ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8470
Скачиваний: 53
231
торый выявляет 13 личностных факторов (Анастази А., 1982).
В работе Бабиной В. С. и Шмелева А. Г. описан оригинальный
тест юмористических фраз (ТЮФ) для выявления мотивов с исполь-
зованием юмора как стимульного материала (см. раздел 6.4). ТЮФ вы-
являет 7 тематических конструктов.
Метод диагностики мотивов через характеристику преград. На
пути к достижению цели могут возникать различные преграды, кото-
рые блокируют процессы реализации действия. Преграды по харак-
теру локализации обычно подразделяются на внутренние и внешние.
Преграды различаются не только по типу, но и по степени трудности
(субъективная трудность - объективная трудность). Преграды могут
возникать на разных этапах мотивационного процесса, могут быть ре-
левантными мотиву или нерелевантными ему, сила мотива может вли-
ять на оценку субъективной трудности и т. д. Эти соотношения, суще-
ствующие между мотивами и преградами, используются для кон-
струирования методик. Одна из методик, реализующих данный кри-
терий, была разработана В. В. Столиным (1983).
Сопоставление прямого (опросники) и косвенного (проективные
методики) методов диагностики представляется весьма важным. Про-
ективные методики обычно критикуют за трудность валидизации, низ-
кую надежность, отсутствие нормативных данных, влияние на резуль-
таты интерпретации личности экспериментатора. Многие из этих кри-
тических замечаний приобретают иное значение, когда эти методики
используются как инструмент диагностики мотивационной сферы лич-
ности, а не диагностики личности в целом.
Многие проективные методики психодиагностики мотивации
стандартизированы не только по процедурам, но и по системе интер-
претации. Хотя эти методики характеризует низкая ретестовая надеж-
ность, однако они имеют высокую надежность кодирования (согласие
между независимыми экспертами-кодировщиками выше 0,80). Спор-
ные вопросы часто возникают из-за того, что методы психометрики,
разработанные для опросников механически переносят на про-
ективные методы. Для того чтобы ретестовая надежность была высо-
кой, требуется, чтобы влияние ситуационных детерминант было ми-
нимальным (или вообще отсутствовало). Однако какими бы устойчи-
выми образованиями ни были мотивы и потребности, они не теряют
232
своей ситуационной специфики и являются динамическими образо-
ваниями, которые актуализируются с разной степенью интенсивности
в разных ситуациях. Поэтому психодиагностика мотивационных пере-
менных, рассматриваемых как абсолютно стабильные образования, не
связанные с ситуационной детерминацией, не соответствует природе
мотивации. Это относится также к опросникам для измерения мотивов.
Если такие опросники действительно диагностируют мотивы, а не что-
нибудь иное, то суммарные баллы, получаемые испытуемым до актуа-
лизации соответствующего мотива и после, значимо различаются (Me-
hrabian A., 1970; Marlowe D., 1959). Другая проблема возникает из-за
отсутствия значимых корреляций между диагностикой одних и тех же
мотивов посредством проективных методик и опросников (Marlowe D.,
1959). Д. Макклелланд, обсуждая эту проблему, относит опросники к
респондентным методам, а проективные методики - к оперантным
(McClelland D., 1971). В оперантном методе человек дает непосредст-
венные, спонтанные ответы на неструктурированный стимул. Ни сам
стимул, ни ответ испытуемого не контролируются экспериментатором.
В отличие от этого, при респондентных измерениях стимулы специ-
фичны, ответы узко ограниченны. Макклелланд приходит к справед-
ливому выводу о том, что респондентные и оперантные методы изме-
ряют разные стороны мотивов. Выбор методов зависит от целей диаг-
ностики, от исследовательских задач, от того, какой аспект мотивации
диагностируется. С проблемой диагностики мотивации психолог стал-
кивается практически всегда, если даже перед ним конкретно не стоит
задача психодиагностики мотивации личности.
6.2. ИЗМЕРЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ
В результате многолетних исследований, проведенных большой
группой исследователей, не только разработана одна из наиболее до-
стоверных теорий мотивации, но и создан - на основе этой теории ва-
лидный и надежный инструмент для диагностики мотивов, входящих в
структуру мотивации достижения: мотива стремления к успеху и моти-
ва избегания неудачи.
Выход книги «Мотивация достижения» послужил своеобразной
вехой в исследовании мотивации поведения человека (McClelland D.,
233
Atkinson J. et al., 1953). После этого начался поток публикаций, осно-
ванных на разработанной авторами этой книги методике, и этот инте-
рес не уменьшается до сих пор. Ими был использован метод темати-
ческой апперцепции, который оказался чувствительным к экспери-
ментальной активации мотивации и позволил оценивать относительно
устойчивые и генерализованные индивидуальные различия в силе мо-
тивов.
Метод измерения мотивации достижения основывается на двух
идеях. Во-первых, используется идея 3. Фрейда о функции сновиде-
ний и механизме проекции. Исходя из этой идеи, особенности моти-
вации определяют на основе анализа продуктов воображения, фанта-
зии. Во-вторых, принимается идея о том, что мотивы могут быть экс-
периментально активированы и их интенсивность можно контроли-
ровать через манипуляцию ситуацией стимуляции.
В первых исследованиях, проведенных Дж. Аткинсоном и Д.
Мак-клелландом, после пищевой депривации различной продолжи-
тельности (1,4, 16 часов), испытуемые составляли рассказы на основе
предъявляемых им картинок. Было обнаружено, что с увеличением
времени с момента последнего приема пищи возрастали высказыва-
ния, касающиеся еды, пищевой депривации, потребности в еде, спо-
собов поиска пищи и т. д. Конечно, пищевая потребность не является
простой функцией времени пищевой депривации. Главное, что было
обнаружено, - в продуктах воображения и фантазии хорошо отража-
ется динамика мотивации.
