ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8457
Скачиваний: 53
261
нить позитивное - негативное отношение одного человека к другому.
Методики косвенной оценки межличностных отношений. Мето-
дические приемы исследования межличностных отношений основаны
на выявленных в социальной психологии закономерностях влияния
эмоционального отношения главным образом на невербальное пове-
дение, паралингвистические параметры.
Наиболее известны методики, основанные на закономерностях
проксемического поведения людей. Главная их предпосылка в том, что
выбор субъектом положения в пространстве относительно другого ли-
ца или группы лиц зависит от его межличностных отношений -
положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе бо-
лее близкого расстояния.
Средства исследования, основанные на феноменах «личностного
пространства», можно разделить на три категории: а) методики на-
блюдения реальной ситуации; б) методики символического модели-
рования реальной ситуации; в) проективные средства.
Считается, что методики наблюдения реальной ситуации дают
наиболее достоверную информацию о межличностных отношениях.
Классическую, наиболее типичную процедуру представляет собой
схема исследования, в которой проксемическое поведение двух людей
фиксируется наблюдателем или же, в более сложных схемах, проксе-
мическое поведение членов группы записывается на видеопленку с
последующим анализом поведения каждого (Peterson К.. Draper D.,
Roscol В., 1982). Иллюстрацией элементарной процедуры может слу-
жить следующий вариант (Cronje E., Moller А., 1976): в комнате нахо-
дятся стол и два стула, расположенные на определенном, достаточно
большом расстоянии друг от друга. Экспериментатор, сидящий на од-
ном из стульев при входе испытуемого, просит его сесть. Свободный
выбор дистанции, проявляющийся в выборе места для расположения
стула (расстояние между ним и экспериментатором впоследствии из-
меряется), связывается с психологической ситуацией межличностных
отношений.
Методики символического моделирования реальной ситуации
достаточно разнообразны. В одной из них, используемой указанными
выше авторами, испытуемому предлагается набор фотографий, в ко-
торых зафиксированы разные расположения стола и стульев. Испы-
262
туемого просят выбрать из них ту, в которой запечатлено наиболее
комфортное для него расположение. Другие варианты моделирования
предполагают большую активность испытуемого, в которых он сам
должен полностью структурировать ситуацию, самостоятельно распо-
лагая символы или игрушки, изображающие людей и объекты, опре-
деленным образом в пространстве. Согласно методике, описанной Дж.
Кют (Kuthe J., 1962), ребенок складывает вырезанные фигуры разных
людей на бархатной доске. При сравнении данных о линейных рас-
стояниях между расположенными фигурами с соответствующими дан-
ными исследований по другим психологическим методикам автор при-
шел к выводу, что эмоциональные расстояния между людьми выража-
ются через линейные расстояния в символической ситуации.
Проективные средства, основанные на обсуждаемом принципе,
существенно не отличаются от методических приемов моделирования,
однако своей процедурой и стимульным материалом они направлены
на определенную сферу познания. Скажем, методика Петерсона
(1980) направлена на изучение семейных отношений. В нее входят
модель комнаты (пол комнаты маркирован поперечными линиями для
удобства измерения расстояния), игрушечные фигуры членов семьи.
Ребенок, играя в «семью» и располагая определенным образом ее чле-
нов, дает исследователю легко интерпретируемый материал. В боль-
шинстве случаев оценка расстояния между фигурами составляет лишь
небольшую часть интерпретируемого материала проективной мето-
дики, один его параметр. Он используется в методиках, основанных на
игровой деятельности (Condor E., 1954), при интерпретации рисунка
семьи (например, Di Leo J., 1973), при структуризации отображенных
межличностных ситуаций (Gille R., 1959). Валидность проективных
средств в измерении межперсонального пространства подтверждается
в работе Д. Эдвардса (Edwards D., 1980).
Кроме методических приемов, основанных на закономерностях
проксемического поведения, создаются процедуры исследования меж-
личностных отношений на основе особенностей паралингвистических
компонентов речи, такесики и контакта глаз. Было показано, что
именно контакт глаз позволяет судить о начале интеракции; увеличе-
ние времени обоюдного контакта глаз говорит о более теплых отноше-
ниях между партнерами (Argyle M., Cook M., 1976).
263
Главный недостаток методик косвенной оценки межличностных
отношений в их неразработанности, в том, что они дают сравнительно
узкую информацию. Практически методы диагностики (например, ос-
нованные на проксемических феноменах) очень близки к методи-
ческим приемам исследования самих феноменов. Однако такой прин-
цип оценки межличностных отношений нам кажется весьма перспек-
тивным.
Методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Си-
туационный тест. В социальной психологии достаточно часто ис-
пользуются методики исследования межличностных отношений, в ко-
торых акцент делается на объективное и обширное описание инте-
ракции, которое впоследствии интерпретируется, исходя из опреде-
ленных теоретических воззрений. В отличие от предыдущего класса
методик здесь исследователь имеет дело с менее однозначным и менее
контекстуальным психологическим материалом; его интерпретация
более интегративна, более зависима от психологической теории, на
которую опирается исследователь. Содержание схемы наблюдения за-
висит от теоретической ориентации психолога и специфики решаемых
прикладных задач. Все же в своем большинстве исходной точкой от-
счета служат ситуативные детерминанты поведения, гештальты тран-
закций.
