ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8460
Скачиваний: 53
191
ГЛАВА 5 ПСИХОДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ
5.1. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ
Актуальность работ по психологической диагностике способно-
стей определяется в первую очередь большой практической значимо-
стью этой проблемы. Существующее в обществе разделение труда,
продолжающаяся его дифференциация, неуклонное увеличение числа
профессий повышают важность изучения способностей и склонностей
человека в отношении разных видов деятельности. Такие области
практики, как профессиональная ориентация и консультация, профот-
бор и размещение кадров по рабочим постам, производственное обу-
чение, требуют разработки и применения надежных, действенных,
прогностичных методов диагностики уровня развития способностей.
Такие методы необходимы также для ранней диагностики одаренности
детей, выявления у них творческих, музыкальных, художественных и
других способностей. Психодиагностика способностей имеет выражен-
ную гуманистическую направленность, поскольку способствует выбору
наиболее подходящих возможностям и склонностям человека профес-
сий, путей и способов построения обучения с учетом индивидуальных
особенностей. Все это существенно влияет на формирование положи-
тельной профессиональной мотивации и удовлетворенности трудом, а
следовательно, и удовлетворенности жизнью в целом.
Проблема способностей неизменно привлекала к себе внимание
российских психологов. Хорошо известны работы в этой области на-
ших видных ученых Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, В. М. Мясшцева,
К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, М. С. Лейтеса и
других. Наиболее четко определение способностей, их основных при-
знаков и факторов развития сформулировано Тепловым в его из-
вестной работе «Способности и одаренность» (Теплов Б. М., 1941). В
целом эта концепция способностей разделяется всеми российскими
психологами (см., например, определение способностей в психоло-
гических словарях: Краткий психологический словарь, 1985; Психо-
логический словарь, 1983). Хотелось бы отметить, что с момента вы-
хода указанной выше работы Теплова накоплен большой эксперимен-
тальный материал, который требует осмысления в направлении даль-
192
нейшего развития теории и методологии способностей. На необходи-
мость такой работы указывает А. А. Бодалев, который четко очерчива-
ет основные направления изучения способностей разными отраслями
психологической науки и формулирует ряд конкретных задач, реше-
ние которых позволило бы всесторонне осмыслить способности «...как
сложнейшее многокомпонентное психологическое образование, глубо-
ко понять многопрофильный характер связей его с деятельностью че-
ловека, со всем его личностным строем» (Бодалев А. А., 1984, с. 124).
Теплов выделяет три основных признака способностей как инди-
видуально-психологических особенностей человека: во-первых, они
отличают одного человека от другого, во-вторых, они имеют отноше-
ние к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих
деятельностей, в-третьих, они не сводятся к наличным знаниям, уме-
ниям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобре-
тения (Теплов Б. М., 1941).
Своеобразная диалектическая связь между способностями и зна-
ниями и умениями состоит в том, что для овладения последними не-
обходимы соответствующие способности, а само формирование спо-
собностей предполагает освоение видных, связанных с соответству-
ющей деятельностью. «По мере того как они осваиваются, т. е. пре-
вращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями,
умениями, полученными извне, а способствуют развитию способно-
стей» (Рубинштейн С. Л., 1940, с. 535).
С материалистических позиций решается отечественными пси-
хологами вопрос о роли природных, врожденных факторов в форми-
ровании
способностей. Они
рассматриваются
как
анатомо-
физиологические задатки, лежащие в основе формирования способно-
стей; сами же способности - это всегда результат развития в конкрет-
ной деятельности. С. Л. Рубинштейн пишет: «Исходные природные
различия между людьми являются различиями не в готовых способнос-
тях, а именно в задатках. Между задатками и способностями еще
очень большая дистанция; между одними и другими - весь путь разви-
тия личности» (1940, с. 533). Сами же способности, по словам Б. М.
Теплова, не только проявляются, но и создаются в деятельности
(1941).
В зарубежной психологии под способностями понимаются либо
193
врожденные особенности индивида, фатально определяющие все бу-
дущие достижения (capacity) субъекта, либо приобретенные им на-
выки и умения (ability). Следует отметить, что достаточно распрост-
раненным в области психодиагностики способностей является термин
«aptitude», который входит в название многих тестов, главным обра-
зом тестов отдельных способностей. В английском психологическом
словаре он определяется как «природная способность приобретать от-
носительно общие или специальные знания и умения».
Теплов подверг острой критике принятое в зарубежной психоло-
гии понимание способностей, показав, что данная терминология од-
нозначно отражает теоретические воззрения на эту проблему (Теплов
Б. М., 1941). В частности, общие способности, отождествляемые с ин-
теллектом, до сих пор рассматриваются западными психологами как
врожденные, определяющие успехи в обучении и овладении про-
фессией. Следует отметить, что прогрессивные зарубежные ученые,
такие, как А. Анастази (1982), Дж. Лолер (1982), Дж. Наэм (1984),
критикуют сложившийся подход к интеллектуальному развитию, об-
щей одаренности. Тем не менее теория врожденности способностей,
интеллекта имеет еще много сторонников.
