ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8461
Скачиваний: 53
251
мотивационных тем, определяется, какие темы доминируют, какие
второстепенны, и т. д. Таким образом, применяются ипсативные тесто-
вые оценки. Простые статистические рассуждения (хи-квадрат для
оценки отклонения от равномерного распределения) позволяют счи-
тать статистически значимым событием появление класса числен-
ностью в 14 и более карточек
1
.
При анализе диагностической продукции ТЮФ следует учиты-
вать, что напряженность мотивационной темы может отражать не
только силу мотива, но и силу преграды. Поэтому мотивационные
структуры испытуемого интерпретируются либо в терминах предмета
потребности, либо в терминах преграды (фрустратора) потребности.
Для различения предметного и преградного уровней содержания акту-
альной мотивации необходимы дополнительные диагностические кри-
терии.
Темы, используемые в данной версии ТЮФ, не являются резуль-
татом применения какой-либо теоретической системы классификации
мотивов. Они были выделены эмпирически с помощью кластер-ана-
лиза нескольких сотен опубликованных шуток, т. е. отражают наибо-
лее устойчивые и распространенные конструкты обыденного сознания.
Автор теста дают предположительную теоретическую психологическую
интерпретацию использованных тем, основываясь на трехуровневой
схеме группировки личностных черт и мотивов (Столин В. В., 1983):
1) садизм: мотив - самосохранение; преграда- разнообразные
«агрессивные» факторы, угрожающие физической целостности инди-
вида;
2) секс: мотив - вступление в интимно-сексуальные отношения,
разрядка напряжения от сексуальной неудовлетворенности; преграда-
внутренние трудности (недостаточная привлекательность, скромность)
и интериоризированные субъектом социальные запреты на проявление
сексуальности вне социальных ситуаций супружеской интимности;
3) пагубные пристрастия: мотив - снятие напряжения с помощью
наркологических средств; преграда - интериоризированные субъектом
1
Очевидно, сенситивен не только к мотивам как к устойчивым характеристикам личности, ной к
ситуационно детерминированным мотивационным состояниям. Разведение этих двух возмож-
ных диагностических результатов достигается с помощью отсроченного перетестирования.
252
социальные запреты, проявляющиеся в чувстве вины, стыда; внешние
трудности (административные преследования, дороговизна средств и
т. п.);
4) деньги: мотив-личное материальное благосостояние; прегра-
да-недостаток де« нег, высокие цены и т. п.;
5) мода: мотив - самоподача, престиж, самоутверждение за счет
обладания внешними атрибутами социального успеха; преграда -
скачки моды, высокая цена престижных товаров;
6) карьера: мотив - достижение высокого положения в общест-
ве, получение широкого признания за счет профессионального и со-
циального продвижения по служебной лестнице; преграда -
конкуренция, необходимость компромиссов, унижений маскировки и т.
п.;
7) семейные неурядицы: мотив - семейное благополучие; пре-
града - не соответствующие ожиданиям субъекта поступки членов се-
мьи (супруга, детей) или объективные трудности (низкий семейный
доход, недостаток жилплощади);
8) социальные неурядицы: мотив — социальное благополучие;
преграда - асоциальность, «несознательность» окружающих, нару-
шающих нормы социальной справедливости и гражданственности;
9) бездарность в искусстве: мотив—поиск красоты, гармонии,
эстетическая сенситивность; преграда- эстетическая беспринципность
так называемых «людей искусства», обилие бездарных работ;
10) человеческая глупость: мотив-познание, стремление к ис-
тине как самостоятельной ценности, самоутверждение в обладании ис-
тинным знанием; преграда - невежество, ограниченность окружаю-
щих.
При ЭТОМ
темы 1,2 к, возможно, 3 представляют потребности организма,
темы 4, 5, 6, возможно, 7, 8 - потребности социального индивида, те-
мы 9, 10, возможно, 7, 8 - потребности личности.
При интерпретации данных следует, как и в других многомерных
тестах, анализировать не только изолированные темы, но и учитывать
их комбинации, выражающиеся в одновременном повышении или по-
нижении напряженности отдельных пар или троек тем. В отличие от
обыкновенного тест-опросника, где профиль может быть од-
253
новременно «приподнят» или «опущен» по всем шкалам, в данном
случае «площадь под кривой» профиля окажется постоянной - равной
80 (количество фраз в тексте): одни темы «притягивают» (апперцепи-
руют) к себе фразы из других тем.
Более детальные возможности для анализа результатов дает со-
ставление матрицы смещения 10 х 10; строки соответствуют исходным
темам, столбцы -темам, воссозданным испытуемым; однозначные фра-
зы дают вклад в виде двух единиц, многозначные - в виде одной еди-
ницы. Матрица смещения позволяет увидеть такие эффекты, как «сли-
пание» (сцепление) определенных тематических конструктов или «из-
бирательное доминирование» (например, конструкт «деньги» вбирает
все многозначные фразы, лежащие на пересечении с конструктами
«мода», «карьера», «самозащита», но не включает других тем).
Очевидно, что список тематических конструктов в данной вер-
сии не может считаться полным. Основным его пробелом является от-
сутствие аффилиативных тем.
