Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8094

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

271

тельный, забывчивый; имеющий внутренние конфликты и проблемы».

Такие перечни личностных качеств даются по каждой из 18 шкал. Они

охватывают  широкую  область  человеческого  поведения, а  иногда  и
перекрываются, что показывает факторный анализ опросника.

Несмотря  на  свои  слабые  места  (они  похожи  и  на  недостатки

MMPI), CPI является лучшим опросником такого типа, помогающим ди-

агностировать  те  личностные  свойства, которые  влияют  на  меж-
личностные  отношения. Интерпретация  результатов  производится  на

языке  здравого смысла, а  не  на специальном  психологическом «жар-
гоне», что  позволяет  легко  использовать  полученные  результаты  в

психологической  практике. Имеется  несколько  хорошо  написанных

руководств  по CPI, он  переведён  на  разные  языки, ведется  широкая
работа  по  его  усовершенствованию  и  валидизации. Возможен  также

перевод ответов по СРГ на другие шкалы, например, сокращенный ва-
риант MMPI, список  личностных  предпочтений  Эдвардса, шкала  тре-

вожности Тейлора и некоторые другие. С помощью CPI были получены
хорошие результаты в прогнозировании таких критериев, как детская

преступность, успеваемость школьников старших классов, успешность
овладения многими сферами профессиональной деятельности.

Межличностные отношения  имеют сложную  структуру, они  про-

низывают разные уровни организации личности. Поэтому вряд ли, ис-

пользуя  один, даже  хорошо  разработанный, тест, можно  полностью

раскрыть  человеческие  отношения. Одну  из  попыток  создать  систем-
ную батарею тестов для диагностики межличностных отношений инди-

вида сделали Т. Лири и его сотрудники (Leary Т., 1958).

Она включает три методики для диагностики межличностных от-

ношений у индивида на четырех уровнях. Результаты всех измерений
переводятся  в  так  называемую  дискограмму - круг, составленный  из

восьми психологических тенденций (октант). Они определенным обра-
зом ориентированы относительно двух главных осей в межличностных

отношениях. По  мнению  Т. Лири, это: доминирование -подчинение  и

дружелюбие - агрессивность. Октанты заключают в себе качества, ха-
рактеризуемые  следующими  психологическими  тенденциями: 1) тен-

денция к лидерству - властность - деспотичность; 2) уверенность в се-
бе - самоуверенность - самовлюбленность; 3) требовательность - не-

примиримость - жестокость; 4) скептицизм - упрямство - негативизм;


background image

272

5) уступчивость - кротость - пассивная  подчиняемость; 6) доверчи-

вость - послушность - зависимость; 7) добросердечие - несамостоя-

тельность - чрезмерный конформизм; 8) отзывчивость - бескорыстие -
жертвенность.

Первый уровень личности - уровень публичного межличностного

поведения  -  измеряется  с  помощью  8  шкал  MMPI,  а  полученные  ре-

зультаты  переводятся  в  8  октант  дискограммы.  Второй  уровень  -
образы  себя  и  других - измеряется  специально  для  этого  созданным

списком личностных качеств, который состоит из 128 прилагательных.
Этот  список  и  короткое  описание  методики  приведены  в  книге  под

ред. Г. В. Васильченко «Общая сексопатология» (М., 1977) (см. также:

Максимов  С. В., 1984). Третий  уровень - уровень  бессознательного  и
личностных  символов- измеряется 10 картинками  ТАТ. Испытуемого

просят  описать  в  двух  предложениях  каждую  картинку. Четвертый
уровень - сознательный идеал - измеряется заполнением того же спи-

ска  личностных  качеств,  испытуемого  просят  ответить,  каким  бы  он
хотел быть.

Таким  образом,  получается  оценка личности  по  8  главным  пси-

хологическим тенденциям на разных уровнях организации личности.

Несмотря  на всю  продуманность  батареи  тестов, остается  неяс-

ным, как  соотносить  разные  уровни  между  собой (особенно  уровень

бессознательного  и  личностных  символов), не  хватает  данных  для

стандартизации  всей  батареи  тестов, для  количественного  сопостав-
ления  результатов. Поэтому распространение  получила  не  сама бата-

рея  тестов, а  список  личностных  качеств, который  широко  использу-
ется всеми психологами.

Объем  данной  главы  не  позволяет  перечислить  все  методики  и

шкалы, измеряющие  важные  для  межличностных  отношений  свойства

индивида. Большинство из них создаются каждым исследователем для
решения тех специфических задач, в которых они задействованы. Мы

можем только указать на чаще всего используемые в области межлич-

ностных  отношений  шкалы. Это, прежде  всего, шкала  на  совмести-
мость  В. Шутца, которая  опирается  на  его  теорию  фундаментальных

ориентации в межличностных отношениях (Schutz W., 1958; Ольшанс-
кий  В. Б., 1981). Ориентации  выражаются  в  желании  или  избегании:

1) включиться в контакт, 2) установить контроль и влиять на межлич-


background image

273

ностные отношения, 3) быть эмоционально привязанным и любить. Ча-

сто  употребляются  различные  шкалы, построенные  по  принципу  се-

мантического  дифференциала (Osgood Ch.etal., 1957; Ядов  В. А.,
1979), шкалы  Фидлера  и  Кейссела  для  выявления  стиля  лидерства

(Mental Measurement Yearbook, 1965), карточки М. Рокича для выявле-
ния ценностных ориентации (Гоштаутас А., 1979) и ряд других шкал.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что один из возможных

путей диагностики межличностных отношений лежит в выявлении тех

индивидуальных  качеств  и  свойств, которые  влияют  на  сами  отноше-
ния. Существуют  разные  вербальные  шкалы  для  выявления  того  или

иного  свойства. Что  касается  более  общей  методики, то  большинство

авторов сходятся в том, что пока наилучшей методикой для данной об-
ласти  является  Калифорнийский  психологический  опросник  личности

(CPI). Он может быть использован для решения самых разнообразных
задач как научного исследования, так и психологической практики.

