Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8454

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

266

Образец матрицы поведения ребенка

Таблица 10

Предыду-

щее 

поведение

матери

Регистрация последующего поведения ребенка

П

одчи-
нение

Неза-

висимая  иг-
ра

В

опрос

Негативное

отношение

Взаи-

модействие

Не

т ответа

Приказ

Приказ-

вопрос

Похвала

Негативное

отношение

Взаимодей-

ствие

Игнориро-

вание

Наблюдение продолжается определенное время. В последующем

матрицы  сравниваются  для  получения  полной  картины  особенностей

образа  интеракций  матери  и  ребенка. Необходимо  отметить, что  ука-
занная  схема  исследования  требует  определенных  навыков  наблюде-

ния и хорошей согласованности действий обоих исследователей.

Перспективным  направлением  в  исследовании  и  диагностике

межличностных отношений является наблюдение за игровым имитиро-
ванием  определенной  ситуации. Это  так  называемые  ситуационные

тесты, в которых человек ставится в ситуацию, наиболее выпукло по-

казывающую  некоторые  стороны  реальной  жизненной  ситуации. На-
блюдение  за  поведением  человека  в  ситуационном  тесте  позволяет

хорошо  диагностировать  его  межличностные  отношения, предвидеть
их  развитие  в  реальной  ситуации. Большинство  ситуационных  тестов

возникли как отдельные методические приемы для исследования раз-


background image

267

ных  феноменов  межличностных  отношений. Они  мало  разработаны  и

стандартизированы, здесь  много  пространства  для  изобретательства

исследователя, поэтому  здесь  больше  подходит  термин «прием», чем
«тест». Но благодаря своей приближенности к жизни и хорошим  про-

гностическим  результатам  ситуационные  тесты  являются  перспек-
тивными для диагностики межличностных отношений.

Одним  из  таких  приемов  является  групповая  дискуссия  без  ли-

дера. Группе  испытуемых  дается  задача  или  тема  для  обсуждения  в

течение  определенного  времени, но  ни  один  из  участников  не  назна-
чается  главным  и  ни  на  кого  не  возлагается  особая  ответственность.

Такая  ситуация  позволяет  оценить  такие  черты, как  находчивость,

инициативность, лидерство, способность к совместной работе, взаимо-
действию. Она  позволяет  предсказать  успешность  выполнения  таких

видов деятельности, которые требуют вербального общения для реше-
ния проблем, а также срабатываемости с равными себе.

Для  оценки  совместимости, лидерства, конкуренции  и  коопера-

ции в диаде широко используются специально сконструированные на-

стольные игры. Известна игра, предложенная М. Дойчем и Р. Краусом,
где  испытуемым  предлагается  с  помощью  ручек  как  можно  быстрее

провести свою фишку по определенному пути. При этом оказывается,
что  общий  для  каждого  участника .отрезок  пути  они  могут .пройти

только по отдельности. В исследованиях российских психологов широ-

ко  используются  приборы  типа «гомеостат», «групповой  сенсомотор-
ный интегратор» и т. д. (Уманский Л. И., 1977). Они моделируют про-

стейшую  деятельность  группы, требующую  согласования, координа-
ции, единства членов группы.

Для  изучения  диадного  взаимодействия  широко  используется

игра под названием «Дилеммы узников». Название возникло от ситуа-

ции, которую предлагается  вообразить  играющим. Она  заключается  в
том, что  двух  заключенных  подозревают  в  совместном  преступлении.

Они помещены в отдельные камеры. У каждого есть возможность сооб-

щить  о  преступлении  другого, надеясь  получить  меньшее  наказание.
Если  никто  из  них  не  сообщит  о  преступлении, совершенном  другим,

оба  получат  незначительное  наказание; если  один  скажет, а  другой
нет,  то  сообщивший  будет  отпущен  на  свободу,  а  другой  получит  су-

ровое  наказание; если  они  оба  сообщат, то  оба  получат  небольшое


background image

268

наказание, но оно будет больше, чем то, которое они могли получить,

если бы оба промолчали. Исход игры можно представить в матрице, с

которой обычно знакомят участников перед игрой (табл. 11).

Таблица 11

Матрица игры «Дилеммы узников»
Выбор игрока Б

б

    г

Выбор                 б

игрока А              г

Каждый  участник  игры  должен  сделать  выбор  между  коопера-

тивным (б) и конкурентным (г) поведением, учитывая при этом мотивы
выбора другого. С точки зрения индивидуального результата, игроку А

всегда выгоднее сообщить о другом (г). Но дело в том, что, если игрок
Б  будет  исходить  из  той  же  позиции, они  оба  получат  относительно

мало  очков. А  исходя  из  максимума  обоюдного  результата, они  оба
должны выбрать молчание (б), но тогда каждый оставляет для другого

возможность злоупотреблять доверием.

Игрокам  нужно  сделать  выбор  одновременно:  в  одних  случаях

не  вступая  в  контакт, в  других  случаях  разрешается  общаться (изу-
чается как раз воздействие коммуникации на выбор). Игра может про-

игрываться  многократно, и  после  каждого  тура  игрокам  сообщаются

результаты, за  которые  они  получают  призы  или  наказание. В  роли
игрока может выступить не один человек, а команда с лидером или без

него.

