ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8466
Скачиваний: 53
236
нальное состояние, 6) тема успеха.
Категории для мотива избегания неудачи таковы: 1) потреб-
ность избегания неудачи, 2) инструментальные действия для избега-
ния неудачи, 3) ожидание неудачи, 4) порицание, 5) негативное эмо-
циональное состояние, 6) неуспех, 7) тема неуспеха.
Индекс nAch коррелирует с указанными индексами мотивов сле-
дующим образом:
коэффициент корреляции между nAch и HS равен 0,40; между
nAch и HS нет значимой связи, коэффициент корреляции между nAch и
HS+FF равен 0,70 (Heckhausen H., 1967).
Дж. Аткинсон разработал первую формализованную модель мо-
тивации достижения, которая явилась базисной для всех дальнейших
моделей в этой области (Atkinson D., 1957). Истоки подхода лежат в
полевой теории К. Левина. Для Левина поведение В = F (Р, Е), где Р -
личность, Е - окружение. Аткинсон попытался конкретизировать эту
обобщенную функцию. Эта разработка шла в направлении создания
модели мотивации типа «ожидание
´
ценность», в которой субъек-
тивная вероятность цели (ожидание) и ценность этой цели для субъек-
та являются основными переменными. Аткинсон сделал существенный
шаг вперед, добавив к двум видам названных переменных третью мо-
тивационную переменную. Это дало возможность учитывать влияние
индивидуальных различий в мотивах на динамику поведения. Добав-
ление третьей переменной стало возможным после разработки указан-
ного выше метода для измерения индивидуальных различий по моти-
вации достижения. По Аткинсону, поведение, ориентированное на дос-
тижение цели, определяется результирующей тенденцией достижения
Т
а
, возникающей при совместном влиянии двух тенденций: T
s
- тен-
денция стремления к успеху и T
f
— тенденции избегания неудачи.
Т
a
=Т
s
+Т
f
=Т
s
-Т
f
T
s
является мультипликативной функцией трех переменных, т. е.
Т
s
,=М
s
´
Р
s
´
I
s
.
Мотив стремления к успеху M
s
понимается как способность пе-
реживать гордость и удовольствие при достижении успеха. Этот мотив
дифференцирует людей по их общему предпочтению успеха. P
s
-
субъективная вероятность успеха понимается как ожидание того, что
237
выполнение действия приведет к успеху (достижению заданной цели).
Это понятие показывает степень уверенности в том, что некоторое
действие приведет к определенным последствиям. I
s
– побудительная
ценность успеха, т. е. относительная привлекательность успеха в этой
специфической деятельности. Мотивы понимаются как обобщенные,
относительно устойчивые диспозиции личности.
В модели Аткинсона I
s
не является независимой операциональ-
ной переменной, ибо определяется через P
s
следующим образом:
I
s
=1-P
s
То есть возрастание вероятности успеха уменьшает ценность ус-
пеха, и наоборот. Аткинсон развил положение о том, что в известных
пределах ценность успеха есть линейная функция от трудности зада-
чи: при возрастании трудности задачи ценность также увеличивается
(Lewin К. et al., 1944). Человек не чувствует большой радости от вы-
полнения дела, которое кажется ему очень легким, и, наоборот, чув-
ствует большую гордость за себя, если смог справиться с очень труд-
ным делом.
Аткинсон рассматривает T
f
как тенденцию, противоположную T
s
имеющую при том тормозящий характер на поведение достижения. T
f
также является мультипликативной функцией:
T
F
=
M
AF
´
P
f
´
I
f
M
AF
- мотив избегания неудачи - понимается как способность ис-
пытывать чувство унижения и стыда в случае неудачи.
Субъективная вероятность неудачи Р
f
определяется как ожида-
ние того, что некоторые действия будут иметь своими последствиями
неудачу.
Побудительная ценность неудачи I
f
понимается как относитель-
ная непривлекательность неудачи. Таким образом, ценность (полез-
ность) приписывается не только успеху, но и неудаче. В этом случае
делаются следующие допущения: I
f
= - P
s
, Р
f
= 1- P
s
.
Результирующая тенденция достижения:
T
a
=(M
s
´
P
s
´
I
s
)+(M
AF
´
P
f
´
I
f
)
На основании указанных выше допущений получаем
T=(M
s
-M
AF
)
´
[P
s
´
(I-P
s
)]
Т
a
будет зависеть от отношений, существующих между мотивами
M
s
и M
AF
238
Возможны следующие три типа отношений:
М
s
>М
AF
, М<М
АF
, М
s
= М
AF
Если у человека M
s
> M
AF>
т. е. если он ориентирован на стрем-
ление к успеху, то Т
а
носит характер тенденции стремления к успеху.
При этом Т
а
принимает максимальное значение при Р = 0,5. Люди с та-
ким мотивом предпочитают выбирать задачи средней трудности.
Когда M
s
< M
AF
, т. е. человек ориентирован на избегание неуда-
чи, то Т
а
носит характер тенденции избегания неудачи. Такой человек
предпочитает браться либо за очень легкие задачи, либо за очень
трудные (Т
a
является максимальной, когда Р = О или Р = 1).
