ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8462
Скачиваний: 53
196
ки способностей. Вне области нашего внимания останутся методы ди-
агностики творческих способностей, артистических, музыкальных, ху-
дожественных и др. Однако достаточно подробно будут рассмотрены
некоторые батареи и отдельные тесты, имеющие отношение к широ-
кому кругу разных видов деятельности и потому чаще исполь-
зующиеся в практической работе психолога.
В зарубежной литературе, посвященной проблемам психодиаг-
ностики, принято классифицировать специальные способности по двум
основаниям: во-первых, по видам психических функций (моторные,
сенсорные), во-вторых, по видам деятельности (технические и про-
фессионализированные, т. е. соответствующие той или иной профес-
сии: конторские, артистические, художественные и пр.). В соответст-
вии с этими основаниями разрабатываются и методы диагностики.
Начнем знакомство с конкретными методиками с тестов на мо-
торные способности. Диагностика моторных (или, как их еще назы-
вают, психомоторных или сенсомоторных) способностей находит ши-
рокое практическое применение в профотборе и спорте (Анастази А.,
1982; Кулагин Б. В., 1984; Марщцук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко
В. А., Серова Л. К., 1984; Проблемы космической биологии, 1984; Си-
шор Х.,^1963). Моторные тесты направлены на-изучение точности и
скорости движений, зрительно-моторной и кинестезически-моторной
координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности
мышечного усилия и др. Роль моторики в успешности овладения раз-
нообразными видами деятельности изучается в психологии давно; в
частности, простейшие диагностические приемы использовались еще
Ф. Гальтоном, Э. Крепелином и другими. В нашей стране в 30-е годы
была опубликована фундаментальная работа в этой области М. И. Гу-
ревичем и Н. И. Озерецким (1930). Авторы описали наиболее попу-
лярные психомоторные тесты (как апробированные, так и находящие-
ся в стадии разработки) и определили пригодность методов для изуче-
ния отдельных компонентов движений. В работе представлены разно-
образные тесты для исследования темпа, ритма, координации движе-
ний, тонуса, силы, скорости реакции и т. д. При этом дана и общая
схема изучения моторики, в которую включены описание сумм внеш-
них признаков, полученных путем наблюдений и характеризующих со-
стояние всего организма или отдельных его частей в покое и движе-
197
нии (мотоскопия), данные специальных измерений движений (мото-
метрия) и результаты анализа изображений, оттисков, отпечатков
движений (мотография). Авторы дали повозрастную шкалу тестов по
аналогии с сериями тестов Бине. Некоторые из разработанных ими
тестов прочно вошли в арсенал диагностических методов советских и
зарубежных психологов и психиатров (Анастази А., 1982).
Если в первый период изучения моторных способностей иссле-
дователи полагали, что существует некий общий фактор, общая мо-
торная одаренность, то в дальнейшем благодаря применению фак-
торного анализа было показано, что каждая из выделенных моторных
способностей отличается высокой специфичностью, поскольку резуль-
таты, полученные по разным тестам, мало связаны (корреляции очень
низки). Многочисленные работы Э. А. Флейшмана и его коллег позво-
лили выделить следующие самостоятельные факторы: точность вы-
полнения движений, ответная ориентация (способность находить пра-
вильный двигательный ответ на разнообразные стимулы в условиях
высокой скорости их предъявления), координация, время реакции,
скорость движения руки, оценка контроля (умение сохранять контроль
за изменяющимися по скорости и направлению объектами), ручная
ловкость - ловкость пальцев, твердость руки, скорость движения запя-
стья и пальцев (например, скорость выстукивания сигналов рукой при
работе на телеграфном аппарате) (Fleishman E., 1954; Fleishman E.,
Hemphill W., 1955).
В отечественной психологии проблема психомоторного развития
человека исследуется достаточно интенсивно, особенно в спортивной
психологии; психомоторные тесты включены в комплексные методы
профотбора (Кулагин Б. В., 1984; Марищук В. Л. и др., 1984). Специ-
альные исследования посвящены: изучению психомоторного развития
взрослых людей (начиная от непроизвольных автоколебательных дви-
жений типа тремора до самых сложных рабочих движений), установ-
лению степени взаимосвязанности этих характеристик между собой и с
другими психофизиологическими функциями (Розе Н. А., 1970), ана-
лизу структуры психомоторных способностей (Ильин Е. П., 1976), раз-
работке конкретных методик (Марищук В. Л. и др., 1984; Психодиаг-
ностические методы, 1976).
Для выполнения подавляющего большинства моторных тестов
198
требуются специальная аппаратура, но существуют и бланковые ме-
тодики. Однако, по данным многих авторов, между результатами этих
типов тестов отмечаются очень низкие корреляции, часто такая связь
вовсе отсутствует.
В настоящее время в зарубежной литературе наиболее часто
описываются следующие психомоторные тесты: тест ловкости пальцев
О’Коннора, тест ловкости Стромберга, тест ручной ловкости Пурдье,
Миннесотский тест скорости манипулирования, тест ловкости мани-
пулирования с мелкими предметами Крауфорда. Рассмотрим, напри-
мер, последний из перечисленных тестов. Он состоит из двух частей,
включающих два типа заданий. Для выполнения теста требуются: 1)
деревянная доска, состоящая из двух секций (в каждой секции 48 от-
верстий, причем в одной из них отверстия имеют резьбу); 2) стержни
небольшого размера, металлические колечки, шурупы, пинцет и от-
вертка. Вначале испытуемый с помощью пинцета помещает стержни в
отверстия доски, а затем на каждый из них надевает колечко. Во вто-
рой части теста испытуемому необходимо поместить шурупы в отвер-
стия с резьбой и заввернуть их с помощью отвертки. Обычно при
оценке результатов учитывается время выполнения теста и количество
ошибок (пропусков). Иногда же на выполнение теста отводится опре-
деленное время и учитывается, какую часть работы успевает выпол-
нить испытуемый за этот период. Необходимо отметить, что задания
подобного типа чрезвычайно распространены в тестировании мотори-
ки. Они могут использоваться как в качестве самостоятельных мето-
дов, так и в качестве составных частей батарей тестов (Анастази А.,
1982; Tuffin J, McCormick E., 1968).
