Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8468

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

211

мых в конкретных условиях обучения и воспитания. В настоящее вре-

мя собран экспериментальный материал по применению теста Амтхау-

эра  на  выборке  городских  и  сельских  школьников (7-10-е  классы)
объемом более 450 человек. Часть результатов исследовательской ра-

боты обработана и опубликована (Акимова М. К. и др., 1984).

Надежность  теста  подсчитывалась  на  выборке  из 101 человека

путем  корреляций  данных  тестирования  с  интервалом  в 1 год (9-е  и
10-е  классы  городских  школ). Коэффициент  оказался  равным 0,83.

Валидность  теста  определялась  путем  нахождения  корреляций  между
данными  по  субтестам  и  тесту  в  целом  и  успеваемостью (общей  и  по

циклам учебных предметов). В табл. 8 приведены данные по 8-м клас-

сам городских школ.

Таблица 8

Г

ород

Сред

ний балл

Результат  по  вербаль-

ным  субтестам  и  успевае-

мость 

по 

гуманитарным

предметам

Результат  по  пространст-

венным  субтестам  и  успеваемость

по  техническим  предметам (ал-
гебра, геометрия, физика)

М

осква

0,45

0,20

0,29

М

осква

0,52

0,33

0,34

О

рша

0,44

0,53

0,23

Из табл. 8 видно, что корреляции находятся на среднем уровне.

Это значит, что тест в целом охватывает именно те качества учащихся
(понятливость, рассудительность, умение  логически  мыслить), кото-

рые  необходимы  им  для  усвоения  школьных  предметов. Низкие  ко-
эффициенты  корреляции, встречающиеся  в  табл. 8, можно  объяснить

тем, что имеется  влияние  многих  факторов  помимо  школы: домашнее
окружение, внешкольные  виды  деятельности (кружки, студии, допол-

нительные уроки), влияние средств массовой информации и пр. Такое

многостороннее  влияние, с  одной  стороны, способствует  фор-
мированию  навыков  логического  мышления  и  накоплению  более  ши-


background image

212

роких  и  глубоких  знаний  о  мире,  а  с  другой  -  ослабляет  связь  тес-

товых достижений со школьной оценкой.

При интерпретации полученных в исследовании данных был оп-

робован  новый  критерий. В  традиционном  тестировании  при  оценке

результатов  за  точку  отсчета  принималась  статистическая  норма, по-
лучаемая на основе эмпирических исследований выборок испытуемых,

отличающихся  по  социально-экономическим  признакам. На  противо-
речивость такого решения не раз указывал в своих работах К. М. Гу-

ревич, который отмечал, что критерий сравнения по нормам, получен-
ным путем неправомерного объединения разных выборок, игнорирует

влияние  различных  условий  онтогенеза  на  умственное  развитие  лю-

дей. Эти условия многообразны и в первую очередь включают условия
обучения. Кроме  того, само  представление  тестовых  данных  в  виде

баллов, кривых распределения затрудняет качественный анализ теста
и влияния разных условий на развитие ребенка. Критикуя применение

нормы в качестве критерия развития, К. М. Гуревич пишет: «... норма
характеризует  выборку  или  популяцию, но  не  раскрывает  действи-

тельных  и  обычных, т. е. нормальных, требований  к  человеку  как
сложившемуся  или  складывающемуся  члену  общества. Имманентно

присущая  данной  выборке  статистическая  норма  по  тем  или  другим
причинам может не совпадать с нормальными требованиями к нему. Но

эти требования совсем не случайны, они опираются на общественную

практику и вытекают из нее» (Гуревич К. М., 1982, с. 17). В качестве
критерия, ориентируясь  на  который  можно  сравнивать  данные  тесто-

вого обследования, К. М. Гуревич  предлагает  использовать  так  назы-
ваемый  социально-психологический  норматив (СПН). В  сжатом  виде

СПН  можно  определить  как  систему  требований, которую  общность
предъявляет  каждому  из  его  членов.  Чтобы  не  быть  отторгнутым  от

