Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8106

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

216

5.4. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТОВ СПОСОБНОСТЕЙ

Традиционное  применение  тестов  способностей  состоит  в  ис-

пользовании  их  для  прогноза  будущей  успешности  претендентов  при
выборе определенной профессии. Зарубежные психологи исходили из

того, что  наличие  способностей, выявляемых  с  помощью  тестов, пре-
допределяет успех в каком-то виде деятельности. При этом не прово-

дились  ни  психологический  анализ  способностей, ни  научное  обо-
снование  применения  тестов  для  выявления  этих  способностей. Все

более усиливающаяся критика такого подхода к выявлению профпри-

годности  связана  с  несколькими  причинами. Во-первых, многие  ис-
следователи  указывают  на  неблаговидную  роль,  которую  стали  вы-

полнять  многие  тесты  (Лолер  Дж.,  1982;  Наэм  Дж.,  1984;.  Kamin  L.,
1974), что сформировало отрицательное отношение к тестированию со

стороны  многих  людей. Во-вторых, профпригодность  стала  рас-
сматриваться как динамическое образование, т. е. свойство личности,

которое  формируется  в  ходе  деятельности, а  не  дано  изначально. На
формирование  пригодности  к  профессии  влияет  огромное  число  фак-

торов, и  определенный  уровень  развития  способностей  не  является
решающим среди них. Профессиональное становление зависит от мно-

гих других особенностей, таких, как мотивация, интерес к профессии,

увлеченность и любовь к своему делу. Очень важное значение имеют
взаимоотношения  в  коллективе, где  человек  начинает  свою  профес-

сиональную  карьеру. Все  эти  факторы  вообще  не  могут  быть  учтены
при тестовом обследовании, между тем роль их очень велика и они мо-

гут  оказать  решающее  влияние  на  формирование  профпригодности.
Низкий же уровень развития способностей далеко не всегда является

препятствием  для  овладения  профессией, поскольку  известны  боль-
шие  резервы  развития  профессионально  важных  функций, компенса-

торные  возможности  способностей. Одной  и  той  же  эффективности

труда  можно  добиться  за  счет  формирования  разных  качественно
своеобразных  структур  профессиональных  способностей (Борисова  Е.

М., 1976).

Третьей причиной, вызывающей критику применения тестов для

прогноза профессиональной успешности, является низкая прогностич-


background image

217

ность  практически  всех  существующих  методов; вернее, их  прогно-

стичность находится на недостаточно высоком уровне. Пожалуй, клас-

сической в этом плане можно назвать работу П. Торндайка и Э. Хаген,
которые разыскали 10 тысяч испытуемых через 13 лет после того, как

с  ними  были  проведены  тестовые  испытания, на  основе  которых  де-
лался прогноз об их успехах в работе. Авторы собрали данные для 125

групп  профессий  и  проанализировали, какая  связь существует  между
предсказаниями, сделанными  на  основании  данных  тестирования, и

реальными достижениями субъекта в выбранной профессии (Thorndike
P., Hagen E., 1977).

Основной вывод состоит в том, что не обнаружено никакой свя-

зи  между  оценками  по  тесту  и  успехами  в  профессии. Корреляции  в
основном низки, одинаково часто встречаются положительные и отри-

цательные  их  значения. В  целом  исследователи  получили  коэффици-
ент валидности, близкий к нулю. В связи с этим авторы подчеркивают,

что гораздо более обнадеживающие результаты получаются при опоре
не  на  общий  результат  по  тесту, а  на  тестовый  профиль, свиде-

тельствующий  об  определенной  выраженности  отдельных  способно-
стей (например, для бухгалтеров естественным является большая вы-

раженность  счетных  способностей, для  архитекторов - зрительных,
для инженеров - общих интеллектуальных. Для профилей, полученных

при  тестировании  представителей  определенных  профессий, ха-

рактерны специфические «пики» и «впадины», свидетельствующие об
определенной выраженности тех или иных способностей. Таким обра-

