Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8104

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

201

также  определенных  моторных  качеств: координации, ловкости, фи-

зической силы. В целом технические способности рассматриваются как

общие  умственные  способности (Thurstone L., 1957). Исследователи,
занимающиеся этой проблемой, показали, что наряду с некоторой об-

щей  способностью, которая  может  быть  названа  технической  одарен-
ностью или техническим опытом, приобретаемым человеком в работе с

техникой, существуют независимые факторы: пространственные пред-
ставления и техническое понимание. В соответствии с таким разделе-

нием  на  два фактора создаются  и  специальные тесты, включающие  в
себя  задания  на  техническое  понимание  и  пространственные  пред-

ставления. Самые  ранние  тесты  технических  способностей  требовали

от  испытуемых  умения  собирать  технические  приспособления  из  от-
дельных  деталей, а  в  настоящее  же  время  наиболее  распространены

тесты «карандаш-бумага».

Очень популярным тестом изучения технического понимания яв-

ляется тест Беннета, в котором используют серию картинок с коротки-
ми  вопросами. Для  того  чтобы  ответить  на  вопросы, необходимо  по-

нимать  общие, технические  принципы, встречающиеся  в  обыденных

1

ситуациях. Пример  задания  из  этого  теста  будет  приведен  ниже, по-

скольку такого типа задания входят в батарею тестов различных спо-
собностей (см. рис. 30).

Для  изучения  пространственных  представлений  разработаны

многие  разнообразные  задания, которые  входят  в  батареи  отдельных
способностей  и  в  тесты  интеллекта. Одним  из  известных  и  широко

применяемых  тестов  этого  рода  является  новая  редакция  Миннесот-
ского  теста  на  восприятие  пространства. В  этом  тесте  используются

карточки  с  изображением 6 геометрических  фигур, из  которых  одна
разрезана  на  две  или  более  частей (рис. 27). Испытуемый  должен

мысленно соединить разрезанные части и определить, какая из остав-
шихся 5 фигур  при  этом  получится. Коэффициент  надежности  теста

равен 0,80, он  оказался  валидным  при  соотнесении  с  внешними  кри-

териями, свидетельствующими  об  успешности  обучения  и  профессио-
нальной  деятельности  инженеров, техников, механиков (Thorndike P.,

Hagen E., 1977; Tuffm J., McCormick E., 1968).

Данные  о  валидности  тестов  технических  способностей  пред-

ставлены  в  руководстве  к  тесту  Беннета. Основные  коэффициенты


background image

202

корреляций  результатов  тестирования  с  внешними  критериями (ус-

пешность  обучения  техническим  специальностям  и  успехи  в  про-

фессиональной  деятельности) колеблются  от 0,30 до 0,60 (Анастази
А., 1982; Thorndike P., Hagen E., 1977). При  внимательном  озна-

комлении со всеми описанными тестами (а они достаточно представи-
тельны  для  этой  группы  диагностических  методик) приходится  при-

знать, что  они  направлены  главным  образом  на  выявление  знаний,
опыта, накопленного испытуемым. Вполне возможно, что одни приоб-

ретают  этот  опыт  быстрее,  чем  другие,  но  тесты  позволяют  судить
только о наличных знаниях и опыте, а не о способах их приобретения.

рис.  27.  Образец  задания  из Миннесотского  теста  на  вос-

приятие пространства

Российскими  исследователями  показано, что  специальная  орга-

низация  учебного  процесса  позволяет  направленно  формировать  как
техническое  мышление  в  целом, так  и  пространственное  мышление  в

частности (Кудрявцев Т. В., 1975; Якиманская И. С., 1980).

Как справедливо отмечает Т. В. Кудрявцев, при тестологическом

подходе  к  проблеме  технического  интеллекта, «его  психологическая
природа  остается  невыясненной» (1975, с. 190). Общая  оценка  этих

тестов  выражается  в  признании  того, что  все  они  измеряют  уровень
достигнутой  субъектом  технической  осведомленности, знаний  в  об-

ласти  техники, накопленного  опыта  работы  с  техническим  оборудо-

ванием и приспособлениями.


background image

203

Из  серии  тестов  на  определение  профессиональных  способнос-

тей  наиболее  часто  применяются  тесты  так  называемых  конторских

способностей, задания  из  этих  тестов  включены  в  очень  многие  ба-
тареи тестов общих и специальных способностей. При разработке этих

тестов исследователи исходили из того, что в работе чиновника необ-
ходимы  аккуратность, высокая  скорость  восприятия  информации, хо-

рошая  речь, информированность  в  своей  области, исполнительность.
Поэтому они включают в тесты разнообразные задания на диагностику

этих качеств.

