Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8114

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

246

-  он  не  удовлетворяется, если  успех  пришел  слишком  легко  и

задача оказалась легкой, он стремится к целям умеренной трудности,

не склонен к чрезмерному риску,

- он с удовольствием принимает помощь других и помогает дру-

гим в решении трудных задач, чтобы вместе пережить радость успеха.

Теперь представьте  себе  образ человека, обладающего описан-

ными выше чертами, и из вашей группы выберите тех, кто более всего
подходит этому образу. На листочке напишите их фамилии в последо-

вательности  их  сходства. Сначала  того, кто  более  всех  подходит  под
описанный выше образ, потом второго и т. д. Нужно выбрать не менее

двух и не более пяти человек».

Составление  экстремальных групп.  На  основе  баллов  ТАТ  и  ко-

личества  выборов  по  ГОЛ  были  составлены  2  группы.  В  одну  группу

(высокая) были включены испытуемые, набравшие более 6 баллов по
ТАТ  и  получившие  наибольшее  число  социометрических  выборов. В

другую (низкая) - наоборот, получившие  наименьшее  число  выборов
по  ГОЛ  и  наименьший  балл  по  ТАТ.  В  обе  группы  вошло  по  27  %  от

всех участников экспериментов. 46 % студентов, получивших средние
характеристики, были исключены из дальнейшего исследования.

Анализ пунктов по критерию валидности. Для отбора таких пун-

ктов  подсчитывалась  корреляция  каждого  пункта  с  критерием. Коэф-

фициент корреляции вычислялся по формуле:

bc

ad

pi

r

+

=

-

1

180

cos

cos

0

где r

cos

 — коэффициент корреляции (косинус пи); а, b, с, d— со-

ответствующие  частоты  четырехклеточной  таблицы (Практикум  по
психодиагностике, 1984).

Пункты, обладающие  статистически  значимой  корреляцией  с

критерием, включались в окончательный вариант опросника.

Всего  было  отобрано 23 пункта, обладающих  достаточной  ва-

лид-ностью,  например:  (3)  «Для  меня  в  любом  деле  важнее  процесс
исполнения, чем  его  конечный  результат»; (4) «Считаю, что  люди

больше страдают от неудач в работе, чем от плохих взаимоотношений
с близкими»; (5) «По моему мнению, большинство людей живут даль-

ними целями, а не близкими»; (9) «Даже в обычной работе я стараюсь


background image

247

усовершенствовать некоторые ее элементы». Однако при отборе пунк-

тов  мы  стремились  также  к  тому, чтобы  утверждения  обладали  внут-

ренней  валидностью, т. е. значимо  коррелировали  с  индивидуальным
баллом  испытуемого. Во  втором  столбце  приведены  коэффициенты

внутренней валидности. Вопросы, обладающие высоким уровнем внут-
ренней  валидности, но  низкой  валидностью  по  критерию, отбрасыва-

лись.

Для расчета коэффициентов надежности и валидности были ис-

пользованы формулы приведенные в разделах 3.2. и 3.3.

Коэффициент  надежности  вычисляется  на  основе  средней  кор-

реляции  каждого  вопроса  с  индивидуальным  баллом, а  коэффициент

валидности - на  основе  корреляции  с  критерием. Коэффициент  на-
дежности равнялся 0,75, а коэффициент, валидности 0,87.

Кроссвалидизация. Созданный  опросник  использовался  в  раз-

личных  популяциях, в  которых  была  проведена  процедура  валидиза-

ции на небольшом числе испытуемых.

В столбце «Валидности» в табл. 9 приведены бисериальные ко-

эффициенты корреляции путем сравнения средних значений. Они вы-
числены по формуле:

y

pq

t

n

M

b

M

b

r

×

-

=

s

r

где M

b

 M

n

 - средние значения индивидуальных баллов в «высо-

кой» и «низкой» группах;

σ

t

 - среднее квадратическое отклонение общего индивидуально-

го балла;

p и q- доля испытуемых в «высокой» и «низкой» группах;
у - ордината кривой нормального распределения, соответствую-

щая

значению р.

Таблица 9 Результаты кроссвалидизации тест-опросника

Выборка

Средние по

группам

Ва-

лидность

Кол-во

испытуемых

«в

«

Раз

личность
средних


background image

248

ысокой» низ-

кой»

2-й  курс  от-

деления  психоло-

гии  и  педагогики
МГПИ

38

12

,8

1

0,8

2,0

0,7

0

2-й  курс  от-

деления  учителей
начальных классов

МГПИ

26

14

,4

1

1,8

2,6

0,8

0

ПТУ № 1

64

12

,0

8

,1

3,9

0,9

4

3-й  курс  от-

деления  психоло-
гии МГПИ

46

14

,0

1

0,7

3,3

0,8

4

1-й  курс  до-

школьного 

фа-

культета МГПИ

86

13

,25

9

,6

3,6

0,8

1

Возможности  применения  опросника. В  исследованиях  влияния

ПД  на  эффективность  деятельности, в  которых  данная  потребность
выступает  в  качестве  фактора,  по  которому  осуществляется  группи-

ровка, достаточно  выделить  три  уровня  потребности: «низкий» - ин-
дивидуальный балл от 0 до 9, «средний» - от 10 до 13 и «высокий» -от

14 баллов и выше. Тогда сравнение результатов деятельности в «низ-

кой» и «высокой» группах будет свидетельствовать о влиянии данной
потребности. Таким  образом, исследовалось  влияние  ПД  на  эф-

фективность учебной деятельности учащихся, студентов, рабочих.

