Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8096

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

176

ме так называемых уравнений эффективности: весовые коэффициенты

перед  сокращенными  техническими  обозначениями  факторов 16PF

указывают  на вклад  фактора  в  прогноз эффективности  соответствую-
щей профессиональной деятельности.

«Эффективный  продавец» = 0,44А - 0,33

L

- 0,44Q2 +

0,22h - 0,22E -  0,22Q4

«Психотерапевт» = O72A + 0,29В + 0,29H + 0,29,N
«Психодиагност» = 0,31A + 0,78В + 0,47N

«Полицейский» = - 0,47A - 0.35F - 0,35I + 0,23Q2 + 0,23Q3.
Читателю  предоставляется  возможность  самостоятельно  проин-

терпретировать эти профили, пользуясь табл. 7, содержащей краткую

интерпретацию указанных факторов 16PF.

Тест-опросник 16PF. История создания и методы, лежащие в ос-

нове 16PF, изложены  в  достаточно  обширной  литературе (Мельников
В. М., Ямпольский  Л. Т., 1985; наиболее  подробное  пособие, самое

полное  англоязычное  руководство:  Cattell  R.  et  al.,  1970).  Обычно
процедура  теста  предполагает  проведение  двух  сеансов-обсле-

дований: вначале  с  использованием  одной  формы  теста (А, С, Е - по
уровню  образования),  затем,  как  правило,  в  другой  день  -  соответ-

ствующей  параллельной  формы (В, D, Г). Наиболее  часто  применя-
емые формы А и В включают перечень из 187 вопросов, отнесенных к

одному  из 16 факторов. В  письменном  варианте  для  проведения  тре-

буются комплект тестовых буклетов с инструкцией испытуемому и спи-
ском вопросов, стандартные ответные листы, позволяющие применять

ключи в виде трафаретки. Один сеанс, как правило, отнимает у испы-
туемого не менее 50 мин. А психодиагносту требуется еще 10-15 мин

для  подсчета  16  тестовых  баллов,  их  перевода  в  стены  и  подсчета  4
вторичных факторов. Оперативность подсчета значительно повышает-

ся с применением компьютера на линии тестирования.

Несмотря на то что российскими психологами накоплен большой

опыт  исследовательского  и  практического  применения  теста 16PF, до

недавнего времени пункты опросника не подвергались полной психо-
метрической адаптации. Одна из первых попыток полной компьютери-

зации  и  психометрической  адаптации  этого  теста  была  осуществлена
А. Г. Шмелевым  и  В. И. Похилько. В  результате  применения  компью-

терной  программы  анализа  корреляций  ответов (на  пункт) с  суммар-


background image

177

ным баллом были выявлены 45 вопросов исходной переводной версии

16PF (переводчики -И. М. Палей, М. С. Жамкочьян), которые не обла-

дали  значимой  корреляцией  с  релевантным  фактором  ни  в  одной  из
использованных  для  анализа  выборок (студенты  разных  специально-

стей, больные, работники  транспорта, спортсмены, пожарники  и  др.).
Строго говоря, ключ по этим вопросам был некорректным.

К исходным 187 были добавлены специально разработанные 97

вопросов, предназначенных для  компенсации недостающих  пунктов  в

соответствующих  шкалах. Под  нашим  руководством  А. Соловейчиком
было  обследовано 120 человек  в  анонимной  ситуации (испытуемые

вводили с клавиатуры псевдоним или произвольный цифровой код) и

170 человек -в  административной  ситуации (студенты  МГУ  вводили  в
память компьютера номер зачетной книжки или студбилета).

Испытуемые  в  ходе  обследования  имели  высокую  мотивацию,

ибо после опроса получали немедленную обратную связь - сообщения

об  особенностях  их  характера  по  сравнению  с  другими. Это  очень
сильно стимулировало самоотдачу и аккуратность испытуемых. Оказа-

лось,  что  в  компьютерном  варианте  из  45  вопросов,  не  обладающих
диск-риминативностью  в  брошюрном  варианте, 15 вопросов  обнару-

жили  удовлетворительную (статистически  достоверную  на  уровне
р<0,01) дискриминативность - значимую  корреляцию  с  суммарным

баллом по релевантной шкале (табл. 7).

По  результатам  обследования  с  помощью  статистического  ана-

лиза  пунктов  среди  дополнительных 97 удалось  выявить 30 пунктов,

обладающих  необходимыми  корреляциями  с  теми  шкалами, для  ко-
торых не хватало психометрически корректных вопросов.

Пользователям, желающим применить методику 16PF в разрабо-

танном варианте, необходимо учесть следующее:

1) психометрическая адаптация с расчетом ключей и норм про-

изводилась  на  популяции  студентов  при  использовании  компью-

теризованного варианта методики с интерпретирующей обратной свя-

зью;

2) профиль характера по 16 факторам, построенный с помощью

одной  формы  А, дает  основания  только  для  выдвижения  диагности-
ческих  гипотез, нуждающихся  в  проверке  с  помощью  независимого

диагностического  инструмента (работа  над  психометрической  адап-


background image

178

тацией формы В в настоящее время продолжается);

3)  для уточнения профиля полученные стены следует корректи-

ровать  с  помощью  особой  машинной  процедуры  поправок  с  учетом
связей между шкалами.

