Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8398

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31

на  использование протоколов в соответствии с  профессионально-эти-

ческими  принципами  и  интересами  психологии. Он  пользуется  пре-

имущественным  правом  получения  методических  материалов, в  том
числе приобретения их в качестве индивидуальной профессиональной

собственности.

Психолог обеспечивает  необходимый  уровень  надежности диаг-

ноза, применяя  параллельные  стандартизованные  и  нестандартизо-
ванные методики, а также метод независимых экспертных оценок;

г) в подборе методик в комплексную программу обследования не

руководствуется  субъективными  предпочтениями  и  предубеждениями

в  оценке  методик, а  исходит  из  требования  максимальной  эффек-

тивности диагностики: максимум надежности при минимуме затрат;

д) параллельно с использованием методик ведет научно-методи-

ческую работу, анализируя по собранным данным эффективность при-
менения  методики  в  заданной  области. Ведение  такой  научно-ме-

тодической  работы  входит  в  основной  круг  обязанностей  психолога,
работающего  и  в  исследовательских, и  в  лечебных  учреждениях. В

этой работе психолог поддерживает оперативные контакты с головной
методической организацией, передавая ей копии протоколов (для на-

копления банков данных) и получая инструктивные методические ма-
териалы;

е) обеспечивает  тщательное  соблюдение  всех  требований  для

проведения  стандартных  методик  обследования. Подсчет  баллов, ин-
терпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методически-

ми  указаниями. Психолог  не  имеет  права  отклоняться  от  стандарта  в
использовании  методики, принятого  на  определенный  период. Все

рекламации  и  предложения  по  использованию  методики  психолог  на-
правляет в методический центр и требует их учета при очередном пе-

ресмотре методики;

ж) обеспечивает конфиденциальность психодиагностической ин-

формации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия».

Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для че-
го  может  использовать  эту  информацию. Психолог  не  имеет  права

скрывать  от  испытуемого  то,  какие  решения  могут  быть  вынесены  на
основе психологической диагностики;

з) психолог  хранит  профессиональную  тайну: не  передает  ли-


background image

32

цам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инст-

руктивных  материалов, не  раскрывает  перед  потенциальными  испы-

туемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на ко-
тором основана его валидность;

и) обязательно  рассматривает  наряду  с  наиболее  вероятной  и

альтернативную  диагностическую  гипотезу (интерпретацию  данных),

применяя  в  психодиагностике  принцип, аналогичный  принципу «пре-
зумпции невиновности» в судопроизводстве;

к) сообщает в региональные или центральные органы Общества

психологов  о  всех  замеченных  им  где-либо  нарушениях  нормативных

(процедурных  и  этических) принципов  психодиагностики. Психолог

уполномочен  лично  препятствовать  некорректному  и  неэтичному  при-
менению психодиагностики.

1.5.3. Использование 

методик 

специалистами-

смежниками

Отдельные, хорошо теоретически и психометрически обоснован-

ные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации,

могут  использовать  специалисты  смежных  с  психологией  областей:
учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты. При  этом  специа-

лист-смежник (пользователь) должен  выполнять  следующие  требова-

ния:

а) предварительно  проконсультироваться  с  психологами, рабо-

тающими  в  данной  практической  отрасли, о  том, какие  именно  мето-
дики могут быть применены для решения поставленных задач. При на-

личии  аттестованных  методик  пользователь  должен  воспользоваться
именно ими;

б) если психологи предупреждают пользователя о том, что пра-

вильное  использование  методики  требует  общих  знаний  о  психодиаг-

ностике  или  специальной  подготовки (по  овладению  методикой), то

пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти со-
ответствующую  подготовку, либо  привлечь  к  проведению  психодиаг-

ностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики;

в) пользователь, получающий  доступ  к «п-методикам», автома-

тически  берет  на  себя  обязательство  по  соблюдению  профессиональ-


background image

33

ной тайны;

г)  пользователь соблюдает все этические нормативы в проведе-

нии обследования по отношению к испытуемому и любым третьим ли-
цам:  он,  так  же  как  психолог,  не  имеет  права  злоупотреблять  дове-

рием  и  обязан  предупреждать  испытуемого  о  том, как  будет  исполь-
зована информация;

д) методики, не  обеспеченные  однозначной  стандартной  инст-

рукцией, необходимыми  показателями  надежности и  валидности, тре-

бующие  параллельного  использования  высокопрофессиональных  экс-
пертных 

методов, не 

могут 

использоваться 

специалистами-

непсихологами;

е) пользователь  содействует  психологам  в  соблюдении  проце-

дурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвра-

щения некорректного использования методик.

Все  приведенные  требования  находятся  в  соответствии  с  меж-

дународными профессионально-этическими стандартами, принятыми в
работе психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратко

сформулированы в виде следующих принципов: 1) ответственность, 2)
компетентность, 3) этическая  и  юридическая  правомочность, 4) ква-

лифицированная  пропаганда  психологии, 5) конфиденциальность, 6)
благополучие клиента, 7) профессиональная кооперация, 8) информи-

рование  клиента  о  целях  обследования, 9) морально-позитивный  эф-

фект исследования, 10) гражданственность и патриотизм.

ГЛАВА 2 ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

В  этой  главе  мы  рассмотрим  некоторые  вопросы,  связанные  с

историей психодиагностики как научной и практической деятельности.

