ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8464
Скачиваний: 53
201
также определенных моторных качеств: координации, ловкости, фи-
зической силы. В целом технические способности рассматриваются как
общие умственные способности (Thurstone L., 1957). Исследователи,
занимающиеся этой проблемой, показали, что наряду с некоторой об-
щей способностью, которая может быть названа технической одарен-
ностью или техническим опытом, приобретаемым человеком в работе с
техникой, существуют независимые факторы: пространственные пред-
ставления и техническое понимание. В соответствии с таким разделе-
нием на два фактора создаются и специальные тесты, включающие в
себя задания на техническое понимание и пространственные пред-
ставления. Самые ранние тесты технических способностей требовали
от испытуемых умения собирать технические приспособления из от-
дельных деталей, а в настоящее же время наиболее распространены
тесты «карандаш-бумага».
Очень популярным тестом изучения технического понимания яв-
ляется тест Беннета, в котором используют серию картинок с коротки-
ми вопросами. Для того чтобы ответить на вопросы, необходимо по-
нимать общие, технические принципы, встречающиеся в обыденных
1
ситуациях. Пример задания из этого теста будет приведен ниже, по-
скольку такого типа задания входят в батарею тестов различных спо-
собностей (см. рис. 30).
Для изучения пространственных представлений разработаны
многие разнообразные задания, которые входят в батареи отдельных
способностей и в тесты интеллекта. Одним из известных и широко
применяемых тестов этого рода является новая редакция Миннесот-
ского теста на восприятие пространства. В этом тесте используются
карточки с изображением 6 геометрических фигур, из которых одна
разрезана на две или более частей (рис. 27). Испытуемый должен
мысленно соединить разрезанные части и определить, какая из остав-
шихся 5 фигур при этом получится. Коэффициент надежности теста
равен 0,80, он оказался валидным при соотнесении с внешними кри-
териями, свидетельствующими об успешности обучения и профессио-
нальной деятельности инженеров, техников, механиков (Thorndike P.,
Hagen E., 1977; Tuffm J., McCormick E., 1968).
Данные о валидности тестов технических способностей пред-
ставлены в руководстве к тесту Беннета. Основные коэффициенты
202
корреляций результатов тестирования с внешними критериями (ус-
пешность обучения техническим специальностям и успехи в про-
фессиональной деятельности) колеблются от 0,30 до 0,60 (Анастази
А., 1982; Thorndike P., Hagen E., 1977). При внимательном озна-
комлении со всеми описанными тестами (а они достаточно представи-
тельны для этой группы диагностических методик) приходится при-
знать, что они направлены главным образом на выявление знаний,
опыта, накопленного испытуемым. Вполне возможно, что одни приоб-
ретают этот опыт быстрее, чем другие, но тесты позволяют судить
только о наличных знаниях и опыте, а не о способах их приобретения.
рис. 27. Образец задания из Миннесотского теста на вос-
приятие пространства
Российскими исследователями показано, что специальная орга-
низация учебного процесса позволяет направленно формировать как
техническое мышление в целом, так и пространственное мышление в
частности (Кудрявцев Т. В., 1975; Якиманская И. С., 1980).
Как справедливо отмечает Т. В. Кудрявцев, при тестологическом
подходе к проблеме технического интеллекта, «его психологическая
природа остается невыясненной» (1975, с. 190). Общая оценка этих
тестов выражается в признании того, что все они измеряют уровень
достигнутой субъектом технической осведомленности, знаний в об-
ласти техники, накопленного опыта работы с техническим оборудо-
ванием и приспособлениями.
203
Из серии тестов на определение профессиональных способнос-
тей наиболее часто применяются тесты так называемых конторских
способностей, задания из этих тестов включены в очень многие ба-
тареи тестов общих и специальных способностей. При разработке этих
тестов исследователи исходили из того, что в работе чиновника необ-
ходимы аккуратность, высокая скорость восприятия информации, хо-
рошая речь, информированность в своей области, исполнительность.
Поэтому они включают в тесты разнообразные задания на диагностику
этих качеств.