Создатели тестов признают, что моторные функции поддаются
быстрой тренировке и уровень их развития на разных стадиях овла-
дения профессией не одинаков. Более того, под влиянием профессио-
нальной деятельности происходит формирование специфической
структуры моторных способностей, формирующейся в зависимости от
требований профессии (Thorndike P., Hagen E., 1977; Tuffin J., McCor-
mick E., 1968).
Высокая тренируемость моторики и специфичность моторных
функций усложняют создание высоконадежных тестов. Удлинение тес-
та не повышает его надежности, поскольку введение новых заданий
199
приводит к охвату иных моторных качеств, а при введении большого
числа идентичных заданий сказывается фактор тренировки Поэтому
надежность моторных тестов колеблется, как правило, от 0,7 до 0,8.
Что касается валидности, то она невелика. Например, коэффициенты
корреляции между успешностью выполнения теста ручной ловкости
Пурдье и экспертными оценками профессиональной эффективности
упаковщиков колеблются для разных субтестов от 0,19 до 0,47. Коэф-
фициенты валидности для Миннесотского теста скорости манипулиро-
вания не превышают 0,40 (Tuffin J., McCormick E., 1968). Отсюда дела-
ется вывод о том, что при установлении валидности моторных тестов
особенно важно выбирать релевантные критерии, которые могут
включать лишь отдельные элементы профессионального труда, а не
эффективность профессиональной деятельности в целом.
Методы диагностики другой группы специальных способностей -
сенсорных -«выросли» из экспериментальных исследований воспри-
ятия, которые успешно проводятся уже несколько десятилетий. Одной
из областей применения сенсорных тестов является клиническое тес-
тирование, направленное на выявление дефектов в развитии тех или
иных сенсорных функций. Однако наиболее широкое применение эти
методы нашли в отборе военного и промышленного персонала, в част-
ности водителей разнообразных транспортных средств. Хотя психоло-
гическое изучение сенсорных способностей распространяется на все
модальности, стандартизованные методы созданы главным образом
для изучения зрения и слуха. Изучается, например, зависимость эф-
фективности и качества деятельности от уровня развития сенсорных
способностей. Данные о развитии сенсорики используются для анали-
за причин травматизма и несчастных случаев и т. д.
Тесты визуальных и слуховых способностей дифференцируются
в зависимости от того, какие характеристики восприятия они измеря-
ют. Для изучения визуальных способностей применяются тесты на из-
менение остроты зрения, различительной чувствительности, цветораз-
личения, восприятия глубины и мышечного баланса глаз (Tuffin J.,
McCormick E., 1968). Среди наиболее популярных тестов можно на-
звать таблицу Снеллена с изображением букв, постепенно уменьшаю-
щихся по величине, Тест Орто-Рейтера (аналогичный первому, но
обеспечивающий соблюдение стандартных условий проведения экспе-
200
римента, таких, как освещение, направление взгляда и др.). Тест
«Проверка зрения», «Зрительный тест» и ряд других отличаются друг
от друга по охвату разнообразных характеристик зрительного воспри-
ятия, способам проведения исследования, методам обработ*ки. Что
касается валидности этих тестов, то, по данным А. Анастази) Дж. Тиф-
фина и Маккормика, имеются положительные корреляции между тес-
товыми данными и эффективностью труда (Анастази А., 1982, Tuffm J.,
McCormick E, 1968).
Для изучения слухового восприятия используются тесты на ди-
агностику остроты слуха, выделения сигналов из фона, наполненного
шумами, адекватной реакции на звуки повышенной громкости, на раз-
личение громкости, тембра, высоты звуков. .Чаще всего испытанию
подвергается острота слуха (эта процедура широко известна в психо-
логии как измерение абсолютных порогов). В качестве раздражителя
используется не только чистый звук, но и человеческий голос, произ-
носящий цифры, слова или предложения, поскольку во многих облас-
тях деятельности именно различение речи приобретает первостепен-
ное значение. Одним из очень распространенных тестов является раз-
работанный для изучения музыкальных способностей тест музыкаль-
ной одаренности Сишора (Теп-, лов Б. М., 1961). Он содержит серию
заданий на изучение восприятия силы, интенсивности и тембра звука.
Тест очень хорошо зарекомендовал себя и в областях, далеких от ис-
кусства. Еще одним распространенным тестом является Массачусет-
ский тест слухового восприятия (Thorndike P., Hagen E., 1977).
Следующая группа тестов специальные способностей представ-
лена тестами технических способностей. Эти методы были разрабо-
таны одними из первых среди методов диагностики специальных спо-
собностей. Поскольку тесты интеллекта были сосредоточены на изу-
чении в основном «абстрактных» функций, возникла потребность в
методах изучения более конкретных, практических способностей. В
значительной степени эта потребность была удовлетворена за счет
разработки тестов технических способностей.
Зарубежные исследователи понимают технические способности
как способности, проявляющиеся в работе с оборудованием или его
частями. При этом учитывается, что такая работа требует особых ум-
ственных способностей, хорошего развития сенсорных функций, а