ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8468
Скачиваний: 53
211
мых в конкретных условиях обучения и воспитания. В настоящее вре-
мя собран экспериментальный материал по применению теста Амтхау-
эра на выборке городских и сельских школьников (7-10-е классы)
объемом более 450 человек. Часть результатов исследовательской ра-
боты обработана и опубликована (Акимова М. К. и др., 1984).
Надежность теста подсчитывалась на выборке из 101 человека
путем корреляций данных тестирования с интервалом в 1 год (9-е и
10-е классы городских школ). Коэффициент оказался равным 0,83.
Валидность теста определялась путем нахождения корреляций между
данными по субтестам и тесту в целом и успеваемостью (общей и по
циклам учебных предметов). В табл. 8 приведены данные по 8-м клас-
сам городских школ.
Таблица 8
Г
ород
Сред
ний балл
Результат по вербаль-
ным субтестам и успевае-
мость
по
гуманитарным
предметам
Результат по пространст-
венным субтестам и успеваемость
по техническим предметам (ал-
гебра, геометрия, физика)
М
осква
0,45
0,20
0,29
М
осква
0,52
0,33
0,34
О
рша
0,44
0,53
0,23
Из табл. 8 видно, что корреляции находятся на среднем уровне.
Это значит, что тест в целом охватывает именно те качества учащихся
(понятливость, рассудительность, умение логически мыслить), кото-
рые необходимы им для усвоения школьных предметов. Низкие ко-
эффициенты корреляции, встречающиеся в табл. 8, можно объяснить
тем, что имеется влияние многих факторов помимо школы: домашнее
окружение, внешкольные виды деятельности (кружки, студии, допол-
нительные уроки), влияние средств массовой информации и пр. Такое
многостороннее влияние, с одной стороны, способствует фор-
мированию навыков логического мышления и накоплению более ши-
212
роких и глубоких знаний о мире, а с другой - ослабляет связь тес-
товых достижений со школьной оценкой.
При интерпретации полученных в исследовании данных был оп-
робован новый критерий. В традиционном тестировании при оценке
результатов за точку отсчета принималась статистическая норма, по-
лучаемая на основе эмпирических исследований выборок испытуемых,
отличающихся по социально-экономическим признакам. На противо-
речивость такого решения не раз указывал в своих работах К. М. Гу-
ревич, который отмечал, что критерий сравнения по нормам, получен-
ным путем неправомерного объединения разных выборок, игнорирует
влияние различных условий онтогенеза на умственное развитие лю-
дей. Эти условия многообразны и в первую очередь включают условия
обучения. Кроме того, само представление тестовых данных в виде
баллов, кривых распределения затрудняет качественный анализ теста
и влияния разных условий на развитие ребенка. Критикуя применение
нормы в качестве критерия развития, К. М. Гуревич пишет: «... норма
характеризует выборку или популяцию, но не раскрывает действи-
тельных и обычных, т. е. нормальных, требований к человеку как
сложившемуся или складывающемуся члену общества. Имманентно
присущая данной выборке статистическая норма по тем или другим
причинам может не совпадать с нормальными требованиями к нему. Но
эти требования совсем не случайны, они опираются на общественную
практику и вытекают из нее» (Гуревич К. М., 1982, с. 17). В качестве
критерия, ориентируясь на который можно сравнивать данные тесто-
вого обследования, К. М. Гуревич предлагает использовать так назы-
ваемый социально-психологический норматив (СПН). В сжатом виде
СПН можно определить как систему требований, которую общность
предъявляет каждому из его членов. Чтобы не быть отторгнутым от
существующей вне его общности, человек должен овладеть теми тре-
бованиями, которые к нему предъявляются, причем процесс этот явля-
ется активным - каждый стремится занять определенное место в своей
социальной общности и сознательно осуществляет этот процесс при-
общения к своему классу, группе. Эти требования и могут составлять
содержание социально-психологических нормативов, которые являют-
ся, в сущности, идеальной моделью требований социальной общности
к личности. Следовательно, оценка результатов тестирования должна
213
проводиться по степени близости к СПН, который дифференцируется в
образовательно-возрастных границах. Такие требования могут быть
закреплены в форме правил, предписаний, требований к человеку и
включать самые разнообразные аспекты: умственное развитие, нрав-
ственное, эстетическое и др. Об этом же пишут в своей статье А. А.
Бодалев и Е. В. Шорохова, которые отмечают: «...представляется
очень важной разработка содержательных и одновременно-достаточно
конкретных нормативов развития...», которые «...должны очень опре-
деленно и широко очертить круг требований к идейно-политической,
умственной, нравственной, трудовой, эстетической и физической вос-
питанности вступающих в самостоятельную жизнь молодых людей»
(1983, с. 21).
Требования, составляющие содержание СПН, вполне реальны,
они присутствуют в образовательных программах, в квалификаци-
онных профессиональных характеристиках, общественном мнении,
мнении учителей и воспитателей. «Несомненно, - пишет К. М. Гуревич,
- что социально-психологические нормативы в их образовательно-
возрастной отнесенности подлежат раскрытию в виде понятий и тер-
минов и действий с ними. Речь должна идти не об одних лишь научных
или профессиональных понятиях, но о несколько ином круге, таком,
который в пределах некоторых колебаний обеспечивал бы члену об-
щества, владеющему им, активное, полноценное участие в жизни кол-
лектива и общества в целом» (Гуревич К. М., 1982, с. 17-18). По мне-
нию Гуревича, психологи при составлении тестовых заданий стихийно
ориентируются на существующий в их общности СПН. При этом зада-
ния теста составляются как отдельные логические «микропроблемы».
