Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8457

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

261

нить позитивное - негативное отношение одного человека к другому.

Методики  косвенной  оценки  межличностных  отношений. Мето-

дические  приемы  исследования  межличностных  отношений  основаны
на  выявленных  в  социальной  психологии  закономерностях  влияния

эмоционального  отношения  главным  образом  на  невербальное  пове-
дение, паралингвистические параметры.

Наиболее  известны  методики, основанные  на  закономерностях

проксемического поведения людей. Главная их предпосылка в том, что

выбор субъектом положения в пространстве относительно другого ли-
ца  или  группы  лиц  зависит  от  его  межличностных  отношений -

положительное  эмоциональное  отношение  проявляется  в  выборе  бо-

лее близкого расстояния.

Средства исследования, основанные на феноменах «личностного

пространства», можно  разделить  на  три  категории: а) методики  на-
блюдения  реальной  ситуации; б) методики  символического  модели-

рования реальной ситуации; в) проективные средства.

Считается, что  методики  наблюдения  реальной  ситуации  дают

наиболее  достоверную  информацию  о  межличностных  отношениях.
Классическую, наиболее  типичную  процедуру  представляет  собой

схема исследования, в которой проксемическое поведение двух людей
фиксируется наблюдателем или же, в более сложных схемах, проксе-

мическое  поведение  членов  группы  записывается  на  видеопленку  с

последующим  анализом  поведения  каждого (Peterson К.. Draper D.,
Roscol В., 1982). Иллюстрацией  элементарной  процедуры  может  слу-

жить следующий вариант (Cronje E., Moller А., 1976): в комнате нахо-
дятся стол  и  два стула, расположенные  на  определенном, достаточно

большом расстоянии друг от друга. Экспериментатор, сидящий на од-
ном  из  стульев  при  входе  испытуемого, просит  его  сесть. Свободный

выбор  дистанции, проявляющийся  в  выборе  места  для  расположения
стула (расстояние  между  ним  и  экспериментатором  впоследствии  из-

меряется), связывается  с  психологической  ситуацией  межличностных

отношений.

Методики  символического  моделирования  реальной  ситуации

достаточно  разнообразны. В  одной  из  них, используемой  указанными
выше  авторами, испытуемому  предлагается  набор  фотографий, в  ко-

торых  зафиксированы  разные  расположения  стола  и  стульев. Испы-


background image

262

туемого  просят  выбрать  из  них  ту,  в  которой  запечатлено  наиболее

комфортное для него расположение. Другие варианты моделирования

предполагают  большую  активность  испытуемого,  в  которых  он  сам
должен  полностью  структурировать  ситуацию, самостоятельно  распо-

лагая  символы  или  игрушки, изображающие  людей  и  объекты, опре-
деленным образом в пространстве. Согласно методике, описанной Дж.

Кют (Kuthe J., 1962), ребенок складывает вырезанные фигуры разных
людей  на  бархатной  доске. При  сравнении  данных  о  линейных  рас-

стояниях  между  расположенными  фигурами  с  соответствующими  дан-
ными исследований по другим психологическим методикам автор при-

шел к выводу, что эмоциональные расстояния между людьми выража-

ются через линейные расстояния в символической ситуации.

Проективные  средства, основанные  на  обсуждаемом  принципе,

существенно не отличаются от методических приемов моделирования,
однако  своей  процедурой  и  стимульным  материалом  они  направлены

на  определенную  сферу  познания. Скажем, методика  Петерсона
(1980) направлена  на  изучение  семейных  отношений. В  нее  входят

модель  комнаты (пол  комнаты  маркирован  поперечными  линиями для
удобства  измерения  расстояния), игрушечные  фигуры  членов  семьи.

