Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8459

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

256

Необходимо отметить, что критерии систематики важны не сами

по себе. Они представляют определенный аспект для оценки адекват-

ности методики тому или другому конкретному исследованию. Так как
целью этой главы является осуществление помощи в выборе методики

или  категории  методик  для  конкретного  исследования, поясним  пре-
дыдущую мысль более подробно.

Во-первых, объект исследования, или точка приложения методи-

ки. Межличностные  отношения  проявляются  в большом  разнообразии

сфер  человеческого  бытия, которые  существенно  отличаются  друг  от
друга  и  в  которых  действуют  различные  психологические  детер-

минанты. Поэтому  применение  конкретных  методик  имеет  свои  гра-

ницы, игнорирование которых приводит к «девалидизации» методики,
необоснованности  выводов. Так, социометрия, адекватная  для  иссле-

дования группы лиц, хорошо знакомых друг с другом, даст трудно ин-
терпретируемые результаты при обследовании группы, в которой лю-

ди находятся на различных уровнях межличностного познания.

Во-вторых, задачи, решаемые в исследовании. От них совершен-

но определенно зависят требования, предъявляемые к валидности ис-
пользуемых  методик, к  объему  поставляемых  ею  психологических

данных. Понятно, что  исследование, направленное, скажем, на  выяс-
нение совместимости экипажа парусного судна для продолжительного

плавания, предполагает  не  только  моделирование  и  анализ  меж-

личностных отношений в условиях, максимально приближенных к ре-
альным, но  и  углубленное  изучение  мотивационно-потребностной

сферы  каждого  с  целью  прогноза  и  предупреждения  межличностных
коллизий во время продолжительного плавания. В то же время эти ме-

тодики, примененные  для  исследования  структуры, сплоченности  от-
крытого  для  внешних  социальных  воздействий  коллектива, дали  бы

излишнюю и не вполне адекватную информацию. В особом положении
находятся методики исследования межличностных отношений в малых

группах (скажем, в  семье), используемые  для  решения  задач  психо-

коррекционной  работы. Желательно, чтобы  они  были  не  только  кон-
статирующими, т. е. раскрывали  бы  картину  существующих  отно-

шений, но  и  эвристическими — дающими  психологу  возможность  по-
нимания  субъективного  мира, исследуемого  во  всей  его  сложности,

расширяющие  диапазон  психической  реальности  как  для  психолога,


background image

257

так и для обследуемого человека. В таком случае они выполняют фун-

кцию  введения  в  психокоррекционную  работу, подготавливают  кли-

ента  для  осознания  скрытых,  многоуровневых  его  отношений  с  дру-
гими  лицами. К  методикам  исследования  межличностных  отношений,

применяемым для решения задач психокоррекционной работы, обычно
не  предъявляются  очень  жесткие  требования  относительно  их  ди-

агностической  и  прогностической  валидности — они  служат  для  по-
строения  рабочих  гипотез, которые  в  последующем  уточняются  и  ве-

рифицируются. В  этой  сфере  исследования  появляются  и  новые  тре-
бования  к  методикам, такие, как  психокоррекционный  эффект  самой

процедуры  исследования  или, по  крайней  мере, отсутствие  негатив-

ного влияния на клиента (Бодалев А. А., Столин В. В., 1981). Они так-
же  должны  способствовать  установлению  хорошего  эмоционального

контакта психолога с клиентом.

В-третьих, структурные  особенности  используемых  методик.

Представляется, что  на  этот  критерий  следует  особо  обратить  вни-
мание  с  точки  зрения  мотивации  исследуемого  к  тестированию  и  его

возрастных характеристик. Отдельные методики не предполагают воз-
растания мотивации к выполнению задания уже по самой сути своего

строения. Больше всего это относится к методикам опросникового ти-
па. Объемистые  их  варианты (скажем, тест MMPI или CPI), включен-

ные в тест-батарею в качестве вводных, снижают мотивацию к иссле-

дованию и не только усложняют проведение обследования, но и опре-
деленным  образом  искажают  его  результаты. По  той  же  причине  они

