ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5414
Скачиваний: 19
значений, программ, образцов поведения, движение рассматриваемых
значений от житейских и разрозненных до научных и системных. Что касается
смысловой плоскости,
то
выше уже шла речь об ее уровнях, о борьбе двух
основных векторов, один из которых направлен к коллективному, общему,
всеобщему, а другой, противоборствующий — к частному, прагматическому, эго-
центрическому.
Исходя из представленного становится более понятной суть некоторых
распространенных в психологии подходов, их возможности и ограничения. Так,
если рассматривать личность как образование, целиком производное от культуры
(культурологические теории), то личность предстанет как некий слепок, сколок
культуры (проекция на плоскость значений), и тогда каждый человек, каждая
личность может быть в конечном итоге охарактеризована ходячей фразой
заголовка школьных сочинении: такой-то как типичный представитель своей
эпохи, места, окружения. Подход, разумеется, важный и правомерный. С этой
позиции можно объяснить фактически все многообразие личностных проявлений,
не исключая таких, как творчество и мораль, ведь и то и другое так же имеют
объективно существующие в обществе (т. е. предшествующие по отношению к
конкретному человеку) предпосылки, свое разработанное веками быгие и пути
достижения, зафиксированные, кристаллизованные, свернутые в знаках, значениях,
понятиях, символах, поучениях, правилах, представленных в той или иной форме,
будь то книга, писаный или неписаный закон, народный обычай, предрассудок дан-
ного времени и т. п.
Но этот подход имеет и свои ограничения, ибо оставляет в тени по крайней
мере два важнейших момента. Во-первых, активность человека по усвоению всех
этих знаков, навыков, норм и правил культуры и, во-вторых, возможность
нравственной свободы человека в его действиях, в способах, формах и уровнях
осмысления происходящего, без чего нельзя, в частности, понять, почему и как при
одних и тех же обстоятельствах, в одинаковых эпохах, «культурных нишах»
вырастают столь разные по своему личностному достоинству люди *.
v
Кроме того, следует помнить, что со знаками, установлениями, схемами
кулыуры связаны не одни высоты человеческого духа. Налицо также и
сковывающая роль культуры. «Бюрократизм культуры,— писал, например, М. А.
Лифшиц,— начиная с иероглифической
122
Другой весьма распространенный подход может быть уподоблен (в рамках
нашей условной модели) проекции личности на деятельностную, бытийную плос-
кость, и тогда личность начинает рассматриваться как субъект или даже как только
«момент деятельности». Это также чрезвычайно важный и плодотворный аспект,
подчеркивающий
деятельностную
природу
человека, значение
труда,
продуктивной деятельности для формирования и проявления личности.
Однако принятие лишь такого взгляда Ъпять-таки обнаруживает известную
недостаточность. Да, личность проявляет и формирует себя через деятельность, у
нее нет по сути других путей формирования и реализации себя. Но она не сводится,
не растворяется без остатка в любой из форм этой реализации, не сливается пол-
ностью и безраздельно с субъектом деятельности *, а составляет особое, системное,
прямо не сводимое к деятельности и прямо не выводимое из деятельности об-
разование, существенной характеристикой которого является нравственно-
ценностное (или ценностно-смысловое) отношение к происходящему. Образно
говоря, человек лишь как субъект каких-то отдельных видов деятельности не
всегда подлинный «хозяин» собственной личности в целом, а часто лишь ее
исполнитель, нанятый хозяином работник, которого нельзя полностью
письменности Египта и канцелярской мудрости шумерских писцов и кончая
«чернильной культурой», на которую жаловался Гердер, и омертвевшими
штампами средств информации более поздних времен,— страшная вещь... Нельзя
забывать, что общественное мышление воплощается не только в телевизионных
башнях, клубах, храмах и статуях или книгах. Оно воплощается и в «церебральных
структурах» людей особого типа, грамотеев, служителей культуры, «мозго-виков»,
образующих в каждой области мысли свою ничтожную монополию, свою
кастовую мафию». Поэтому «мы вовсе не обязаны всегда, без дальнейшего
анализа, без distingio, «я различаю», становиться на сторону общественных
воплощений»
71
. Но это distingio, это различение (иначе оно и немыслимо вовсе),
может быть лишь функцией чего-то, с самой культурой прямо не совпадающего, но
подразумевающего свободный и нравственный выбор, т. е. в нашем понимании —
функцией позиции личности.
