ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8463
Скачиваний: 53
246
- он не удовлетворяется, если успех пришел слишком легко и
задача оказалась легкой, он стремится к целям умеренной трудности,
не склонен к чрезмерному риску,
- он с удовольствием принимает помощь других и помогает дру-
гим в решении трудных задач, чтобы вместе пережить радость успеха.
Теперь представьте себе образ человека, обладающего описан-
ными выше чертами, и из вашей группы выберите тех, кто более всего
подходит этому образу. На листочке напишите их фамилии в последо-
вательности их сходства. Сначала того, кто более всех подходит под
описанный выше образ, потом второго и т. д. Нужно выбрать не менее
двух и не более пяти человек».
Составление экстремальных групп. На основе баллов ТАТ и ко-
личества выборов по ГОЛ были составлены 2 группы. В одну группу
(высокая) были включены испытуемые, набравшие более 6 баллов по
ТАТ и получившие наибольшее число социометрических выборов. В
другую (низкая) - наоборот, получившие наименьшее число выборов
по ГОЛ и наименьший балл по ТАТ. В обе группы вошло по 27 % от
всех участников экспериментов. 46 % студентов, получивших средние
характеристики, были исключены из дальнейшего исследования.
Анализ пунктов по критерию валидности. Для отбора таких пун-
ктов подсчитывалась корреляция каждого пункта с критерием. Коэф-
фициент корреляции вычислялся по формуле:
bc
ad
pi
r
+
=
-
1
180
cos
cos
0
где r
cos
— коэффициент корреляции (косинус пи); а, b, с, d— со-
ответствующие частоты четырехклеточной таблицы (Практикум по
психодиагностике, 1984).
Пункты, обладающие статистически значимой корреляцией с
критерием, включались в окончательный вариант опросника.
Всего было отобрано 23 пункта, обладающих достаточной ва-
лид-ностью, например: (3) «Для меня в любом деле важнее процесс
исполнения, чем его конечный результат»; (4) «Считаю, что люди
больше страдают от неудач в работе, чем от плохих взаимоотношений
с близкими»; (5) «По моему мнению, большинство людей живут даль-
ними целями, а не близкими»; (9) «Даже в обычной работе я стараюсь
247
усовершенствовать некоторые ее элементы». Однако при отборе пунк-
тов мы стремились также к тому, чтобы утверждения обладали внут-
ренней валидностью, т. е. значимо коррелировали с индивидуальным
баллом испытуемого. Во втором столбце приведены коэффициенты
внутренней валидности. Вопросы, обладающие высоким уровнем внут-
ренней валидности, но низкой валидностью по критерию, отбрасыва-
лись.
Для расчета коэффициентов надежности и валидности были ис-
пользованы формулы приведенные в разделах 3.2. и 3.3.
Коэффициент надежности вычисляется на основе средней кор-
реляции каждого вопроса с индивидуальным баллом, а коэффициент
валидности - на основе корреляции с критерием. Коэффициент на-
дежности равнялся 0,75, а коэффициент, валидности 0,87.
Кроссвалидизация. Созданный опросник использовался в раз-
личных популяциях, в которых была проведена процедура валидиза-
ции на небольшом числе испытуемых.
В столбце «Валидности» в табл. 9 приведены бисериальные ко-
эффициенты корреляции путем сравнения средних значений. Они вы-
числены по формуле:
y
pq
t
n
M
b
M
b
r
×
-
=
s
r
где M
b
M
n
- средние значения индивидуальных баллов в «высо-
кой» и «низкой» группах;
σ
t
- среднее квадратическое отклонение общего индивидуально-
го балла;
p и q- доля испытуемых в «высокой» и «низкой» группах;
у - ордината кривой нормального распределения, соответствую-
щая
значению р.
Таблица 9 Результаты кроссвалидизации тест-опросника
Выборка
Средние по
группам
Ва-
лидность
Кол-во
испытуемых
«в
«
Раз
личность
средних
248
ысокой» низ-
кой»
2-й курс от-
деления психоло-
гии и педагогики
МГПИ
38
12
,8
1
0,8
2,0
0,7
0
2-й курс от-
деления учителей
начальных классов
МГПИ
26
14
,4
1
1,8
2,6
0,8
0
ПТУ № 1
64
12
,0
8
,1
3,9
0,9
4
3-й курс от-
деления психоло-
гии МГПИ
46
14
,0
1
0,7
3,3
0,8
4
1-й курс до-
школьного
фа-
культета МГПИ
86
13
,25
9
,6
3,6
0,8
1
Возможности применения опросника. В исследованиях влияния
ПД на эффективность деятельности, в которых данная потребность
выступает в качестве фактора, по которому осуществляется группи-
ровка, достаточно выделить три уровня потребности: «низкий» - ин-
дивидуальный балл от 0 до 9, «средний» - от 10 до 13 и «высокий» -от
14 баллов и выше. Тогда сравнение результатов деятельности в «низ-
кой» и «высокой» группах будет свидетельствовать о влиянии данной
потребности. Таким образом, исследовалось влияние ПД на эф-
фективность учебной деятельности учащихся, студентов, рабочих.