неудобны в тех случаях, в которых психологу необходимо обеспечить
хороший личностный контакт с обследуемым. Что касается возрастных

характеристик исследуемых, то тут специально следует обратить вни-
мание на те случаи, когда методический прием, оригинальный или ви-

доизмененный, первоначально  разработанный  для  конкретного  воз-
раста, применяется в более широком возрастном диапазоне. Так, ска-

жем, процедуры, основанные  на  рефлексии  собственных  пережива-

ний, требующие  осознания  собственного  субъективного  отношения  к
людям, эксплицитного  обоснования  чувств  и  отношений, малоприме-

нимы для исследования детей до подросткового возраста.

В-четвертых, исходная  точка  отсчета  диагностики  межличнос-

тных  отношений (тут  имеются  в  виду  те  психологические  параметры,


background image

258

на которых основывается суждение психолога о межличностных отно-

шениях). Точки  отсчета  при  оценке  межличностных  отношений  суще-

ственно отличаются даже в тех случаях, когда результаты исследова-
ния  интерпретируются  в  тех  же  терминах. Для  одних  методик  основ-

ными являются показатели межличностной привлекательности, ситуа-
ции  субъективного  выбора, для  других - глубинные  мотивационно-

потребностные  характеристики  каждого  участника  взаимодействия,
для  третьих - ситуационные  детерминанты  поведения  и  т. д. Различ-

ные точки отсчета представляют собой методическую реализацию оп-
ределенных  теоретических  воззрений. Это  необходимо  иметь  в  виду

для критического осмысления интерпретации получаемых данных.

Необходимо отметить и другое. Оценка межличностных отноше-

ний в разных подходах опирается на различные психические детерми-

нанты, относящиеся  к  различным  уровням  психического  функциони-
рования  личности. Из-за  этого  содержание  тестового  материала  раз-

личных методик находится на различной «отдаленности» от суждений
психолога на основе данных исследования: на основе данных кванти-

фицированного наблюдения, как и на основе специального опросника,
можно  установить  стремление  каждого  члена  группы  к  доминирова-

нию. Однако в первом случае мы имеем дело с интерпретацией факти-
чески сложившейся ситуации, где доминирование отдельного человека

представляет собой результат взаимодействия всех членов группы, а в

другом - с  субъективными  желаниями  или  представлениями  о  себе  и
других, из чего прямо не выводится прогноз о положении этого инди-

вида  в  определенной  группе. С  другой  стороны, имея  информацию  о
реальной структуре отношений в группе, невозможно дать прогноз ее

развития без информации о социальной мотивации каждого. Таким об-
разом, исследователь  всегда  ставится  перед  проблемой  выбора «глу-

бины» методики, что требует от него точного осознания того, на меха-
низмах  какой  психологической  реальности  построена  методика. С  на-

шей  точки  зрения, критерий  исходной  точки  отсчета  является  основ-

ным при организации исследования и подборе методических приемов.
Он  позволяет  избежать  содержательного  дублирования  получаемых

данных, структурировать  исследование  по  изучаемым  психологиче-
ским  уровням (например, по  схеме «наблюдаемое  взаимодействие -

личностные  характеристики  участников  интеракции - субъективное


background image

259

отражение социальной ситуации»).

Диагностика межличностных отношений на основе субъективных

предпочтений. Традиционная  методика  этой  группы - социомет-
рический тест, предложенный Дж. Морено (Moreno J., 1934). Его суть -

субъективные  межличностные  предпочтения (выборы) членов  группы
по определенным сферам (например, работа, отдых и т. д.). На основе

полученных членом группы числа субъективных выборов определяют-
ся индивидуальный социометрический статус индивида (лидер, отвер-

женный, изолированный), структура межличностных отношений, спло-
ченность группы и т. д. Так как эта методика широко представлена в

отечественной  литературе (Ольшанский  В. Б., 1981; Волков  И. П.,

1970; Коломинский  Я. Л., 1976; Паниотто  В. И., 1975 и  др.), на  ней
подробнее останавливаться не будем.