* Б. Г. Ананьев писал по этому поводу, что в единой структуре человека
характеристика субъекта деятельности так или иначе взаимосвязана с
характеристиками человека как личности Однако совпадение личности и субъекта
относительно даже при максимальном сближении их свойств
72
. Другой психолог,
В. Г. Норакидзе, справедливо подчеркивает, что утверждения «личность есть
субъект деятельности» и «личность проявляет себя в каждый данный момент как
субъект деятельности» вовсе не равнозначны, не эквивалентны между собой
73
.
123
отождествлять с тем, кто будет (сейчас или, быть может, через много лет)
принимать и оценивать произведенную работу. Можно согласиться поэтому с Н. И.
Сардж-веладзе, который пишет, что «субъект деятельности в каждый конкретный
момент — преходящее явление;
фактически сколько деятельностей, столько и субъектов деятельности. Но за -
этим преходящим субъектом стоит относительно устойчивое и перманентное
образование, именуемое личностью. Личность, как относительно устойчивая и
перманентная система, имеет множество своих преходящих проявлений в виде
субъекта деятельности» .
Даже совершение одних и тех же действий, точнее, поступков (или
проступков), движимых сходными мотивами, не уравнивает пути и шансы
личностного развития, определяемого внутренним отношением к происходящему
(а чаще — к происшедшему), тем, как отразится поступок в ценностно-смысловой
плоскости сознания, с какими уровнями этой плоскости будет соотнесен, какой
урок сам человек (а не персонифицированная в его лице культура или преходящий
субъект деятельности) извлечет сейчас или по происшествии времени из слу-
чившегося. «Каждому,— свидетельствует писатель М. Ибрагимбеков,— если он
захочет вспомнить, будет за что краснеть, просыпаясь по утрам, будет за что
испытывать чувство стыда, но для одного эти плохие поступки в сумме составляют
опыт, благодаря которому он становится еще хуже, для другого — это раскаленная
решетка, на которой он корчится, но очищается и становится лучше...
Но
разница
между подлецом и достойным человеком в том, что они сделали разные выводы из
своих прегрешений»
75
.
Теперь о понимании личности как проекции на смысловую плоскость. Если
рассмотрение личности со стороны деятельности или усвоения значений, культуры
достаточно широко представлено в научной психологии, то психологическое
рассмотрение ее со стороны смысловой, нравственно-ценностной плоскости
разработано пока крайне недостаточно. Этим отчасти и объясняется то, что мы
уделили этой стороне особое внимание. Нами двигало при этом не только желание
в какой-то степени по мере сил способствовать заполнению некоторого пробела
общей психологии личности, но и сознание действительно особой значимости этой
плоскости для понимания сути человеческой личности, путей ее нормально-
124
го и аномального развития. Как мы пытались показать выше, главным в этой
плоскости (плоскости, по нашей классификации, собственно личностного
здоровья) становятся не успехи человека и его социальные роли, не сама по себе
его продуктивная деятельность, не характер, не темперамент (т. е. то, что можно по
преимуществу отнести к показателям индивидуально-психологического здоровья и
здоровья психофизиологического), а мера участия, заинтересованности,
пристрастности, проникновения его в нужды другого человека, общества,
человечества в целом. Если рассматривать человека лишь как индивидуальность,
то люди предстанут как бесконечно разные миры, становящиеся все более обо-
собленными, особыми, неповторимыми по мере их развития. Через восходящее
движение в нравственно-ценностной плоскости происходит реальное единение лю-
дей, приобщение к той, по словам А. Н. Леонтьева, не всегда видимой индивидом
подлинной человеческой действительности, которая не обосабливает человека, а
сливает его жизнь с жизнью других людей, их благом
76
. Сжато и точно сказано у
М. М. Пришвина:
«В знании общего дела есть сущность личности, потому что просто
индивидуум
знает только себя»
77
. Психология личности, не приобщенная к этому знанию, зако-
нам нравственного мира, будет по своей сути оставаться психологией «знающих
только себя» человеческих индивидов.
