Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8107

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

226

Некоторые конкретные методики можно найти в литературе (Ма-

тюхина  М. В., 1976; Прогнозирование  социальных  потребностей  мо-

лодежи. М., 1978).

В эту же группу входят методики измерения установок, которые

построены таким образом, что о характере мотивационной переменной
судят  на основе  высказываемого  мнения. Возникает сомнение, дейст-

вительно  ли  такие  методики  измеряют  реальные  установки  человека.
Существует много данных, показывающих несоответствие установки и

поведения, т. е. расхождение  между  словами  и  делами (Fishbein M.,
1967). Возникающие  здесь  трудности  связаны  с  попытками  предска-

зать  поведение  человека  только  по  одной  переменной, не  учитывая

другие компоненты мотивации. Если даже указанные методики дейст-
вительно  измеряли  бы  реальную  установку, то  вряд  ли  и  тогда  этого

было бы достаточно для предсказания поведения. (Конкретное описа-
ние шкал см. в работах: Анастази А., 1982; Ядов В. А., 1972).

«Список  личностных  предпочтений» А. Эдвардса (EPPS) (Ed-

wards  A.,  1954)  является  опросником,  который  измеряет  силу  по-

требностей из перечня, предложенного Г. Мюрреем (Murray H., 1938).

Для  каждой  из 15 шкал  были  выделены  индикаторы  потреб-

ностей, которые  формулируются  в  виде  утверждений (всего 210 пар
утверждений). Опросник  построен  на  основе  вынужденного  выбора

одного из пары утверждений. Итоговый индекс потребности выражает

не  абсолютную  силу  потребности, а  силу  этой  потребности  относи-
тельно других потребностей из перечня. По определению А. Анастази:

«Система  отсчета  такого  показателя  -это  скорее  сам  индивид,  а  не
нормативная  выборка»  (Анастази  А.,  1982,  т.  2,  с.  140).  А.  Эдварде

использовал  метод  вынужденного  выбора, чтобы  уменьшить  влияние
фактора социальной желательности.

«Форма по изучению личности» Д. Джексона '(PRF) -это методи-

ка для измерения мотивационной сферы, также построенная на теории

мотивации  Г. Мюррея. Опросник  Джексона  измеряет 20 мотива-

ционных переменных, из которых 12 аналогичны потребностям из оп-
росника EPPS (Jackson D., 1967).

«Опросник  для  измерения  аффилятивной  тенденции  и  чувстви-

тельности  к  отвержению» А. Мехрабиана  измеряет  два  обобщенных

мотива: стремление к принятию (у автора - аффилятивная тенденция)


background image

227

и страх отвержения (у автора - чувствительность к отвержению) (Me-

hrabian А., 1970). Опросник  состоит  из  двух  шкал. Первая  шкала  со-

держит 26 пунктов, вторая - 24 пункта. Шкалы оценивают, по мнению
автора, в первом случае общие ожидания индивида о позитивном ис-

ходе  при  установлении  межличностного контакта, а во  втором случае
соответственно негативные ожидания. Тест-ретест через 4 недели для

стремления к принятию имел 0,89, а для страха отвержения - 0,92. Ав-
тор  приводит  данные  о  независимости  шкал  от  фактора  социальной

желательности и об отсутствии значимой корреляции шкал друг с дру-
гом. Автор  использовал  метод  факторного  анализа  для  определения

внутренней  структуры  опросника. Он  приводит различные процедуры

валидизации  опросника (активация  мотивации  в  ситуации  ожидания,
эмпирические критерии и др.).

Опросник, для измерения результирующей тенденции мотивации

достижения А. Мехрабиана (RAM) имеет две формы: для мужчин и для

женщин (Mehrabian A., 1969). Опросник  построен  на  основе  теории
мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учи-

тывались  индивидуальные  различив  людей  с  мотивом  стремления  к
успеху (М

s

) и мотивом избегания неудачи (М

AF

) в поведении, детерми-

нированном  мотивацией  достижения. Рассматривались  особенности
уровня притязаний, эмоциональной реакции на успех и  неудачу, раз-

личия  в  ориентации  на  будущее, фактор  зависимости—независимости

в межличностных отношениях и др.

