Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8467

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

206

Рис. 30. Образец задания из субтеста «Техническое мыш-

ление» (DAT)

Взаимокорреляции  отдельных  тестов (за  исключением  шестого

субтеста) колеблются  около 0,50. Тестовая  батарея  была  стандарти-

зована на выборке из более чем 64 000 учащихся. Создатели этой ба-
тареи возлагали на нее большие надежды, полагая, что полученные с

ее  помощью  данные  помогут  осуществлять  прогноз  более  разнооб-
разный  и  дифференцированный, нежели  это  делается  с  помощью  те-

стов на изучение интеллекта. При анализе коэффициентов корреляции
между  результатами  тестирования  и  школьной  успеваемостью  ока-

залось, что некоторые из тестов имеют высокие коэффициенты почти
для всех учебных предметов. Наиболее валидными для всех предметов

оказались  три  теста: «Словесное  мышление» (коэффициенты  кор-
реляции колеблются от 0,39 до 0,50), «Счетные способности» (0,32—

0,48), «Пунктуация  и  стилистика» (0,30-0,52) (Thorndike Р., 1977).

Опираясь на эти данные, создатели батареи сделали вывод о том, что
проверяемые этими тестами способности являются основными для ус-

пешного обучения в школе и вузе. В целом данные о валидности DAT
представлены несколькими тысячами коэффициентов корреляции, все

они  достаточно  высоки, что  свидетельствует  о  высокой  про-
гностической  силе  этой  батареи (имеется  в  виду  процесс  обучения).

Суммарный  показатель  тестов «Словесное  мышление» и «Счетные
способности» рассматривают как индекс способностей к обучению, он

коррелирует на уровне 0,70-0,80 со сложным критерием учебных дос-

тижений (Анастази А., 1982; Thorndike P., Hagen E., 1977).

Батарей, подобных DAT, насчитывается  много, однако  диффе-

ренциальная валидность их невысока. Совершенно права А. Анастази,


background image

207

которая  выделяет  ряд  конкретных  причин, снижающих  валидность

этих тестовых батарей. Она пишет: «Вероятно, различия в овладении

конкретными учебными предметами в основном зависят от интересов,
мотиваций и эмоциональных факторов, а факторы такого рода непред-

сказуемы, поскольку  их  особенности  определяются  межличностными
отношениями учащихся и учителей» (Анастази А., 1982, с. 23).

Другая  очень  известная  батарея  тестов  общих  способностей -

GATB  -  использовалась  в  промышленности  и  в  армии  для  професси-

ональной  консультации, размещения  кадров  по  рабочим  постам. Со-
здатели этой батареи провели предварительный анализ почти 50 тес-

тов, разработанных для разных профессий, и обнаружили, что они во

многом  совпадают. Были  выделены 9 способностей, которые  измеря-
лись во всех проанализированных методиках, и именно для них и бы-

ли  подготовлены  задания GATB. Таким  образом, современная  форма
этой  батареи  включает 12 тестов, измеряющих 9 способностей. Диаг-

ностика  общих  умственных  способностей  осуществляется  с  помощью
трех тестов (запас слов, математическое мышление, пространственное

восприятие в трехмерном пространстве). Вербальные способности ди-
агностируются путем заданий на определение синонимов и антонимов

(запас слов). Счетные  способности изучаются  с  помощью двух тестов
на  вычисления  и  на  математическое  мышление. Пространственное

восприятие анализируется с помощью заданий, аналогичных 4-му тес-

ту DAT. Восприятие формы представлено двумя тестами, в которых ис-
пытуемый сопоставляет различные инструменты и геометрические фи-

гуры. Скорость восприятия информации определяется при помощи пар
слов, идентичность  которых  необходимо  установить. Моторная  коор-

динация выявляется с помощью задания делать пометки карандашом в
серии квадратов. Ручная ловкость изучается с помощью теста, анало-

гичного тесту Крауфорда, с которым мы уже познакомились выше, об-
суждая  проблему  тестирования  моторных  способностей (в  батарее

этому отведено два теста). Пальцевая моторика изучается с помощью

двух тестов, в которых испытуемый соединяет и разъединяет соответ-
ственно заклепки и шайбы.

Батарея GATB была  стандартизована на выборке  из 4000 чело-

век. Полученные при тестировании показатели преобразуются в стан-

дартные с М=100 и  σ = 20. Для  каждой профессии  установлены спо-


background image

208

собности и минимальные значения стандартных показателей, которые

считаются  достаточными  для  успешного  овладения  этой  профессией.

Коэффициенты  надежности  колеблются  в  пределах  от 0,80 до 0,90,
правда, надежность моторных тестов несколько ниже. В обобщающем

исследовании С. Бемиса было показано, что средняя валидность фак-
торов  не  превышает  0,22  (Bemis  S.,  1968).  По  данным,  Е.  Гизелли,

средняя валидность всех интеллектуальных тестов, а следовательно, и
тестов  общих  способностей  выше  по  критериям  профессионального

обучения (0,39), нежели по критериям профессиональной успешности
(0,22) (Ghiselly E., 1973). Максимальная валидность относительно кри-

териев профессиональной успешности равна 0,46. Специальное сопос-

тавление двух рассмотренных выше батарей - DAT и GATB - показало,
что  между  соответствующими  данными  той  и  другой  отмечены  сле-

дующие корреляции: по вербальным способностям 0,70, по простран-
ственному  восприятию 0,69, по  скорости  и  точности  восприятия  ин-

формации  0,56  (Thorndike  P.,  Hagen  E.,  1977).  По  мнению  многих  ис-
следователей эти корреляции не настолько высоки, чтобы считать эти

тесты идентичными.

