Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8108

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

221

стороны, это  же  понятие  используется, когда  говорится  о  фун-

кциональных переменных (Murray H., 1938). Мадсен считает, что дис-

позиционные  и  функциональные  переменные  необходимо  четко  раз-
личать.

Более широко эту проблему рассмотрел Л. Кронбах, который вы-

делил  две  дисциплины  в  научной  психологии: одна  направлена  на

оценку  индивидуальных  различий, другая - на  исследование  харак-
теристик и особенностей поведения. Дж. Аткинсон указывает, что дан-

ный  разрыв  между  двумя  подходами  преодолевается, если  рассмат-
ривать мотивацию как единство личностных детерминант, т. е. устой-

чивых мотивов личности, и характеристик непосредственной ситуации

(т. е. ситуационных детерминант) (Atkinson J., 1958).

Мотив  и  мотивация. Мотивы  с  обобщением, относительно  ус-

тойчивым предметным содержанием, мы называем «обобщенными мо-
тивами» в отличие от «конкретных мотивов», предметное содержание

которых  узкоспецифично. «Обобщенные  мотивы» выступают  в  роли
устойчивых атрибутов личности, однако они являются динамическими

образованиями, которые при взаимодействии с ситуационными детер-
минантами актуализируются, т. е. переходят из латентного состояния в

актуальное, реально  действующее. Актуализация  мотива  создает  оп-
ределенную  тенденцию  действия - разворачивается  мотивационный

процесс, направленный  на реализацию  определенного мотивационно-

го отношения с окружающей действительностью. В процессе реализа-
ции  этого  мотивационного  отношения  человек  преобразует  актуаль-

ную ситуацию в желательную.

Диагностика  определенного  мотива  однозначно  не  определяет

диагностику  соответствующего  ему  вида  мотивации. Необходимо  учи-
тывать  вклад  детерминант  конкретной  ситуации. Так, например, сте-

пень  выраженности  латентного  мотива  достижения  у  ученика  может
быть высокой (высокий индекс мотива), но актуальная мотивация дос-

тижения  при  этом  может  быть слабой.  Это  происходит  из-за  того,  что

школьная ситуация не имеет для него личностного смысла, а это при-
водит к низкой эффективности учебной деятельности.

Отличие  мотива  от  мотивации  со  стороны  динамически  энерге-

тических  характеристик  и  заключается  как  раз  в  том, что  интенсив-

ность  актуальной  мотивации  складывается  из  интенсивности  латент-


background image

222

ного  мотива  и  интенсивности  ситуационных  детерминант  мотивации.

Рассматриваемая  особенность  мотивации  используется  в  эксперимен-

тальных  процедурах - через  разные  типы  инструкций  пытаются  ак-
туализировать разные типы и уровни мотивации в экспериментальной

ситуации. К  сожалению, в  некоторых  исследованиях  этим  и  огра-
ничиваются, тогда  как  необходима, диагностика  индивидуально-пси-

хологических различий в силе «обобщенных мотивов», которые актуа-
лизируются в данной ситуации до использования инструкций. Это дает

возможность более адекватно оценить уровень актуальной мотивации.
Валидность диагностики мотива складывается как из валидности мето-

дики, так  и  из  валидности диагностической  ситуации, другими  слова-

ми, из  валидности  всей  экспериментальной  процедуры  диагностики.
Не  случайно  Д. Маккелланд  и  Г. Хекхаузен, анализируя  особенности

экспериментальной  процедуры  измерения  мотивов, указывают  на  не-
обходимость  превращения  ситуации  диагностики  в  контролируемый

фактор (McClelland D., 1971; Heckhausen H., 1980). Если  ситуация
стандартизирована  и  является  относительно  одинаковой  для  всех  ис-

пытуемых, то  индивидуальные  различия  в  уровне  мотивации  в  ней-
тральной ситуации принимаются за индекс силы латентного мотива.

Мотивы  и  потребности. Потребности  конкретизируются  в  мо-

тивах и реализуются через них. Однако из этого не следует, что суще-

ствует  взаимно  однозначное  соответствие  между  системой  потребно-

стей  и  системой  мотивов. Как  потребности, так  и  мотивы  имеют свою
качественную специфику, и их нельзя отождествлять. Во-первых, одна

и  та  же  потребность  может  реализовываться  через  разные  мотивы, а
один и тот же мотив может реализовывать разные потребности. Таким

образом, потребности соответствует целый класс мотивов, а мотив мо-
жет  входить  в  разные  потребностные  классы. Сам  мотив  не  является

одномерным  образованием, а  имеет  сложную  внутреннюю  структуру.
Так, «обобщенные мотивы» дифференцируются в ряде конкретных мо-

тивов. Когда отношение между потребностью и мотивом рассматрива-

ется не столько в генетическом, сколько в функциональном плане, то
движение  от  потребности  к  мотиву  есть  движение  от  возможности  к

действительности, от  общего  к конкретному, от  потенциального  к ак-
туальному, от генотипического к фенотипическому.

Диагностика мотивов и потребностей не тождественна, хотя тес-


background image

223

но  взаимосвязана. Психодиагностика  мотивов  необходима  для  диаг-

ностики потребностей, но она недостаточна.

Каждому  мотиву  соответствует  свой «мотивационный  вес», ха-

рактеризующий степень  вклада, который данный мотив вносит в реа-

лизацию  той  или  иной  потребности. С  другой  стороны, мотивы, свя-
занные с определенной потребностью, — это не просто сумма мотивов,

а  иерархическая  система, в  которой  имеются  определенные  уровни
доминирования  мотивов. Определение «мотивационных  весов» моти-

вов дает возможность обнаружить общие характеристики предмета по-
требности. Выявление  же  уровня  доминирования  мотивов  дает  воз-

можность  уточнить  конкретную  специфику  предметного  содержания

потребностей.