Конкретно  будут  рассмотрены  три  сферы  психодиагностики: пси-
хологические тесты, проективные процедуры и контент-аналитические

техники, - сферы, которые больше, чем другие, обладают собственной

историей.

В истории науки замечено, что нередко приходится возвращать-

ся к вопросам, которые в свое время не были решены. Особенно чув-
ствительным  влияние  этой  нерешенности (или  незаконченности) ока-

зывается в тех случаях, когда тот или иной вопрос, решенный в свое


background image

34

время  неверно, наследуется  позднейшей  наукой  именно  в  этой  оши-

бочной редакции и оказывает сильнейшее воздействие на все постро-

ения (Емельянов Л. И., 1978). Не являются в этом смысле исключени-
ем и проблемы психодиагностики.

2.1. ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ

Предыстория  тестов  уходит  в  глубину  веков, она  связана  с  ис-

пытаниями различных способностей, знаний, умений и навыков. Сооб-
щается, что уже в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вави-

лоне  проводились  испытания  выпускников  в  школах, где  готовились

писцы. Профессионально подготовленный писец, благодаря обширным
по  тем  временам  знаниям, был  центральной  фигурой  месопотамской

цивилизации. Он был обязан знать все четыре арифметических дейст-
вия, уметь  измерять  поля, распределять  рационы, делить  имущество,

владеть искусством пения и игры на музыкальных инструментах. Кро-
ме  того, проверялось  умение  разбираться  в  тканях, металлах, расте-

ниях (Дандамаев М. А., 1983).

В Древнем Египте только того обучали искусству жреца, кто был

способен  выдержать  систему  определенных  испытаний. Вначале  кан-
дидат  в  жрецы  проходил  собеседование, в  процессе  которого  выяс-

нялись  его  биографические  данные, уровень  образованности; кроме

того, оценивались  внешность, умение  вести  беседу. Затем  следовали
проверки: умения трудиться, слушать и молчать, испытания огнем, во-

дой, страхом преодоления мрачных подземелий в полном одиночестве
и др. (Аванесов В. С., 1982). Все эти довольно жесткие испытания до-

полнялись угрозой смерти для тех, кто не был уверен в своих способ-
ностях к учению и в том, что сумеет выдержать все тяготы длительно-

го  периода  образования. Поэтому  каждому  кандидату  предлагалось
еще раз подумать и, тщательно взвесив, решить, с какой стороны за-

крыть за собой дверь в храм - с внутренней или с внешней.

Сообщается, что  эту  суровую  систему  испытаний  успешно  пре-

одолел знаменитый ученый древности Пифагор. Вернувшись в Грецию,

он основал школу, допуск в которую открывал только для тех, кто был
способен преодолеть серию различных испытаний, похожих на те, ко-

торые  он  выдержал  сам. Как свидетельствуют  источники  Цит. по: Го-


background image

35

лицын Н. Н., 1855,

Q

. 118), Пифагор подчеркивал важную роль интел-

лектуальных  способностей, утверждая, что «не  из  каждого  дерева

можно  выточить  Меркурия», и  потому, вероятно, придавал  большое
значение  диагностике  именно  этих  способностей. Для  этого  каждому

давалась  сравнительно  трудная  математическая  задача. В  случае  ее
решения  вопрос  о  приеме  решался  сразу. Однако  чаще  всего  задача

не  решалась, после  чего  неудачника  вводили  в  зал, где  ученики, по
правилам  испытаний, должны  были  беспощадно  поднимать  его  на

смех, давая  ему  обидные  прозвища. Если  поведение  новичка  в  этой
критической  ситуации  характеризовалось  умением  отвечать  на  выпа-

ды,  хорошо  и  достойно  держать  себя,  его  принимали  в  школу  (под-

робнее см.: Аванесов В. С., 1982).

Особое  значение  Пифагор  придавал  смеху  молодых  людей, ут-

верждая, что  манера  смеяться  является  самым  хорошим  показателем
характера  человека. Он  внимательно  относился  к рекомендациям  ро-

дителей и учителей, вел тщательное наблюдение за каждым новичком
после того, как последнего приглашали свободно высказываться и не

стесняться, смелее оспаривать мнения собеседников (там же).

Сообщается (Dubois P., 1970), что за 2200 лет до н. э. в Древнем

Китае  уже  существовала  система  проверки  способностей  лиц, желав-
ших  занять  должности  правительственных  чиновников

1

. Каждые  три

года  чиновники  повторно  экзаменовались  лично  у  императора  по

«шести  искусствам»: музыке, стрельбе  из  лука, верховой  езде, уме-
нию  писать, считать, знанию  ритуалов  и  церемоний. Для  государства

система  экзаменов  была  важным  средством  отбора  достаточно  спо-
собных, в меру эрудированных и, главное, лояльных по отношению к

власти  людей  для  последующего  их  использования  на  администра-
тивной службе.

Нередко результаты  испытания  интеллектуальных  способностей

становились предметом гордости того или иного народа, а иногда слу-

жили  даже  для  извлечения  доходов. Сообщается, например, что  ин-

дийский  царь  Девсарм, желая  испытать  мудрость  персов, прислал  им
шахматы. Предполагалось, что  персы  вряд  ли  сумеют  разгадать  суть

1

 Существует мнение, что подобная практика в Китае сложилась значительно позже (Воскресен-

ский Д. М. Человек в системе государственных экзаменов // История и культура Китая. М.,
1974).