ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8412
Скачиваний: 53
71
высказываний носит описательный характер, таковых высказываний
встречается 63,7 % («учусь в, школе, хожу гулять на улицу, играю с
товарищами» и т. д.) (Рыбников Н. А., 1930, с. 42).
Рыбников не ограничивается только анализом документов, «По-
скольку детские жизнеописания носят по преимуществу фактический
характер, представляется возможным сравнить их с фактическим вре-
мяпрепровождением ребенка. Одновременно с собиранием детских
жизнеописаний мы вели собирания бюджета времени ребенка. Это
сравнение объективных данных о бюджете времени с субъективным
описанием времяпрепровождения показывает, что целый ряд момен-
тов, как неинтересных и неважных, ребята совершенно обходят, дру-
гие, наоборот, оттеняют. Так, школа и все связанное с ней ока-
зывается особенно действенной для ребенка, она занимает 39 % его
высказываний, тогда как в бюджете времени ее удельный вес не так
велик» (Рыбников Н. А., 1930).
Применял количественный анализ документов и психолог П. П.
Блонский, который проанализировал 190 собранных им «первых вос-
поминаний» учителей и студентов, а также 83 письменные работы
школьников (в основном 11-13 лет) на тему «Мое самое раннее воспо-
минание детства», в целях выявления характера первых вос-
поминаний (Блонский П. П., 1930).
Исследователь делает вывод, что содержанием 68 % воспомина-
ний взрослых и 74 % воспоминаний школьников является несчастье.
«Несчастье и страх - таковы основные мнемонические факторы», что
противоречит фрейдовской теории забывания как вытеснения непри-
ятного. Как видим, простой количественный анализ содержания по-
зволил Блонскому сделать весьма важное заключение. Однако проце-
дура этого анализа, как и у Рыбникова, не была изложена. При этом
вопросы процедуры и надежности полученных данных в значительной
мере снимаются тем, что все исследование, включая сбор первичной
информации, в те годы обычно проводил сам исследователь,: крупный
ученый, подобный Блонскому или Рыбникову. Тем не менее качест-
венно-количественное изучение содержания документов, проводимое
в 20-х годах в нашей стране, в целом нельзя назвать безусловно стро-
гим. Таковым оно тогда и не могло еще быть в силу объективного по-
ложения в эмпирических социальных исследованиях, методология ко-
72
торых только начинала складываться.
Тогда же в социолого-журналистских целях В. А. Кузьмичев про-
вел тематический анализ 12 еженедельных советских газет, использо-
вав ту же группировку содержания, что и известный исследователь
американской прессы тех лет М. Уилли: «I) политика, 2) экономика, 3)
культура, 4) сенсации (уголовщина, разоблачения и т. д.), 5) спорт,.
6) персоналии (об отдельных людях), 7) мнения (редакционные ста-
тьи, карикатуры), 8) просто интересный материал, для развлечения,
9) журнальный материал (рассказы, моды, кулинарии фотография и т.
д.), 10) смесь» (Кузьмичев В, А., 1930, с. 37-38). Как видим, в этом
случае своеобразная психодиагностика осуществляется уже на уровне
общественного сознания в различных социальных системах. .
Данные, полученные автором, показывают, что в советских га-
зетах на первых местах находились темы экономики и политики, а в
американских - журнальный материал и персоналии. Это красноре-
чиво, свидетельствует о различиях в направленности советских и аме-
риканских еженедельников. Как пишет Кузьмичев, «важнейшие для
воспитания широких масс материалы (политика и экономика) в аме-
риканской газете отходят на задний план перед оглушающим, раз-
влекающим читателя материалом (сенсации, моды, описание отдель-
ных персон и т. д.)» (Кузьмичев В. А., 1930).
В
качестве
примера
более
позднего
медико-
психодиагностического изучения документов можно привести темати-
ческий анализ содержания 4000 записанных сновидений здоровых и
больных людей, который осуществлялся В. Н. Касаткиным на протяже-
нии 30-50-х годов (Касаткин В. Н., 1967). При этом учитывались ос-
новные особенности качеств и условий жизни людей, сновидения ко-
торых изучались: возраст, пол, образование, специальность, состоя-
ние здоровья, семейное положение, родной язык и владение другими
языками, местожительство, биографические сведения, дата, содержа-
ние дня, предшествующего сновидению, и состояние испытуемого при
пробуждении.
Автор, в частности, нашел, что в «сновидениях взрослых людей
встречались элементы, связанные с работой, трудовой деятельностью
(специальностью), в 62,5 % всех сновидений; элементы быта, как то:
жилище, одежда, пища и т. п. - в 41,4 % всех сновидений; элементы,
73
связанные со здоровьем, — в 44,3 %; эпизоды из семейной жизни — в
38,6 %, сексуальные - в 8,0 % всех сновидений» (там же). Эти и дру-
гие данные позволили Касаткину оспаривать фрейдистскую теорию
сновидений.
Американскими исследователями контент-анализ стал использо-
ваться с 40-х годов и для определения психологических особенностей,
психических состояний личности и групп. Например, психологическую
структуру отдельной конкретной личности на основе анализа коллек-
ции личностных документов исследовали Г. Оллпорт (Allport G., 1942)
и А. Болдуин (Baldwin A., 1942). Психическую напряженность, пред-
суицидные состояния и мотивацию посредством анализа содержания
писем, записок, дневников пытались измерить Дж. Доллард и О. Мау-
рер (Dollard J., Mowrer О., 1947), Ч. бсгуд и Е.Уолкер (Osgood Ch,,
Walker Е., 1959).
