ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5413
Скачиваний: 19
могут быть описаны как особые психические состояния, состояния
неопределенности, как бы неопредмеченности, неструктурированности желаний
субъекта, невыраженности намерений и планов, их размытости, легкой смены
одного другим и т. п. Часто об этом состоянии можно сказать, что человек,
находящийся в нем, жаждет (порой очень страстно) того, чегв сам толком не знает,
чему не может дать однозначного описания. Подобное состояние, взятое как
фрагмент развития деятельности, может быть обозначено как
переходное
мотивационно-потребност-ное состояние.
Следует, однако, сразу заметить, что наше понимание потребностного
состояния отличается от его понимания А. Н. Леонтьевым. Согласно последнему,
уровень собственно психологического анализа начинается с потребности, которая
рассматривается как нужда, обретшая свой предмет или мотив. «Подобное
понимание мотивов,— пишет А. Н. Леонтьев,— кажется по меньшей мере
односторонним, а потребности — исчезающими из психологии. Но это не так. Из
психологии исчезают не потребности, а лишь их абстракты — «голые», предметно
не наполненные потребностные состояния субъекта»
67
. Тем самым потребностные
состояния фактически выводятся из сферы психологического анализа. На наш же
взгляд, психологический анализ переходных потреб-ностных состояний является
важнейшим условием пони-
ственно-ценностного развития, борьбы просоциальных и эгоцентрических
тенденций. Задача воспитания и психологической помощи — способствовать
созданию, с учетом возрастной специфики и индивидуальных отличий человека,
таких условий, которые обеспечивали бы наилучшие формы прохождения
кризисных периодов как со стороны общей нравственной направленности, так и со
стороны внешних проявлений и реакций.
117
мания реального движения деятельности. Эти состояния, в особенности
возникающие по ходу развития сложных общественно обусловленных видов
деятельности, не являются лишь «голыми» негативными состояниями субъекта.
Они имеют внутреннюю структуру и динамику, которые во многом определяют
выбор конкретного предмета — мотива деятельности. Наконец, психология не
вправе упускать эти состояния из сферы своего внимания, поскольку именно они
(что мы, в частности, увидим ниже, при анализе раннего алкоголизма) очень часто
являются наиболее опасными, ломкими моментами, в которых значительно
возрастает вероятность возникновения больших и малых отклонений в развитии
личности.
Достаточно схематично суть потребностного состояния (Спотр) можно
определить как состояние, которому отвечают не жестко закрепленные предметы, а
веер, вариация, целый круг достаточно разнообразных потенциальных объектов,
предметов (Пр1, Пр2, Прз, .... Прп) или:
Потребности же соответствует более или менее определенный предмет или
мотив, т. е. потребность — предмет (мотив), или П—Пр (М).
Лишь учитывая потребностное состояние, мы можем построить полную цепь
движения деятельности и отразить в этой цепи периоды кризисных явлений.
Начнем построение с переходного потребностно-мотивационного состояния, хотя
понятно, что и до него могла существовать некая цепь развития деятельности,
которая, однако, нарушилась вследствие действия одного из указанных выше
механизмов кризиса.
Потребностное состояние по самой своей сути не может длиться долго *, и
через некоторое время обычно
* Хотя встречаются в практике случаи, когда потребностное состояние
затягивается, что может переходить в особую личностную аномалию, требующую
тогда применения специальных психокоррек-ционных приемов.
118
происходит обнаружение, опробование действием того или иного предмета,
который представляется, видится субъекту в наибольшей степени отвечающим
данному моменту. Так осуществляется переход потребностного состояния в
качественно иной психологический ранг — ранг опредмеченной потребности, т. е.
потребности, нашедшей свой предмет — мотив *. Вслед за этим потребность через
найденный мотив побуждает к деятельности, в ходе которой она воспроизводится
и, как уже говорилось, несколько видоизменяется, толкая на новый, в свою очередь
измененный по сравнению с прежним цикл деятельности и т. д.; т. е. речь идет уже
о цепи преобразований, рассмотренной нами выше. В то же время внутренняя
логика трансформации потребности и деятельности может по одному из
представленных механизмов кризиса привести к фактическому разрыву данной
цепи, к возникновению нового потребностного состояния, ждущего своего
разрешения
68
.
Изобразим сказанное в виде итоговой схемы:
* Ожидание первой любви, грёзы о ней, пожалуй, наиболее яркий пример
потребностного состояния, переходящего затем в осознанную потребность.
