ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8456
Скачиваний: 53
181
чается обратная комбинация, как в нижеследующем примере.
4. Утверждение: «Обо мне правильнее сказать, что я скорее
вежливый и спокойный, чем энергичный и напористый» - коррелирует
с «подчиненностью, ведомостью» (-Е, -0,47), «совестливостью» (+G,
+0,25), «робостью» (-H, -0,45), «доверчивостью» (-L, -0,29), «консер-
ватизмом»
(-Q, -0,23), «групповой зависимостью» (-Q
2
, -0,27).
Это перекомбинирование факторов в разных эмпирических ин-
дикаторах иллюстрирует общую закономерность, важную для теории:
точно так же и частные черты могут перекомбинироваться в рамках
одних и тех же интегральных черт. Например, в одних случаях высо-
кий «самоконтроль» (+Q
3
) может сочетаться с «радикализмом» (+Q
1
),
в других случаях - с «консерватизмом» (-Q
1
,). Эта комбинация - ре-
зультат взаимодействия конституциональных черт индивида, требо-
ваний внешней (предметной и социальной) среды и личностного стиля
решения проблем.
Приведенные выше примеры иллюстрируют на конкретном ма-
териале отдельных вопросов факт взаимодействия отдельных шкал
16PF. Это взаимодействие и обусловливает необходимость корректи-
рующих поправок с использованием матрицы регрессионных весов
16x16. Таких поправок можно избежать, если использовать более
сложный (и громоздкий, так как для каждого фактора требуется от-
дельная трафаретка) «вектор-ключ», позволяющий учитывать вклад
ответа на один вопрос в несколько факторных шкал. В этом случае
каждый фактор обеспечивается не десятью, тринадцатью, а сразу не-
сколькими десятками пунктов, что резко повышает надежность. По-
лученные нами результаты показывают, что в этом случае для всех
шкал, кроме L, N, Q
1
, тета-надежность (см. формулу 3.2.11) значи-
тельно превышает 0,90. Надо отметить, что и в англоязычном вари-
анте теста указанные три фактора отличаются минимальной надеж-
ностью-согласованностью (как и надежностью по критерию парал-
лельных форм). Это обусловлено сильным сцеплением данных фак-
торов в индивидуальном сознании с «социальной желательностью».
Интерпретация факторов приведенных в табл. 7 отражает моди-
фицированный набор дескрипторов, употребляемых Р. Кеттеллом и его
последователями и извлеченных из результатов анализа субъективных
182
оценок (Cattell R. et al., 1970; Гильяшева И. Н., 1983; Мельников В.
М., Ямпольский Л. Т., 1985). Модификация была направлена на мак-
симально возможное устранение оценочного смысла. Эта работа опи-
ралась на результаты экспериментов с использованием ин-
терпретирующей обратной связи (свыше 200 испытуемых). Компьютер,
подсчитав суммарные баллы по факторам, сразу после окончания тес-
тирования сравнивал баллы с границами «нормы»: если балл оказы-
вался выше границы M+S, то на дисплее высвечивалось сообщение с
позитивного полюса фактора, если балл находился в границах от М-S
до M+S, то сообщение по данному фактору не входило в «послание»,
если балл оказывался ниже границы M-S, то в «послание» вводилось
сообщение с негативного полюса фактора.
Относительно каждой строки «послания» (сообщение по одному
фактору) компьютер задавал испытуемому вопрос: «Подходит или не
подходит данное сообщение, по Вашему мнению? (введите «нет», если
вы не согласны хотя бы с одной из характеристик)». Собранная стати-
стика «отвержений» по каждому фактору позволяла оперативно мо-
дифицировать интерпретирующие сообщения в направлении вырав-
нивания процента отвержений с каждого полюса каждого фактора. В
результате усовершенствованные сообщения обеспечивали статисти-
чески незначимые различия в процентах «отвержений» (и минимиза-
цию отвержений -меньше 50 % для каждого сообщения). Данная мо-
дификация имеет принципиальное значение для использования теста
16PF для нужд консультативной практики, предполагающей со-
вместное обсуждение психологом и клиентом тех внешних и внут-
ренних причин, которые породили трудности клиента.