Тесты требуют от испытуемых умения быстро читать числовой и
словесный материал, располагать определенный материал в алфавит-
ном порядке, кодировать и классифицировать его. Диагностируются
также уровень общей осведомленности испытуемых, знание ими де-
ловой терминологии, грамотность, чувство языка.
По мнению ряда авторов, наиболее валидным относительно ус-
пешности канцелярской работы является тест на скорость восприятия
информации. Примером является Миннесотский конторский тест
(Thorndike P., Hagen E., 1977). Он состоит из двух субтестов: срав-
нение чисел и сравнение слов. В первом случае испытуемому пред-
лагаются 200 пар чисел, которые могут включать от 3 до 12 цифр, с
просьбой отметить совершенно одинаковые пары, например:
66273894_______________66273894
527384578______________527384578
Во втором субтесте аналогичное задание выполняется на вер-
бальном материале.
Подсчитываются скорость выполнения теста и количество оши-
бок. Коэффициент надежности находится в пределах 0,70-0,80. При
установлении валидности получены удовлетворительные корреляции
между показателями по тесту и оценками экспертов.
Описанные выше методы диагностики специальных способнос-
тей применяются, как правило, в комплексе с другими тестами. Чаще
всего они объединяются в батареи тестов.
Существуют батареи тестов для диагностики совершенно опре-
деленных профессиональных способностей и батареи тестов общих и
различных способностей, наиболее известными из которых являются
204
DAT (The Differential Aptitude Test) и GATB (The General Aptitude Test
Battery). Первая из этих батарей тестов создавалась для нужд средней
школы и нашла применение в выявлении профессиональной ориента-
ции учащихся. По замыслу ее первых создателей, она должна была
включать измерение таких качеств, которые имеют значение для про-
должения образования в высшей школе. DAT включает в себя восемь
тестов.
1. Словесное мышление. Задания предлагаются в виде двойных
аналогий. От испытуемого требуется заполнить пропуски слов в пред-
ложении, выбрав нужные слова, например:
.... вечером, а завтрак ....
а) ужин - угол,
б) кроткий - утро,
в) дверь - угол,
г) течение - радость,
д) ужин -утро.
2. Счетные способности. Испытуемому предлагаютвыбрать пра-
вильный ответ из нескольких, предлагаемых на выбор, например:
3= .. % от 15 а) 5, б) 10, в) 20, г) 30, д) ни один из
них.
3. Абстрактное мышление. Серия фигур задания расположена в
определенной последовательности. Испытуемый должен продолжить,
серию, выбрав соответствующую фигуру из 5 предложенных (рис. 28).
4. Пространственное восприятие. Дана развертка геометричес-
кого тела. Испытуемый должен определить, какая фигура получится
при складывании этой развертки (рис. 29).
5. Техническое мышление. Этот тест включает в себя задания,
ана-i логичные тесту Беннета (рис. 30)
6. Скорость и точность восприятия информации. Каждое задание
этого субтеста представляет собой несколько комбинаций символов,
одна из которых выделена жирным шрифтом. Испытуемый должен
найти и отметить точно такую же комбинацию символов на бланке от-
ветов. Например:
Задания Ответы
1. АВАСАДАЕАР 1. АСАЕАРАВАД
205
2. А77АВ77ВАВ 2. 7ВВ7АВ7АА7
З. ЗАЗВЗЗВЗВВ З. ВВЗВВЗЗАЗЗ
7. Орфография. Дается список слов, некоторые из которых на-
писаны с ошибками. Испытуемый должен проверить правильность их
написания.
8. Пунктуация и стилистика. Дается предложение, содержащее
одну или несколько ошибок в построении или пунктуации. Испытуе-
мый должен найти все ошибки.
Общее время, необходимое для проведения всех восьми тестов,
превышает 5 ч, поэтому тестирование рекомендуется разбивать на два
этапа. Коэффициенты надежности отдельных тестов в среднем равны
0,90.
Рис. 28. Образец задания из субтеста «Абстрактное мыш-
ление» (DAT)
Рис. 29 Образец задания из субтеста «Пространственные
отношения» (DAT)