Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8101

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

191

ГЛАВА 5 ПСИХОДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ

5.1. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ

Актуальность  работ  по  психологической  диагностике  способно-

стей определяется в первую очередь большой практической значимо-

стью  этой  проблемы. Существующее  в  обществе  разделение  труда,
продолжающаяся его дифференциация, неуклонное увеличение числа

профессий  повышают  важность  изучения  способностей  и  склонностей
человека  в  отношении  разных  видов  деятельности. Такие  области

практики, как профессиональная ориентация и консультация, профот-

бор  и  размещение  кадров  по  рабочим  постам, производственное  обу-
чение, требуют  разработки  и  применения  надежных, действенных,

прогностичных  методов  диагностики  уровня  развития  способностей.
Такие методы необходимы также для ранней диагностики одаренности

детей, выявления  у  них  творческих, музыкальных, художественных  и
других способностей. Психодиагностика способностей имеет выражен-

ную гуманистическую направленность, поскольку способствует выбору
наиболее подходящих возможностям и склонностям человека профес-

сий, путей и способов построения обучения с учетом индивидуальных
особенностей. Все  это существенно  влияет  на формирование  положи-

тельной профессиональной мотивации и  удовлетворенности трудом, а

следовательно, и удовлетворенности жизнью в целом.

Проблема способностей неизменно привлекала к себе внимание

российских  психологов. Хорошо  известны  работы  в  этой  области  на-
ших видных ученых Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, В. М. Мясшцева,

К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, М. С. Лейтеса  и
других. Наиболее четко определение способностей, их основных при-

знаков  и  факторов  развития  сформулировано  Тепловым  в  его  из-
вестной  работе «Способности и одаренность» (Теплов  Б. М., 1941). В

целом  эта  концепция  способностей  разделяется  всеми  российскими

психологами (см., например, определение  способностей  в  психоло-
гических  словарях: Краткий  психологический  словарь, 1985; Психо-

логический  словарь, 1983). Хотелось  бы  отметить, что  с  момента  вы-
хода указанной выше работы Теплова накоплен большой эксперимен-

тальный материал, который требует осмысления в направлении даль-


background image

192

нейшего  развития  теории  и  методологии  способностей. На  необходи-

мость такой работы указывает А. А. Бодалев, который четко очерчива-

ет  основные  направления  изучения  способностей  разными  отраслями
психологической  науки  и  формулирует  ряд  конкретных  задач, реше-

ние которых позволило бы всесторонне осмыслить способности «...как
сложнейшее многокомпонентное психологическое образование, глубо-

ко понять многопрофильный характер связей его с деятельностью че-
ловека, со всем его личностным строем» (Бодалев А. А., 1984, с. 124).

Теплов выделяет три основных признака способностей как инди-

видуально-психологических  особенностей  человека: во-первых, они

отличают  одного  человека  от  другого, во-вторых, они  имеют  отноше-

ние  к  успешности  выполнения  какой-либо  деятельности  или  многих
деятельностей, в-третьих, они  не  сводятся  к  наличным  знаниям, уме-

ниям, навыкам, но  могут  объяснить  легкость  и  быстроту  их  приобре-
тения (Теплов Б. М., 1941).

Своеобразная диалектическая связь между способностями и зна-

ниями  и  умениями  состоит  в  том, что  для  овладения  последними  не-

обходимы  соответствующие  способности, а  само  формирование  спо-
собностей  предполагает  освоение  видных, связанных  с  соответству-

ющей  деятельностью. «По  мере  того  как  они  осваиваются, т. е. пре-
вращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями,

умениями, полученными  извне, а  способствуют  развитию  способно-

стей» (Рубинштейн С. Л., 1940, с. 535).