Таблица 7

Следует помнить о том, что первичные 16 личностных факторов


background image

179

не являются статистически независимыми: имеют место значимые ста-

тистические  корреляции  между  факторами. Например, испытуемый,

получивший высокий балл по фактору О («интропунитивность», «про-
ницаемость границ Эго»), в 75 % случаев должен получить и высокий

балл по  фактору Q4 («напряженность  базальных  потребностей»). Это
обусловлено тем, что данные факторы с высокими нагрузками входят

в  интегральную  черту  темперамента «тревожность» или «нейротизм».
Точно  так  же «доминантность» (+E) коррелирует  со «смелостью»

(+H/), «сила  Суперэго» (+G) - с «самоконтролем» (+Q

3

)> «чувстви-

тельность» (+I) -с «мечтательностью» (+М), «консерватизм» (-Q

1

) - с

«конформизмом» (-Q

2

). Все  эти  корреляции  обусловлены  существова-

нием  описанных  выше  базисных  черт, интегрирующих  индивидные
черты в определенные блоки - вторичные факторы.

Полная система поправок  представляет собой  матрицу коэффи-

циентов  линейной  регрессии 16x16 между  всеми  факторами, а  скор-

ректированный балл по i-му фактору рассчитывается подстановкой на
место  переменных  Х

1

,  Х

2

 ..., Х

16

, в  уравнении  множественной  рег-

рессии стенов по соответствующим факторам:

Y=ß

1

x

1

2

x

2

+ …+ß

i

x

i

16

x

16

s

где у - скорректированный балл;

ß

i

 - регрессионные веса, вычисленные на компьютере.

Применение такой процедуры поправок требует 16-кратного вы-

числения правой части в приведенном уравнении. Это обстоятельство
требует  от  пользователя тестов  применения  компьютера для  коррект-

ного  построения многомерного профиля черт. Если  примитивный  спо-
соб  подсчета  баллов  еще  может  быть  использован  в  ходе  консульта-

тивной индивидуальной работы с испытуемым (тест 16PF в этом случае
-не более, чем подспорье в выдвижении и проверке эвристических ги-

потез, основанных  на  материалах  беседы  и  наблюдения), то  при  по-

пытках  принятия  каких-либо  программ  вмешательства, основанных
только  на  баллах  теста  и  количественном  числовом  прогнозе  эффек-

тивности, необходимо выполнять все требования психометрики.

Надежность шкал 16PF существенно возрастает при использова-

нии  для  каждого  пункта  многомерного «ключа-вектора». Дело  в  том,


background image

180

что  большинство  пунктов 16PF (как  и  других  многомерных  опросни-

ков) имеет значимые корреляции не с одним, а с несколькими факто-

рами. Приведем  примеры, полученные  по  эмпирическим  данным  опи-
санного исследования.

1. Утверждение: «Я  считаю, что  самую  скучную  повседневную

работу  нужно  доводить  до  конца,  даже  если  кажется,  что  в  этом  нет

необходимости» - вызывает  подтверждающий  ответ  у  испытуемых, у
которых  статистически  выявлены  следующие  факторы: +G (корреля-

ция +0,32), -Н (-0,22), -I (-0,37), -L (-0,30), -М(-0,21), -Q

2

 (-0,25), +

Q

3

  (+0,29),  т.  е.  с  ним  могут  согласиться  испытуемые,  обладающие

разными  чертами: «совестливостью», «робостью», «практицизмом»,

«доверчивой  исполнительностью», «реалистичностью», «конформиз-
мом», «высоким самоконтролем». На одном эмпирическом индикаторе

в  данном  случае  конвергируют 7 факторов - пример  множественной
причинности  определенного  поведенческого  проявления: за  одним-

поступком стоят разные черты у разных людей,

2.  Утверждение: «Иногда  совсем  незначительные  препятствия

очень сильно раздражают меня» - коррелирует с «эмоциональной не-
стабильностью» (-С, корреляция -0,40), «распущенностью» (-G, -

0,25), «робостью» (-H, -0,24), «подозрительностью» (+L, +0,26),
«проницаемостью» (+О, +0,26), «импульсивностью» (-Q

3

, -0,50), «на-

пряженностью» (+Q

4

, +0,48).

3. Утверждение: «Предчувствие, что меня ожидает какое-то на-

казание, даже если я не сделал ничего дурного, возникает у меня час-

то» - коррелирует с «нестабильностью, слабостью» (—С, -0,44), «бес-
совестностью» (-G, -0,32), «робостью» (-H, -0,25), «интропунитив-

ностью» (+0, +0,19), «неорганизованностью» (-Q

3

> -0.3 5), «напря-

женностью» (+£>

4

, +0,31).

Здесь,  как  и  в  предыдущем  примере,  вклад  фактора  G  понима-

ется  лучше, если  прибегнуть  к  смысловой  инверсии: «совестливые»

люди (+G) не говорят о том, что их раздражают «незначительные пре-

пятствия»,  что  «их  ожидает  наказание»,  так  как  они  не  допускают
мысли о таких поступках и возможностях. Два последних примера по-

казывают  вероятность  довольно  редкой  встречи  такой  комбинации
черт, как «совестливость» и «смелость». По отношению к этим индика-

торам  более «бессовестными» оказываются «трусы». Чаще  же  встре-