Существует ряд модификаций социометрического теста. Отличи-

тельными  по  своей  структуре  являются  аутосоциометрические  мето-

дики, под  которыми  понимаются  такие  средства  изучения  взаимоот-
ношений  и  их  осознания, в  которых  испытуемые  сами «измеряют»

взаимные  отношения  людей  друг  к  другу  и  к  себе  (Данилин  К.  Е.,
1981). Интересны варианты аутосоциометрии для детей (Коломинский

Я. Л., 1984). В аутосоциограмме испытуемым предъявляют лист, на ко-
тором  изображены  четыре  концентрических  кольца. Им  предлагается

поместить  условные  обозначения (или  фотографии) товарищей, кото-

рым  симпатизируют  очень  многие  сверстники, в  центральный  круг;
тех, кому симпатизируют многие, - во второе кольцо и т. д. По данным

аутосоциограммы  всех  членов  группы  можно  определить  социальный
статус  каждого.  При  этом  указанный  показатель  более  достоверен  по

сравнению с обычным социометрическим статусом, так как в атой про-
цедуре  испытуемый  показывает  свое  отношение  не  к  части  своих  то-

варищей по группе, а ко всем ее членам. На основе самоопределения
испытуемых  методика  выявляет  предполагаемый, воображаемый  ста-

тус, а  также  показывает  тенденцию  индивида  приписывать  большин-

ству  членов  группы  определенный  социометрический  статус (социо-
метрическую установку). Коломинский предложил модификации ауто-

социограммы для детей младшего школьного и дошкольного возраста.

Для  получения  ряда  количественных  показателей  осознания  и

переживания  взаимоотношений  со  сверстниками  применяется  аутосо-


background image

260

циоматрща. Ученикам  раздаются  матрицы, в  которых  для  каждого  из

них  отведено  по  горизонтали  два  ряда  клеток, а  вертикальные  стол-

бики  имеют  порядковые  обозначения  каждого  члена  группы. Испы-
туемого просят сделать три выбора за себя (обозначая их на верхнем

ряду клеток), а потом - по три выбора за каждого члена группы (обо-
значая их на нижнем ряду клеток).

К  обсуждаемой  категории  методик  можно  отнести  и  средства

прямой  оценки  группы  в целом. Один  из  вариантов такой  оценки  мо-

жет  быть  основан  на  вопросах, требующих  от  испытуемого  общей
оценки  группы (например: «Насколько  привлекательна  для  Вас  эта

группа?»» «В какой степени Вы привязаны к членам данной группы?»)

или оценки собственного членства в ней (например: «Хотите ли Вы ос-
таться  членом  данной  группы?»)  (Донцов  А.  И.,  1984).  При  оценке

данного  методического  приема  можно  согласиться  с  указанным  авто-
ром, что столь «лобовые» вопросы не позволяют надеяться на искрен-

ние ответы. Однако необходимо отметить важность интегративного по-
казателя привлекательности для отдельного человека группы в целом,

что  до  сих  пор  не  получило  достаточного  внимания  в  исследованиях
социальной психологии.

. Несколько  слов  о  главном  недостатке  методик  диагностики

межличностных  отношений  посредством  субъективных  предпочтений,

оценки отношений участниками интеракций. Сам принцип такого под-

хода  сталкивается  со  схожими  методологическими  проблемами, как  и
метод интроспекции в общей психологии. Среди прочих хочется обра-

тить внимание на то обстоятельство, что сознательная оценка вследст-
вие  социальных  установок, отношения  к  самому  процессу  ис-

следования  или  вследствие  влияния  психологической  защиты (глав-
ным  образом рационализации  и  реактивных  образований) может  кар-

динально измениться. В этом контексте со всей остротой встает также
проблема отражения эмоционального отношения в сознании человека.

То  есть  становится  вообще  неясным, какие  именно  психологические

реалии выявляют, скажем, социометрические техники в каждом инди-
видуальном случае.

Указанные  обстоятельства  делают  понятным  стремление  соци-

альных  психологов  к  поиску  косвенных  средств  оценки  межличност-

ных  отношений, которые  давали  бы  возможность  количественно  оце-