В связи с этим необходима и иная обработка результатов тестирования
- установление близости данных каждого испытуемого или группы к
СПН. На оперативном уровне проблема установления близости кон-
кретного испытуемого к СПН еще не является решенной.
Так, например, использование в качестве соответствующего по-
казателя процентного отношения количества выполненных заданий к
общему количеству заданий теста ставит проблему неслучайности от-
бора количества заданий и степени их трудности разработчиками тес-
та. Использование СПН в качестве критерия развития выдвигает на
первый план качественный способ обработки данных, при которой не-
214
обходимо учитывать: а) какие термины и понятия по степени обоб-
щенности усвоены лучше, а какие - хуже; б) какие логические опера-
ции освоены более успешно, а какие - менее; в) в каком круге поня-
тий и терминов ученики ориентируются менее уверенно, а в каком -
более. На наш взгляд, использование СПН является более эвристич-
ным, чем применение статистической нормы при интерпретации ре-
зультатов тестовых испытаний. Следует отметить, что неудовлет-
воренность нормой как точкой отсчета при оценке данных по тестам
нашла свое выражение, в частности, в разработке тестов, ориентиро-
ванных на критерий (Popham W., 1978). Это направление в тестологии
считается очень перспективным.
5.3. ТЕСТ «ШТУР»
О необходимости пересмотра тестов интеллекта пишет К. М. Гу-
ревич: «Назрела необходимость приступить к реконструкции и пере-
работке современных тестов интеллекта. Состав слов и понятий, ло-
гические действия с ними - все это должно быть как можно точнее
пронормировано в согласии с требованиями, которые предъявляет на-
ше общество к психическому развитию. Должны, быть выделены сту-
пени овладения вербальным материалом в соответствии с образо-
вательными и возрастными ступенями. Следовало бы, исходя из на-
личных (или проектируемых) школьных программ, составить перечень
понятий, подлежащих усвоению, точно определить, в каких логико-
функциональных отношениях выступают эти понятия» (Гуревич К. М.,
1980, с. 24). С позиций социально-психологического норматива, со-
держание тестов должно основываться на образовательных програм-
мах, учебниках, требованиях педагогов. Под руководством К. М. Гуре-
вича сотрудники лаборатории психодиагностики М. К. Акимова, Е. М.
Борисова, В, Г, Зархин, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова разработали
«Школьный тест умственного развития» (ШТУР) для диагностики умст-
венного развития учащихся 6-8-х классов. Приступая к подбору зада-
ний, авторы, согласно их пониманию нормативности содержания тес-
тов, провели психологический анализ учебных программ и учебников
и в течение всей работы опирались на сведения, получаемые в бесе-
дах с учителями. Понятия подбирались по основным учебным дисцип-
215
линам, преподаваемым в школе: естественным, гуманитарным и физи-
ко-математическим.
Подбор понятий производился на основе следующих принципов:
1. Вводимые в задания теста понятия должны быть достаточно
общими, определяющими уровень усвоения предмета, составляющими
основу понимания соответствующей школьной дисциплины;
2. Эти понятия должны составлять основной фонд знаний, кото-
рый необходим любому человеку независимо от получаемых им спе-
циального образования и профессиональной подготовки. Поэтому в
тест не были включены узкопрофессиональные понятия;
3. Включаемые в тест понятия должны соответствовать жизнен-
ному опыту ребенка данного возраста, должны пониматься детьми.
Тест «ШТУР» содержит задания пяти типов, составляющие шесть
субтестов: «осведомленность» (два субтеста), «аналогии» (один суб-
тест), «классификация» (один субтест), «обобщение» (один субтест),
«числовые ряды» (один субтест). Включенные в эти субтесты понятия
входят в число необходимых для общего развития детей.
При экспериментальной проверке заданий мы анализировали,
насколько успешно справляются с ними учащиеся 6-8 классов. Мы ис-
ходили из предположения, что неуклонное увеличение процента ус-
пешно выполненных заданий от 6-го к 8-му классу в определенной
степени свидетельствует о том, что использованные в данном задании
понятия не являются узкоспециальными, необходимыми лишь для ус-
воения ограниченного раздела программ, а являются основопола-
гающими для данной школьной дисциплины. Затем была проведена
проверка самого теста в целом. Объем выборки составил около 400
человек.
На основе проведенного исследования были подсчитаны коэф-
фициенты надежности теста (методом корреляций четных и нечетных
заданий), коэффициенты валидности (путем корреляций данных об
успеваемости и успешности выполнения теста, а также между данным
тестом и тестом Амтхауэра), определена степень приближения к СПН
данных отдельных испытуемых и выборок в целом и проведен еще ряд
статистических процедур по проверке теста. Полученные результаты
позволяют говорить о том, что тест может быть использован для изу-
чения умственного развития школьников.