Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8112

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

241

3. Анализ полученных результатов: а) декодирование; б) опре-

деление индивидуальных индексов.

Рассмотрим последовательно все эти этапы.
Организация  экспериментальной  ситуации. Эксперимент  про-

водится  в  комнате, приспособленной  для  демонстрации  на  экране
слайдов.

В  связи  с  тем  что  ситуация  для  всех  испытуемых  должна  быть

одинаковой, экспериментатор должен вести себя нейтрально и по-де-

ловому. Он не должен своим поведением создавать ситуацию, при ко-
торой возможна активация мотивации достижения.

Лучше, если экспериментатор не является человеком с высоким

статусом. Очень  важно, чтобы  ситуация  не  воспринималась  испытуе-
мыми  как  оценка  их  способностей. Поэтому  экспериментатор  должен

вести себя очень сдержанно и одинаково по отношению ко всем. Если
экспериментатор  будет  ходить  по  рядам и  смотреть, что  пишут  испы-

туемые,  то,  как  выяснилось,  уже  одно  это  сильно  влияет  на  мо-
тивацию. Все испытуемые, участвующие в эксперименте, для которого

требуется  оценка  мотивации, должны  пройти  тест  измерения  мо-
тивации  одномоментно. В  противном  случае  теряется  стандартность

ситуации  и  по-различному  актуализируется  мотивация  у  разных  лю-
дей, что сдвигает индекс мотива.

Экспериментатор, с одной стороны, не должен вести себя паниб-

ратски,  а  с  другой  -  с  холодной  официальностью.  Лучше,  если  сам
экспериментатор наблюдает за процедурой со стороны, а эксперимент

ведут его помощники.

Недопустимо, чтобы в помещении, где проводится эксперимент,

Находились  представители  администрации. Если  испытуемые  будут
считать, что  данные  опроса  станут  известны  администрации, тести-

рование  можно  считать  испорченным. Поэтому  очень  важно, как  ад-
министрация представит психологов.

Во время эксперимента испытуемые должны быть посажены так,

чтобы исключалась возможность списывания, разговоров.

Экспериментатор (или  его  помощники) дают  каждому  испыту-

емому  шесть  бланков. На  каждом  бланке  стандартного  формата  на
равном  расстоянии  друг  от  друга  должны  быть  напечатаны  такие  во-

просы:


background image

242

• Что здесь происходит? Кто эти люди?

• Как возникла эта ситуация? Что произошло перед этим?

• Что думают изображенные на картинке люди? Чего они хотят?
• Что произойдет дальше? Чем все это кончится?

Далее  читают  инструкцию. После  этого  каждому  испытуемому

присваивается  номер, который  он  записывает  на  каждом  из  шести

бланков.

Проведение теста. На 20 секунд затемняется комната, и на экра-

не  появляется  одна  из  шести  картинок. Включение  света  становится
сигналом, по  которому  испытуемые  начинают  составлять  рассказ.

Спустя 1 минуту экспериментатор говорит: «Переходите к следующему

вопросу». На составление рассказа дается 5 минут. Когда проходит 4
минуты, экспериментатор  говорит: «У  вас  осталась  еще  одна  минута,

чтобы закончить рассказ». Контроль за временем ведется очень стро-
го. Далее комната снова затемняется и появляется очередная картин-

ка.

Между  появлением  картинок  на  экране  и  составлением  расска-

зов  нельзя  делать  паузы. Проведение  теста  занимает 40-45 минут  и
требует большой психологической культуры.

Анализ полученных результатов.
1. Обработку должен проводить эксперт, который прошел подго-

товку по специальной программе обучения контент-анализу.

2.  Если у испытуемого имеются не все бланки, то его рассказы

обработке  не  подлежат. Также  не  обрабатываются  рассказы, в  кото-

рых нет ответ а на какой-либо вопрос.

3. Эксперт должен оценивать рассказы только на основе той ин-

формации, которую он получил.

4.  Категории, выделенные в одном рассказе, могут повлиять на

оценку и выделение  категорий в других рассказах. Поэтому рассказы
всех  испытуемых  по  одной  картинке  нужно  обработать  одновременно

и только потом перейти к следующей картинке.

5.  Вначале нужно обработать все картинки успеха, а потом все

картинки неудачи.

6. Нельзя в процессе обработки сверять рассказы одного испы-

туемого друг с другом, в связи с тем что каждая картинка является не-

зависимой от другой.


background image

243

7. Если  в  процессе  обработки  рассказов  возникли  какие-либо

сомнения, необходимо обратиться к ключу контент-анализа.

8.  При  необходимости  перерывы  в  работе  надо  делать  после

окончания обработки текущей картинки.

9.  Перед каждым новым сеансов обработки данных даже опыт-

ному эксперту нужно снова прочесть ключ контент-анализа, особенно

если прошло- несколько дней или недель после последней обработки
протоколов.

10. Бессмысленно  браться  за  обработку  данных, полностью  не

овладев контент-анализом.

На  основе  выделенных  в  рассказах  категорий  подсчитываются

индивидуальные  индексы  мотивов M

s

  и  М

AF

.  Индекс  мотива  M

s

  рав-

няется сумме всех категорий первой части контент-анализа, выделен-

ных во всех рассказах, а индекс мотива M

AF

 - сумме категорий второй

части  контент-анализа. В  одном  рассказе  каждая  категория  подсчи-

тывается только один раз. Кроме того, если одно и то же высказыва-
ние можно отнести как к одной категории, так и к другой, то подсчи-

тывается одна из этих категорий.

