Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8461

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

251

мотивационных  тем, определяется, какие  темы  доминируют, какие

второстепенны, и т. д. Таким образом, применяются ипсативные тесто-

вые  оценки. Простые  статистические  рассуждения (хи-квадрат  для
оценки  отклонения  от  равномерного  распределения) позволяют  счи-

тать  статистически  значимым  событием  появление  класса  числен-
ностью в 14 и более карточек

1

.

При  анализе  диагностической  продукции  ТЮФ  следует  учиты-

вать, что  напряженность  мотивационной  темы  может  отражать  не

только  силу  мотива, но  и  силу  преграды. Поэтому  мотивационные
структуры  испытуемого  интерпретируются  либо  в  терминах  предмета

потребности, либо  в  терминах  преграды (фрустратора) потребности.

Для различения предметного и преградного уровней содержания акту-
альной  мотивации  необходимы  дополнительные  диагностические  кри-

терии.

Темы, используемые в данной версии ТЮФ, не являются резуль-

татом  применения  какой-либо  теоретической  системы  классификации
мотивов. Они  были  выделены  эмпирически  с  помощью  кластер-ана-

лиза  нескольких  сотен опубликованных шуток, т. е. отражают  наибо-
лее устойчивые и распространенные конструкты обыденного сознания.

Автор теста дают предположительную теоретическую психологическую
интерпретацию  использованных  тем, основываясь  на  трехуровневой

схеме группировки личностных черт и мотивов (Столин В. В., 1983):

1)  садизм: мотив - самосохранение; преграда- разнообразные

«агрессивные» факторы, угрожающие  физической  целостности  инди-

вида;

2)  секс: мотив - вступление в интимно-сексуальные отношения,

разрядка напряжения от сексуальной неудовлетворенности; преграда-
внутренние трудности (недостаточная привлекательность, скромность)

и интериоризированные субъектом социальные запреты на проявление
сексуальности вне социальных ситуаций супружеской интимности;

3) пагубные пристрастия: мотив - снятие напряжения с помощью

наркологических средств; преграда - интериоризированные субъектом

1

 Очевидно, сенситивен не только к мотивам как к устойчивым характеристикам личности, ной к

ситуационно детерминированным мотивационным состояниям. Разведение этих двух возмож-
ных диагностических результатов достигается с помощью отсроченного перетестирования.


background image

252

социальные запреты, проявляющиеся в чувстве вины, стыда; внешние

трудности (административные  преследования, дороговизна  средств  и

т. п.);

4) деньги: мотив-личное материальное благосостояние; прегра-

да-недостаток де« нег, высокие цены и т. п.;

5) мода: мотив - самоподача, престиж, самоутверждение за счет

обладания  внешними  атрибутами  социального  успеха; преграда -
скачки моды, высокая цена престижных товаров;

6)  карьера: мотив - достижение высокого положения в общест-

ве, получение  широкого  признания  за  счет  профессионального  и  со-

циального  продвижения  по  служебной  лестнице; преграда -

конкуренция, необходимость компромиссов, унижений маскировки и т.
п.;

7) семейные  неурядицы: мотив - семейное  благополучие; пре-

града - не соответствующие ожиданиям субъекта поступки членов се-

мьи (супруга, детей) или  объективные  трудности (низкий  семейный
доход, недостаток жилплощади);

8) социальные  неурядицы: мотив — социальное  благополучие;

преграда - асоциальность, «несознательность» окружающих, нару-

шающих нормы социальной справедливости и гражданственности;

9) бездарность  в  искусстве: мотив—поиск  красоты, гармонии,

эстетическая сенситивность; преграда- эстетическая беспринципность

так называемых «людей искусства», обилие бездарных работ;

10)  человеческая  глупость: мотив-познание, стремление  к  ис-

тине как самостоятельной ценности, самоутверждение в обладании ис-
тинным  знанием; преграда - невежество, ограниченность  окружаю-

щих.