Индикаторы мотивации. Мотивация не только детерминирует де-

ятельность  человека, но  и  буквально  пронизывает  большинство  сфер
психической  деятельности. Это  проявляется, в  частности, в  большом

количестве  тех  операциональных  критериев, которые  используются  в
психодиагностике  мотивации. Анализ  литературы  позволяет  назвать

ряд  индикаторов,  с  помощью  которых  выносятся  суждения  о  каче-
ственных или количественных характеристиках мотивации:

1.  Прямая оценка представлений человека о причинах или осо-

бенностях поведения, интересах и т. д. (когнитивная репрезентация).

2.  Искажение объекта перцепции под влиянием мотивационных

тенденций.

3.  Повышенная апперцептивная восприимчивость к объекту ак-

туальной мотивации (сенситивизация, принцип резонанса).

4. Влияние  мотивов  на  когнитивные  оценки  и  тем  самым  на

структурирование, классификацию и организацию определенного сти-
мульного материала.

5. Выявление зоны целей, релевантных мотиву.
6.  Валентность объекта (через выявление системы побудитель-

ных ценностей, релевантных мотивам).

7.  Проявление  мотивов  в  воображении  и  фантазии (тест  тема-

тической апперцепции и др.).

8.  Избирательность  внимания  к  аспектам  ситуации, релевант-

ным мотивам.

9. Эффект  Зейгарник (через  оценку  характера  персеверирую-


background image

224

щих  нереализованных  действий, намерений  можно  косвенно  судить  о

лежащих в их основе мотивах).

10.  Настойчивость  при  столкновении  с  преградой (величина

усилий, которые проявляет человек для преодоления преграды, может

характеризовать  силу  мотивационной  тенденции, детерминирующей
его действия).

11.  Выявление совокупности внутренних или внешних преград,

релевантных мотивам.

12.  Время  принятия  решения  при  мотивационном  конфликте

выбора 

альтернатив (приближение-приближение, избегание-

избегание).

13.  Временные параметры:
а)  количество времени, которое человек реально посвящает оп-

ределенной активности (реальное распределение времени);

б)  количество  времени, которое  человек  желал  бы  посвятить

определенной активности (желаемое распределение времени);

в) количество  времени, которое  человек тратит  на  обсуждение,

разговоры и т. п. по темам, релевантным актуальной мотивации.

14.  Свободный выбор активности в лабораторной ситуации.

15. Оценка  эффективности  выполнения  деятельности (при  про-

чих  равных  условиях  в  определенных  пределах  более  сильной  моти-

вационной  тенденции  соответствует  больший  уровень  эффективности

соответствующей деятельности, поведения).

16.  Экспериментальное  создание  мотивационного  конфликта

между разными мотивационными тенденциями.

17.  Выявление  личностного  смысла  различных  характеристик

поведения, деятельности, ситуации и т. д.

18.  Типичные защитные механизмы, которые могут быть связа-

ны  с  мотивами, потребностями (мотивационные  тенденции, реализа-
ция  которых  блокирована  внешними  или  внутренними  преградами,

проявляются в защитной мотивации).

19.  Свободные ассоциации (детерминация характера и количе-

ства ассоциаций актуальной мотивационной тенденцией).

20. Выявление  тактик  каузальной  атрибуции, релевантных  оп-

ределенным мотивам (мотивам могут соответствовать типичные такти-

ки  приписывания  причин, которые  организуются  в  определенные  ат-


background image

225

рибутивные стили).

21.  Наблюдение за поведением других:

а) в смоделированной ситуации,
б) в естественной обстановке.

22.  Наблюдение за своим поведением.
23.  Динамика  поведения  отдельного  человека  в  течение  дли-

тельного периода (монографический метод).

24. Формирование и трансформация мотивов в эксперименте.

25.  Продукты деятельности.
26.  Характер  и  интенсивность  эмоциональных  реакций, детер-

минированных актуальной мотивацией.

Прямые  методы  психодиагностики  мотивационной  сферы  лич-

ности. В основе этих методов лежит первый критерий (см. выше), хотя

конкретные методики могут различаться по способам конструирования
и  по  другим  особенностям.  По  этим  методам  можно  судить  скорее  о

«кажущихся  мотивах», причинных  стереотипах, ценностных  ориента-
циях, чем о реально действующих мотивах деятельности.

Самый  простой  вариант  такой  методики - прямо  спросить  у  че-

ловека, «почему» или «ради чего» нечто им делается или делалось в

прошлом. Также  могут  быть  использованы  интервью, анкеты, когда
человеку  предлагается  для  выбора  или  оценки  определенный  пере-

чень мотивов, потребностей, интересов и т. д. Поскольку ситуация яв-

ляется  гипотетической, человеку  бывает  трудно  ответить, как  он  по-
ступил бы. Кроме того, не все мотивы являются осознанными и чело-

век  не  может  сказать  о них  что-нибудь определенное. Для  осознания
сложных  мотивационных  образований  требуются  специальная  дея-

тельность, высокий  уровень  развития  личности. Ответы  на  анкеты
подвержены сознательной или неосознанной фальсификации. Человек

часто стремится к социально одобряемым ответам, т. е. на его ответы
сильно влияет фактор социальной желательности.

Перечень  мотивов, которые  обычно  используются  в  этих  мето-

дах, в основном состоит из конкретных мотивов. Эти методы чаще все-
го используются не для изучения мотивации личности, т. е. процессу-

альной  динамики  мотива  в  конкретной  социальной  ситуации, а  для
изучения  мотивов  учебной, профессиональной  и  других  видов  дея-

тельности. .