Влияние ситуационных детерминант на интенсивность мотива-
ции было показано в книге «Мотивация достижения», где авторы при-
водят данные о валидности и другие психометрические характерис-
тики методики измерения мотивации достижения. Экспериментальная
процедура была построена так, что создавалось шесть различных си-
туаций для активации различных уровней в интенсивности мотивации
достижения. После выполнения задания в экспериментальной ситуа-
ции испытуемые принимали участие в групповом тесте на творческое
воображение (вариант ТАТ). Они составляли рассказы на основе четы-
рех картинок. Использовались различные картинки: некоторые из них
были взяты из ТАТ Г. Мюррея, а другие были оригинальными. Картин-
ки предъявлялись в течение 20 секунд, а затем испытуемые составля-
234
ли по ним рассказы, руководствуясь следующими вопросами:
• Что здесь происходит? Кто эти люди?
• Что привело к этой ситуации? Что произошло перед этим?
• О чем думают эти люди? Чего они желают?
• Что произойдет дальше?
На составление рассказа давалось 4 минуты - по 1 минуте на
каждый вопрос. Был разработан специальный контент-анализ для из-
мерения мотивации достижения. При подсчете баллов вначале оп-
ределялось, носит ли рассказ характер ориентации на достижение (к
примеру, имеется ли в рассказе указание на состязание со «стан-
дартным мастерством» и т. д.). В данном случае подсчитывается ка-
тегория «образа достижения» и выделяются другие категории: по-
требность в достижении (N), инструментальная активность (I), по-
зитивное предвосхищение цели (Ga+) негативное предвосхищение це-
ли (Ga-), внутреннее препятствие (В
p
), внешнее препятствие (В
ω
) по-
ложительное эмоциональное состояние (Ga+), отрицательное эмо-
циональное состояние (G-) тема достижения (Th). Балл, полученный
при использовании этой процедуры, как мы указывали выше, принято
обозначать nAch. Максимальный балл в одном рассказе не превышает
+11. Индекс nAch получается суммированием баллов, приписанным
всем рассказам.
В этих исследованиях было получено, что в разных ситуациях
частота категорий nAch различается. Так, индекс nAch в ситуации,
ориентированной на достижение, и в ситуации релаксации был раз-
личным: в первой ситуации уровень мотивации достижения был на-
много сильнее, чем во второй. Таким образом было обнаружено, что
уровень мотивации достижения зависит от уровня стимуляции в пред-
шествующих ситуациях.
Выяснилось также, что у мужчин индекс nAch сильнее зависит от
условий активации, чем у женщин. В более поздних исследованиях
указывается на неоднозначность связи между индексом nAch и ориен-
тированной на достижение инструкцией у женщин (Klinger E., 1966).
Были разработаны и другие проективные процедуры, аналогич-
ные описанной выше. Элизабет Френч создала «тест на инсайт» (FTI)
(Atkinson J., 1958). Он состоит из 10 коротких утверждений о дей-
ствиях, желаниях определенных лиц. Кодирование ответов проводи-
235
лось аналогично методике ТАТ. Исследования показали высокую кон-
вергентную валидность этих двух методик.
Комбинация проективной техники с методом множественного
выбора использована в тесте «Интерпретация картинок» (IPIT) (Atkin-
son J., 1958). Испытуемый должен по картинке подобрать рассказ. Для
выбора предлагается несколько рассказов, один из которых носит ха-
рактер ориентации на достижение.
В начале измерительный метод (nAch) не был дифференцирован
для выделения двух мотивов (или мотивационных тенденций) - мотива
стремления к успеху и мотива избегания неудачи. Возможность такой
дифференциации была показана в различных исследованиях на осно-
вании корреляции (nAch) с различными критериями, воспроиз-
ведением завершенных и незавершенных задач (Atkinson J., 1958).
Согласно этим исследованиям, избегательная тенденция соответство-
вала испытуемым, у которых индекс nAch находился в пределах от
низкого до среднего. Р. Моултон в 1958 г. дифференцировал два ука-
занных мотива в контент-анализе. Однако американская группа ис-
следователей мотивации достижения пошла по другому пути для вы-
явления избегательной тенденции. Для этого были использованы оп-
росники для диагностики тревожности. Оказалось, что опросник для
оценки тестовой тревоги С. Мандлера и С. Сарасона (TAQ) хорошо
подходил для диагностики мотива избегания неудачи (Mandler S.,
Sarason С., 1952). В дальнейшем процедура для диагностики мотивов
(M
s
) и (M
AF
) стала обозначаться как nAch TAT - TAQ. Согласно ей люди
с мотивом стремления к успеху выделяются на основании высоких
баллов по ТАТ и низких баллов по TAQ, а мотиву избегания неудач со-
ответствуют низкие баллы по ТАТ и высокие - по TAQ. Иногда выделя-
ют еще два средних мотива (оба балла высокие либо оба балла низ-
кие). Хекхаузен разработал два новых индекса: надежда на успех
(HS) (мотив стремления к успеху) и страх неудачи (FF) (мотив избега-
ния неудачи) (Heckhausen H., 1963). Используются 6 картинок,
(HS+FF) — выражает суммарную мотивацию достижения.
Укажем основные категории контент-анализа Г. Хекхаузена. Для
мотива стремления к успеху выделены следующие категории: 1) по-
требность в достижении успеха, 2) инструментальные действия для
успеха, 3) ожидание успеха, 4) похвала, 5) положительное эмоцио-