С  материалистических  позиций  решается  отечественными  пси-

хологами  вопрос  о  роли  природных, врожденных  факторов  в  форми-
ровании 

способностей. Они 

рассматриваются 

как 

анатомо-

физиологические задатки, лежащие в основе формирования способно-
стей; сами же способности - это всегда результат развития в конкрет-

ной  деятельности. С. Л. Рубинштейн  пишет: «Исходные  природные
различия между людьми являются различиями не в готовых способнос-

тях, а  именно  в  задатках. Между  задатками  и  способностями  еще

очень большая дистанция; между одними и другими - весь путь разви-
тия  личности» (1940, с. 533). Сами  же  способности, по  словам  Б. М.

Теплова, не  только  проявляются, но  и  создаются  в  деятельности
(1941).

В  зарубежной  психологии  под  способностями  понимаются  либо


background image

193

врожденные  особенности  индивида, фатально  определяющие  все  бу-

дущие  достижения (capacity) субъекта, либо  приобретенные  им  на-

выки  и  умения  (ability).  Следует  отметить,  что  достаточно  распрост-
раненным  в  области  психодиагностики  способностей  является  термин

«aptitude», который  входит  в  название  многих  тестов, главным  обра-
зом  тестов  отдельных  способностей. В  английском  психологическом

словаре он определяется как «природная способность приобретать от-
носительно общие или специальные знания и умения».

Теплов подверг острой критике принятое в зарубежной психоло-

гии  понимание  способностей, показав, что  данная  терминология  од-

нозначно отражает теоретические воззрения на эту проблему (Теплов

Б. М., 1941). В частности, общие способности, отождествляемые с ин-
теллектом, до  сих  пор  рассматриваются  западными  психологами  как

врожденные, определяющие  успехи  в  обучении  и  овладении  про-
фессией. Следует  отметить, что  прогрессивные  зарубежные  ученые,

такие, как  А. Анастази (1982), Дж. Лолер (1982), Дж. Наэм (1984),
критикуют  сложившийся  подход  к  интеллектуальному  развитию, об-

щей  одаренности. Тем  не  менее  теория  врожденности  способностей,
интеллекта имеет еще много сторонников.

Разработка проблем способностей за рубежом стимулируется по-

требностями  общества  в  методах  выявления  и  отсеивания  наиболее

пригодных лиц на те или иные рабочие места. Это связано со стремле-

нием предпринимателей выбрать наиболее подготовленных и перспек-
тивных кандидатов на профессии, чтобы до минимума уменьшить зат-

раты на их обучение и как можно быстрее включить их в процесс про-
изводства. Желание западных психологов выполнить этот социальный

заказ, подготовить  требуемые  методы  диагностики  в  короткие  сроки
привело  к  значительному  разрыву  между  теорией  способностей  и

практикой  применения  соответствующих  методик. Теоретические  по-
зиции для такого рода работы, по существу, не были сформулированы.

Одним  из  основных  подходов  к  изучению  способностей  стал  фактор-

ный  анализ, т. е. эмпирическое  выделение  разнообразных  факторов,
за которыми усматривалось проявление разных способностей. В числе

прочих  и  интеллект  стали  рассматривать  как  составную  способность,
включающую  в себя  вербальные, математические  и  другие  виды  спо-

собностей. Однако  вряд  ли  выделение  все  большего  числа  факторов


background image

194

можно  считать  эвристичным  путем  изучения  природы  способностей,

условий их развития и формирования (хотя для понимания их структу-

ры, выделения основания для классификации такая работа оказалась
полезной).

Принято  выделять  общие  и  специальные  способности. Общие

способности (например, общие  умственные) обеспечивают  овладение

разными видами знаний и умений, которые человек реализует во мно-
гих видах деятельности. Как и любые другие, эти способности зависят

от  природных  задатков  и  особенностей  обучения  и  воспитания. «Об-
щие способности обнаруживаются в широте, многообразии возможнос-

тей  человека  и  определенном  единстве  проявляемых  им  свойств. К

общим  способностям  относятся  прежде всего свойства  ума, и поэтому
часто  общие  способности  называют  общими  умственными  спо-

собностями»  (Лейтес  Н.  С.,  1971,  с.  3).  Общую  способность  или  со-
вокупность  общих  способностей  называют  одаренностью. «Под  ода-

ренностью  в  таком  случае, в  отличие  от  специальных  способностей
или  дарований, разумеют  общую  даровитость; в  зарубежной  литера-

туре  ее  обычно  отождествляют  с  интеллектом» (Рубинштейн  С. Л.>
1940, с. 537).