При ЭТОМ

темы 1,2 к, возможно, 3 представляют  потребности  организма,

темы 4, 5, 6, возможно, 7, 8 - потребности социального индивида, те-

мы 9, 10, возможно, 7, 8 - потребности личности.

При интерпретации данных следует, как и в других многомерных

тестах, анализировать не только изолированные темы, но и учитывать

их  комбинации, выражающиеся  в  одновременном  повышении  или  по-
нижении  напряженности  отдельных  пар  или  троек  тем. В  отличие  от

обыкновенного  тест-опросника, где  профиль  может  быть  од-


background image

253

новременно «приподнят» или «опущен» по  всем  шкалам, в  данном

случае «площадь под кривой» профиля окажется постоянной - равной

80 (количество фраз в тексте): одни темы «притягивают» (апперцепи-
руют) к себе фразы из других тем.

Более детальные возможности для анализа результатов дает со-

ставление матрицы смещения 10 х 10; строки соответствуют исходным

темам, столбцы -темам, воссозданным испытуемым; однозначные фра-
зы дают вклад в виде двух единиц, многозначные - в виде одной еди-

ницы. Матрица смещения позволяет увидеть такие эффекты, как «сли-
пание» (сцепление) определенных тематических конструктов или «из-

бирательное  доминирование» (например, конструкт «деньги» вбирает

все  многозначные  фразы, лежащие  на  пересечении  с  конструктами
«мода», «карьера», «самозащита», но не включает других тем).

Очевидно, что  список  тематических  конструктов  в  данной  вер-

сии не может считаться полным. Основным его пробелом является от-

сутствие аффилиативных тем.

Проверка валидности ТЮФ производилась авторами в ходе трех

различных экспериментальных серий.

В первой серии в качестве критерия валидности использовалась

групповая  оценка  личности (ГОЛ) - опрос  товарищей  по группе. Про-
филь ТЮФ сравнивался с профилем одноименных мотивационных тем,

реконструированных с помощью ГОЛ (групповыми оценками выражен-

ности  интереса  к  каждой  из  семи  тем). Общая  корреляция  профилей
по  результатам 32 испытуемых -двух  академических  студенческих

групп по 16 человек в каждой - дала значимое, но не высокое значе-
ние  0,34.  Оказалось,  что  только  по  одной  теме  -  «деньги»  -  имеется

достаточно высокое совпадение групповых оценок и тестовых резуль-
татов (0,45). Это  вполне  естественно  в  применении  к  студентам, для

которых  напряженность  этой  темы  указывает  скорее  не  на  особую
алчность, а  на  повышенную  силу  преграды - дефицит самих  денег. В

результате  на  этой  выборке  данная  тема  оказалась «социально-

позитивной» и доступной для точной оценки внешнего наблюдателя.

Чувствительность  ТЮФ  к  латентным  мотивам  показал  второй

эксперимент, в котором была предпринята конвергентная валидизация
ТЮФ  и  AT  по  трем  мотивационным  темам:  «карьера»,  «сексуальные

отношения», «агрессия - самозащита». Корреляция  профилей  ТЮФ  и


background image

254

профилей  ТАТ (экспертных  оценок  выраженности  каждой  из  трех  мо-

тивационных  тем в  рассказах испытуемого) достигла  высокого значе-

ния 0,85 (данные 25 испытуемых). Этот  результат  доказывает, что
простой  и  экономичный  ТЮФ  для  определенных  локальных  задач

вполне  может  быть  использован  и  может  быть  близким  по  своей  эф-
фективности громоздкой методике ТАТ.

