ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8452
Скачиваний: 53
271
тельный, забывчивый; имеющий внутренние конфликты и проблемы».
Такие перечни личностных качеств даются по каждой из 18 шкал. Они
охватывают широкую область человеческого поведения, а иногда и
перекрываются, что показывает факторный анализ опросника.
Несмотря на свои слабые места (они похожи и на недостатки
MMPI), CPI является лучшим опросником такого типа, помогающим ди-
агностировать те личностные свойства, которые влияют на меж-
личностные отношения. Интерпретация результатов производится на
языке здравого смысла, а не на специальном психологическом «жар-
гоне», что позволяет легко использовать полученные результаты в
психологической практике. Имеется несколько хорошо написанных
руководств по CPI, он переведён на разные языки, ведется широкая
работа по его усовершенствованию и валидизации. Возможен также
перевод ответов по СРГ на другие шкалы, например, сокращенный ва-
риант MMPI, список личностных предпочтений Эдвардса, шкала тре-
вожности Тейлора и некоторые другие. С помощью CPI были получены
хорошие результаты в прогнозировании таких критериев, как детская
преступность, успеваемость школьников старших классов, успешность
овладения многими сферами профессиональной деятельности.
Межличностные отношения имеют сложную структуру, они про-
низывают разные уровни организации личности. Поэтому вряд ли, ис-
пользуя один, даже хорошо разработанный, тест, можно полностью
раскрыть человеческие отношения. Одну из попыток создать систем-
ную батарею тестов для диагностики межличностных отношений инди-
вида сделали Т. Лири и его сотрудники (Leary Т., 1958).
Она включает три методики для диагностики межличностных от-
ношений у индивида на четырех уровнях. Результаты всех измерений
переводятся в так называемую дискограмму - круг, составленный из
восьми психологических тенденций (октант). Они определенным обра-
зом ориентированы относительно двух главных осей в межличностных
отношениях. По мнению Т. Лири, это: доминирование -подчинение и
дружелюбие - агрессивность. Октанты заключают в себе качества, ха-
рактеризуемые следующими психологическими тенденциями: 1) тен-
денция к лидерству - властность - деспотичность; 2) уверенность в се-
бе - самоуверенность - самовлюбленность; 3) требовательность - не-
примиримость - жестокость; 4) скептицизм - упрямство - негативизм;
272
5) уступчивость - кротость - пассивная подчиняемость; 6) доверчи-
вость - послушность - зависимость; 7) добросердечие - несамостоя-
тельность - чрезмерный конформизм; 8) отзывчивость - бескорыстие -
жертвенность.
Первый уровень личности - уровень публичного межличностного
поведения - измеряется с помощью 8 шкал MMPI, а полученные ре-
зультаты переводятся в 8 октант дискограммы. Второй уровень -
образы себя и других - измеряется специально для этого созданным
списком личностных качеств, который состоит из 128 прилагательных.
Этот список и короткое описание методики приведены в книге под
ред. Г. В. Васильченко «Общая сексопатология» (М., 1977) (см. также:
Максимов С. В., 1984). Третий уровень - уровень бессознательного и
личностных символов- измеряется 10 картинками ТАТ. Испытуемого
просят описать в двух предложениях каждую картинку. Четвертый
уровень - сознательный идеал - измеряется заполнением того же спи-
ска личностных качеств, испытуемого просят ответить, каким бы он
хотел быть.
Таким образом, получается оценка личности по 8 главным пси-
хологическим тенденциям на разных уровнях организации личности.
Несмотря на всю продуманность батареи тестов, остается неяс-
ным, как соотносить разные уровни между собой (особенно уровень
бессознательного и личностных символов), не хватает данных для
стандартизации всей батареи тестов, для количественного сопостав-
ления результатов. Поэтому распространение получила не сама бата-
рея тестов, а список личностных качеств, который широко использу-
ется всеми психологами.
Объем данной главы не позволяет перечислить все методики и
шкалы, измеряющие важные для межличностных отношений свойства
индивида. Большинство из них создаются каждым исследователем для
решения тех специфических задач, в которых они задействованы. Мы
можем только указать на чаще всего используемые в области межлич-
ностных отношений шкалы. Это, прежде всего, шкала на совмести-
мость В. Шутца, которая опирается на его теорию фундаментальных
ориентации в межличностных отношениях (Schutz W., 1958; Ольшанс-
кий В. Б., 1981). Ориентации выражаются в желании или избегании:
1) включиться в контакт, 2) установить контроль и влиять на межлич-
273
ностные отношения, 3) быть эмоционально привязанным и любить. Ча-
сто употребляются различные шкалы, построенные по принципу се-
мантического дифференциала (Osgood Ch.etal., 1957; Ядов В. А.,
1979), шкалы Фидлера и Кейссела для выявления стиля лидерства
(Mental Measurement Yearbook, 1965), карточки М. Рокича для выявле-
ния ценностных ориентации (Гоштаутас А., 1979) и ряд других шкал.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что один из возможных
путей диагностики межличностных отношений лежит в выявлении тех
индивидуальных качеств и свойств, которые влияют на сами отноше-
ния. Существуют разные вербальные шкалы для выявления того или
иного свойства. Что касается более общей методики, то большинство
авторов сходятся в том, что пока наилучшей методикой для данной об-
ласти является Калифорнийский психологический опросник личности
(CPI). Он может быть использован для решения самых разнообразных
задач как научного исследования, так и психологической практики.
