Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8109

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

231

торый выявляет 13 личностных факторов (Анастази А., 1982).

В  работе  Бабиной  В.  С.  и  Шмелева  А.  Г.  описан  оригинальный

тест  юмористических  фраз (ТЮФ) для  выявления  мотивов  с  исполь-
зованием юмора как стимульного материала (см. раздел 6.4). ТЮФ вы-

являет 7 тематических конструктов.

Метод  диагностики  мотивов  через  характеристику  преград. На

пути  к  достижению  цели  могут  возникать  различные  преграды, кото-
рые  блокируют  процессы  реализации  действия. Преграды  по  харак-

теру  локализации  обычно  подразделяются  на  внутренние  и  внешние.
Преграды различаются  не  только  по  типу,  но  и  по  степени  трудности

(субъективная  трудность - объективная  трудность). Преграды  могут

возникать на разных этапах мотивационного процесса, могут быть ре-
левантными мотиву или нерелевантными ему, сила мотива может вли-

ять на оценку субъективной трудности и т. д. Эти соотношения, суще-
ствующие  между  мотивами  и  преградами, используются  для  кон-

струирования  методик. Одна  из  методик, реализующих  данный  кри-
терий, была разработана В. В. Столиным (1983).

Сопоставление прямого (опросники) и косвенного (проективные

методики) методов  диагностики  представляется  весьма  важным. Про-

ективные методики обычно критикуют за трудность валидизации, низ-
кую надежность, отсутствие нормативных данных, влияние на резуль-

таты  интерпретации  личности  экспериментатора. Многие  из  этих  кри-

тических  замечаний  приобретают  иное  значение, когда  эти  методики
используются как инструмент диагностики мотивационной сферы лич-

ности, а не диагностики личности в целом.

Многие  проективные  методики  психодиагностики  мотивации

стандартизированы  не  только  по  процедурам, но  и  по  системе  интер-
претации. Хотя эти методики характеризует низкая ретестовая надеж-

ность, однако они  имеют высокую  надежность  кодирования (согласие
между  независимыми  экспертами-кодировщиками  выше 0,80). Спор-

ные  вопросы  часто  возникают  из-за  того, что  методы  психометрики,

разработанные  для  опросников  механически  переносят  на  про-
ективные  методы. Для  того  чтобы  ретестовая  надежность  была  высо-

кой, требуется, чтобы  влияние  ситуационных  детерминант  было  ми-
нимальным (или  вообще  отсутствовало). Однако  какими  бы  устойчи-

выми  образованиями  ни  были  мотивы  и  потребности, они  не  теряют


background image

232

своей  ситуационной  специфики  и  являются  динамическими  образо-

ваниями, которые  актуализируются  с  разной  степенью  интенсивности

в  разных  ситуациях. Поэтому  психодиагностика  мотивационных  пере-
менных, рассматриваемых как абсолютно стабильные образования, не

связанные  с  ситуационной  детерминацией, не  соответствует  природе
мотивации. Это относится также к опросникам для измерения мотивов.

Если такие опросники действительно диагностируют мотивы, а не что-
нибудь иное, то суммарные баллы, получаемые испытуемым до актуа-

лизации соответствующего мотива и после, значимо различаются (Me-
hrabian A., 1970; Marlowe D., 1959). Другая проблема возникает из-за

отсутствия значимых корреляций между диагностикой одних и тех же

мотивов посредством проективных методик и опросников (Marlowe D.,
1959). Д. Макклелланд, обсуждая  эту  проблему, относит  опросники  к

респондентным  методам, а  проективные  методики - к  оперантным
(McClelland D., 1971). В  оперантном  методе  человек  дает  непосредст-

венные, спонтанные  ответы  на  неструктурированный  стимул. Ни  сам
стимул, ни ответ испытуемого не контролируются экспериментатором.

В  отличие  от  этого, при  респондентных  измерениях  стимулы  специ-
фичны, ответы  узко  ограниченны. Макклелланд  приходит  к  справед-

ливому выводу о том, что респондентные и оперантные методы изме-
ряют разные стороны мотивов. Выбор методов зависит от целей диаг-

ностики, от исследовательских задач, от того, какой аспект мотивации

диагностируется. С  проблемой  диагностики  мотивации  психолог  стал-
кивается практически всегда, если даже перед ним конкретно не стоит

задача психодиагностики мотивации личности.

