ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8467
Скачиваний: 53
206
Рис. 30. Образец задания из субтеста «Техническое мыш-
ление» (DAT)
Взаимокорреляции отдельных тестов (за исключением шестого
субтеста) колеблются около 0,50. Тестовая батарея была стандарти-
зована на выборке из более чем 64 000 учащихся. Создатели этой ба-
тареи возлагали на нее большие надежды, полагая, что полученные с
ее помощью данные помогут осуществлять прогноз более разнооб-
разный и дифференцированный, нежели это делается с помощью те-
стов на изучение интеллекта. При анализе коэффициентов корреляции
между результатами тестирования и школьной успеваемостью ока-
залось, что некоторые из тестов имеют высокие коэффициенты почти
для всех учебных предметов. Наиболее валидными для всех предметов
оказались три теста: «Словесное мышление» (коэффициенты кор-
реляции колеблются от 0,39 до 0,50), «Счетные способности» (0,32—
0,48), «Пунктуация и стилистика» (0,30-0,52) (Thorndike Р., 1977).
Опираясь на эти данные, создатели батареи сделали вывод о том, что
проверяемые этими тестами способности являются основными для ус-
пешного обучения в школе и вузе. В целом данные о валидности DAT
представлены несколькими тысячами коэффициентов корреляции, все
они достаточно высоки, что свидетельствует о высокой про-
гностической силе этой батареи (имеется в виду процесс обучения).
Суммарный показатель тестов «Словесное мышление» и «Счетные
способности» рассматривают как индекс способностей к обучению, он
коррелирует на уровне 0,70-0,80 со сложным критерием учебных дос-
тижений (Анастази А., 1982; Thorndike P., Hagen E., 1977).
Батарей, подобных DAT, насчитывается много, однако диффе-
ренциальная валидность их невысока. Совершенно права А. Анастази,
207
которая выделяет ряд конкретных причин, снижающих валидность
этих тестовых батарей. Она пишет: «Вероятно, различия в овладении
конкретными учебными предметами в основном зависят от интересов,
мотиваций и эмоциональных факторов, а факторы такого рода непред-
сказуемы, поскольку их особенности определяются межличностными
отношениями учащихся и учителей» (Анастази А., 1982, с. 23).
Другая очень известная батарея тестов общих способностей -
GATB - использовалась в промышленности и в армии для професси-
ональной консультации, размещения кадров по рабочим постам. Со-
здатели этой батареи провели предварительный анализ почти 50 тес-
тов, разработанных для разных профессий, и обнаружили, что они во
многом совпадают. Были выделены 9 способностей, которые измеря-
лись во всех проанализированных методиках, и именно для них и бы-
ли подготовлены задания GATB. Таким образом, современная форма
этой батареи включает 12 тестов, измеряющих 9 способностей. Диаг-
ностика общих умственных способностей осуществляется с помощью
трех тестов (запас слов, математическое мышление, пространственное
восприятие в трехмерном пространстве). Вербальные способности ди-
агностируются путем заданий на определение синонимов и антонимов
(запас слов). Счетные способности изучаются с помощью двух тестов
на вычисления и на математическое мышление. Пространственное
восприятие анализируется с помощью заданий, аналогичных 4-му тес-
ту DAT. Восприятие формы представлено двумя тестами, в которых ис-
пытуемый сопоставляет различные инструменты и геометрические фи-
гуры. Скорость восприятия информации определяется при помощи пар
слов, идентичность которых необходимо установить. Моторная коор-
динация выявляется с помощью задания делать пометки карандашом в
серии квадратов. Ручная ловкость изучается с помощью теста, анало-
гичного тесту Крауфорда, с которым мы уже познакомились выше, об-
суждая проблему тестирования моторных способностей (в батарее
этому отведено два теста). Пальцевая моторика изучается с помощью
двух тестов, в которых испытуемый соединяет и разъединяет соответ-
ственно заклепки и шайбы.
Батарея GATB была стандартизована на выборке из 4000 чело-
век. Полученные при тестировании показатели преобразуются в стан-
дартные с М=100 и σ = 20. Для каждой профессии установлены спо-
208
собности и минимальные значения стандартных показателей, которые
считаются достаточными для успешного овладения этой профессией.
Коэффициенты надежности колеблются в пределах от 0,80 до 0,90,
правда, надежность моторных тестов несколько ниже. В обобщающем
исследовании С. Бемиса было показано, что средняя валидность фак-
торов не превышает 0,22 (Bemis S., 1968). По данным, Е. Гизелли,
средняя валидность всех интеллектуальных тестов, а следовательно, и
тестов общих способностей выше по критериям профессионального
обучения (0,39), нежели по критериям профессиональной успешности
(0,22) (Ghiselly E., 1973). Максимальная валидность относительно кри-
териев профессиональной успешности равна 0,46. Специальное сопос-
тавление двух рассмотренных выше батарей - DAT и GATB - показало,
что между соответствующими данными той и другой отмечены сле-
дующие корреляции: по вербальным способностям 0,70, по простран-
ственному восприятию 0,69, по скорости и точности восприятия ин-
формации 0,56 (Thorndike P., Hagen E., 1977). По мнению многих ис-
следователей эти корреляции не настолько высоки, чтобы считать эти
тесты идентичными.
