменяющие  как  характер  самих  этих  деятельностей, так  и  соотношение  между
ними. Что касается социальной

личности  ребенка. Так, например, ребенок-дошкольник  именно  в  игре

осваивает общественные функции и  соответствующие нормы  поведения людей...»
"Ниже  мы  коснемся-современной  критики  положения  о  ведущей  деятельности  и
нашего отношения к этой критике.

112
ситуации  развития,  то  хотя  и  не  столь  резко  и  внешне  заметно,  но  она

сменяется  и  в  зрелом  возрасте. Действительно, на  тридцатилетнего  смотрят  по-
иному, нежели на сорокалетнего: первый может еще ходить в подающих надежды,
от второго ждут реального подтверждения этих надежд. Тем самым, для того чтобы
понять малоизученные кризисы взрослой жизни, необходимо обратиться к анализу
движения  самих  личностно-зна-чимых  деятельностей  и  возникающих  здесь
внутренних противоречий, а не искать эти противоречия только в оппозиции одних
деятельностей  к  другим. Поэтому  тезис  о  строгом  различении  ведущих
деятельностей, одни из которых по преимуществу направлены на мотивацион-ную
сферу, а другие — на операционально-техническую, не следует абсолютизировать,
особенно  в  применении  к  зрелому  возрасту. Обе  эти  стороны  не  существуют


background image

порознь, а  обретают  особого  рода  единство  в  любой  конкретной  деятельности
человека — от простой до сложной и разветвленной. Ведь любая деятельность под-
разумевает  для  своего  осуществления  как  производственную, операционально-
техническую, так и мотива-ционную стороны.

Причем  видимость  исключительно «мотивационных» или «операционально-

технических» деятельностей  возникает  нередко  как  акцентация  различных
моментов. Например, возникающее серьезное несоответствие предметной стороны
деятельности  ее  прежнему  мотиву  часто  обращает  человека  к  пристальному
анализу  своих  мотивационных  ориентиров. Напротив, при  мелких  поломках
операционально-технического аппарата деятельности внимание сосредоточивается
на их исправлении, что в свою очередь может представляться как особая деятель-
ность.  Между  тем  и  в  том  и  в  другом  случае  перед  нами  нередко  одна  общая
деятельность на разных этапах своего движения, с разной представленностью в нем
двух  основных  сторон — мотивационной  и  операционально-технической. Так,
невозможность  осуществления  прежними, привычными  средствами  важной  для
человека  деятельности, например, профессиональной (вследствие  болезни,
серьезного  нарушения  трудоспособности) или интимно-личной (потеря близкого),
обычно  ведет  к  пересмотру, порой  глубоко  драматическому  и  мучительному,
мотивационной, ценностной  стороны  жизни, тогда  как  обычные  неприятности  на
работе или препятствия в любви заставляют лишь больше напрягать силы в из-

113


background image

 бранном  направлении. (Старая  мудрость  говорит, что  мелкие  неприятности

выводят нас из себя, большие — возвращают нас себе.)

И наконец, последним моментом, который отмечал и Д. Б. Эльконин, является

слабая разработка проблемы переходов от одного периода развития деятельностей
к  другому. О  явной  недостаточности  изучения «стыков» между  этапами  развития
говорят и другие ученые

63

. В особенности это касается, на наш взгляд, тех случаев,

где встречаются серьезные препятствия в реализации деятельностей, т. е. случаев,
представляющих особый интерес в плане поиска истоков  и мер  коррекции откло-
няющегося поведения.

Все  эти  моменты  требуют  более  пристального  и  специального  обращения  к

внутренним психологическим закономерностям движения деятельности, возникаю-
щим  здесь  преобразованиям,  и  прежде  всего  тем  зонам  этого  движения,  которые
соответствуют переломам, качественным сдвигам, кризисам развития.

Для  этого  вернемся  к  нашей  схеме (1), представив  ее  теперь  для  удобства

дальнейшего изложения в следующем линейном виде:

При этом вновь обратим внимание на то, что формулы Д — П — Д и П — Д —

П являются лишь разными фрагментами, звеньями живой цепи: если мы возьмем
отрезок, начинающийся  с  деятельности (на  схеме  он  обозначен  цифрой «I»), то
получим  первую  формулу, если  возьмем  отрезок, начинающийся  с  потребности
(цифра «2»), то получим вторую формулу*.

* Справедливости ради надо отметить, что, отдав предпочтение формуле Д —

П — Д, Л. Сэв  в  конце  своей  книги  тем  не  менее  признает  правомерность  и
важность в анализе человека другой формулы, а именно формулы П — Д — П. Это
признание  вполне  объяснимо, и  в  нем  не  следует  видеть  противоречия, ведь  для
Сэва, так же как для Леонтьева, было важно показать, что нет исходно заложенного
в человеке перводвигателя, предшествующего развертыванию самой деятельности.
Но  когда  мы  переходим  к  анализу  реального  плана  психологического  движения
деятельности, его актуальных форм, то становится  уже невозможным не признать
взаимосвязь, взаимо-

114

Возможность  кризисов, сбоев  в  развитии  деятельности, в  том  числе

деятельности, которая  нас  наиболее  интересует, т. е. личностно-значимой,
занимающей  важное  или  даже  ведущее  место  в  жизни  человека, является  не
одиозным  случаем, а  психологической  закономерностью; эта  возможность
заложена по сути в самой природе рассматриваемой цепи преобразований. Назовем
несколько  механизмов  таких  кризисов, но  прежде  выделим  два  основных
направления, два  вида  развития  цепи  преобразований. Один  условно  назовем

восходящим

 (он  обычно  характерен  для  нормального, продуктивного

формирования), другой—

нисходящим

 (он  свойствен  в  большей  степени

аномальным случаям).