Разработка проблем способностей за рубежом стимулируется по-
требностями общества в методах выявления и отсеивания наиболее
пригодных лиц на те или иные рабочие места. Это связано со стремле-
нием предпринимателей выбрать наиболее подготовленных и перспек-
тивных кандидатов на профессии, чтобы до минимума уменьшить зат-
раты на их обучение и как можно быстрее включить их в процесс про-
изводства. Желание западных психологов выполнить этот социальный
заказ, подготовить требуемые методы диагностики в короткие сроки
привело к значительному разрыву между теорией способностей и
практикой применения соответствующих методик. Теоретические по-
зиции для такого рода работы, по существу, не были сформулированы.
Одним из основных подходов к изучению способностей стал фактор-
ный анализ, т. е. эмпирическое выделение разнообразных факторов,
за которыми усматривалось проявление разных способностей. В числе
прочих и интеллект стали рассматривать как составную способность,
включающую в себя вербальные, математические и другие виды спо-
собностей. Однако вряд ли выделение все большего числа факторов
194
можно считать эвристичным путем изучения природы способностей,
условий их развития и формирования (хотя для понимания их структу-
ры, выделения основания для классификации такая работа оказалась
полезной).
Принято выделять общие и специальные способности. Общие
способности (например, общие умственные) обеспечивают овладение
разными видами знаний и умений, которые человек реализует во мно-
гих видах деятельности. Как и любые другие, эти способности зависят
от природных задатков и особенностей обучения и воспитания. «Об-
щие способности обнаруживаются в широте, многообразии возможнос-
тей человека и определенном единстве проявляемых им свойств. К
общим способностям относятся прежде всего свойства ума, и поэтому
часто общие способности называют общими умственными спо-
собностями» (Лейтес Н. С., 1971, с. 3). Общую способность или со-
вокупность общих способностей называют одаренностью. «Под ода-
ренностью в таком случае, в отличие от специальных способностей
или дарований, разумеют общую даровитость; в зарубежной литера-
туре ее обычно отождествляют с интеллектом» (Рубинштейн С. Л.>
1940, с. 537).
В отличие от общих, специальные способности рассматриваются
по отношению к отдельным, специальным областям деятельности, что
выражается в их классификации по видам деятельности (математичес-
кие, художественные, музыкальные и т. д.). В психологии соотноше-
ние общих и специальных способностей понимается как соотношение
общего и особенного. «Способности человека реально даны всегда в
некотором единстве общих и специальных (особенных и единичных)
свойств. Нельзя внешне противопоставлять их друг другу. Между ними
имеется и различие, и единство» (Рубинштейн С. Л., 1940, с. 538).
Основные положения теории способностей получили свое разви-
тие и конкретизацию в многочисленных работах по изучению общих и
специальных способностей. Здесь можно указать работы Ананьева и
его сотрудников, посвященные комплексному исследованию разносто-
ронних особенностей и возможностей человека (Ананьев Б. Г., 1980),
работы Лейтеса об общих умственных способностях и одаренности в
целом (Лейтес Н. С., 1971), а также целый ряд работ по исследованию
специальных способностей. К ним относятся изучение: математичес-
195
ких способностей В. А. Крутецким и его сотрудниками (1968), музы-
кальных способностей Б. М. Тепловым (1961), организаторских спо-
собностей Л. И. Уманским (1968), педагогических способностей Н. Ф.
Кузьминой (1961), летных способностей К. К. Платоновым (1972), ху-
дожественных способностей Е. И. Игнатьевым (1961).
Российскими психологами заложен прочный теоретический и ме-
тодологический фундамент исследований общих и специальных спо-
собностей, получен богатый фактический материал, дана его со-
держательная интерпретация. Несколько менее интенсивно разра-
батываются собственно диагностические методы. При изучении спо-
собностей используется широкий набор разнообразных методов: на-
блюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ про-
дуктов деятельности и др., но по формальным критериям эти методы,
как правило, не доведены до уровня требований, предъявляемых к
методам психодиагностики. Необходимость же в таких методах ощу-
щается все более остро в связи с возросшими потребностями ис-
пользования психологических знаний в различных областях практики,
в частности в работе психологической службы школы и производства.
В настоящее время в психологической диагностике выделяют
методы изучения общих и специальных способностей. Однако в самих
методиках такое разделение не всегда строго соблюдается. Как мы
увидим из дальнейшего изложения, в батареи тестов отдельных спо-
собностей наряду с заданиями, направленными на изучение спе-
циальных способностей, включены задания, взятые из тестов интел-
лекта. В свою очередь, тесты интеллекта предусматривают изучение
специальных способностей (технических, математических). Интеллект
длительное время рассматривался исследователями как единое, неде-
лимое свойство.
Собственно, тесты специальных способностей и стали разраба-
тываться для того, чтобы получать данные о развитии особенностей
человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы
дополняющих его. Однако применение факторного анализа показало,
что интеллект сам по себе включает ряд относительно независимых
способностей, таких, как вербальные, математические, простран-
ственные, мнемические (Thurstone L., 1957).
В данной главе будут рассмотрены некоторые методы диагности-