ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8398
Скачиваний: 53
31
на использование протоколов в соответствии с профессионально-эти-
ческими принципами и интересами психологии. Он пользуется пре-
имущественным правом получения методических материалов, в том
числе приобретения их в качестве индивидуальной профессиональной
собственности.
Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диаг-
ноза, применяя параллельные стандартизованные и нестандартизо-
ванные методики, а также метод независимых экспертных оценок;
г) в подборе методик в комплексную программу обследования не
руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями
в оценке методик, а исходит из требования максимальной эффек-
тивности диагностики: максимум надежности при минимуме затрат;
д) параллельно с использованием методик ведет научно-методи-
ческую работу, анализируя по собранным данным эффективность при-
менения методики в заданной области. Ведение такой научно-ме-
тодической работы входит в основной круг обязанностей психолога,
работающего и в исследовательских, и в лечебных учреждениях. В
этой работе психолог поддерживает оперативные контакты с головной
методической организацией, передавая ей копии протоколов (для на-
копления банков данных) и получая инструктивные методические ма-
териалы;
е) обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для
проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, ин-
терпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методически-
ми указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в
использовании методики, принятого на определенный период. Все
рекламации и предложения по использованию методики психолог на-
правляет в методический центр и требует их учета при очередном пе-
ресмотре методики;
ж) обеспечивает конфиденциальность психодиагностической ин-
формации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия».
Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для че-
го может использовать эту информацию. Психолог не имеет права
скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на
основе психологической диагностики;
з) психолог хранит профессиональную тайну: не передает ли-
32
цам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инст-
руктивных материалов, не раскрывает перед потенциальными испы-
туемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на ко-
тором основана его валидность;
и) обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и
альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных),
применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу «пре-
зумпции невиновности» в судопроизводстве;
к) сообщает в региональные или центральные органы Общества
психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных
(процедурных и этических) принципов психодиагностики. Психолог
уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному при-
менению психодиагностики.
1.5.3. Использование
методик
специалистами-
смежниками
Отдельные, хорошо теоретически и психометрически обоснован-
ные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации,
могут использовать специалисты смежных с психологией областей:
учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты. При этом специа-
лист-смежник (пользователь) должен выполнять следующие требова-
ния:
а) предварительно проконсультироваться с психологами, рабо-
тающими в данной практической отрасли, о том, какие именно мето-
дики могут быть применены для решения поставленных задач. При на-
личии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться
именно ими;
б) если психологи предупреждают пользователя о том, что пра-
вильное использование методики требует общих знаний о психодиаг-
ностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то
пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти со-
ответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиаг-
ностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики;
в) пользователь, получающий доступ к «п-методикам», автома-
тически берет на себя обязательство по соблюдению профессиональ-
33
ной тайны;
г) пользователь соблюдает все этические нормативы в проведе-
нии обследования по отношению к испытуемому и любым третьим ли-
цам: он, так же как психолог, не имеет права злоупотреблять дове-
рием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет исполь-
зована информация;
д) методики, не обеспеченные однозначной стандартной инст-
рукцией, необходимыми показателями надежности и валидности, тре-
бующие параллельного использования высокопрофессиональных экс-
пертных
методов, не
могут
использоваться
специалистами-
непсихологами;
е) пользователь содействует психологам в соблюдении проце-
дурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвра-
щения некорректного использования методик.
Все приведенные требования находятся в соответствии с меж-
дународными профессионально-этическими стандартами, принятыми в
работе психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратко
сформулированы в виде следующих принципов: 1) ответственность, 2)
компетентность, 3) этическая и юридическая правомочность, 4) ква-
лифицированная пропаганда психологии, 5) конфиденциальность, 6)
благополучие клиента, 7) профессиональная кооперация, 8) информи-
рование клиента о целях обследования, 9) морально-позитивный эф-
фект исследования, 10) гражданственность и патриотизм.
ГЛАВА 2 ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
В этой главе мы рассмотрим некоторые вопросы, связанные с
историей психодиагностики как научной и практической деятельности.
Конкретно будут рассмотрены три сферы психодиагностики: пси-
хологические тесты, проективные процедуры и контент-аналитические
техники, - сферы, которые больше, чем другие, обладают собственной
историей.