зом, тесты, применяемые в профотборе, не могут прогнозировать про-
фессиональную успешность людей. Это, однако, не означает, что они

не могут найти своего применения в психологической службе. Области
их  использования  широки, например  для  профконсульта-ций, проф-

ориентации, профотбора (в  случаях, когда  время  на  про-
фессиональное  обучение  сильно  ограничено, как  это  имеет  место  в

армии), оптимальной расстановки кадров по рабочим постам, контроля

за  подготовкой  кадров  в  промышленности  и  системе  профтехоб-
разования, разработки  общих  и  индивидуальных  рекомендаций  по

развитию способностей. На наш взгляд, наиболее плодотворно приме-
нение методов диагностики способностей (в тех формах, которые сло-

жились  на  сегодняшний  день) для  контроля  за  формированием  инди-


background image

218

видуализированной структуры способностей, которое интенсивно про-

текает в период школьного обучения и освоения профессии.

В работах отечественных психологов все более часто мы встре-

чаемся  с  использованием  тестов  как  инструментов  профотбора  и

профконсультаций (Аванесов В. С., 1982; Бодров В. А., 1985; Джамга-
ров Т. Т., 1976; Кулагин Б. В., 1984; Проблемы космической биологии,

т. 48, 1984). Следует отметить, что отношение к этим методам и оцен-
ка  их  возможностей  и  границ  применения  имеют  прочное  теоре-

тическое  и  методологическое  обоснование. Подчеркивается  необхо-
димость  доказательств  правомерности  использования  профотбора. В

частности, он  может  иметь  место, когда  профессия  предъявляет  жес-

ткие  требования  к  таким  психофизиологическим  особенностям  чело-
века, которые мало поддаются развитию и практически не. изменяют-

ся в течение жизни, либо в тех случаях, когда время на обучение про-
фессии  крайне  ограничено, а  сама  профессиональная  деятельность

предъявляет  повышенные  требования  к  уровню  квалификации (в  ча-
стности, ряд  военных  специальностей). В  профессиях  же, где  про-

фессионально важные качества развиваются, изменяются, где имеется
возможность компенсации  одних  способностей  другими, где  успех  за-

висит не от уровня, а от качественного своеобразия способностей, та-
кой отбор не нужен. Психологическое тестирование уместно также для

контроля  за  процессом  обучения  профессии, для  выявления  причин

отставания  работников,  нахождения  слабых  мест,  что  позволило  бы
проводить  индивидуальное  обучение, психотренировки, а  также  для

изучения причин травматизма и несчастных случаев.

Важная  отличительная  особенность  данных  исследований - по-

нимание  ограниченности  возможностей  тестирования  по определению
профпригодности, стремление  к  комплексному, системному  подходу  в

изучении  закономерностей  профессионального  становления. Это  свя-
зано  с  пониманием  профпригодности  как  такого  свойства  личности,

которое формируется в ходе овладения профессией и всегда является

индивидуально-своеобразным.

Хотелось бы сказать несколько слов и о перспективе разработки

методов  диагностики  способностей. На  наш  взгляд, наиболее  перс-
пективными с точки зрения повышения прогностичности тестовых ме-

тодов  являются, во-первых, ориентировка  при  разработке  тестов  на


background image

219

критерий, заданный  норматив  и  оценка  тестовых  данных  по  степени

приближения к нему, и, во-вторых, опора при оценке результатов тес-

тирования на «профиль профессии», а не на количественный тестовый
балл. При этом необходимо учитывать, что наряду с тем, что профили

различных  профессий  существенно  отличаются  друг  от  друга, могут
наблюдаться  различия  внутри  профилей  одной  и  той  же  профессии.

Это связано с формированием индивидуализированной структуры спо-
собностей  профессионалов, отличающихся  при-, родными  данными

(например, сочетаниями  основных  свойств  нервной  системы). Такие
индивидуальные  варианты  формирования  профпригодности  могут

быть основанием для описания разных типов профессионалов.