существующей вне  его общности, человек должен овладеть теми тре-
бованиями, которые к нему предъявляются, причем процесс этот явля-

ется активным - каждый стремится занять определенное место в своей

социальной  общности  и  сознательно  осуществляет  этот  процесс  при-
общения  к  своему  классу, группе. Эти  требования  и могут составлять

содержание социально-психологических нормативов, которые являют-
ся, в сущности, идеальной моделью требований социальной общности

к  личности. Следовательно, оценка  результатов  тестирования  должна


background image

213

проводиться по степени близости к СПН, который дифференцируется в

образовательно-возрастных  границах. Такие  требования  могут  быть

закреплены  в  форме  правил, предписаний, требований  к  человеку  и
включать  самые  разнообразные  аспекты: умственное  развитие, нрав-

ственное,  эстетическое  и  др.  Об  этом  же  пишут  в  своей  статье  А.  А.
Бодалев  и  Е. В. Шорохова, которые  отмечают: «...представляется

очень важной разработка содержательных и одновременно-достаточно
конкретных нормативов развития...», которые «...должны очень опре-

деленно  и  широко  очертить  круг  требований  к  идейно-политической,
умственной, нравственной, трудовой, эстетической и физической вос-

питанности  вступающих  в  самостоятельную  жизнь  молодых  людей»

(1983, с. 21).

Требования, составляющие  содержание  СПН, вполне  реальны,

они  присутствуют  в  образовательных  программах, в  квалификаци-
онных  профессиональных  характеристиках, общественном  мнении,

мнении учителей и воспитателей. «Несомненно, - пишет К. М. Гуревич,
- что  социально-психологические  нормативы  в  их  образовательно-

возрастной  отнесенности  подлежат  раскрытию  в  виде  понятий  и  тер-
минов и действий с ними. Речь должна идти не об одних лишь научных

или  профессиональных  понятиях, но  о  несколько  ином  круге, таком,
который  в  пределах  некоторых  колебаний  обеспечивал  бы  члену  об-

щества, владеющему им, активное, полноценное участие в жизни кол-

лектива и общества в целом» (Гуревич К. М., 1982, с. 17-18). По мне-
нию Гуревича, психологи при составлении тестовых заданий стихийно

ориентируются  на существующий  в  их  общности  СПН. При  этом  зада-
ния  теста  составляются  как  отдельные  логические «микропроблемы».

В связи с этим необходима и иная обработка результатов тестирования
- установление  близости  данных  каждого  испытуемого  или  группы  к

СПН. На  оперативном  уровне  проблема  установления  близости  кон-
кретного испытуемого к СПН еще не является решенной.

Так, например, использование в качестве соответствующего по-

казателя  процентного  отношения  количества  выполненных  заданий  к
общему  количеству  заданий  теста ставит  проблему  неслучайности  от-

бора количества заданий и степени их трудности разработчиками тес-
та. Использование  СПН  в  качестве  критерия  развития  выдвигает  на

первый план качественный способ обработки данных, при которой не-


background image

214

обходимо  учитывать: а) какие  термины  и  понятия  по  степени  обоб-

щенности усвоены лучше, а какие - хуже; б) какие логические опера-

ции освоены более успешно, а какие - менее; в) в каком круге поня-
тий  и  терминов  ученики  ориентируются  менее  уверенно, а  в  каком -

более. На  наш  взгляд, использование  СПН  является  более  эвристич-
ным, чем  применение  статистической  нормы  при  интерпретации  ре-

зультатов  тестовых  испытаний. Следует  отметить, что  неудовлет-
воренность  нормой  как  точкой  отсчета  при  оценке  данных  по  тестам

нашла свое выражение, в частности, в разработке тестов, ориентиро-
ванных на критерий (Popham W., 1978). Это направление в тестологии

считается очень перспективным.