Кроме того, полученный массив данных является источником по-
вышения валидности методики. Как показали исследования, более ус-
тойчивыми во времени оказываются те черты, которые сам испытуе-
мый подтверждает у себя в эксперименте с интерпретирующей об-
ратной связью - с использованием так называемого психологического
фидбэка»
1
(Kenrick D., Stringfield D., 1980).
Будущие перспективы использования теста 16PF - в получении
универсальных тестовых норм, в обеспечении параллельных форм, во
1
Обратная связь.
183
введении «векторных» ключей, в сопряжении (на уровне коэффи-
циентов взаимного перевода) с родственными методиками. Но главное
направление - концептуальное углубление психологического смысла
интерпретирующей системы черт.
Патохарактерологическая диагностика. Тест 16PF удобен для
использования в немедицинских психологических учреждениях - он не
отпугивает клиента имплицитным психопатологическим содержанием
вопросов, не вызывает акцентированной категоризации ситуации ди-
агностики как ситуации экспертизы.
Большинство других применяемых многомерных тест-опросни-
ков в большей или меньшей степени «замешано» на патохарактероло-
гическом описании: содержание вопросов информирует испытуемого о
возможной направленности диагностики как диагностики психических
нарушений.
Кратко перечислим основные методики такого типа.
MMPI (ММИЛ в модификации Березина Ф. Б., СМИЛ в модифи-
кации Л. Н. Собчик) - методика многостороннего исследования лич-
ности. Представляет собой стандартизацию беседы пациента с пси-
хиатром (а не клиента с психологом!). Тринадцать диагностических
шкал и три возможных перечня по степени надежности измерения и
длительности обследования:
СМИЛ (стандартизованная методика исследования личности -
Собчик Л. Н., 1971; Собчик Л. Н., Лукьянова М. Ф., 1978). Включает
566 вопросов (550 оригинальных и 16 дублированных). Дает возмож-
ность диагностировать 13 основных и до 200 дополнительных шкал
(«Handbook for MMPI», 1970). В СССР известны компьютеризованные
варианты СМИЛ - с использованием компьютера при обработке и ин-
терпретации данных (см., в частности, Гильяшева И. Н., 1983). Мето-
дика наиболее близка международному стандарту MMPI. но громоздка
и сама по себе сильно воздействует на испытуемого по типу «экспер-
тизы психических нарушений».
ММИЛ (Березин Ф. Б. и др., 1976). Включает 377 вопросов и да-
ет возможность надежно диагностировать 13 основных шкал. Для дан-
ной модификации проведен более значительный объем работ по пси-
хометрической адаптации (стандартизация, валидизация по известным
критериальным группам).
184
Минимульт (Зайцев В. П., 1981). Включает 86 вопросов и обес-
печивает приближенную экспресс-диагностику наиболее акцентиро-
ванных (у данного испытуемого) шкал из основного набора в 13 шкал.
Психометрическая адаптация - неполная.
Факторный анализ пунктов ММИЛ (Ильин В. И., Похилько В. И.,
1984) показал наличие в этом перечне, наряду с факторами «нейро-
тизм» и «экстраверсия», интегрального фактора «психотизм», регист-
рирующего уровень «психопатизации» независимо от уровня «невро-
патизации». Инструкция на фальсификацию «социальной желатель-
ности» изменяет балл «психопатизации» очень значительно.