Стендаль сравнивал это ожидание с солевым раствором, насыщенным до такой
степени, что на предмете, помещаемом в его среду, могут образовываться
кристаллы — чувства (мы ведь порой и говорим: «кристаллизация чувств»). То же
и в известных пушкинских строках:
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь,
И дождалась... Открылись очи;
Она сказала: это он!
119
В схеме этого движения можно условно выделить три основные стадии, или
зоны: 1 — зона переходного потребностно-мотивационного состояния, или зона
выбора предмета; 2 — зона первичного освоения и закрепления предмета в
качестве мотива, или зона мотивооб-разования; 3 — зона преобразования
потребности и деятельности.
Из сказанного следует ряд выводов. Так, если рассматривать человека как
существо деятельное, постоянно осуществляющее какую-либо деятельность, то
необходимо учитывать этапы, зоны движения этой деятельности. Состояние
смысловой сферы также существенно зависит от того, в какой стадии находится
деятельность. Можно говорить поэтому, например, о смысловой структуре
потребностного
состояния
или
смысловой
структуре
первичного
мотивообразования, т. е. о достаточно типичных для тех или иных периодов
становления
деятельности
смысловых
структурах. Разумеется, степень
«затронутое™» смысловой сферы, входящих в нее смысловых образований будет
существенно разной (в зависимости от отнесенности этих образований к тому или
иному уровню): действенные поля оказываются вовлеченными в перестройки куда
более непосредственно, чем высшие ценностные смысловые уровни. Это в свою
очередь порождает вопрос об изменяющихся соотношениях между высшими и
низшими уровнями смысловой сферы, между отражающимися в сознании структу-
рами идеальных (общих) и реальных (конкретных) целей. Приведенная схема
хорошо согласуется и с представлениями А. Г. Асмолова и В. А. Петровского о
чередовании в развитии деятельности этапов, где главенствуют установочные,
инерционные моменты и моменты ломки инерции, так называемой
«надситуативной активности» . Исходя из представленного легко увидеть, что
побуждения к «надситуативной активности» возникают не сами по себе, а как
следствия определенной логики развития деятельности, лежащих внутри ее дви-
жущих противоречий. Ниже мы еще вернемся к этим и другим
общепсихологическим выводам и постараемся показать их значение для
исследования аномалий личности и психокоррекционной работы, а сейчас
попытаемся увязать вместе, в единую систему те основные понятия, которые
рассматривались в этой главе.
120
6. КООРДИНАТЫ
«ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ»
Чтобы соотнести между собой введенные выше основные понятия,
воспользуемся следующей аналогией. Представим себе некоторое трехмерное
пространств&г-Если считать плоскостями этого пространства, во-первых,
деятельность, или, более обобщенно,
бытие
человека, определяемое как система
сменяющих друг друга деятельностей; во-вторых, значение, или, обобщенно,
культуру
как систему значений, программ, образцов, норм, правил и т. п. и,
наконец, в-третьих,
смыслы
как «значения значений», как динамические системы
сознания, несущие пристрастные отношения человека к действительности,
преображающие в сознании саму эту действительность, то личность можно
представить как некий предмет, идеальное «тело», существующее в этих
плоскостях и особым образом связанное, отражающееся в каждой из них *.
Очевидна условность такой аналогии, однако, приняв ее, мы сможем наглядно
показать соотношение рассмотренных в главе основных понятий, каждое из кото-
рых освещает разные аспекты развития личности. Деятельность, бытие отвечает в
основном на вопрос,
как
и
почему
происходит это развитие; обращение к плоскости
культуры — на вопрос,
для чего,
для каких целей, задач, для достижения каких
норм и образцов происходит развитие; наконец, плоскость смыслов соотносится с
вопросом,
ради чего
человек живет, ради чего осуществляются все эти «как»,
«почему», «для чего».
Каждая из этих плоскостей имеет и свои собственные параметры: говоря о
деятельности, необходимо иметь в виду меру ее внутренней сложности, опосред-
ствованности, стадии развития, широту связей и т. п.;
говоря о культуре — качество, развитие и взаимосвязи
• В. В. Давыдов считает, что исследования, связанные с изучением смысловых
образований, динамических смысловых систем относятся к сфере сознания, а не к
области личности
70
. С этим замечанием согласимся лишь отчасти. Действительно,
если брать системы смыслов сами по себе, то они суть составляющие сознания,
определяющие пристрастность отношений. Иное дело, однако, если рассматривать
эти системы во взаимосвязи с жизнедеятельностью человека в мире: тогда они,
точнее, сама эта взаимосвязь есть характеристика личности. Об этом единстве и
взаимосвязи и идет речь в нашей схеме, хотя понятна вся ее приблизительность в
отношении столь сложного предмета, каким является личность.
121