Ребенок, играя в «семью» и располагая определенным образом ее чле-
нов, дает  исследователю  легко  интерпретируемый  материал. В  боль-

шинстве случаев оценка расстояния между фигурами составляет лишь

небольшую  часть  интерпретируемого  материала  проективной  мето-
дики, один его параметр. Он используется в методиках, основанных на

игровой  деятельности (Condor E., 1954), при  интерпретации  рисунка
семьи (например, Di Leo J., 1973), при  структуризации  отображенных

межличностных  ситуаций (Gille R., 1959). Валидность  проективных
средств  в  измерении  межперсонального пространства  подтверждается

в работе Д. Эдвардса (Edwards D., 1980).

Кроме  методических  приемов, основанных  на  закономерностях

проксемического поведения, создаются процедуры исследования меж-

личностных  отношений  на  основе  особенностей  паралингвистических
компонентов  речи,  такесики  и  контакта  глаз.  Было  показано,  что

именно контакт глаз позволяет судить о начале интеракции; увеличе-
ние времени обоюдного контакта глаз говорит о более теплых отноше-

ниях между партнерами (Argyle M., Cook M., 1976).


background image

263

Главный  недостаток  методик  косвенной  оценки  межличностных

отношений в их неразработанности, в том, что они дают сравнительно

узкую  информацию. Практически  методы  диагностики (например, ос-
нованные  на  проксемических  феноменах) очень  близки  к  методи-

ческим  приемам  исследования  самих  феноменов. Однако  такой  прин-
цип  оценки  межличностных  отношений  нам  кажется  весьма  перспек-

тивным.

Методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Си-

туационный  тест. В  социальной  психологии  достаточно  часто  ис-
пользуются  методики  исследования  межличностных  отношений, в  ко-

торых  акцент  делается  на  объективное  и  обширное  описание  инте-

ракции, которое  впоследствии  интерпретируется, исходя  из  опреде-
ленных  теоретических  воззрений. В  отличие  от  предыдущего  класса

методик здесь исследователь имеет дело с менее однозначным и менее
контекстуальным  психологическим  материалом; его  интерпретация

более  интегративна, более  зависима  от  психологической  теории, на
которую опирается исследователь. Содержание схемы наблюдения за-

висит от теоретической ориентации психолога и специфики решаемых
прикладных  задач. Все  же  в  своем  большинстве  исходной  точкой  от-

счета  служат  ситуативные  детерминанты  поведения, гештальты  тран-
закций.

Формально  процедуры  регистрации  поведения  отличаются  друг

от друга по целому ряду параметров: регистрирование дискретных ре-
акций -регистрирование реакций определенных общих категорий; по-

стоянное  регистрирование  поведения - выборочное; регистрирование
поведения в изоляции - регистрирование реакций в контексте преды-

дущих или последующих событий.

Одна  из  самых  известных  методик  регистрации  межличностных

отношений принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему, позво-
ляющую  по  единому  плану  регистрировать  различные  виды  интерак-

ции в группе (Bales R., 1970). По этой схеме обученный наблюдатель

может кодировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12
показателям, которые  объединены  в  четыре  более  общие  категории:

область позитивных эмоций, область решения проблем, область поста-
новки проблем и область негативных эмоций. Благодаря такой форма-

лизованной  процедуре  наблюдения  можно  определить  разные  уровни


background image

264

групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т. д.

Например: человек, получивший  высокий  балл  в  области  решения

проблем, рассматривается как деловой лидер, а в области позитивных
эмоций - как  эмоциональный  лидер. Схема  Р. Бейлса  и  ее  критика

подробно описаны в литературе (Ольшанский В. Б., 1981; Андреева Г.
М., 1980), поэтому остановимся на менее  известных  схемах  наблюде-

ния.