С  помощью  игры «Дилеммы  узников», как  и  с  помощью  других

описанных  выше  приемов, можно  создать  ситуацию  для  диагностики
стиля лидерства, стремления к конкуренции или к кооперации во вза-

имоотношениях, совместимости  людей  и  т. д. Важно  еще  раз  подчер-
кнуть, что ситуационные  тесты  и  игры  являются лишь  методическими

приемами  для  моделирования  определенных  межличностных  от-

ношений, а не точной стандартной измерительной процедурой. Однако
возможность не только наблюдать, но и моделировать желаемое пове-

дение, большая  прогностическая  возможность  делают  ситуационные
тесты и игры перспективным приемом для диагностики межличностных

отношений.

3,     3

-1,     5

5,   -1

1,      1


background image

269

Диагностика  индивидуально-личностных  свойств, влияющих  на

межличностные  отношения. Для  диагностики  межличностных  от-

ношений важно выделить те индивидуально-личностные свойства уча-
стников  интеракции, которые  влияют  на  процесс  общения. Созданы

тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, ав-
торитарность, совместимость, тревожность, личностные  ценности  и  т.

д.  Все  шкалы  перечислить  невозможно,  их  очень  много,  потому  что
большинство  исследователей  и  практиков  строят  их, исходя  из  своих

задач  и  конкретной  ситуации. Существуют  попытки  объединить  раз-
ные шкалы в обширные психологические опросники, подготовить спе-

циальные батареи тестов для изучения межличностных отношений. Мы

более  подробно остановимся  на  двух  тестах: Калифорнийском  психо-
логическом опроснике личности и методике Т. Лири.

Калифорнийский психологический опросник личности (CPI) был

разработан по  принципу MMPI в  конце 60-х годов  американским пси-

хологом Дж. Гоухом (Gough H., 1960). Цель этого опросника, как ука-
зывает сам его создатель, - «предвидеть, что люди скажут или сдела-

ют в определенной ситуации, а также предсказать, что другие скажут
о  них». В  отличие  от MMPI, CPI предназначен  для  здоровых  людей  и

выявляет не патологические, а скорее социально-психологические ха-
рактеристики личности.

Опросник состоит из 480 утверждений, на которые испытуемому

надо ответить «да» или «нет». Большинство вопросов, 200 из которых
взяты  из  MMPI,  касаются  типичного  поведения,  повседневных  чувств,

мнений  и  установок  испытуемого. Подсчитанные  ответы  переносятся
на листы со стандартными нормами по 18 шкалам опросника, и строит-

ся  профиль  личности. Шкалы  опросника  при  интерпретации  объеди-
няются в четыре группы.

Шесть  шкал, входящие  в  первую  группу, измеряют  уравнове-

шенность, самоуверенность  и  адекватность  в  межличностных отноше-

ниях. Это шкалы доминантности, способности приобрести социальный

статус, социальность, общительность, самоприятие  и  чувство  благо-
получия.

Вторая группа шкал выявляет зрелость и социализацию личнос-

ти, ее  ответственность  и  межличностные  ценности. В  нее  включены

также  шесть  шкал: ответственности, достигнутой  социализации, са-


background image

270

моконтроля, толерантности, благоприятного впечатления и обычности.

В  третью  группу  включены  три  шкалы:  достижения  через  кон-

формность, достижения  через  отстаивание  своей  независимости, ин-
теллектуальной  эффективности. В  четвертую  группу  входят  три  шка-

лы: психологичность, гибкость и женственность.

Три  шкалы  из  названных  выше: чувства  благополучия, благо-

приятного  впечатления  и  обычности - позволяют  определить  искрен-
ность  ответов  испытуемых, хотя  результаты  по  ним  тоже  интерпре-

тируются.

При  факторизации  опросника  обычно  выделяются  пять  факто-

ров, которые по содержанию не совпадают с выделенными создателем

теста  четырьмя  группами  шкал. Это (а  также  высокая  корреляция
шкал между собой) говорит о заметной избыточности 18 показателей,

что является слабым местом опросника.

Какие  психологические  характеристики  измеряет CPI? По  мне-

нию автора этого теста, 18 шкал представляют собой измеряемые ха-
рактеристики, хорошо валидизированные и достоверные. Так, для ва-

лидизации  первой  шкалы, названной «Доминантность», были  опро-
шены две группы студентов, характеризуемых как больше всего и ме-

нее всего доминантные. Их ответы и дали возможность приписать тот
или иной «вес» ответу на вопросы. В другом исследовании было под-

тверждено, что высокодоминантные студенты получают больше баллов

при ответах на вопросы по шкале, чем низкодоминантные, и эта раз-
ница  статистически  значима. Кроме  того, было  показано, что  резуль-

таты  тестирования  с  помощью  шкалы  доминантности  коррелируют  с
оценкой доминантности самих членов группы. Похожим образом были

валидизированы  и  другие  шкалы. Для  более  тонкой  интерпретации
шкалы прилагается список личностных качеств, характеризующий лю-

дей с высокими и низкими показателями по этой шкале. Так, даже по
одной  из  шкал  достоверности  ответов  -  шкале  обычности  —  набрав-

ший  высокий  показатель  человек  характеризуется  как «зависимый,

вежливый, тактичный, искренний, терпеливый, устойчивый, реали-
стичный, честный, имеет  здравый  смысл  и  им  руководствуется». На-

бравший низкий показатель человек характеризуется как «нетерпели-
вый, постоянно  меняющийся, сложный, склонный  к  воображению,

беспорядочный, нервный, усталый, растерянный, коварный, невнима-