Таким образом, главная задача совершенствования методов пси-

хологической диагностики способностей состоит в повышении их про-

гностической  силы. Только  в  этом  случае  они  полностью  будут  отве-
чать своему назначению.

ГЛАВА 6 ПСИХОДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ

6.1. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ

Мотивация  занимает  ведущее  место  в  структуре  личности  и  яв-

ляется  одним  из  основных  понятий, которое  используется  для  объяс-

нения движущих сил поведения, деятельности. Процесс теоретическо-
го  осмысления  явлений  мотивации  далек  от  своего  завершения. Это

отражается  как  в  непрекращающемся  росте  публикаций  на  эту  тему,
так и в многозначности трактовок основных понятий этой области, та-

ких, как мотив и потребность. Так, в отечественных работах мотив по-
нимается  и  как  осознанная  потребность (Ковалев  А. Г., 1965), и  как

предмет  потребности (Леонтьев  А. П., 1975) и  отождествляется  с  по-
требностью (Симонов П. В., 1981).

В  контексте  различных  теоретических  подходов  различаются  и

схемы анализа мотивации. В зарубежной психологии одной из наибо-
лее  влиятельных  остается  реактивная  схема S-O-R (стимул-организм-

реакция). Развитие  когнитивной  психологии  привело  к  попыткам  за-
менить  мотивационные  процессы  информационными. Так, в  атрибу-

тивном подходе Б. Вайнера, основанном на схеме S- когниция - R, мо-


background image

220

тивация  сводится  к  промежуточному  информационному  процессу, а

мотивы - к  перцепции; тем  самым  теряется  качественная  специфика

мотивационных образований.

Подробный  анализ  теоретических  проблем  психологии  мотива-

ции не входит в задачу данной книги. Здесь мы остановимся лишь на
некоторых  теоретических  различениях, необходимых  для  понимания

мотивационных  явлений  как  объекта  психодиагностики. При  этом  мы
будем исходить из того общего подхода к пониманию мотива .как пси-

хического  образования, которое  заложено  в  определении  мотива  как
реального или воображаемого предмета потребности, побуждающего и

направляющего на себя деятельность человека (Леонтьев А. Н., 1975).

Обобщенность — специфичность  предметного  содержания  мо-

тива. В содержании мотива можно выделить нечто специфическое, ин-

дивидуально-неповторимое, определенное конкретной уникальной си-
туацией, и  нечто  устойчивое, для  которого  данный  конкретный  пред-

мет или явление - не более чем одна из возможных форм воплощения.
Такое  устойчивое  предметное  содержание  характеризует  уже  не

столько  сам  предмет  потребности, сколько  личность, эту  потребность
испытывающую. «Свойства  характера - это  в  конечном  счете  и  есть

тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного
человека при однородных условиях» (Рубинштейн С. Л., 1973). В дан-

ном  случае  С. Л. Рубинштейн  имел  в  виду  именно  обобщенное  пред-

метное содержание мотива. Это же содержание имеется в виду, когда
говорится, например, о  таких  мотивах, как  мотив  аффиляции, дости-

жения, игры и т. п. В. Н. Мясищев, использовавший для описания мо-
тивационных  явлений  категорию  отношений, подчеркивал, что  по-

следние «могут  приобрести  устойчивость, выраженность, большую
значимость  и, продолжая  оставаться  отношениями, становятся  харак-

терными для личности» (Мясищев В. Н., 1958, с. 142).

Предпосылки для такого подразделения мотивов имеются ив за-

рубежной  психологии. М. Мадсен, анализируя  различные  теории  мо-

тивации, подчеркивал, что  одни  психологи  четко  различают диспози-
ционные  и  функциональные  переменные  в  мотивации, а  другие  ис-

пользуют для них одни и те же понятия (Madsen M., 1968).

Так, для Г. Мюррея потребности (или мотивы), с одной стороны,

выступают  как  устойчивые  мотивационные  образования, а  с  другой