Таким образом, GATB в большей степени ориентирована на при-
менение в промышленности, a DAT - в учебных заведениях. Следует
отметить, что обе батареи представляются достаточно пригодными для
использования в практике психологической службы; вопрос лишь в
том, для каких конкретных целей они могут быть применены.
5.2. ТЕСТ АМТХАУЭРА
Групповой тест Амтхауэра предназначается для оценки струк-
туры интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года (Amthauer R., 1953).
Автор ставил перед собой задачу разработать такой метод, который
мог бы использоваться для профессиональной ориентации и консуль-
тирования по проблемам выбора профессии. Амтхауэр включил в свой
тест задания на диагностику следующих компонентов интеллекта:
вербального, счетно-математического, пространственного, мнемиче-
ского. Среднее значение взаимных корреляций между этими фактора-
ми в тесте равна 0,36. Тест был разработан в трех параллельных фор-
мах. Стандартизация проводилась на выборке из 4076 испытуемых,
209
средний показатель по сырым баллам равнялся 82. После стандарти-
зации новая средняя равнялась 100, о = 10. Надежность теста равна
0,97 (корреляция четных и нечетных заданий), при повторном тести-
ровании через год коэффициенты надежности оказались равными 0,83
(по отдельным субтестам 0,50). Валидность теста по критерию успеш-
ности обучения в школе равна 0,62.
В тест Амтхауэра входят следующие субтесты: 1 - на общую ос-
ведомленность и информированность в разных областях знаний (не
только научных, но и житейских); 2 - на классификацию понятий; 3 -
на установление аналогий: 4 - на подведение двух понятий под общую
категорию (обобщение); 5 - на умение решать простые ариф-
метические задачи; 6 - на умение находить числовые закономерности;
7 - на умение мысленно оперировать изображениями фигур на плоско-
сти; 8 - на умение мысленно оперировать изображениями объемных
фигур; 9 - на заучивание слов. Каждый субтест, за исключением чет-
вертого, состоит из 20 заданий, в четвертый субтест входят 16 зада-
ний.
Ниже приводятся примеры заданий из каждого субтеста.
Задания 1-го субтеста представляют собой предложения, в каж-
дом из которых пропущено одно слово. Испытуемому необходимо из
пяти данных на выбор слов подобрать то, которое подходит по смыс-
лу:
Противоположностью понятия «верность» является понятие:
а )любовь, б) ненависть, в) дружба, г) предательство, д) враж-
да.
Во 2-м субтесте испытуемому предлагалось из пяти данных слов
вычеркнуть одно, не подходящее к остальным четырем, которые яв-
ляются сходными по определенному признаку:
а) рисунок, 6) картина, в) графика, г) скульптура, д) живопись.
В 3-м субтесте испытуемый должен был установить аналогию:
дерево: строгать; железо:
а) чеканить, б) сгибать, в) лить, г) шлифовать, д) ковать.
В 4-м субтесте требовалось отыскать родовое или видовое поня-
тие, объединяющее предлагаемые слова: дождь-снег, правильным по-
нятием будет «осадки».
5-й субтест 5 содержал арифметические задачи:
210
Сколько километров пройдет товарный поезд за 7 ч, если его
скорость 40 км/ч?
В б-м субтесте требовалось продолжить числовые ряды, постро-
енные по определенным правилам:
6 9 12 15 18 21 24 ?
В 7-м субтесте испытуемому предлагались изображения плоских
геометрических фигур, разрезанные на несколько частей. Необходимо
было мысленно соединить части фигуры и определить, какая фигура
получится в результате.
В 8-м субтесте испытуемому предъявлялись изображения куби-
ков с различно обозначенными гранями. Кубики были определенным
образом повернуты и перевернуты в пространстве, так что иногда по-
являлись новые, неизвестные испытуемому грани. Необходимо было
определить, какой из пяти кубиков-образцов изображен на каждом
рисунке.
Время выполнения каждого субтеста ограничено и колеблется от
6 до 10 мин. Целиком весь этот тест проводился за 90 мин (два урока
без перерыва). Тест групповой, подготовлен в двух формах - А и Б.
Соседи по парте работают с разными формами теста. Исследование
проводится двумя экспериментаторами: один зачитывает инструкции,
разбирает примеры, следит за временными интервалами; другой - кон-
тролирует правильность заполнения бланков ответов, правильность
переворачивания страниц тестовой тетради и т. д.
Таким образом, тест состоит из вербальных, числовых и про-
странственных субтестов. Первые требуют от испытуемых опреде-
ленных знаний и умений производить с материалом некоторые ло-
гические действия. Вторые предполагают определенную степень раз-
вития формализованного и пространственного мышления. Амтхауэр
предполагал, что с помощью этого теста можно судить о структуре ин-
теллекта испытуемых по успешности выполнения отдельных суб-
тестов. Для грубого анализа «умственного профиля» он предлагает
следующее: если наивысшие результаты получены по первым четырем
субтестам, значит, у испытуемого больше развиты теоретические спо-
собности, если же по следующим пяти субтестам - то практические
способности. Мы, приступая к работе с тестом, исходили из того, что
он выявляет интеллектуальные способности, сложившиеся у испытуе-