В истории науки замечено, что нередко приходится возвращать-
ся к вопросам, которые в свое время не были решены. Особенно чув-
ствительным влияние этой нерешенности (или незаконченности) ока-
зывается в тех случаях, когда тот или иной вопрос, решенный в свое
34
время неверно, наследуется позднейшей наукой именно в этой оши-
бочной редакции и оказывает сильнейшее воздействие на все постро-
ения (Емельянов Л. И., 1978). Не являются в этом смысле исключени-
ем и проблемы психодиагностики.
2.1. ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ
Предыстория тестов уходит в глубину веков, она связана с ис-
пытаниями различных способностей, знаний, умений и навыков. Сооб-
щается, что уже в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вави-
лоне проводились испытания выпускников в школах, где готовились
писцы. Профессионально подготовленный писец, благодаря обширным
по тем временам знаниям, был центральной фигурой месопотамской
цивилизации. Он был обязан знать все четыре арифметических дейст-
вия, уметь измерять поля, распределять рационы, делить имущество,
владеть искусством пения и игры на музыкальных инструментах. Кро-
ме того, проверялось умение разбираться в тканях, металлах, расте-
ниях (Дандамаев М. А., 1983).
В Древнем Египте только того обучали искусству жреца, кто был
способен выдержать систему определенных испытаний. Вначале кан-
дидат в жрецы проходил собеседование, в процессе которого выяс-
нялись его биографические данные, уровень образованности; кроме
того, оценивались внешность, умение вести беседу. Затем следовали
проверки: умения трудиться, слушать и молчать, испытания огнем, во-
дой, страхом преодоления мрачных подземелий в полном одиночестве
и др. (Аванесов В. С., 1982). Все эти довольно жесткие испытания до-
полнялись угрозой смерти для тех, кто не был уверен в своих способ-
ностях к учению и в том, что сумеет выдержать все тяготы длительно-
го периода образования. Поэтому каждому кандидату предлагалось
еще раз подумать и, тщательно взвесив, решить, с какой стороны за-
крыть за собой дверь в храм - с внутренней или с внешней.
Сообщается, что эту суровую систему испытаний успешно пре-
одолел знаменитый ученый древности Пифагор. Вернувшись в Грецию,
он основал школу, допуск в которую открывал только для тех, кто был
способен преодолеть серию различных испытаний, похожих на те, ко-
торые он выдержал сам. Как свидетельствуют источники Цит. по: Го-
35
лицын Н. Н., 1855,
Q
. 118), Пифагор подчеркивал важную роль интел-
лектуальных способностей, утверждая, что «не из каждого дерева
можно выточить Меркурия», и потому, вероятно, придавал большое
значение диагностике именно этих способностей. Для этого каждому
давалась сравнительно трудная математическая задача. В случае ее
решения вопрос о приеме решался сразу. Однако чаще всего задача
не решалась, после чего неудачника вводили в зал, где ученики, по
правилам испытаний, должны были беспощадно поднимать его на
смех, давая ему обидные прозвища. Если поведение новичка в этой
критической ситуации характеризовалось умением отвечать на выпа-
ды, хорошо и достойно держать себя, его принимали в школу (под-
робнее см.: Аванесов В. С., 1982).
Особое значение Пифагор придавал смеху молодых людей, ут-
верждая, что манера смеяться является самым хорошим показателем
характера человека. Он внимательно относился к рекомендациям ро-
дителей и учителей, вел тщательное наблюдение за каждым новичком
после того, как последнего приглашали свободно высказываться и не
стесняться, смелее оспаривать мнения собеседников (там же).
Сообщается (Dubois P., 1970), что за 2200 лет до н. э. в Древнем
Китае уже существовала система проверки способностей лиц, желав-
ших занять должности правительственных чиновников
1
. Каждые три
года чиновники повторно экзаменовались лично у императора по
«шести искусствам»: музыке, стрельбе из лука, верховой езде, уме-
нию писать, считать, знанию ритуалов и церемоний. Для государства
система экзаменов была важным средством отбора достаточно спо-
собных, в меру эрудированных и, главное, лояльных по отношению к
власти людей для последующего их использования на администра-
тивной службе.
Нередко результаты испытания интеллектуальных способностей
становились предметом гордости того или иного народа, а иногда слу-
жили даже для извлечения доходов. Сообщается, например, что ин-
дийский царь Девсарм, желая испытать мудрость персов, прислал им
шахматы. Предполагалось, что персы вряд ли сумеют разгадать суть
1
Существует мнение, что подобная практика в Китае сложилась значительно позже (Воскресен-
ский Д. М. Человек в системе государственных экзаменов // История и культура Китая. М.,
1974).