Методики  исследования  субъективного  отражения  межличнос-

тных отношений. Для понимания межличностного поведения индивида

недостаточно  детально  знать  внешнюю  ситуацию  и  мотивацию  инди-
вида. Личность  активна, и  ее  отношение  к  действительности  требует

осмысления, преобразования, выхода  за  пределы  заданного, по-
становки  и  решения  в  той  или  иной  форме  новых  творческих  задач

(Джидарьян  И. А., 1983; Кон  И. С., 1982; Леонтьев А. Н., 1975). Для

более  глубокого  понимания  и  решения  прикладных  задач (в  частно-
сти, коррекционных) исследователю необходимо иметь информацию о

субъективном  отражении  индивидом  межличностных  отношений, себя
в  них, о  его  экспектациях  и  психологическом  смысле  определенного

способа реагирования субъекта. Методики исследования субъективно-
го  отражения  межличностных  отношений  возникли  главным  образом

как  ответ  на  запрос  прикладных  областей  психологии: индивидуаль-
ной и семейной психологических консультаций и психотерапии, в ко-

торых  для  достижения  практических  целей  необходимо  познание

субъективного мира клиента. Большинство этих методик проективные.

Для  исследования  особенностей  отражения  межличностных  от-

ношений  часто  используются  методики  тематической  апперцепции.
Для взрослых применяют ТАТ (Murray Н., 1943), для детей- CAT (Bellak

S., Bellak L., 1949), Blacky Pictures (Blum G., 1950) и др. Мы предста-


background image

274

вим менее известную методику исследования межличностных отноше-

ний в семье - FRI, которую можно использовать для исследования как

взрослых, так и детей (Howells J., Lickowish J., 1967). Полный вариант
теста составляют 40 картинок из семейной жизни. Возраст изображен-

ных детей от 7 до 12 лет. 16 картинок подходят для исследования се-
мей, в которых есть мальчик или девочка, 8 подходят для семей обеих

категорий. Таким  образом, комплект  из 24 картинок  может  быть  ис-
пользован  для  родителей  и  детей  любой  семьи. Если  в  семье  есть  и

мальчик и девочка, используется комплект из 40 картинок. Дается та-
кая инструкция: «Тут у меня несколько картинок, на которых изобра-

жены что-то делающие люди. Некоторые из них -мальчики и девочки,

другие - взрослые. Я хочу, чтобы ты посмотрел на эти картинки и по-
думал, что бы ты мог по ним рассказать. Расскажи, что они, по твоему

мнению, делают и говорят».

Рассказы по каждой картинке анализируются по их синтаксичес-

кой  и  грамматической  структурам. Ответы  разделяются  на  главные
предложения, дополнительные  предложения, восклицания. Эти  син-

таксические  единицы  отделяются  друг  от  друга  черточками. В  после-
дующем каждая из них анализируется как единица информации, при-

надлежащая одной из указанных категорий (табл. 12).

Далее информация 2 и 3 категории вносится в матрицу отноше-

ний (табл.13).

Таблица 12

Категории единиц информации

Категория 1

Описание  картин-

ки

Категория 2

Интеракция людей

Категория 3

Характеристики

личности

Категория 4

Разное

Вербальная

Физическая

Образ, по-

ведение, чувства,

черты характера

Выражения,

отдельные  слова  и

т. п.

Таблица 13

Пример матрицы отношений


background image

275

Отец

Мат

ь

Мальчик

Девочка

От

ец

злой, в  пло-

хом настроении

ру-

гается 

с

...

Ма

ть

ругается с ...

взв

олнована

враждебно  отно-

сится к ...

жалует-

ся на отца

Ма

льчик

злится на ...

пы-

тается

плохо учится,

ругается

ищет ...

по-

мочь ..

плохие отметки,

дает  пощечи-

ну,

лентяй

кладет спать

Де

вочка

дает  пощечи-

ну

иде

т  вместе

гулять

бьет ругается

нервная

Приведем  пример  ответа  на  картинку  Е-2 и  пример  ее  анализа

при помощи матрицы (Howells J., Lickowish J., 1967).

Отец и мать смотрят в окно, /они обсуждают поведение мальчи-

ка.  /  Отец  очень  злится  на  него,  /  потому  что  он  плохо  учится.  /  По-
следняя его отметка очень плохая. / Ох... / Мать говорит, что пытается

ему помочь, / но он лентяй / и враждебно относится к ней. / Отец еще
больше злится / и ох... / наверное... / ну да, он идет его искать. / На-

ходит его, / а он ругается с сестрой / и бьет ее. / Отец дает обоим по-
щечины/и  посылает  мальчика  спать.  /  Мать  очень  взволнована.  /  Де-

вочка  нервная/и  жалуется  матери,  /  что  отец  так  себя  ведет.  /  Мать
уходит  с  девочкой  гулять  в  парк. / Отец  думает  о  происшедшем, / и

его настроение портится.

После  заполнения  матриц  на  каждую  картинку  делается  общая

интерпретация  семейных  отношений  и  их  отражения  на  психику  каж-

дого члена семьи. Если с помощью методики FRI исследую

тся все

члены

семьи, возможно получение  более сложной  и  глубокой  информации  о

межличностных отношениях в семье.

Валидность  методики  подтверждена  исследованиями  самих  ее