Формально процедуры регистрации поведения отличаются друг
от друга по целому ряду параметров: регистрирование дискретных ре-
акций -регистрирование реакций определенных общих категорий; по-
стоянное регистрирование поведения - выборочное; регистрирование
поведения в изоляции - регистрирование реакций в контексте преды-
дущих или последующих событий.
Одна из самых известных методик регистрации межличностных
отношений принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему, позво-
ляющую по единому плану регистрировать различные виды интерак-
ции в группе (Bales R., 1970). По этой схеме обученный наблюдатель
может кодировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12
показателям, которые объединены в четыре более общие категории:
область позитивных эмоций, область решения проблем, область поста-
новки проблем и область негативных эмоций. Благодаря такой форма-
лизованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни
264
групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т. д.
Например: человек, получивший высокий балл в области решения
проблем, рассматривается как деловой лидер, а в области позитивных
эмоций - как эмоциональный лидер. Схема Р. Бейлса и ее критика
подробно описаны в литературе (Ольшанский В. Б., 1981; Андреева Г.
М., 1980), поэтому остановимся на менее известных схемах наблюде-
ния.
Интерес представляет матрица регистрирования определенных
категорий поведения интеракции родитель - ребенок (Mash E., Terdol
L., Anderson К. - цит. по: Berkeley E., 1981). Авторы предлагают при-
менять ее при регистрации свободной игры родителя с ребенком для
получения более надежной информации об особенностях их интерак-
ции и постановки задач психокоррекции. Процедура регистрации де-
лает возможным фиксирование реакций в контексте предыдущих и по-
следующих событий. Наблюдение проводится двумя наблюдателями:
первый фиксирует поведение матери как предшествующее событие, а
поведение ребенка - как последующее, как реакцию; второй, наобо-
рот, фиксирует поведение ребенка как предшествующее, а поведение
матери - как последующее событие. Фиксация поведения регистриру-
ется в матрицах. В табл. 10 представлена матрица первого наблюдате-
ля. Матрица второго наблюдателя аналогична, но меняются названия
столбцов: «Предыдущее поведение ребенка», «Последующее поведе-
ние матери» и строки становятся столбцами. Каждый наблюдатель де-
лает отметку в определенной клетке своей матрицы через каждые 10
секунд, отмечая только последнюю оцениваемую единицу интеракции
за этот период. После 10-секундного перерыва делается пауза в 5 се-
кунд и опять фиксируется поведение за следующие 10 секунд. Приве-
дем пример последовательности поведения:
За первые 10 секунд заполнитель матрицы поведения ребенка
делает отметку в клетке, соответствующей «Приказ— Подчинение».
Заполняющий матрицу поведения матери за это же время делает от-
265
метку в клетке «Подчинение- Похвала» (см. табл. 10), за второй пери-
од первый наблюдатель делает отметку в клетке «Приказ-вопрос-
Взаимодействие» и т. д. Схема оценок подробно описана в кн.: Bar-
kleyR., 1981.
Стандартные категории поведения матери, фиксируются в клет-
ках матрицы: 1) ПРИКАЗ. К этой категории принадлежат прямые при-
казы, указания или высказывания, включающие в себя различные
требования; 2) ПРИКАЗ-ВОПРОС. Это вопрос, включающий в себя оп-
ределенное требование (например: «Не подашь ли ты мне...?»); 3)
ВОПРОС; 4) ПОХВАЛА. Категория включает вербальные высказывания
и невербальное поведение, которое выражает одобрение, поддержку,
принятие поведения ребенка; 6) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Это поддержива-
ние (или попытка поддержать) какого-нибудь обоюдного контакта. Он
может быть вербальным и невербальным; 7) НЕТ ОТВЕТА (ИГНОРИРО-
ВАНИЕ). Отметка делается тогда, когда в течение 10 секунд не наблю-
дается какое-либо поведение из указанных выше категорий.
Стандартные категории поведения ребенка также фиксируются
в клетках матрицы:
1) ПОДЧИНЕНИЕ. Отмечается только в том случае, если пове-
дение ребенка соответствует приказу или приказу-вопросу матери.
Ответ на вопрос матери оценивается как взаимодействие; 2) КОН-
КУРЕНЦИЯ. Это неподчинение, состязательное поведение. Любое по-
ведение ребенка после приказа матери, которое не является под-
чинением, представляет собой противопоставление себя приказу; 3)
НЕЗАВИСИМАЯ ИГРА. Оценивается, когда ребенок играет один и не
взаимодействует с родителем. Независимая игра после приказа матери
отмечается как последующее поведение в графе «Независимая игра»
матрицы ребенка и как предыдущее поведение в графе «игнорирова-
ние» в матрице матери; 4) НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ. Высказывания и
невербальное поведение, показывающие злость, отказ, обескуражен-
ность; 5) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ; 6) ВОПРОС. Оценивается только в мат-
рице ребенка. Вопрос как предыдущее поведение ребенка в матрице
родителя оценивается: а) как «конкуренция», если следует после
«приказа» или «приказа-вопроса», б) как «взаимодействие», если это
не так; 7) НЕТ ОТВЕТА (ИГНОРИРОВАНИЕ). Не наблюдается ни одна из
указанных выше категорий форм поведения.