Интерес  представляет  матрица  регистрирования  определенных

категорий  поведения  интеракции  родитель - ребенок (Mash E., Terdol
L., Anderson К. - цит. по: Berkeley E., 1981). Авторы предлагают при-

менять  ее  при  регистрации  свободной  игры  родителя  с  ребенком  для

получения  более  надежной  информации об  особенностях  их  интерак-
ции  и  постановки  задач  психокоррекции. Процедура  регистрации  де-

лает возможным фиксирование реакций в контексте предыдущих и по-
следующих  событий. Наблюдение  проводится  двумя  наблюдателями:

первый фиксирует поведение матери как предшествующее событие, а
поведение  ребенка - как  последующее, как  реакцию; второй, наобо-

рот, фиксирует поведение ребенка как предшествующее, а поведение
матери - как последующее событие. Фиксация поведения регистриру-

ется в матрицах. В табл. 10 представлена матрица первого наблюдате-
ля. Матрица  второго  наблюдателя  аналогична, но  меняются  названия

столбцов: «Предыдущее  поведение  ребенка», «Последующее  поведе-

ние матери» и строки становятся столбцами. Каждый наблюдатель де-
лает отметку в определенной клетке своей матрицы через каждые 10

секунд, отмечая только последнюю оцениваемую единицу интеракции
за этот период. После 10-секундного перерыва делается пауза в 5 се-

кунд и опять фиксируется поведение за следующие 10 секунд. Приве-
дем пример последовательности поведения:

За  первые 10 секунд  заполнитель  матрицы  поведения  ребенка

делает  отметку  в  клетке, соответствующей «Приказ— Подчинение».

Заполняющий  матрицу  поведения  матери  за  это  же  время  делает  от-


background image

265

метку в клетке «Подчинение- Похвала» (см. табл. 10), за второй пери-

од  первый  наблюдатель  делает  отметку  в  клетке «Приказ-вопрос-

Взаимодействие»  и  т.  д.  Схема  оценок  подробно  описана  в  кн.:  Bar-
kleyR., 1981.

Стандартные категории поведения матери, фиксируются в клет-

ках матрицы: 1) ПРИКАЗ. К этой категории принадлежат прямые при-

казы, указания  или  высказывания, включающие  в  себя  различные
требования; 2) ПРИКАЗ-ВОПРОС. Это вопрос, включающий в себя оп-

ределенное  требование (например: «Не  подашь  ли  ты  мне...?»); 3)
ВОПРОС; 4) ПОХВАЛА. Категория включает вербальные высказывания

и невербальное поведение, которое выражает одобрение, поддержку,

принятие поведения ребенка; 6) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Это поддержива-
ние (или попытка поддержать) какого-нибудь обоюдного контакта. Он

может быть вербальным и невербальным; 7) НЕТ ОТВЕТА (ИГНОРИРО-
ВАНИЕ). Отметка делается тогда, когда в течение 10 секунд не наблю-

дается какое-либо поведение из указанных выше категорий.

Стандартные  категории  поведения  ребенка  также  фиксируются

в клетках матрицы:

1)  ПОДЧИНЕНИЕ.  Отмечается  только  в  том  случае,  если  пове-

дение  ребенка  соответствует  приказу  или  приказу-вопросу  матери.
Ответ  на  вопрос  матери  оценивается  как  взаимодействие; 2) КОН-

КУРЕНЦИЯ. Это  неподчинение, состязательное  поведение. Любое  по-

ведение  ребенка  после  приказа  матери, которое  не  является  под-
чинением, представляет  собой  противопоставление  себя  приказу; 3)

НЕЗАВИСИМАЯ  ИГРА. Оценивается, когда  ребенок  играет  один  и  не
взаимодействует с родителем. Независимая игра после приказа матери

отмечается  как  последующее  поведение  в  графе «Независимая  игра»
матрицы ребенка и как предыдущее поведение в графе «игнорирова-

ние» в матрице матери; 4) НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ. Высказывания и
невербальное  поведение, показывающие  злость, отказ, обескуражен-

ность;  5)  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ;  6)  ВОПРОС.  Оценивается  только  в  мат-

рице  ребенка. Вопрос  как  предыдущее  поведение  ребенка  в  матрице
родителя  оценивается: а) как «конкуренция», если  следует  после

«приказа» или «приказа-вопроса», б) как «взаимодействие», если это
не так; 7) НЕТ ОТВЕТА (ИГНОРИРОВАНИЕ). Не наблюдается ни одна из

указанных выше категорий форм поведения.