6.2. ИЗМЕРЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ

В  результате  многолетних  исследований, проведенных  большой

группой исследователей, не только разработана одна из наиболее до-

стоверных теорий мотивации, но и создан - на основе этой теории ва-

лидный и надежный инструмент для диагностики мотивов, входящих в
структуру мотивации достижения: мотива стремления к успеху и моти-

ва избегания неудачи.

Выход  книги «Мотивация  достижения» послужил  своеобразной

вехой  в  исследовании  мотивации  поведения  человека (McClelland D.,


background image

233

Atkinson J. et al., 1953). После этого начался поток публикаций, осно-

ванных на разработанной авторами этой книги методике, и этот инте-

рес  не  уменьшается  до  сих  пор. Ими  был  использован  метод  темати-
ческой  апперцепции, который  оказался  чувствительным  к  экспери-

ментальной активации мотивации и позволил оценивать относительно
устойчивые и генерализованные индивидуальные различия в силе мо-

тивов.

Метод  измерения  мотивации  достижения  основывается  на  двух

идеях. Во-первых, используется  идея 3. Фрейда  о  функции  сновиде-
ний  и  механизме  проекции. Исходя  из  этой  идеи, особенности  моти-

вации определяют на основе анализа продуктов воображения, фанта-

зии.  Во-вторых,  принимается  идея  о  том,  что  мотивы  могут  быть  экс-
периментально  активированы  и  их  интенсивность  можно  контроли-

ровать через манипуляцию ситуацией стимуляции.

В  первых  исследованиях, проведенных  Дж. Аткинсоном  и  Д.

Мак-клелландом, после  пищевой  депривации  различной  продолжи-
тельности (1,4, 16 часов), испытуемые составляли рассказы на основе

предъявляемых  им  картинок. Было  обнаружено, что  с  увеличением
времени  с  момента  последнего  приема  пищи  возрастали  высказыва-

ния, касающиеся  еды, пищевой  депривации, потребности  в  еде, спо-
собов поиска пищи и т. д. Конечно, пищевая потребность не является

простой  функцией  времени  пищевой  депривации. Главное, что  было

обнаружено, - в  продуктах  воображения  и  фантазии  хорошо  отража-
ется динамика мотивации.

Влияние  ситуационных  детерминант  на  интенсивность  мотива-

ции было показано в книге «Мотивация достижения», где авторы при-

водят  данные  о  валидности  и  другие  психометрические  характерис-
тики  методики  измерения  мотивации  достижения. Экспериментальная

процедура  была  построена так, что  создавалось шесть  различных си-
туаций для активации различных уровней в интенсивности мотивации

достижения. После  выполнения  задания  в  экспериментальной  ситуа-

ции  испытуемые  принимали  участие  в  групповом  тесте  на  творческое
воображение (вариант ТАТ). Они составляли рассказы на основе четы-

рех картинок. Использовались различные картинки: некоторые из них
были взяты из ТАТ Г. Мюррея, а другие были оригинальными. Картин-

ки предъявлялись в течение 20 секунд, а затем испытуемые составля-


background image

234

ли по ним рассказы, руководствуясь следующими вопросами:

• Что здесь происходит? Кто эти люди?

• Что привело к этой ситуации? Что произошло перед этим?
• О чем думают эти люди? Чего они желают?

• Что произойдет дальше?
На  составление  рассказа  давалось  4  минуты  -  по  1  минуте  на

каждый вопрос. Был разработан специальный контент-анализ для из-
мерения  мотивации  достижения. При  подсчете  баллов  вначале  оп-

ределялось, носит  ли  рассказ  характер  ориентации  на  достижение (к
примеру, имеется  ли  в  рассказе  указание  на  состязание  со «стан-

дартным  мастерством» и  т. д.). В  данном  случае  подсчитывается  ка-

тегория «образа  достижения» и  выделяются  другие  категории: по-
требность  в  достижении (N), инструментальная  активность (I), по-

зитивное предвосхищение цели (Ga+) негативное предвосхищение це-
ли (Ga-), внутреннее препятствие (В

p

 ), внешнее препятствие (В

ω

) по-

ложительное  эмоциональное  состояние (Ga+), отрицательное  эмо-
циональное  состояние (G-) тема  достижения (Th). Балл, полученный

при использовании этой процедуры, как мы указывали выше, принято
обозначать nAch. Максимальный балл в одном рассказе не превышает

+11. Индекс nAch получается  суммированием  баллов, приписанным
всем рассказам.