Для  определения  людей  с  мотивом  Л/ (стремление  к  успеху) и

M

AF

 (избегание  неудачи) можно  поступить  следующим  образом. Дня

каждого испытуемого найти разность M

s

 и М

АF

. Затем для всей выборки

произвести  ранжирование  этих  разностей. Люди  с  выраженным  моти-

вом

M

S

(M

s

> M

AF

) - это те, которые попали за 75-й процентиль, с моти-

вом M

AF

(M

s

 < M

AF

) - те, которые находятся в части выборки ниже 25-го

процентиля.

6.3. ОПРОСНИК ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИ-

ЖЕНИИ

Существующие  методики  измерения  потребности  в  достижении

(ПД) методом  тематической  апперцепции  неудобны  для  массовых  об-

следований, требуют  высокой  психологической  квалификации  иссле-
дователя, специальной  подготовки  экспертов  для  контент-анализа

рассказов. Поэтому целесообразно конструирование опросника для из-
мерения потребности в достижении. Считается, что балл (потребность

в  достижении), полученный  проективным  методом  ТАТ, отражает  ин-


background image

244

дивидуальные  различия  в  относительно  устойчивом, генерализован-

ном  латентном  мотиве  достижения  (McClelland  D.  et  al.,  1953).  Такие

сложные  мотивационные  образования  недоступны  непосредственному
самонаблюдению. В  литературе  приводятся  данные, показывающие,

что индекс nAch и субъективная оценка наличия у себя ориентации на
достижение не коррелируют.

При  конструировании  опросника  вербальные  стимулы (пункты)

были подобраны так, чтобы в них косвенно отражались индивидуаль-

ные особенности человека, ориентированного на достижение. В связи
с этим пункты опросника отбирались на основе наличия связи индек-

сом nAch, полученным на основе ТАТ. Критерий валидизации был соз-

дан  на  основе  использования  двух  методик: проективного  метода  ди-
агностики  мотива  достижения  Макклелланда  и  сотр. (McClelland D. et

al., 1953) и метода групповой оценки личности (ГОЛ). Были составле-
ны 2 группы испытуемых, различающихся баллом ПД.

Процедура  диагностики  мотива  достижения. Нами  были  смо-

делированы две ситуации: ситуация, ориентированная на достижение,

и нейтральная ситуация, в которой не производилась активация моти-
вации достижения. В этих двух ситуациях испытуемым были предъяв-

лены 4 картинки, использованных  Макклелландом: «Исследователи»,
«Мальчик  в  клетчатой  куртке  сидит  за столом  на фоне  классной  дос-

ки», «Отец - сын» и «Мальчик на фоне смутной сцены, где происходит

нечто похожее на хирургическую операцию».

Мотивация достижения актуализировалась в ситуации выполне-

ния  анаграммы-теста, взятого  из  популярной  книги  Г. Айзенка «Про-
верьте свои способности» (М., 1972), предложенного перед тестом те-

матической  апперцепции. На  исполнение  теста  давалось 10 минут.
Экспериментатор  был  представлен  как  психолог, занимающийся  ис-

следованием  интеллектуальных  способностей  студентов. Он  говорил:
«Тест, который  вам  будет  сейчас  предложен, служит  для  измерения

интеллектуальных способностей, важных для успешности работы учи-

теля. Наряду  с  интеллектом  он  измеряет  способность  к  организации
материала, способность  быстро  оценивать  ситуацию. Человек, обла-

дающий  высокими  показателями  по  данному  тесту, может  быть  хоро-
шим учителем».

Нейтральная ситуация. Экспериментатор говорил студентам, что


background image

245

ему нужно проверить трудность вопросов для теста, и поэтому просил

их  принять  участие  в  решении  задач.  При  этом  создавалась  об-

становка  непринужденности. Фамилии  студентов  на  листах  не  указы-
вались, так как было сказано, что экспериментатора интересует не от-

дельная личность, а процент правильно решенных задач по всей груп-
пе  студентов, который  необходим  для  оценивания  трудности  задач.

После  решения  этих  задач  второй  экспериментатор предъявлял  тесты
тематической апперцепции.

В этих ситуациях каждый испытуемый написал четыре рассказа

по общепринятой для ТАТ схеме.

Для  интерпретации  рассказов  с  целью  определения  индекса

nAch, отражающего  индивидуальные  различия  в  мотиве  достижения,
был использован  контент-анализ Д. Макклелланда  и  сотр. (McClelland

D. et al., 1953).

Приведенная ниже инструкция дала возможность использовать и

один  из  вариантбв  субъективной  оценки - метод  групповой  оценки
личности (ГОЛ).

Инструкция. «Мы вас просим принять участие в эксперименте, в

котором  вы  должны  будете  обнаружить  знание  личных  особенностей

членов  вашей  группы. Вам нужно оценить  друг друга  по  тем призна-
кам, которые  мы  вам сейчас опишем. Представьте себе  человека, ко-

торого характеризует следующее:

- он проявляет настойчивость в достижении целей,
- он не удовлетворяется достигнутым,

-  что  бы  он  ни  делал,  он  стремится  сделать  это  лучше,  чем

раньше,  о  нем  можно  сказать,  что  он  «яичницу  стремится  зажарить

лучше, чем обычно»,

- он склонен сильно увлекаться работой,

- он не может работать плохо,
- для него главное в жизни - это переживание радости успеха в

результате достижения более высоких результатов,

-  он  склонен  улучшить, рационализировать  любую  деятель-

ность, изобретать новые, более эффективные приемы исполнения, да-

же в исполнении обычных дел,

- он стремится к получению уникальных результатов,

- он склонен преследовать длительные цели,