При индивидуальном консультировании желательно использо-
вать шкалу С (стенов). Отклонение нормального балла от значения 5
сте-нов свидетельствует о высокой потребности в достижениях у дан-
ного индивида в терминах сигмы нормального распределения. Каждое
деление шкалы С (стенов) соответствует 0,5 сигмы.
6.4. ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ
249
Тест юмористических фраз (ТЮФ) — оригинальная, компактная
методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в
себе достоинства стандартизованного измерительного теста и индиви-
дуализированной проективной техники.
Методика ТЮФ имеет две характерные особенности.
Во-первых, это прием свободной тематической классификации,
относящийся к числу методов экспериментальной психосемантики.
Психодиагностический потенциал этого метода заключается в том, что
субъект зачисляет в один класс с однозначным стимулом, имеющим
мотивационно валентный семантический признак в качестве единст-
венного классификационного основания, многозначные стимулы,
включающие этот признак. Чем большее количество многозначных
стимулов объединяет вокруг себя однозначный стимул, тем выше мо-
тивационная значимость соответствующей темы. Появление сверх-
крупного класса является свидетельством наличия сверхзначимой
(доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соот-
ветствует предметному содержанию этого класса.
Во- вторых, методика ТЮФ использует специфический стимуль-
ный материал - юмористические фразы, позволяющий эксперимен-
тально реализовать психодиагностические возможности метода те-
матической свободной классификации. Стимульный материал пред-
ставляет собой 80 юмористических фраз, из которых (по результатам
нормативных экспериментов) 40 фраз однозначно относятся к одной
из 10 тем (по 4 фразы на тему), а 40 фраз являются многозначными
(испытуемые в зависимости от собственной апперцепции усматривают
в них то одну, то другую тему). Средние значения численности 10
классов (по 10 заданным темам) примерно равны между собой. Для
идентификации однозначности-многозначности юмористических фраз
применялись алгоритмы кластер- и клайк-анализа. Все исполь-
зованные фразы были опубликованы в отечественных сатирико-юмо-
ристических изданиях. Каждая фраза предъявляется в процедуре на
отдельной карточке. Стимульный материал легко размножается, дуб-
лируется и при необходимости «освежается» за счет новых фраз и но-
вых тем (что не изменяет диагностического принципа, лежащего в ос-
нове классификационной техники).
Процедура проведения теста исключительно проста и оператив-
250
на (занимает от 15 до 25 минут). Экспериментатор-психодиагност
предлагает испытуемому рассортировать колоду карточек с юморис-
тическими фразами: «Разделите, пожалуйста, карточки на кучки так,
чтобы в одной кучке лежали карточки с фразами на одну тему»
1
. По
ходу работы психодиагност должен предоставить испытуемому мак-
симальную свободу в том, как он сортирюут карточки по темам, поощ-
ряя как безусловно оправданное всякое решение («В данном случае
Вы - эксперт, Вам виднее»). Следует предупреждать повторные пе-
рекладывания карточек из одной группы в другую (чтобы испытуемый
не выравнивал группы по численности), приведя следующее объясне-
ние: «В экспертных оценках самым ценным, самым правильным явля-
ется первое решение, которое приходит человеку в голову». Точно та-
кое же объяснение призвано снять у испытуемого колебания, которые
он испытывает, когда не знает, в какой класс занести многозначную
фразу.
Закончив тематическую классификацию фраз, испытуемый дает
названия выделенным классам. Как правило, уже по этим названиям
диагносту очень легко идентифицировать 10 использованных в данной
версии ТЮФ тем: 1) садизм, 2) секс, 3) пагубные пристрастия (куре-
ние, пьянство, наркомания), 4) деньги, 5) мода, 6) карьера, 7) се-
мейные неурядицы, 8) социальные неурядицы, 9) бездарность в ис-
кусстве, 10) человеческая глупость.
Если испытуемый не дает ясных интерпретируемых названий, то
идентификация 7 стандартных тем производится по «ядерным» одно-
значным фразам. Если в i-й класс попали 3 и более однозначные фра-
зы из j-й темы, то ни класс можно отнести к i-и теме.
Сам подсчет тестового балла не сводится к применению ключей:
диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответству-
ющей кучке, чтобы приписать определенный балл мотивационной те-
ме. Десять подсчитанных таким образом показателей могут быть ви-
зуализированы в виде профиля. В отличие от количественных тестов,
в которых показатели по шкалам сравниваются с популяционными
нормами (MMPI, 16PF), в данно м случае сравниваются показатели
внутри индивидуального профиля: выявляется порядковая структура
1
Упрощенная диагностическая модификация ТЮФ - классификация по заданным темам, недос-
татком которой является навязывание тематических конструктов испытуемому.