В отличие от общих, специальные способности рассматриваются

по отношению к отдельным, специальным областям деятельности, что

выражается в их классификации по видам деятельности (математичес-

кие, художественные, музыкальные  и  т. д.). В  психологии  соотноше-
ние  общих  и  специальных  способностей  понимается  как соотношение

общего  и  особенного. «Способности  человека  реально  даны  всегда  в
некотором  единстве  общих  и  специальных (особенных  и  единичных)

свойств. Нельзя внешне противопоставлять их друг другу. Между ними
имеется и различие, и единство» (Рубинштейн С. Л., 1940, с. 538).

Основные положения теории способностей получили свое разви-

тие и конкретизацию в многочисленных работах по изучению общих и

специальных  способностей. Здесь  можно  указать  работы  Ананьева  и

его сотрудников, посвященные комплексному исследованию разносто-
ронних особенностей и возможностей человека (Ананьев Б. Г., 1980),

работы  Лейтеса  об  общих  умственных  способностях  и  одаренности  в
целом (Лейтес Н. С., 1971), а также целый ряд работ по исследованию

специальных  способностей. К  ним  относятся  изучение: математичес-


background image

195

ких  способностей  В. А. Крутецким  и  его  сотрудниками (1968), музы-

кальных  способностей  Б. М. Тепловым (1961), организаторских  спо-

собностей  Л. И. Уманским (1968), педагогических  способностей  Н. Ф.
Кузьминой (1961), летных способностей К. К. Платоновым (1972), ху-

дожественных способностей Е. И. Игнатьевым (1961).

Российскими психологами заложен прочный теоретический и ме-

тодологический  фундамент  исследований  общих  и  специальных  спо-
собностей, получен  богатый  фактический  материал, дана  его  со-

держательная  интерпретация. Несколько  менее  интенсивно  разра-
батываются  собственно  диагностические  методы. При  изучении  спо-

собностей  используется  широкий  набор  разнообразных  методов: на-

блюдение, естественный  и  лабораторный  эксперимент, анализ  про-
дуктов деятельности и др., но по формальным критериям эти методы,

как  правило, не  доведены  до  уровня  требований, предъявляемых  к
методам  психодиагностики. Необходимость  же  в  таких  методах  ощу-

щается  все  более  остро  в  связи  с  возросшими  потребностями  ис-
пользования психологических знаний в различных областях практики,

в частности в работе психологической службы школы и производства.

В  настоящее  время  в  психологической  диагностике  выделяют

методы изучения общих и специальных способностей. Однако в самих
методиках  такое  разделение  не  всегда  строго  соблюдается. Как  мы

увидим  из  дальнейшего  изложения, в  батареи  тестов  отдельных  спо-

собностей  наряду  с  заданиями, направленными  на  изучение  спе-
циальных  способностей, включены  задания, взятые  из  тестов  интел-

лекта. В  свою  очередь, тесты  интеллекта  предусматривают  изучение
специальных способностей (технических, математических). Интеллект

длительное время рассматривался исследователями как единое, неде-
лимое свойство.

Собственно, тесты  специальных  способностей  и  стали  разраба-

тываться  для  того, чтобы  получать  данные  о  развитии  особенностей

человека, не  связанных с  его  интеллектуальным развитием, а как  бы

дополняющих его. Однако  применение  факторного анализа  показало,
что  интеллект  сам  по  себе  включает  ряд  относительно  независимых

способностей, таких, как  вербальные, математические, простран-
ственные, мнемические (Thurstone L., 1957).

В данной главе будут рассмотрены некоторые методы диагности-