В целях специфической психолого-политической диагностики
изучали различия в социальных ценностях у представителей США и
Германии К. Левин и X. Себалд (Lewin К., 1 947; Sebald H., 1962).
Первый исследователь анализировал американскую и немецко-фаши-
стскую литературу для юношества, а второй - песенники этих же
стран, изданные в 1940 г. В обоих исследованиях были обнаружены
явные различия в ценностных ориентациях, которые пропагандиро-
вались американскими и немецкими изданиями тех лет.
К подобного же рода анализу относится исследование использо-
вания эмоциональных стереотипов в газете «Чикаго Трибюн», оппо-
зиционно настроенной к президенту Рузвельту и его политике, про-
веденное в 30-х годах С. Сарджентом (Sargent S., 1939). Для выраже-
ния отношения к политике и практике рузвельтовского направления
газета использовала негативные стереотипы типа «диктатура, инкви-
зитор, регламентация, подачка», тогда как в газете «Нью-Йорк тайме»
в аналогичных случаях употреблялись термины: «контроль, рассле-
дователь, регулирование, помощь». Множественное сопоставление со-
ответствующих выражений и понятий в газетах выявило отношение
стоящих за газетами групп к определенным политическим лидерам,
партиям и явлениям.
Л. Лоуэнталь на основе количественного анализа биографий,
публикуемых в популярных журналах, показал, как изменялись цен-
74
ности и кумиры американского общества на протяжении первых четы-
рех десятилетий нашего века от «идолов производства» (бизнесмены,
менеджеры, банкиры и т. д.) к «идолам потребления» (певцы, кино-
звезды, спортсмены и т. п.) (Lowenthal L., 1950).
Многочисленные, зачастую спекулятивные, исследования были
проведены западными психологами и психоаналитиками для изучения
личностных особенностей писателей на основе контент-анализа их ли-
тературных произведений (особенно часто анализировались со-
чинения В. Шекспира и Ф. М. Достоевского).
Вместе с тем контент-анализ репрезентативных выборок про-
изведений художественной литературы и искусства может позволить
выявить обобщенные «характеристики и особенности авторов в зави-
симости, например, от социально-демографических признаков. Подоб-
ные статистические закономерности особенностей отражения людей и
социальной среды писателями были обнаружены нами при изучении
художественной прозы и портретной живописи» (Семенов В. Е., 1983).
Сошлемся и на контент-анализ эпизодов жестокости и агрессии в за-
падных и отечественных кинофильмах, выполненный под нашим руко-
водством Н. Н. Лепехиным и Ч. А. Шакеевой. Анализ выявил количест-
венное преобладание и более жестокий характер подобных эпизодов в
западных фильмах (Социально-психологические проблемы нравствен-
ного воспитания личности. Л., 1984).
С 50-х
годов
получает
распространение
качественно-
количественный анализ вербальной коммуникации в малых группах,
начатый Р. Бейлсом (следует отметить, что обычно такие исследования
принято относить к наблюдению, хотя речь, зафиксированная, напри-
мер, на магнитной ленте, становится уже документом). Посредством
анализа диалогов, деловых бесед, дискуссий в малых группах и пер-
вичных коллективах можно диагностировать стиль руководства, соци-
ально-психологический климат, конфликтность и т. п. (см., напр.:
Обозов Н. Н., 1979). Аналогичные возможности открываются для пси-
ходиагностики процессов и состояний при изучении массового вер-
бального поведения на улице, в транспорте, магазинах и т. д. (Se-
menov V., 1984).
Таким образом, опыт применения качественно-количественного
анализа различных документов демонстрирует его значительные воз-
75
можности для психодиагностики, причем как на уровне личности, так
и на уровне малых и больших групп. В качестве эмпирических объек-
тов изучения могут быть использованы личные документы (письма,
фотографии, дневники, автобиографии и т. п.), материалы групповой,
коллективной и массовой коммуникации (записи разговоров, дискус-
сий, совещаний, всевозможные уставы, приказы, объявления, газеты,
радиопередачи, реклама и т. п.), а также продукты деятельности лю-
дей, включая литературу и искусство.
Помимо самостоятельного применения или равноправного при-
менения в комплексе с другими методами контент-анализ может выс-
тупать и в качестве вспомогательной техники для обработки данных,
полученных посредством прожективных методик (например, ТАТ, тест
Роршаха), нестандартизованных интервью, открытых вопросов анкет и
т. п. (Логинова Н. А., Семенов В. Е., 1973; Столин В. В., 1982; Lindner
R., 1950; Hafner A., Kaplan A., 1960).
Следует подчеркнуть, что контент-анализ основан на принципе
повторяемости, частотности различных смысловых и формальных эле-
ментов в документах (определенных понятий, суждений, тем, образов
и т. п.). Поэтому данный метод применяется только тогда, когда име-
ется достаточное количество материала для анализа (представлено
много отдельных однородных документов, автобиографий, писем, фо-
тографий и т. д. или есть несколько и даже один документ, например
дневник, но достаточного объема). При этом интересующие нас эле-
менты содержания (единицы анализа) также должны встречаться в ис-
следуемых документах с достаточной частотой. В противном случае
выводы будут лишены статистической достоверности. Критерием здесь
служит закон больших чисел.
Не все виды документов пригодны для контент-анализа по при-
чине затруднений с формализацией их содержания. Иногда невозмож-
но задать четкие однозначные правила для фиксирования нужных ха-
рактеристик содержания (например, трудно или совершенно невоз-
можно формализовать описание лирического героя некоторых поэти-
ческих произведений).
Следовательно, объекты анализа должны удовлетворять требо-
ваниям статистической значимости и формализации.
Квантификация в контент-анализе от простого подсчета частот