Методики исследования субъективного отражения межличнос-
тных отношений. Для понимания межличностного поведения индивида
недостаточно детально знать внешнюю ситуацию и мотивацию инди-
вида. Личность активна, и ее отношение к действительности требует
осмысления, преобразования, выхода за пределы заданного, по-
становки и решения в той или иной форме новых творческих задач
(Джидарьян И. А., 1983; Кон И. С., 1982; Леонтьев А. Н., 1975). Для
более глубокого понимания и решения прикладных задач (в частно-
сти, коррекционных) исследователю необходимо иметь информацию о
субъективном отражении индивидом межличностных отношений, себя
в них, о его экспектациях и психологическом смысле определенного
способа реагирования субъекта. Методики исследования субъективно-
го отражения межличностных отношений возникли главным образом
как ответ на запрос прикладных областей психологии: индивидуаль-
ной и семейной психологических консультаций и психотерапии, в ко-
торых для достижения практических целей необходимо познание
субъективного мира клиента. Большинство этих методик проективные.
Для исследования особенностей отражения межличностных от-
ношений часто используются методики тематической апперцепции.
Для взрослых применяют ТАТ (Murray Н., 1943), для детей- CAT (Bellak
S., Bellak L., 1949), Blacky Pictures (Blum G., 1950) и др. Мы предста-
274
вим менее известную методику исследования межличностных отноше-
ний в семье - FRI, которую можно использовать для исследования как
взрослых, так и детей (Howells J., Lickowish J., 1967). Полный вариант
теста составляют 40 картинок из семейной жизни. Возраст изображен-
ных детей от 7 до 12 лет. 16 картинок подходят для исследования се-
мей, в которых есть мальчик или девочка, 8 подходят для семей обеих
категорий. Таким образом, комплект из 24 картинок может быть ис-
пользован для родителей и детей любой семьи. Если в семье есть и
мальчик и девочка, используется комплект из 40 картинок. Дается та-
кая инструкция: «Тут у меня несколько картинок, на которых изобра-
жены что-то делающие люди. Некоторые из них -мальчики и девочки,
другие - взрослые. Я хочу, чтобы ты посмотрел на эти картинки и по-
думал, что бы ты мог по ним рассказать. Расскажи, что они, по твоему
мнению, делают и говорят».
Рассказы по каждой картинке анализируются по их синтаксичес-
кой и грамматической структурам. Ответы разделяются на главные
предложения, дополнительные предложения, восклицания. Эти син-
таксические единицы отделяются друг от друга черточками. В после-
дующем каждая из них анализируется как единица информации, при-
надлежащая одной из указанных категорий (табл. 12).
Далее информация 2 и 3 категории вносится в матрицу отноше-
ний (табл.13).
Таблица 12
Категории единиц информации
Категория 1
Описание картин-
ки
Категория 2
Интеракция людей
Категория 3
Характеристики
личности
Категория 4
Разное
Вербальная
Физическая
Образ, по-
ведение, чувства,
черты характера
Выражения,
отдельные слова и
т. п.
Таблица 13
Пример матрицы отношений
275
Отец
Мат
ь
Мальчик
Девочка
От
ец
злой, в пло-
хом настроении
ру-
гается
с
...
Ма
ть
ругается с ...
взв
олнована
враждебно отно-
сится к ...
жалует-
ся на отца
Ма
льчик
злится на ...
пы-
тается
плохо учится,
ругается
ищет ...
по-
мочь ..
плохие отметки,
дает пощечи-
ну,
лентяй
кладет спать
Де
вочка
дает пощечи-
ну
иде
т вместе
гулять
бьет ругается
нервная
Приведем пример ответа на картинку Е-2 и пример ее анализа
при помощи матрицы (Howells J., Lickowish J., 1967).
Отец и мать смотрят в окно, /они обсуждают поведение мальчи-
ка. / Отец очень злится на него, / потому что он плохо учится. / По-
следняя его отметка очень плохая. / Ох... / Мать говорит, что пытается
ему помочь, / но он лентяй / и враждебно относится к ней. / Отец еще
больше злится / и ох... / наверное... / ну да, он идет его искать. / На-
ходит его, / а он ругается с сестрой / и бьет ее. / Отец дает обоим по-
щечины/и посылает мальчика спать. / Мать очень взволнована. / Де-
вочка нервная/и жалуется матери, / что отец так себя ведет. / Мать
уходит с девочкой гулять в парк. / Отец думает о происшедшем, / и
его настроение портится.
После заполнения матриц на каждую картинку делается общая
интерпретация семейных отношений и их отражения на психику каж-
дого члена семьи. Если с помощью методики FRI исследую
тся все
члены
семьи, возможно получение более сложной и глубокой информации о
межличностных отношениях в семье.
Валидность методики подтверждена исследованиями самих ее