Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8110

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

236

нальное состояние, 6) тема успеха.

Категории  для  мотива  избегания  неудачи  таковы: 1) потреб-

ность  избегания  неудачи, 2) инструментальные  действия  для  избега-
ния неудачи, 3) ожидание неудачи, 4) порицание, 5) негативное эмо-

циональное состояние, 6) неуспех, 7) тема неуспеха.

Индекс nAch коррелирует с указанными индексами мотивов сле-

дующим образом:

коэффициент  корреляции  между nAch и HS равен 0,40; между

nAch и HS нет значимой связи, коэффициент корреляции между nAch и
HS+FF равен 0,70 (Heckhausen H., 1967).

Дж. Аткинсон  разработал  первую формализованную  модель  мо-

тивации  достижения, которая явилась  базисной  для  всех  дальнейших
моделей  в  этой  области  (Atkinson  D.,  1957).  Истоки  подхода  лежат  в

полевой теории К. Левина. Для Левина поведение В = F (Р, Е), где Р -
личность, Е - окружение. Аткинсон  попытался  конкретизировать  эту

обобщенную  функцию. Эта  разработка  шла  в  направлении  создания
модели  мотивации  типа «ожидание

´

  ценность», в  которой  субъек-

тивная вероятность цели (ожидание) и ценность этой цели для субъек-
та являются основными переменными. Аткинсон сделал существенный

шаг вперед, добавив к двум видам названных переменных третью мо-
тивационную  переменную. Это  дало  возможность  учитывать  влияние

индивидуальных  различий  в  мотивах  на  динамику  поведения. Добав-

ление третьей переменной стало возможным после разработки указан-
ного  выше  метода для  измерения  индивидуальных  различий  по моти-

вации достижения. По Аткинсону, поведение, ориентированное на дос-
тижение цели, определяется результирующей тенденцией достижения

Т

а

, возникающей  при  совместном  влиянии  двух  тенденций: T

s

  -  тен-

денция стремления к успеху и T

f

— тенденции избегания неудачи.

Т

a

 =Т

s

 +Т

f

s

f

T

s

 является мультипликативной функцией трех переменных, т. е.

Т

s

,=М

s

´

Р

s

´

I

s

.

Мотив  стремления  к  успеху M

s

  понимается  как  способность  пе-

реживать гордость и удовольствие при достижении успеха. Этот мотив
дифференцирует  людей  по  их  общему  предпочтению  успеха. P

s

  -

субъективная  вероятность  успеха  понимается  как  ожидание  того, что


background image

237

выполнение действия приведет к успеху (достижению заданной цели).

Это  понятие  показывает  степень  уверенности  в  том, что  некоторое

действие приведет к определенным последствиям. I

s

 – побудительная

ценность успеха, т. е. относительная привлекательность успеха в этой

специфической  деятельности. Мотивы  понимаются  как  обобщенные,
относительно устойчивые диспозиции личности.

В  модели  Аткинсона  I

s

  не  является  независимой  операциональ-

ной переменной, ибо определяется через P

s

 следующим образом:

I

s

=1-P

s

То есть возрастание вероятности успеха уменьшает ценность ус-

пеха, и наоборот. Аткинсон развил положение о том, что в известных

пределах ценность  успеха  есть  линейная  функция от трудности  зада-
чи: при  возрастании  трудности  задачи  ценность  также  увеличивается

(Lewin  К.  et  al.,  1944).  Человек  не  чувствует  большой  радости  от  вы-
полнения  дела, которое  кажется  ему  очень  легким, и, наоборот, чув-

ствует большую гордость за себя, если смог справиться с очень труд-
ным делом.

Аткинсон рассматривает  T

f

 как тенденцию, противоположную T

s

имеющую  при  том тормозящий  характер на  поведение  достижения. T

f

также является мультипликативной функцией:

T

F

=

M

AF

´

P

f

´

I

f

M

AF

- мотив  избегания  неудачи - понимается  как  способность  ис-

пытывать чувство унижения и стыда в случае неудачи.

Субъективная  вероятность  неудачи  Р

f

определяется  как  ожида-

ние  того, что  некоторые  действия  будут  иметь  своими  последствиями
неудачу.

Побудительная ценность  неудачи I

f

  понимается  как  относитель-

ная  непривлекательность  неудачи. Таким  образом, ценность (полез-

ность) приписывается  не только  успеху, но  и неудаче. В  этом случае
делаются следующие допущения: I

f

= - P

s

, Р

f

 = 1- P

s

.

Результирующая тенденция достижения:

T

a

=(M

s

´

P

s

´

I

s

)+(M

AF

´

P

f

´

I

f

)

На основании указанных выше допущений получаем

T=(M

s

-M

AF

)

´

[P

s

´

(I-P

s

)]

Т

a

 будет зависеть от отношений, существующих между мотивами

M

s

 и M

AF


background image

238

Возможны следующие три типа отношений:

М

s

AF

, М<М

АF

, М

s

 = М

AF

Если у человека M

s

 > M

AF>

 т. е. если он ориентирован на стрем-

ление к успеху, то Т

а

 носит характер тенденции стремления к успеху.

При этом Т

а

 принимает максимальное значение при Р = 0,5. Люди с та-

ким мотивом предпочитают выбирать задачи средней трудности.

Когда M

s

< M

AF

, т. е. человек ориентирован на избегание неуда-

чи, то Т

а

 носит характер тенденции избегания неудачи. Такой человек

предпочитает  браться  либо  за  очень  легкие  задачи, либо  за  очень

трудные (Т

a

 является максимальной, когда Р = О или Р = 1).