Теперь о механизмах восходящего пути. Их в свою очередь два. Первый связан

с тем, что изменяющаяся  потребность  требует для  своего удовлетворения  все  но-


background image

вых  и  новых  средств, операционально-технических  возможностей  деятельности.
Наконец, может  настать  такой  момент, когда  возможности  эти  исчерпываются,
когда  в  наличии, в  сфере  реально  доступного, для  человека  не  оказывается
необходимых  для  осуществления  деятельности  средств, что  субъективно  иногда
очень  остро  переживается  как  состояние  неудовлетворенности, растерянности,
остановки, кризиса. Второй  тип  кризисных  состояний  связан  с  тем, что
деятельность, напротив, постоянно усложняется, разветвляется, приобретает такие
новые средства осуществления, операционально-технические возможности, что она
как  бы  перерастает  лежащую  в  ее  основе  потребность. Подобная  логика
возникновения  кризисов  нормального  развития (главным  образом  в  плане
расширения  связей  и  отношений) была  впервые  выявлена  в  рамках  теории
деятельности применительно к детскому возрасту в фундаментальных трудах А. Н.
Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Элько-нина, Л. И. Божович.и др.

Обратимся  теперь  к  тому  направлению  изменений  деятельности, которое

названо  нисходящим. Здесь  также  можно  обозначить  два  варианта. В  основе
первого

обусловленность рассматриваемых формул этого движения, поскольку, говоря

словами  самого  же  Л. Сэва, если  рассматривать  как  уже  данный  процесс
удовлетворения  развитых  человеческих  потребностей, то  здесь «каждый  момент
может быть взят за отправной по отношению к другому, и тогда схема потребность
— деятельность — потребность, П — Д — П, не  менее  законна, чем  обратная
схема,— деятельность — потребность — деятельность, Д — П — Д, так как одна
из них непрерывно соединяется с другой»

64

.

115


background image

 лежат  происходящие  вследствие  тех  или  иных  причин  искажение

потребностей, возрастание их принудительной силы и т. п., что ведет к перестройке
— часто  далеко  не  автоматической  и  не  бескризисной — соответствующих
деятельностей  по  удовлетворению  данных  потребностей. Причинами  кризисов
другого  типа  становятся  обеднение  деятельности, искажение  ее  структуры, что
приводит к перестройке потребностей и мотивов. (Ниже мы увидим, что примером
первого  типа  кризисов  могут  служить  изменения  деятельности  при  хроническом
алкоголизме, примером второго — изменения деятельности при эпилепсии *.)

Таким  образом, в  любой  отдельно взятой  деятельности возможно  усмотрение

действия  противоречий  между  ее  операционально-технической  и  мотивационно-
по-требностной  сторонами, что  позволяет  подойти  как  к  пониманию  внутренних
закономерностей, затруднений, кризисов  взрослой  жизни, где  не  происходит
видимой смены одной деятельности другой, так и к случаям фру-страций, разного
рода  отклонений  в  реализации  лич-ностно-значимых  деятельностей  детского  и
подросткового  возраста, когда  кризисные  явления  трудно  объяснить  лишь
взаимоотношениями  между  двумя  ведущими  типами  деятельности. Вместе  с  тем
для построения развернутой схемы преобразования деятельности не хватает одного
важного звена, которое отражало бы структуру самого кризисного состояния.

В самом деле, обобщая представленные выше варианты кризисов **, нетрудно

увидеть, что сбой в выде-

* Можно  искать  и  иные  пути  изучения  природы  кризисов. Так, согласно

выдвинутой В. Г. Асеевым системно-уровневой концепции детерминации развития
психики, возможны  двоякого  рода  противоречия: между  субъектом  и  внешними
условиями  протекания  деятельности, с  одной  стороны, и  между  отдельными
внутриличностными  образованиями — с  другой

65

. Интересным  является  и

описанный  В. С. Ротенбергом и В. В. Аршавским «синдром  Мартина Идена», ко-
торый  проявляется  тогда,  когда,  казалось  бы,  все  заветные  цели  достигнуты  и
человек находится на гребне успеха

66

. Целевая сторона оказывается исчерпанной,

а вместе с тем постепенно гаснут и мотивы, освещавшие и направлявшие все силы
на их достижение.

** Следует, видимо, специально  подчеркнуть, что  мы  не  вносим  в  понятие

«кризис» оценочную, только негативную окраску и не рассматриваем это явление
как  по  преимуществу  признак  аномального  развития, отклонения, болезненности.
Кризисы, переломы, скачки — обязательные  спутники  всякого  живого  развития.
Разумеется, в  зависимости  от  обстоятельств  эти  периоды  могут  проходить  по-
разному — сглаженно или резко, легко или обостренно, краткосрочно или долго-
временно, наконец, они могут иметь разный исход с точки зрения нрав-

116

ленной цепи преобразований возможен либо в звене П — Д, когда потребность

не может удовлетвориться прежним набором средств деятельности, либо в звене Д
— П, когда, напротив, изменившиеся  операционально-технические  возможности
перестают  соответствовать (перерастая  в  восходящем  и  обедняясь  в  нисходящем
пути) прежним  потребностям. Что  же  в  психологическом  плане  происходит  при
этих сбоях, какого рода состояния образуются?

Если  обратиться  к  внешним  проявлениям  кризисных  состояний, к  их

феноменологии, то  они, в  особенности  начиная  где-то  с  подросткового  возраста,