При  конструировании  теста  был  использован  метод  факторного

анализа и в окончательном варианте шкал содержится по 26 пунктов.
Тест-ретест через 20 недель для  мужского  варианта  имел 0,78, а для

женского - 0,72. Для  валидизации  использовались  различные  эмпи-
рические критерии. Также определялась конвергентная и дискримина-

тивная  валидность  с  некоторыми  проективными  методами  и  опрос-
никами. Эта  методика  очень  популярна  в  различных  странах  и  осо-

бенно  часто  используется  при  исследовании  когнитивных  компонент

мотивации достижения, в частности каузальной атрибуции.

Методика  А. Мехрабиана  измеряет  результирующую  тенденцию

мотивации достижения, т. е. разницу (M

S

-M

AF

 так как пункты пост-

роены на основе сравнительных утверждений. Поэтому ответ на

пункт  показывает, преобладает ли M

s

  над  М

AF

  или  наоборот. Высокие


background image

228

показатели по этому тесту указывают на тенденцию стремления к ус-

пеху (M

S

>M

AF

), а низкие показатели — на тенденцию избегания неуда-

чи (М

s

AF

).

Опросник.  Р.  Нигарда  и  Т.  Гьесме  для  измерения  мотивов  M

s

  и

М

AF

  имеет  две  шкалы  по 30 пунктов (Heckhausen Н., 1980). При  кон-

струировании  теста  авторы  также  исходили  из  теории  мотивации  Дж.

Аткинсона. Тест измеряет мотивы добиться успеха (M

s

) и избежать не-

удаяи (M

AF

) раздельно друг  от друга. Мы  указывали  на  то, что  очень

важно, чтобы  ситуация  тестирования  была  константной. Авторы  фор-
мулируют  пункты  опросника  таким  образом, чтобы  все  испытуемые

воспринимали  предлагаемые  ситуации  одинаковым  образом. Это  га-

рантирует  от  различий  в  актуализации  мотивации  у  разных  испытуе-
мых, что обеспечивает лучшую диагностику мотивов.

Проективные  методы  построены  на  анализе  продуктов  вообра-

жения и фантазии. Они основаны на представлениях 3. Фрейда о ме-

ханизме  проекции, а  также  на  многочисленных  исследованиях  влия-
ния  мотивации  на  воображение  и  перцепцию. Проективные  методы

используются  для  диагностики  глубинных  мотивационных  образова-
ний, особенно  неосознаваемых  мотивов. Хотя  эти  методы  возникли  в

условиях  клиники, но  в  дальнейшем  они  стали  интенсивно  использо-
ваться в экспериментальной психологии.

Методики, которые чаще всего используются для выявления мо-

тивации, - это ТАТ Г. Мюррея, тест фрустраций Розенцвейга, тесты не-
оконченных предложений, незаконченных рассказов и др. Существуют

различные  модификации  ТАТ  Мюррея, которые  направлены  на  изме-
рение  отдельных «обобщенных  мотивов» личности. Одной  из  самых

популярных в зарубежной психологии является проективная методика
ТАТ, созданная Д. Макклеяландом и Дж. Аткинсоном со своими сотруд-

никами (McClelland D., Atkinson J. et al., 1953). Методика измеряет ин-
дивидуальные различия в мотиве достижения. Используется специаль-

ный контент-анализ для интерпретации рассказов, написанных на ос-

нове  картинок. Обычно  используются 6 картинок (вначале  использо-
вались 4). Каждому  испытуемому  приписывается  индекс, характери-

зующий  интенсивность  мотива  достижения, который  принято  обозна-
чать nAch (need for Achievement). В этой же исследовательской группе

были  разработаны  проективные  методики  для  измерения  мотивации


background image

229

аффиляции  и  мотивации  власти  (Atkinson  J.,  1958).  В  разделе  6.2  мы

более  подробно  изложим  проективные  методики  для  диагностики  мо-

тивации достижения успеха.

У нас в стране одна из модификаций ТАТ для диагностики моти-

вации  подростка  создана  Е.  Т.  Соколовой  (1982).  Стимульный  мате-
риал  состоит  из 20 сюжетных  таблиц, которые  предъявляются  инди-

видуально в 2 сеанса по 10 таблиц. Тест выявляет потребность в эмо-
циональных контактах, в достижении успеха, повиновении, избегании

наказания, в агрессии. С целью апробации методики был использован
контингент  школьников  с  адаптивным  поведением  и  подростков  с де-

виантным поведением.