5.3. ТЕСТ «ШТУР»

О необходимости пересмотра тестов интеллекта пишет К. М. Гу-

ревич: «Назрела  необходимость  приступить  к  реконструкции  и  пере-
работке  современных  тестов  интеллекта. Состав  слов  и  понятий, ло-

гические  действия  с  ними - все  это  должно  быть  как  можно  точнее
пронормировано в согласии с требованиями, которые предъявляет на-

ше  общество  к  психическому  развитию. Должны, быть  выделены  сту-
пени  овладения  вербальным  материалом  в  соответствии  с  образо-

вательными  и  возрастными  ступенями. Следовало  бы, исходя  из  на-

личных (или проектируемых) школьных программ, составить перечень
понятий, подлежащих  усвоению, точно  определить, в  каких  логико-

функциональных отношениях выступают эти понятия» (Гуревич К. М.,
1980, с. 24). С  позиций  социально-психологического  норматива, со-

держание  тестов  должно  основываться  на  образовательных  програм-
мах, учебниках, требованиях педагогов. Под руководством К. М. Гуре-

вича  сотрудники  лаборатории  психодиагностики  М. К. Акимова, Е. М.
Борисова, В, Г, Зархин, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова  разработали

«Школьный тест умственного развития» (ШТУР) для диагностики умст-

венного развития учащихся 6-8-х классов. Приступая к подбору зада-
ний, авторы, согласно  их  пониманию  нормативности  содержания  тес-

тов, провели  психологический  анализ  учебных  программ  и  учебников
и в течение всей работы опирались на сведения, получаемые в бесе-

дах с учителями. Понятия подбирались по основным учебным дисцип-


background image

215

линам, преподаваемым в школе: естественным, гуманитарным и физи-

ко-математическим.

Подбор понятий производился на основе следующих принципов:
1.  Вводимые в задания теста понятия должны быть достаточно

общими, определяющими уровень усвоения предмета, составляющими
основу понимания соответствующей школьной дисциплины;

2. Эти понятия должны составлять основной фонд знаний, кото-

рый  необходим  любому  человеку  независимо  от  получаемых  им  спе-

циального  образования  и  профессиональной  подготовки. Поэтому  в
тест не были включены узкопрофессиональные понятия;

3. Включаемые в тест понятия должны соответствовать жизнен-

ному опыту ребенка данного возраста, должны пониматься детьми.

Тест «ШТУР» содержит задания пяти типов, составляющие шесть

субтестов: «осведомленность» (два  субтеста), «аналогии» (один  суб-
тест), «классификация» (один  субтест), «обобщение» (один  субтест),

«числовые ряды» (один субтест). Включенные в эти субтесты понятия
входят в число необходимых для общего развития детей.

При  экспериментальной  проверке  заданий  мы  анализировали,

насколько успешно справляются с ними учащиеся 6-8 классов. Мы ис-

ходили  из  предположения, что  неуклонное  увеличение  процента  ус-
пешно  выполненных  заданий  от 6-го  к 8-му  классу  в  определенной

степени свидетельствует о том, что использованные в данном задании

понятия  не являются  узкоспециальными, необходимыми лишь  для  ус-
воения  ограниченного  раздела  программ, а  являются  основопола-

гающими  для  данной  школьной  дисциплины. Затем  была  проведена
проверка  самого  теста  в  целом. Объем  выборки  составил  около 400

человек.

На  основе  проведенного  исследования  были  подсчитаны  коэф-

фициенты  надежности  теста (методом  корреляций  четных  и  нечетных
заданий), коэффициенты  валидности (путем  корреляций  данных  об

успеваемости и успешности выполнения теста, а также между данным

тестом  и  тестом  Амтхауэра), определена  степень  приближения  к  СПН
данных отдельных испытуемых и выборок в целом и проведен еще ряд

статистических  процедур  по  проверке  теста. Полученные  результаты
позволяют  говорить  о  том,  что  тест  может  быть  использован для  изу-

чения умственного развития школьников.