Третий  экспериментальный  критерий  валидности  был  построен

по  логике  «известных  групп».  Хорошо  известно,  что  у  больных,  гос-

питализированных в психиатрические клиники, резко усиливается де-
прессивный  синдром. Авторы  теста  получили  статистически  значимое

(на  уровне  р  <  0,001)  усиление  темы  «агрессия  -  самозащита»  у  24

больных  по  сравнению  с  нормой. Это  подтверждает  чувствительность
ТЮФ к особым ситуациям фрустрации определенных потребностей.;

Надежность  достигалась  в  ходе  построения  теста  отбором  фраз

по результатам кластер-анализа.

В заключение авторам хотелось бы выразить надежду на то, что

ТЮФ со временем пополнит батарею существующих методов практиче-

ской  диагностики  мотивационной  сферы  личности. ТЮФ  разрешает
традиционную психодиагностическую дилемму между стандартизацией

и  индивидуализацией  диагностической  процедуры, заключая  в  себе
возможности компромисса между алгоритмизованным характером бал-

лирования и интерпретации результатов и получением глубоких высо-

коиндивидуализированных  диагностических  сведение-Простота  и
краткосрочность как самой процедуры проведения, так и г процедуры

обработки результатов  делают  ТЮФ  исключительно  оперативным тес-
том. И, что очень важно, ТЮФ дает немедленные результаты (если не-

обходимо, то и в присутствии испытуемого).

Релевантной практической задачей теста юмористических фраз :

является, по  мнению  авторов, прежде  всего  диагностика  в  целях  ин-
дивидуального  психологического  консультирования  и  коррекции.

Юмористический  характер  стимульного  материала  способствует  ус-

тановлению раскрепощенного доверительного контакта между диагно-
стом-психологом и испытуемым, что обеспечивает органичное включе-

ние  диагностической  процедуры  в  процесс  индивидуального  консуль-
тирования. Стимульный набор ТЮФ легко адаптируется к решению ло-

кальных психодиагностических задач.


background image

255

ГЛАВА 7 ПСИХОДИАГНОСТИКА  МЕЖЛИЧНОСТНЫХ  ОТНО-

ШЕНИЙ

7.1. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ

Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она ох-

ватывает  практически  весь  диапазон  существования  человека, на-

чиная  от  его  отношения  к  большим  социальным  группам  (нации,  ра-
бочему  коллективу) до  интимных, диадных  отношений (супружеских,

отношений  родитель  -  ребенок  и  т.  д.).  Можно  утверждать,  что  чело-

век, даже  будучи  в  совершенном  одиночестве, продолжает  опираться
в своих помыслах и действиях на имеющиеся представления об оцен-

ках, значимых для других. Недаром были созданы и до сих пор сохра-
няют  свою  теоретическую  и  практическую  ценность  такие  психоло-

гические теории личности, в которых статус главных ее составляющих
приписывается межличностным отношениям (Мясищев В. Н., I960; Sul-

livan H., 1953).

В настоящее время в психологии существует громадное количе-

ство конкретных методических приемов  исследования межличностных
отношений, и  даже  беглый  их  обзор  вряд  ли  уместился  бы  во  всем

объеме этой книги.. Это понятно, имея в виду как обширную феноме-

нологию  межличностных  отношений, задачи, решаемые  отдельными
методиками, так  и  различия  в  теоретической  оценке  сущности  иссле-

дуемого  явления. Систематика  методик  психодиагностики  межлично-
стных  отношений  возможна  на  различных  основаниях: а) на  основа-

нии  объекта (диагностика  отношений  между  группами, внутригруппо-
вых  процессов,  диадных  отношений  и  т.  д.);  б)  на  основании  задач,

решаемых  исследованием (выявление  групповой  сплоченности, со-
вместимости  и  т. д.); в) на  основании  структурных  особенностей  ис-

пользуемых методик (опросники, проективные методики, социометрия

и т. д.); г) на основании исходной точки отсчета диагностики межлич-
ностных  отношений (методики  субъективных  предпочтений, методики

выявления  личностных  характеристик  участника  общения, методики
исследования  субъективного  отражения  межличностных  отношений  и

т. д.). Возможны, конечно, и другие критерии систематики методик.