Рисуночный  тест  фрустраций  Розенцвейга  имеет  отдельные

формы: для детей и для взрослых. Стимульным материалом являются

рисунки, на которых изображены различные ситуации межличностного
взаимодействия. На каждом рисунке приводится высказывание одного

из персонажей. Испытуемый должен дать ответ за другого персонажа.
Оцениваются  особенности  поведения  человека  при  возникновении

препятствия  на  пути  к  достижению  цели (при  фрустрации  потребно-
сти). Этот тест  также  выявляет  направленность  агрессии. Помимо  во-

ображения и перцепции как индикатора мотивационных процессов при
конструировании теста использован и принцип соотнесенности мотива

и преграды (см. выше — критерий 11).

Система интерпретации, возникшая под влиянием психоанализа,

выделяет три типа направленности агрессии:

а) экстрапунитивная (вина за создавшееся положение приписы-

вается другим),

б) интрапунитивная (вина приписывается себе),
в) импунитивная (вина приписывается ситуации).

Эта методика используется в отечественных исследованиях. Есть

попытки  модификации  и  конструирования  новых  картинок, характер-

ных для наших условий. Важной проблемой является разработка схе-

мы  интерпретации, свободной  от  влияния  психоанализа. По  поводу
этого теста см. работу Тарабриной М. В. (1973).

Методика  мотивационной  индукции  Ж. Нъютена (MIM) пред-

ставляет  собой  проективный  метод  дополнения  незаконченных  пред-

ложений. При  интерпретации  ответов  используется  специальная  сис-


background image

230

тема категорий. Диагностируются различные  стороны  познавательной

мотивации, мотивации достижения, коммуникативной мотивации и др.

Есть  данные  об  использовании  методики  в  отечественных  ис-
следованиях (Васюкова Е. Е., 1984). Встречаются различные варианты

этой  методики, которые  составляются  исходя  из  исследовательских
целей.

Диагностика  мотивации  через  искажение  объекта  перцепции.

Методики, реализующие этот принцип, использованы Д. Брунер (Бру-

нер  Д., 1977) и  многими  другими  исследователями. В  лаборатории  Л.
И. Божович была создана методика для выявления мотивов поведения.

Доминирующие  мотивы  подростка  выявлялись  через  ошибки  вос-

приятия при определении на глаз длины линий. При этом определение
длины  линий  мотивировалось  по-разному. Сила  мотива  оценивалась

на основе степени преобладания ошибок в разных ситуациях. Этот ме-
тод  основан  на  использовании  индикатора, обозначенного  в  списке

под номером 2, - искажение объекта перцепции под влиянием мотива-
ционных тенденций. Методика включает экспериментальные процеду-

ры актуализации  мотивов, графический  метод  предъявления стимула,
выявление доминирующей мотивации. Были созданы и другие вариан-

ты  методики. Считают, что  через  выявление  доминирующих  мотивов
оценивается направленность личности (направленность на обществен-

ные либо на свои личные интересы, на самоутверждение).

Диагностика  мотивов  через  личностный  смысл. Используется

приведенный  выше  критерий 17. «Обобщенные  мотивы» диагности-

руются  через  выявление  смыслов, которые  имеют  для  человека  раз-
ные  характеристики  поведения, ситуации, отношений  и  т. д. (Столин

В. В., 1983).

Диагностика  мотивов  посредством  когнитивных  оценок. Моти-

вация  влияет  на  когнитивные  оценки, что  детерминирует  структури-
рование  и  организацию  материала (критерий 4). Используются  про-

цедуры, которые  требуют  различных  когнитивных  ответов, класси-

фикаций  и  т. д. Задание, которое  выполняет  испытуемый, несхоже  с
характеристикой изучаемого поведения.

Исследование  реакций  на  юмор  для  выявления  мотивационных

переменных  является  одним  из  методов, использующих  эту  особен-

ность  мотивации. Существует «личностный  тест  Юмора» (IPAT), ко-