Тесты требуют от испытуемых умения быстро читать числовой и

словесный материал, располагать определенный материал в алфавит-

ном  порядке, кодировать  и  классифицировать  его. Диагностируются
также  уровень  общей  осведомленности  испытуемых, знание  ими  де-

ловой терминологии, грамотность, чувство языка.

По  мнению  ряда  авторов, наиболее  валидным  относительно  ус-

пешности канцелярской работы является тест на скорость восприятия
информации. Примером  является  Миннесотский  конторский  тест

(Thorndike  P.,  Hagen  E.,  1977).  Он  состоит  из  двух  субтестов:  срав-
нение  чисел  и  сравнение  слов. В  первом  случае  испытуемому  пред-

лагаются 200 пар  чисел, которые  могут  включать  от 3 до 12 цифр, с
просьбой отметить совершенно одинаковые пары, например:

66273894_______________66273894

527384578______________527384578

Во  втором  субтесте  аналогичное  задание  выполняется  на  вер-

бальном материале.

Подсчитываются  скорость  выполнения  теста  и  количество  оши-

бок. Коэффициент  надежности  находится  в  пределах 0,70-0,80. При

установлении  валидности  получены  удовлетворительные  корреляции
между показателями по тесту и оценками экспертов.

Описанные  выше  методы  диагностики  специальных  способнос-

тей  применяются, как  правило, в  комплексе  с  другими  тестами. Чаще
всего они объединяются в батареи тестов.

Существуют  батареи  тестов  для  диагностики  совершенно  опре-

деленных  профессиональных  способностей  и  батареи  тестов  общих  и

различных  способностей, наиболее  известными  из  которых  являются


background image

204

DAT (The Differential Aptitude Test) и GATB (The General Aptitude Test

Battery). Первая из этих батарей тестов создавалась для нужд средней

школы и нашла применение в выявлении профессиональной ориента-
ции  учащихся.  По  замыслу  ее  первых  создателей,  она  должна  была

включать измерение таких качеств, которые имеют значение для про-
должения образования в высшей школе. DAT включает в себя восемь

тестов.

1.  Словесное мышление. Задания предлагаются в виде двойных

аналогий. От испытуемого требуется заполнить пропуски слов в пред-
ложении, выбрав нужные слова, например:

.... вечером, а завтрак ....

а) ужин - угол,
б) кроткий - утро,

в) дверь - угол,
г) течение - радость,

д) ужин -утро.
2. Счетные  способности. Испытуемому  предлагаютвыбрать  пра-

вильный ответ из нескольких, предлагаемых на выбор, например:

3= .. % от 15               а) 5, б) 10, в) 20, г) 30, д) ни один из

них.

3.  Абстрактное мышление. Серия фигур задания расположена в

определенной  последовательности. Испытуемый  должен  продолжить,

серию, выбрав соответствующую фигуру из 5 предложенных (рис. 28).

4. Пространственное  восприятие. Дана  развертка  геометричес-

кого  тела. Испытуемый  должен  определить, какая  фигура  получится
при складывании этой развертки (рис. 29).

5. Техническое  мышление. Этот  тест  включает  в  себя  задания,

ана-i логичные тесту Беннета (рис. 30)

6. Скорость и точность восприятия информации. Каждое задание

этого  субтеста  представляет  собой  несколько  комбинаций  символов,

одна  из  которых  выделена  жирным  шрифтом. Испытуемый  должен

найти и отметить точно такую же комбинацию символов на бланке от-
ветов. Например:

Задания                                        Ответы

1. АВАСАДАЕАР                       1. АСАЕАРАВАД


background image

205

2. А77АВ77ВАВ                         2. 7ВВ7АВ7АА7

З. ЗАЗВЗЗВЗВВ                          З. ВВЗВВЗЗАЗЗ

7. Орфография. Дается  список слов, некоторые  из  которых  на-

писаны  с  ошибками. Испытуемый  должен  проверить  правильность  их
написания.

8. Пунктуация  и  стилистика. Дается  предложение, содержащее

одну  или  несколько  ошибок  в  построении  или  пунктуации. Испытуе-

мый должен найти все ошибки.

Общее время, необходимое для проведения всех восьми тестов,

превышает 5 ч, поэтому тестирование рекомендуется разбивать на два

этапа. Коэффициенты  надежности  отдельных  тестов  в  среднем  равны
0,90.

Рис. 28. Образец задания из субтеста «Абстрактное мыш-

ление» (DAT)

Рис. 29 Образец  задания  из  субтеста «Пространственные

отношения» (DAT)