Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8056

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

76

встречаемости  тех  или  иных  элементов-единиц  содержания  постепен-

но  эволюционировала  к  более  сложным  статистическим  средствам. В

частности, еще в 1942 г. А. Болдуином был предложен подсчет совме-
стной встречаемости слов в тексте (Baldwin А., 1942). В конце 50-х го-

дов Ч. Осгуд с сотрудниками обогатил контент-анализ методикой «свя-
занности  символов», в  которой  развивается  принцип  Болдуина, что

позволяет  обнаруживать  неслучайные, связанные  между  собой  эле-
менты содержания, представленные в специальных матрицах (Семенов

В. Е., 1983; Osgood Ch., 1959). В сущности, эта  методика  была  нача-
лом  введения  в  контент-анализ  корреляционной  техники, а  затем  и

факторного анализа.

Новым этапом в  развитии  контент-анализа стала  его компьюте-

ризация  в 60-х  годах. Ё  Массачусетском  технологическом  институте

появился «универсальный  анализатор» (The General Inquirer) - комп-
лекс компьютерных программ анализа текстовых материалов, при по-

мощи  которого  можно  подсчитывать  частоты  категорий  содержания
текста, получать различные индексы на основе совместного появления

этих категорий и т. д. (Stone Ph., Dunphy D., 1966). Подобным образом
были  исследованы  речи  двадцати  американских  президентов  при  их

вступлении на этот пост, редакционные статьи в газетах разных стран,
личные  письма, сочинения, вербальное  поведение  психически  боль-

ных людей и прочие материалы. С 70-х годов в США разрабатываются

стандартные  компьютерные  программы  анализа  разнообразных  доку-
ментов, которые предлагаются организациям и частным лицам (Сохоп

А., 1977), компьютерный контент-анализ развивается и в других стра-
нах (Deichelsel A., 1975).

Естественно, что использование компьютерных программ в кон-

тент-анализе  обеспечивает  этому  методу  явные  преимущества, зак-

лючающиеся в надежности получаемых данных и быстроте анализа, по
сравнению  с  ручным, выполняемым  людьми-кодировщиками, которые

подвержены  ошибкам  из-за  утомления  и  субъективных  факторов. Та-

ким  образом, трудоемкость  составления  программ  окупается  тем  ог-
ромным  объемом  содержания, которое  достаточно  быстро  и  надежно

можно  проанализировать  на  компьютере, а  также  освобождением  ко-
дировщиков от их чрезвычайно утомительного труда. В целом пробле-

мы  использования  машинного  контент-анализа  близки  общей  страте-


background image

77

гии  применения  компьютеров  в  эмпирических  социальных  исследова-

ниях. Важно  правильно  определить, когда  следует  воспользоваться

машинным, а когда ручным анализом, что зависит от задач исследова-
ния, от объема материалов, подлежащих анализу, от степени их фор-

мализуемости.

ГЛАВА 3 ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

3.1. РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ТЕСТОВЫХ НОРМ

Основные статистические принципы построения тестов достаточ-

но  полно  освещены  в  появившейся  в  начале 80-х  годов  на  русском
языке  литературе  по  дифференциальной  психометрике (Аванесов  В.

С., 1982; Анастази А., 1982; Гайда В. К., Захаров В. П., 1982). Тем не
менее в указанных руководствах центральная проблема психометрики

тестов  -  вопрос  о  тестовых  нормах  -  еще  не  получила  пос-
ледовательного освещения. Прежде всего это относится к руководству

известной представительницы американской тестологии А. Анастази.

В руководстве Анастази не получают достаточного критического

обсуждения  две  основополагающие  предпосылки  традиционной  за-
падной  тестологии: вопрос  о  применении  статистических  норм (кван-

тилей распределения баллов) в качестве диагностических норм и воп-

рос  о  сведении  всех  эмпирических  распределений  к  нормальной  мо-
дели. Ниже  эти  предпосылки  будут  проанализированы  в  контексте

краткой реконструкции системы основных понятий дифференциальной
психометрики.

Статистическая  природа  тестовых  шкал. Типичный  измери-

тельный  тест  в  психодиагностике - это  последовательность  кратких

заданий, или  пунктов, дающая  в  результате  ее  выполнения  испытуе-
мым  последовательность  исходов, которая  затем  подвергается  одно-

значной  количественной  интерпретации. Примеры  интерпретации  в

интеллектуальных  тестах, состоящих  из  отдельных  задач: «правиль-
ное  решение», «ошибочное  решение», «отсутствие  ответа» (пропуск

задачи  из-за  нехватки  времени). Примеры  интерпретации  в  случае
личностных  опросников, состоящих  из  высказываний, предлагаемых

для  подтверждения  испытуемым: «подтверждение» (ответ «верно»),


background image

78

«отвержение» (ответы «не согласен», «неверно»).

Суммарный  балл  по  тесту  подсчитывается  с  помощью  ключа:

ключ  устанавливает  числовое  значение  исхода  по  каждому  пункту.
Например, за  правильное  решение  задания  дается «+1», за  непра-

вильное решение или пропуск - «О». Тогда балл буквально выражает
количество правильных ответов.