Однако и эта взятая сама по себе точка зрения не является исчерпывающей.
Проекция исключительно на данную плоскость может породить представление о
личности лишь как решающей и оценивающей те или иные нравственные
проблемы и коллизии; при этом бытие начинает рассматриваться только как
сценическая площадка, на которой вновь и вновь, на разной общественно-
исторической основе разыгрывается репертуар человеческих судеб.
Известны слова Л. Н. Толстого о том, что люди делают только вид, что воюют,
торгуют, строят, главное же, что они делают всю жизнь,— это решают нравствен-
ные проблемы. В противовес этому мнению .современная научная психология
чаще всего, напротив, либо старается вовсе игнорировать в своих исследованиях
нравственную сферу, либо рассматривает ее как некий довесок, добавок к
продуктивной деятельности и возникающим вокруг нее производственным
отношениям.
125
И тот и другой подход следует признать односторонним, высвечивающим
важную, 'но только одну сторону проблемы, поскольку, если воспользоваться
нашей моделью, в первом случае личность целиком и полностью проецируется на
смысловую, нравственно-ценностную плоскость, а во втором — на плоскость
бытийную, деятель-ностную.
Итак, понятно, что личность в целом не проекция на одну какую-нибудь из
представленных плоскостей, но системное образование, по-своему отражающееся в
каждой из них *. Если же попытаться все же обозначить принцип, который
является сквозным, связывающим всю систему, то для процесса формирования
личности таким принципом будет принцип деятельностного опос-редствования
78
.
Суть его заключается в производности личностных образований от реального
бытия субъекта и, следовательно, в необходимости при исследовании, воспитании,
коррекции личности выхода за рамки самих этих образований в мир реальной
жизни, в мир деятельностей, их опосредующих. Именно через совокупность
деятельностей, через бытие человека происходит присвоение культуры,
происходит удвоение значений (появление субъективного значения данного объек-
тивного значения), которое и порождает личностные смыслы человеческого
существования. Вне целенаправленной активности, не будучи освоенной
деятельностью, культура выступает для человека лишь разрозненным и
отчужденным набором значений, правил, норм и т. п. Проходя через деятельность,
опосредствуясь деятельностью **, эти значения приобретают смысл, порождают
особый внутренний план — нравственное сознание с присущими ему уровнями и
функциями.
* Отсюда, в частности, ход к типологии личностей: ведь, к примеру, на одной и
той же бытийной, деятельностной основе могут возникнуть существенно разные
нравственно-ценностные построения и развитая система значений может
сочетаться с низким смысловым уровнем (эгоцентризм, группоцентризм).
** Надо сказать, что именно понятие «опосредствование» было первоначально
центральной характеристикой деятельности у Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева
79
. В дальнейшем этот момент был несколько затушеван, а деятельность в ряде
трактовок стала представляться как самодовлеющая психическая реальность.
Видимо, как реакцию на такого рода перегиб можно рассматривать некоторые
недавние выступления в научной печати по поводу понятия «ведущая дея-
тельность». А. В. Петровский, например, считает, что это понятие вообще лишено
достаточных оснований, поскольку определяющим для развития является не какая-
либо ведущая деятельность, а тип
126
Итак, мир человеческой культуры предшествует личности и являет собой
неисчерпаемый источник возможностей,
депо смысловыражения.
Однако, прежде
чем стать смысловой, внутриличностной реальностью, значения должны быть
опосредствованы деятельностью, пройти через жизнь, бытие человека *, которое
представляет собой бесконечное в своих возможностях
депо смыслопорождения.
Если же попытаться коротко определить взаимосвязь всех трех плоскостей, то это
будет следующая формула: смысл есть прошедшее через жизнь (систему
деятельностей) человека значение.
Что
касается
практических, в
частности
воспитательных,