ПДО - патохарактерологический диагностический опросник
(Личко А. Е., Иванов Н. Я., 1976,1981). Разрабатывался на материале
подростков-психопатов. Взаимосвязан с теорией акцентуированных
типов личности (Леонгард К., 1981) и с теорией личности как системы
отношений (Мясищев В. Н., 1960). Одиннадцати шкалам соответствуют
эмпирически выделенные типы акцентуации: гипертимный, циклоид-
ный, эмоционально-лабильный, астеноневротический, сенситивный,
психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неус-
тойчивый, конформный. Брошюрный вариант ПДО по перечню вопро-
сов приближается к СМИЛ, но от испытуемого требуется сокращенный
выбор из групп вопросов, собранных «тематическими» блоками: само-
чувствие, настроение, отношение к спиртным напиткам, сексуальные
проблемы и т. п. Нормы и ключи определены на популяции подростков
в условиях клинического обследования.
ПДТ - психодиагностический тест Л. Т. Ямпольского (Мельников
В. М., Ямпольский Л. Т., 1985). Включает 174 вопроса, сгруппи-
рованных в 14 шкал:
десять первичных шкал: невротизм, психотизм, депрессия, сове-
стливость, расторможенность, общая активность, робость, общитель-
ность, эстетическая впечатлительность, женственность;
четыре вторичные шкалы: психическая неуравновешенность
(объединяет первичные шкалы 1,2 и 3), асоциальность (4 и 5), интро-
версия (6, 7 и 8), сенситивность (9 и 10). Шкалы отобраны на основе
«экстремальной группировки» пунктов по результатам совмещенного
применения СМИЛ и 16PF на испытуемых-спортсменах. Интерпретацию
шкал автор связывает со структурными моделями личности Ананьева
185
Б. Г., 1968 и Ковалева А. Г., 1965. Следует обратить внимание на
спорное, с нашей точки зрения, концептуальное «оборачивание» ие-
рархии черт, предлагаемое Л. Т. Ямпольским: более локальные черты
объявляются «индивидными», более интегральные - «личностными».
По-видимому, это не только терминологическое недоразумение, но ре-
зультат различий алгоритмов «экстремальной группировки» (Бравер-
ман Э. М., Мучник И. Б., 1983) и алгоритма факторного анализа пол-
ной матрицы интеркорреляций пунктов, используемого в исследовани-
ях А. Г. Шмелева и В. И. Похилько (Шмелев А. Г., Похилько В. И.,
1985). «Экстремальная группировка» дает относительно более ло-
кальные классы на множестве пунктов, и это не позволяет исследова-
телю увидеть глобальные факторы. Тем не менее обращает на себя
внимание соответствие четырех вторичных шкал Л. Т. Ямпольского
факторам: «невротическая дезадаптация», «социальная желатель-
ность», «экстраверсия» (как сила по возбуждению), «кортикальный
контроль», рассмотренным выше. Это тем более не позволяет согла-
ситься с интерпретацией данных факторов как личностных, так как
здесь проявляется скорее взаимодействие конституциональных
свойств с ситуационно-рефлексивной тактикой выполнения теста
(фактор «асоциальность» фактически не что иное, как шкала лжи,
особенно легко фальсифицируемая испытуемыми в ситуациях экспер-
тизы).
Диагностика ситуационно-рефлексивных черт личности. Основ-
ной недостаток перечисленных выше методик - дефицит валидности
вследствие недоучета тактики испытуемого. Тест-опросники черт, как
правило, строятся на допущении квазиобъективного характера тесто-
вых шкал: факторысчитаются параметрами объекта. Но испытуемый
реализует встречную когнитивную активность, мысленно налагает на
эмпирические индикаторы собственные различения, собственные
субъективные шкалы, обусловленные индивидуально особенным ус-
воением житейской психологии. Учет этих принципиальных особен-
ностей механизма стандартизованного самоотчета отражен в «субъек-
тном подходе к анализу данных» (Шмелев А. Г., 1982). Ситуационной
актуализацией «личностных конструктов» обусловлены все ситуаци-
онные искажения (Cattell R. et al., 1970), Эти искажения отражают со-
держание социально-ролевой и индивидуальной позиций испытуемого