При  индивидуальном  консультировании  желательно  использо-

вать  шкалу  С (стенов).  Отклонение  нормального  балла  от  значения  5
сте-нов свидетельствует о высокой потребности в достижениях у дан-

ного индивида в терминах сигмы нормального распределения. Каждое
деление шкалы С (стенов) соответствует 0,5 сигмы.

6.4. ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ


background image

249

Тест  юмористических  фраз (ТЮФ) — оригинальная, компактная

методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в

себе достоинства стандартизованного измерительного теста и индиви-
дуализированной проективной техники.

Методика ТЮФ имеет две характерные особенности.
Во-первых, это  прием  свободной  тематической  классификации,

относящийся  к  числу  методов  экспериментальной  психосемантики.
Психодиагностический потенциал этого метода заключается в том, что

субъект  зачисляет  в  один  класс  с  однозначным  стимулом, имеющим
мотивационно  валентный  семантический  признак  в  качестве  единст-

венного  классификационного  основания, многозначные  стимулы,

включающие  этот  признак. Чем  большее  количество  многозначных
стимулов  объединяет  вокруг  себя  однозначный  стимул, тем  выше  мо-

тивационная  значимость  соответствующей  темы. Появление  сверх-
крупного  класса  является  свидетельством  наличия  сверхзначимой

(доминирующей) мотивации, предметное  содержание  которой  соот-
ветствует предметному содержанию этого класса.

Во- вторых, методика  ТЮФ использует  специфический  стимуль-

ный  материал - юмористические  фразы, позволяющий  эксперимен-

тально  реализовать  психодиагностические  возможности  метода  те-
матической  свободной  классификации. Стимульный  материал  пред-

ставляет собой 80 юмористических  фраз, из  которых (по  результатам

нормативных  экспериментов) 40 фраз  однозначно  относятся  к  одной
из 10 тем (по 4 фразы  на тему), а 40 фраз являются  многозначными

(испытуемые в зависимости от собственной апперцепции усматривают
в  них  то  одну, то  другую  тему). Средние  значения  численности 10

классов  (по  10  заданным  темам)  примерно  равны  между  собой.  Для
идентификации  однозначности-многозначности  юмористических  фраз

применялись  алгоритмы  кластер- и  клайк-анализа. Все  исполь-
зованные  фразы  были  опубликованы  в  отечественных  сатирико-юмо-

ристических  изданиях. Каждая  фраза  предъявляется  в  процедуре  на

отдельной  карточке. Стимульный  материал  легко  размножается, дуб-
лируется и при необходимости «освежается» за счет новых фраз и но-

вых тем (что не изменяет диагностического принципа, лежащего в ос-
нове классификационной техники).

Процедура проведения теста исключительно проста и оператив-


background image

250

на (занимает  от 15 до 25 минут). Экспериментатор-психодиагност

предлагает  испытуемому  рассортировать  колоду  карточек  с  юморис-

тическими  фразами: «Разделите, пожалуйста, карточки  на  кучки  так,
чтобы  в  одной  кучке  лежали  карточки  с  фразами  на  одну  тему»

1

. По

ходу  работы  психодиагност  должен  предоставить  испытуемому  мак-
симальную свободу в том, как он сортирюут карточки по темам, поощ-

ряя  как  безусловно  оправданное  всякое  решение («В  данном  случае
Вы - эксперт, Вам  виднее»). Следует  предупреждать  повторные  пе-

рекладывания карточек из одной группы в другую (чтобы испытуемый
не выравнивал группы по численности), приведя следующее объясне-

ние: «В экспертных оценках самым ценным, самым правильным явля-

ется первое решение, которое приходит человеку в голову». Точно та-
кое же объяснение призвано снять у испытуемого колебания, которые

он  испытывает,  когда  не  знает,  в  какой  класс  занести  многозначную
фразу.

Закончив тематическую классификацию фраз, испытуемый дает

названия  выделенным  классам. Как  правило, уже  по  этим  названиям

диагносту очень легко идентифицировать 10 использованных в данной
версии  ТЮФ  тем:  1)  садизм,  2)  секс,  3)  пагубные  пристрастия  (куре-

ние,  пьянство,  наркомания),  4)  деньги,  5)  мода,  6)  карьера,  7)  се-
мейные  неурядицы, 8) социальные  неурядицы, 9) бездарность  в  ис-

кусстве, 10) человеческая глупость.

Если испытуемый не дает ясных интерпретируемых названий, то

идентификация 7 стандартных тем производится  по «ядерным» одно-

значным фразам. Если в i-й класс попали 3 и более однозначные фра-
зы из j-й темы, то ни класс можно отнести к i-и теме.

Сам подсчет тестового балла не сводится к применению ключей:

диагносту  достаточно  подсчитать  количество  карточек  в  соответству-

ющей  кучке, чтобы  приписать определенный  балл  мотивационной  те-
ме. Десять  подсчитанных  таким  образом  показателей  могут  быть  ви-

зуализированы в виде профиля. В отличие от количественных тестов,

в  которых  показатели  по  шкалам  сравниваются  с  популяционными
нормами (MMPI, 16PF), в  данно  м  случае  сравниваются  показатели

внутри  индивидуального  профиля: выявляется  порядковая  структура

1

 Упрощенная диагностическая модификация ТЮФ - классификация по заданным темам, недос-

татком которой является навязывание тематических конструктов испытуемому.