Выбор легких задач гарантирует ему успех. Выбор очень труд-
ных задач не вызывает у него больших огорчений, ибо неудача в зада-
чах, с которыми вряд ли кто справится, не дает ему повода для чув-
ства стыда и унижения.
На рис. 31 показана зависимость Т
а
от силы мотивов M
s
и М
AF
а
также от вероятности. Таким образом, людям с выраженным мотивом
M
s
свойственно выбирать задачи (если есть возможность выбирать)
средней сложности или немного выше средней сложности. Из людей с
выраженным мотивом избегания неудачи одни выбирают легкие зада-
чи, а другие - очень сложные.
Рис. 31. Зависимость Т
а
от силы мотивов М
s
и M
Af
и от
субъективной вероятности успеха P
s
Большое количество проведенных исследований показали суще-
ствование более сложных зависимостей между мотивацией достижения
и уровнем притязания, хотя и подтвердили те зависимости, которые
239
представлены в модели Аткинсона (Heckhausen H., 1967).
На основе модели Аткинсона были разработаны и другие моде-
ли. С. Фитер изменил модель, введя фактор С, характеризующий сте-
пень своей собственной ответственности за поведение, ориентирован-
ное на достижение. На основе этого фактора отношение между ва-
лентностью и вероятностью принимает следующий вид:
I
s
=C(I-P
s
) и I
f
= -CP
s
Атрибутивная модель мотивации достижения была предложена
Б. Вейнером и его сотрудниками. Было проведено большое количество
исследований, направленных на выявление опосредованной роли кау-
зальной атрибуции. Не все результаты, полученные этой группой, под-
тверждаются другими исследователями. Б. Вейнер слишком абсолю-
тизировал роль атрибуции в мотивационном процессе. Он понимал мо-
тив достижения как когнитивную диспозицию. Г. Хекхаузен развил
когнитивную модель мотивации достижения (Heckhausen H., 1967), в
которой более подробно дифференцировал как ожидание, так и ва-
лентность. Он предложил квадратичную зависимость между валентно-
стью и вероятностью в отличие от линейной зависимости модели Ат-
кинсона. Однако его модель состоит из большого количества факторов
и представляет трудности для экспериментальной проверки.
В данной работе мотив стремления к успеху (M
s
) и мотив избега-
ния неудачи (M
AF
) рассматриваются как два обобщенных мотива. Не-
верно считать, что у мотивов M
s
и M
AF
нет предметных характеристик.
Предметное содержание этих мотивов характеризуется высокой степе-
нью обобщенности и относительной устойчивостью. Всякая предмет-
ная деятельность человека направлена на определенный результат.
Этот результат кроме своей конкретной специфики имеет общее со-
держание - быть успешным или неуспешным. Так как во всякой кон-
кретной деятельности реализуется определенное отношение человека
к окружающей действительности, то человек определенным образом
относится к исходу своей деятельности. Понятие успеха и неудачи
рассматривается здесь только относительно ситуации достижения, ко-
торая характеризуется «состязанием со стандартами мастерства»
(McClelland D. et al., 1953). Эта ситуация имеет следующие осо-
бенности.
1. В ней существуют определенные стандарты качества.
240
2. Человек решает определенные задачи, исход которых оцени-
вается по этим стандартам,
3. Исход его деятельности может быть успешным или неуспеш-
ным.
4. Человек воспринимает свою ответственность за исход.
В такой ситуации актуализируются мотивы M
s
и М
AF
и разворачи-
вается мотивационный процесс. На этот процесс оказывают влияние
ситуационные детерминанты. Людям с мотивом M
s
свойственны сле-
дующие особенности: их привлекает ситуация достижения; они уве-
рены в успешном исходе; им свойственны поиск информации для суж-
дения о своих успехах, готовность принять ответственность, реши-
тельность в неопределенных ситуациях, большая настойчивость при
стремлении к цели; они получают повышенное удовольствие от инте-
ресных задач; хотят выполнить более или менее сложную, но реально
выполнимую работу; сверхсложные или простые задачи не вызывают
у них энтузиазма; в ситуации соревнования и проверки способностей
они не теряются; они характеризуются стремлением к разумному рис-
ку; имеют средний, реалистичный уровень притязаний; показывают
большое упорство при столкновении с препятствиями; повышают уро-
вень притязаний после успеха и понижают после неудачи.
Людям с мотивом М
AF
свойствен поиск информации о возможно-
сти неудачи в ситуации достижения. Они берутся за выполнение
сверхсложных задач или простых.
По отношению к уровню притязаний можно выделить два типа
людей: «рискующие» и «перестраховщики». Они склонны приписы-
вать успех скорее внешним факторам, чем внутренним, а неудачу при-
писывают своим плохим способностям.
Рассмотрим проективный метод диагностики мотивов А/ и M
AF
Г.
Хекхаузена.
Измерение мотивов M
s
и M
AF
проводится как групповой экспери-
мент с определенной процедурой. Вся процедура оценки мотивов со-
стоит из трех этапов:
1. Организация экспериментальной ситуации: а) помещение, ап-
паратура и т. п.; б) поведение экспериментатора; в) инструкция.
2. Проведение теста: а) демонстрация картинок, б) написание
рассказов.