В  этих  исследованиях  было  получено,  что  в  разных  ситуациях

частота  категорий nAch различается. Так, индекс nAch в  ситуации,
ориентированной  на  достижение, и  в  ситуации  релаксации  был  раз-

личным: в  первой  ситуации  уровень  мотивации  достижения  был  на-
много  сильнее, чем  во  второй. Таким  образом  было  обнаружено, что

уровень мотивации достижения зависит от уровня стимуляции в пред-
шествующих ситуациях.

Выяснилось также, что у мужчин индекс nAch сильнее зависит от

условий  активации, чем  у  женщин. В  более  поздних  исследованиях

указывается на неоднозначность связи между индексом nAch и ориен-

тированной на достижение инструкцией у женщин (Klinger E., 1966).

Были разработаны и другие проективные процедуры, аналогич-

ные описанной выше. Элизабет Френч создала «тест на инсайт» (FTI)
(Atkinson J., 1958). Он  состоит  из 10 коротких  утверждений  о  дей-

ствиях, желаниях  определенных  лиц. Кодирование  ответов  проводи-


background image

235

лось аналогично  методике  ТАТ. Исследования показали  высокую  кон-

вергентную валидность этих двух методик.

Комбинация  проективной  техники  с  методом  множественного

выбора использована в тесте «Интерпретация картинок» (IPIT) (Atkin-

son J., 1958). Испытуемый должен по картинке подобрать рассказ. Для
выбора предлагается несколько рассказов, один из которых носит ха-

рактер ориентации на достижение.

В начале измерительный метод (nAch) не был дифференцирован

для выделения двух мотивов (или мотивационных тенденций) - мотива
стремления к успеху и мотива избегания неудачи. Возможность такой

дифференциации была показана в различных исследованиях на осно-

вании  корреляции (nAch) с  различными  критериями, воспроиз-
ведением  завершенных  и  незавершенных  задач (Atkinson J., 1958).

Согласно  этим  исследованиям, избегательная  тенденция  соответство-
вала  испытуемым,  у  которых  индекс  nAch  находился  в  пределах  от

низкого до среднего. Р. Моултон в 1958 г. дифференцировал два ука-
занных  мотива  в  контент-анализе. Однако  американская  группа  ис-

следователей  мотивации  достижения  пошла  по  другому  пути  для  вы-
явления  избегательной  тенденции. Для  этого  были  использованы  оп-

росники  для  диагностики  тревожности. Оказалось, что  опросник  для
оценки  тестовой  тревоги  С. Мандлера  и  С. Сарасона (TAQ) хорошо

подходил  для  диагностики  мотива  избегания  неудачи (Mandler S.,

Sarason С., 1952). В дальнейшем процедура для диагностики мотивов
(M

s

) и (M

AF

) стала обозначаться как nAch TAT - TAQ. Согласно ей люди

с  мотивом  стремления  к  успеху  выделяются  на  основании  высоких
баллов по ТАТ и низких баллов по TAQ, а мотиву избегания неудач со-

ответствуют низкие баллы по ТАТ и высокие - по TAQ. Иногда выделя-
ют  еще  два  средних  мотива  (оба  балла высокие  либо  оба  балла  низ-

кие). Хекхаузен  разработал  два  новых  индекса: надежда  на  успех
(HS) (мотив стремления к успеху) и страх неудачи (FF) (мотив избега-

ния  неудачи) (Heckhausen H., 1963). Используются 6 картинок,

(HS+FF) — выражает суммарную мотивацию достижения.

Укажем основные категории контент-анализа Г. Хекхаузена. Для

мотива  стремления  к  успеху  выделены  следующие  категории: 1) по-
требность  в  достижении  успеха, 2) инструментальные  действия  для

успеха, 3) ожидание  успеха, 4) похвала, 5) положительное  эмоцио-