Выбор  легких  задач  гарантирует  ему  успех. Выбор  очень  труд-

ных задач не вызывает у него больших огорчений, ибо неудача в зада-

чах,  с  которыми  вряд  ли  кто  справится,  не  дает  ему  повода  для  чув-
ства стыда и унижения.

На рис. 31 показана зависимость Т

а

 от силы мотивов M

s

 и М

AF

 а

также  от  вероятности. Таким  образом, людям  с  выраженным  мотивом

M

s

  свойственно  выбирать  задачи (если  есть  возможность  выбирать)

средней сложности или немного выше средней сложности. Из людей с

выраженным мотивом избегания неудачи одни выбирают легкие зада-
чи, а другие - очень сложные.

Рис. 31. Зависимость  Т

а

  от  силы  мотивов  М

s

  и  M

Af

  и  от

субъективной вероятности успеха P

s

Большое количество проведенных исследований показали суще-

ствование более сложных зависимостей между мотивацией достижения

и  уровнем  притязания, хотя  и  подтвердили  те  зависимости, которые


background image

239

представлены в модели Аткинсона (Heckhausen H., 1967).

На  основе  модели  Аткинсона  были  разработаны  и  другие  моде-

ли. С. Фитер изменил модель, введя фактор С, характеризующий сте-
пень своей собственной ответственности за поведение, ориентирован-

ное  на  достижение. На  основе  этого  фактора  отношение  между  ва-
лентностью и вероятностью принимает следующий вид:

I

s

=C(I-P

s

) и I

f

 = -CP

s

Атрибутивная  модель  мотивации  достижения  была  предложена

Б. Вейнером и его сотрудниками. Было проведено большое количество
исследований, направленных на выявление опосредованной роли кау-

зальной атрибуции. Не все результаты, полученные этой группой, под-

тверждаются  другими  исследователями. Б. Вейнер  слишком  абсолю-
тизировал роль атрибуции в мотивационном процессе. Он понимал мо-

тив  достижения  как  когнитивную  диспозицию. Г. Хекхаузен  развил
когнитивную  модель  мотивации  достижения (Heckhausen H., 1967), в

которой  более  подробно  дифференцировал  как  ожидание, так  и  ва-
лентность. Он предложил квадратичную зависимость между валентно-

стью  и  вероятностью  в  отличие  от  линейной  зависимости  модели  Ат-
кинсона. Однако его модель состоит из большого количества факторов

и представляет трудности для экспериментальной проверки.

В данной работе мотив стремления к успеху (M

s

) и мотив избега-

ния  неудачи (M

AF

) рассматриваются  как  два  обобщенных  мотива. Не-

верно считать, что у мотивов M

s

 и M

AF

 нет предметных характеристик.

Предметное содержание этих мотивов характеризуется высокой степе-

нью  обобщенности  и  относительной  устойчивостью. Всякая  предмет-
ная  деятельность  человека  направлена  на  определенный  результат.

Этот  результат  кроме  своей  конкретной  специфики  имеет  общее  со-
держание  -  быть  успешным  или  неуспешным.  Так  как  во  всякой  кон-

кретной деятельности реализуется определенное отношение человека
к  окружающей  действительности, то  человек  определенным  образом

относится  к  исходу  своей  деятельности. Понятие  успеха  и  неудачи

рассматривается здесь только относительно ситуации достижения, ко-
торая  характеризуется «состязанием  со  стандартами  мастерства»

(McClelland D. et al., 1953). Эта  ситуация  имеет  следующие  осо-
бенности.

1. В ней существуют определенные стандарты качества.


background image

240

2. Человек решает определенные задачи, исход которых оцени-

вается по этим стандартам,

3. Исход  его  деятельности  может  быть  успешным  или  неуспеш-

ным.

4. Человек воспринимает свою ответственность за исход.
В такой ситуации актуализируются мотивы M

s

 и М

AF

 и разворачи-

вается  мотивационный  процесс. На  этот  процесс  оказывают  влияние
ситуационные  детерминанты. Людям  с  мотивом M

s

  свойственны  сле-

дующие  особенности: их  привлекает  ситуация  достижения; они  уве-
рены в успешном исходе; им свойственны поиск информации для суж-

дения  о  своих  успехах, готовность  принять  ответственность, реши-

тельность  в  неопределенных  ситуациях, большая  настойчивость  при
стремлении к цели; они  получают повышенное удовольствие от инте-

ресных задач; хотят выполнить более или менее сложную, но реально
выполнимую  работу; сверхсложные  или простые  задачи  не  вызывают

у  них  энтузиазма; в ситуации  соревнования  и  проверки  способностей
они не теряются; они характеризуются стремлением к разумному рис-

ку; имеют  средний, реалистичный  уровень  притязаний; показывают
большое упорство при столкновении с препятствиями; повышают уро-

вень притязаний после успеха и понижают после неудачи.

Людям с мотивом М

AF

 свойствен поиск информации о возможно-

сти  неудачи  в  ситуации  достижения. Они  берутся  за  выполнение

сверхсложных задач или простых.

По  отношению  к  уровню  притязаний  можно  выделить  два  типа

людей: «рискующие» и «перестраховщики». Они  склонны  приписы-
вать успех скорее внешним факторам, чем внутренним, а неудачу при-

писывают своим плохим способностям.

Рассмотрим проективный метод диагностики мотивов А/ и M

AF

Г.

Хекхаузена.

Измерение мотивов M

s

 и M

AF

 проводится как групповой экспери-

мент  с  определенной  процедурой. Вся  процедура  оценки  мотивов  со-

стоит из трех этапов:

1. Организация экспериментальной ситуации: а) помещение, ап-

паратура и т. п.; б) поведение экспериментатора; в) инструкция.

2. Проведение  теста: а) демонстрация  картинок, б) написание

рассказов.