Проверка валидности ТЮФ производилась авторами в ходе трех
различных экспериментальных серий.
В первой серии в качестве критерия валидности использовалась
групповая оценка личности (ГОЛ) - опрос товарищей по группе. Про-
филь ТЮФ сравнивался с профилем одноименных мотивационных тем,
реконструированных с помощью ГОЛ (групповыми оценками выражен-
ности интереса к каждой из семи тем). Общая корреляция профилей
по результатам 32 испытуемых -двух академических студенческих
групп по 16 человек в каждой - дала значимое, но не высокое значе-
ние 0,34. Оказалось, что только по одной теме - «деньги» - имеется
достаточно высокое совпадение групповых оценок и тестовых резуль-
татов (0,45). Это вполне естественно в применении к студентам, для
которых напряженность этой темы указывает скорее не на особую
алчность, а на повышенную силу преграды - дефицит самих денег. В
результате на этой выборке данная тема оказалась «социально-
позитивной» и доступной для точной оценки внешнего наблюдателя.
Чувствительность ТЮФ к латентным мотивам показал второй
эксперимент, в котором была предпринята конвергентная валидизация
ТЮФ и AT по трем мотивационным темам: «карьера», «сексуальные
отношения», «агрессия - самозащита». Корреляция профилей ТЮФ и
254
профилей ТАТ (экспертных оценок выраженности каждой из трех мо-
тивационных тем в рассказах испытуемого) достигла высокого значе-
ния 0,85 (данные 25 испытуемых). Этот результат доказывает, что
простой и экономичный ТЮФ для определенных локальных задач
вполне может быть использован и может быть близким по своей эф-
фективности громоздкой методике ТАТ.
Третий экспериментальный критерий валидности был построен
по логике «известных групп». Хорошо известно, что у больных, гос-
питализированных в психиатрические клиники, резко усиливается де-
прессивный синдром. Авторы теста получили статистически значимое
(на уровне р < 0,001) усиление темы «агрессия - самозащита» у 24
больных по сравнению с нормой. Это подтверждает чувствительность
ТЮФ к особым ситуациям фрустрации определенных потребностей.;
Надежность достигалась в ходе построения теста отбором фраз
по результатам кластер-анализа.
В заключение авторам хотелось бы выразить надежду на то, что
ТЮФ со временем пополнит батарею существующих методов практиче-
ской диагностики мотивационной сферы личности. ТЮФ разрешает
традиционную психодиагностическую дилемму между стандартизацией
и индивидуализацией диагностической процедуры, заключая в себе
возможности компромисса между алгоритмизованным характером бал-
лирования и интерпретации результатов и получением глубоких высо-
коиндивидуализированных диагностических сведение-Простота и
краткосрочность как самой процедуры проведения, так и г процедуры
обработки результатов делают ТЮФ исключительно оперативным тес-
том. И, что очень важно, ТЮФ дает немедленные результаты (если не-
обходимо, то и в присутствии испытуемого).
Релевантной практической задачей теста юмористических фраз :
является, по мнению авторов, прежде всего диагностика в целях ин-
дивидуального психологического консультирования и коррекции.
Юмористический характер стимульного материала способствует ус-
тановлению раскрепощенного доверительного контакта между диагно-
стом-психологом и испытуемым, что обеспечивает органичное включе-
ние диагностической процедуры в процесс индивидуального консуль-
тирования. Стимульный набор ТЮФ легко адаптируется к решению ло-
кальных психодиагностических задач.
255
ГЛАВА 7 ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНО-
ШЕНИЙ
7.1. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ
Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она ох-
ватывает практически весь диапазон существования человека, на-
чиная от его отношения к большим социальным группам (нации, ра-
бочему коллективу) до интимных, диадных отношений (супружеских,
отношений родитель - ребенок и т. д.). Можно утверждать, что чело-
век, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться
в своих помыслах и действиях на имеющиеся представления об оцен-
ках, значимых для других. Недаром были созданы и до сих пор сохра-
няют свою теоретическую и практическую ценность такие психоло-
гические теории личности, в которых статус главных ее составляющих
приписывается межличностным отношениям (Мясищев В. Н., I960; Sul-
livan H., 1953).
В настоящее время в психологии существует громадное количе-
ство конкретных методических приемов исследования межличностных
отношений, и даже беглый их обзор вряд ли уместился бы во всем
объеме этой книги.. Это понятно, имея в виду как обширную феноме-
нологию межличностных отношений, задачи, решаемые отдельными
методиками, так и различия в теоретической оценке сущности иссле-
дуемого явления. Систематика методик психодиагностики межлично-
стных отношений возможна на различных основаниях: а) на основа-
нии объекта (диагностика отношений между группами, внутригруппо-
вых процессов, диадных отношений и т. д.); б) на основании задач,
решаемых исследованием (выявление групповой сплоченности, со-
вместимости и т. д.); в) на основании структурных особенностей ис-
пользуемых методик (опросники, проективные методики, социометрия
и т. д.); г) на основании исходной точки отсчета диагностики межлич-
ностных отношений (методики субъективных предпочтений, методики
выявления личностных характеристик участника общения, методики
исследования субъективного отражения межличностных отношений и
т. д.). Возможны, конечно, и другие критерии систематики методик.