Таким образом, GATB в большей степени ориентирована на при-

менение  в  промышленности, a DAT - в  учебных  заведениях. Следует
отметить, что обе батареи представляются достаточно пригодными для

использования  в  практике  психологической  службы; вопрос  лишь  в

том, для каких конкретных целей они могут быть применены.

5.2. ТЕСТ АМТХАУЭРА

Групповой  тест  Амтхауэра  предназначается  для  оценки  струк-

туры интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года (Amthauer R., 1953).

Автор  ставил  перед  собой  задачу  разработать  такой  метод, который
мог  бы  использоваться  для  профессиональной  ориентации  и  консуль-

тирования по проблемам выбора профессии. Амтхауэр включил в свой

тест  задания  на  диагностику  следующих  компонентов  интеллекта:
вербального, счетно-математического, пространственного, мнемиче-

ского. Среднее значение взаимных корреляций между этими фактора-
ми в тесте равна 0,36. Тест был разработан в трех параллельных фор-

мах. Стандартизация  проводилась  на  выборке  из 4076 испытуемых,


background image

209

средний  показатель  по сырым  баллам равнялся 82. После  стандарти-

зации  новая средняя равнялась 100, о = 10. Надежность  теста  равна

0,97 (корреляция  четных  и  нечетных  заданий), при  повторном  тести-
ровании через год коэффициенты надежности оказались равными 0,83

(по отдельным субтестам 0,50). Валидность теста по критерию успеш-
ности обучения в школе равна 0,62.

В тест Амтхауэра входят следующие субтесты: 1 - на общую ос-

ведомленность  и  информированность  в  разных  областях  знаний (не

только научных, но и житейских); 2 - на классификацию понятий; 3 -
на установление аналогий: 4 - на подведение двух понятий под общую

категорию (обобщение); 5 - на  умение  решать  простые  ариф-

метические задачи; 6 - на умение находить числовые закономерности;
7 - на умение мысленно оперировать изображениями фигур на плоско-

сти; 8 - на  умение  мысленно  оперировать  изображениями  объемных
фигур; 9 - на заучивание слов. Каждый субтест, за исключением чет-

вертого, состоит  из 20 заданий, в  четвертый  субтест  входят 16 зада-
ний.

Ниже приводятся примеры заданий из каждого субтеста.
Задания 1-го субтеста представляют собой предложения, в каж-

дом  из  которых  пропущено  одно  слово. Испытуемому  необходимо  из
пяти данных на выбор слов подобрать то, которое подходит по смыс-

лу:

Противоположностью понятия «верность» является понятие:
а )любовь, б) ненависть, в) дружба, г) предательство, д) враж-

да.

Во 2-м субтесте испытуемому предлагалось из пяти данных слов

вычеркнуть  одно,  не  подходящее  к  остальным  четырем,  которые  яв-
ляются сходными по определенному признаку:

а) рисунок, 6) картина, в) графика, г) скульптура, д) живопись.
В 3-м  субтесте  испытуемый  должен  был  установить  аналогию:

дерево: строгать; железо:

а) чеканить, б) сгибать, в) лить, г) шлифовать, д) ковать.
В 4-м субтесте требовалось отыскать родовое или видовое поня-

тие, объединяющее предлагаемые слова: дождь-снег, правильным по-
нятием будет «осадки».

5-й субтест 5 содержал арифметические задачи:


background image

210

Сколько  километров  пройдет  товарный  поезд  за 7 ч, если  его

скорость 40 км/ч?

В б-м субтесте требовалось продолжить числовые ряды, постро-

енные по определенным правилам:

6      9      12     15      18      21       24           ?
В 7-м субтесте испытуемому предлагались изображения плоских

геометрических фигур, разрезанные на несколько частей. Необходимо
было  мысленно  соединить  части  фигуры  и  определить, какая  фигура

получится в результате.

В 8-м  субтесте  испытуемому  предъявлялись  изображения  куби-

ков  с  различно  обозначенными  гранями. Кубики  были  определенным

образом повернуты и перевернуты в пространстве, так что иногда по-
являлись  новые, неизвестные  испытуемому  грани. Необходимо  было

определить, какой  из  пяти  кубиков-образцов  изображен  на  каждом
рисунке.

Время выполнения каждого субтеста ограничено и колеблется от

6 до 10 мин. Целиком весь этот тест проводился за 90 мин (два урока

без  перерыва).  Тест  групповой,  подготовлен  в  двух  формах  -  А  и  Б.
Соседи  по  парте  работают  с  разными  формами  теста. Исследование

проводится  двумя  экспериментаторами: один  зачитывает  инструкции,
разбирает примеры, следит за временными интервалами; другой - кон-

тролирует  правильность  заполнения  бланков  ответов, правильность

переворачивания страниц тестовой тетради и т. д.

Таким  образом,  тест  состоит  из  вербальных,  числовых  и  про-

странственных  субтестов. Первые  требуют  от  испытуемых  опреде-
ленных  знаний  и  умений  производить  с  материалом  некоторые  ло-

гические  действия. Вторые  предполагают  определенную  степень  раз-
вития  формализованного  и  пространственного  мышления. Амтхауэр

предполагал, что с помощью этого теста можно судить о структуре ин-
теллекта  испытуемых  по  успешности  выполнения  отдельных  суб-

тестов. Для  грубого  анализа «умственного  профиля» он  предлагает

следующее: если наивысшие результаты получены по первым четырем
субтестам, значит, у испытуемого больше развиты теоретические спо-

собности, если  же  по  следующим  пяти  субтестам - то  практические
способности.  Мы,  приступая  к  работе  с  тестом,  исходили  из  того,  что

он выявляет интеллектуальные способности, сложившиеся у испытуе-