Исход по отдельному заданию подвержен воздействию не только

со  стороны  измеряемого  фактора - способности  или  черты  личности

испытуемого, но  и  побочных  шумовых  факторов, которые  являются
иррелевантными  по  отношению  к  задаче  измерения. Примеры  слу-

чайных факторов: колебания внимания, вызванные неожиданными от-

влекающими событиями (шум на улице, стук в дверь и т. п.), трудно-
сти в понимании смысла задания (вопроса), вызванные особенностями

опыта  данного  конкретного  испытуемого, и  т. п. Последовательность
исходов  оказывается  последовательностью  событий, содержащей  по-

стоянный и случайный компоненты. Как известно, основным приемом,
позволяющим устранить искажающее влияние случайных факторов на

результат (суммарный  балл), Является  балансировка  этого  влияния  с
помощью  повторения. При  этом  фактически  предполагается, что  по-

вторение  обеспечивает  рандомизацию (случайное  варьирование) не-
контролируемого фактора, в результате чего при суммировании исхо-

дов Положительные и негативные эффекты случайных факторов взаи-

мопоглощаются (о  механизме  рандомизации  см.: Готтсданкер  Р.,
1982).

В оптимальном тесте набор и последовательность заданий орга-

низуются  таким  образом, чтобы  повысить  долю  постоянного  компо-

нента и сократить долю случайного в величине суммарного балла. Тем
не менее, несмотря на различные статистические ухищрения, суммар-

ный балл в психологических измерениях содержит несравненно боль-
шую  долю  случайного  компонента, чем  в  обычных  физических  изме-

рениях. В  силу  этого  суммарный  балл  оказывается  определенным

лишь в известных пределах, заданных ошибкой измерения.

Для  того  чтобы  оценить  эффективность, дифференциальную

ценность  всей  процедуры  измерения, необходимо  соотнести  размеры
ошибки  измерения  с  размерами  разброса  суммарных  баллов, вызван-

ных индивидуальными различиями в измеряемой характеристике меж-


background image

79

ду  испытуемыми. В  терминах  Статистики  речь  идет  о  сравнении  так

называемой  истинной  дисперсии  распределения  суммарных  баллов  с

дисперсией  ошибки. Именно  этим  обусловлен  необходимый  интерес
психометристов  к  распределению  суммарных  баллов. Поэтому  анализ

распределения  необходим  не  только  при  использовании  статистиче-
ских норм, но и в случае абсолютных и критериальных норм.

Как известно, частотное распределение суммарных баллов име-

ет  удобную  графическую  интерпретацию  в  виде  кривых  распределе-

ний:  гистограммы  и  кумуляты  (см.,  в  частности,  удачное  популярное
введение  в  описание  распределений  в  книге: Кимбл  Г., 1982, с. 55-

70). В случае гистограммы по оси абсцисс откладываются «сырые оч-

ки» -первичные показатели суммарных баллов, возможных для данно-
го  теста, по  оси  ординат - относительные  частоты (или  проценты)

встречаемости баллов в выборке стандартизации (Анастази А., 1982, с.
66). Как  известно, для «колоколообразной» кривой нормального  рас-

пределения  дисперсия  визуализируется  как  параметр, ответственный
за «распластанность» графика плотности вероятности (теоретического

аналога эмпирической кумуляты) вдоль оси X. Чтобы визуализировать
дисперсию  ошибки  измерения, нужно  было  бы  многократно  провести

тест  с  одним  испытуемым  и  построить  графическое  распределение
частот его индивидуальных баллов (рис. 1).

Очевидно, что дифференцирующая способность теста сводится к

нулю, если  кривые, иллюстрирующие «истинную» и «ошибочную»
дисперсии» совпадают. Как  видим, анализ  распределения  тестовых

баллов необходим уже для анализа надежности теста (см. раздел 3.2).

Проблема меры в психометрике и свойства пунктов теста. В фи-

зических измерениях калибровка шкалы производится на основе кон-
троля  за  равномерным  варьированием  измеряемого  свойства  в  эта-

лонных  объектах. Носителем  меры  является  эталон- физический  объ-
ект, стабильно сохраняющий заданную величину измеряемого свойст-

ва. В дифференциальной психометрике такие физические эталоны от-

сутствуют: мы не располагаем индивидами, которые были бы постоян-
ными носителями заданной величины измеряемого свойства.


background image

80

Рис. 1.Соотношение  индивидуальной  и  общей  вариации

тестовых баллов

Роль  косвенных  эталонов  в  психометрике  выполняют  сами  тес-

ты: в  том  смысле, в  каком  трудность  задач можно рассматривать  как

величину, прямо пропорционально сопряженную со способностью (чем

труднее задача, тем выше должен быть уровень способности, требуе-
мый  для  ее  решения). Аналогом  понятия «трудность» для «ли-

вопросов»

1

  опросника является «сила»: более «сильные» высказыва-

ния (в  логическом  смысле) вызывают  подтверждение (согласие) у

меньшего  числа  испытуемых. Ни  трудность, ни  силу  пунктов  теста
нельзя  выявить  иначе, чем  с  помощью  проведения  теста. Операцио-

нальным определением трудности оказывается «процентильная мера»:
процент испытуемых, справившихся с заданием теста (или ответивших

«верно» на «ли-вопрос»). Чем меньше процент, тем выше трудность.

Кривая распределения тестовых баллов отражает свойства пунк-

тов, из  которых  составлен  тест. Если  кривая  имеет  правостороннюю

асимметрию, то  в  тесте  преобладают  трудные  задания; если  кривая
имеет  левостороннюю  асимметрию, значит, большинство  пунктов  в

тесте - легкие (слабые) (рис. 2).

Рис. 2.Асимметрии распределения тестовых баллов

1

 «Ли-вопросы» - это вопросы, содержащие высказывания, с которыми испытуемый должен ли-

бо согласиться, либо не согласиться.