ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8448
Скачиваний: 53
276
создателей, она опробована и позитивно оценена другими авторами
(Rembowksi J., 1975).
Определенный интерес в сфере исследования внутрисемейных
межличностных отношений представляет диагностический рисунок се-
мьи. Он выгодно выделяется среди других средств удобством в при-
менении и адекватностью самой атмосферы семейной терапии. Под-
робнее эта методика рассматривается в разделе 7.3.
Среди методик исследования субъективного отражения межлич-
ностных отношений следует упомянуть и информативные, удобные в
применении вербальные методики, такие, как неоконченные предло-
жения Сакс-Сиднея (Полшцук А. И., Видренко А. Е., 1980), неокон-
ченные рассказы для детей Меделайн Томас Сторис (Rabin A., Haworth
M.,1960).
Особое место среди методик субъективного отражения межлич-
ностных отношений занимает изложенный в гл. 8 тест ролевых кон-
структов Г. Келли - РЕР-тест (Kelly G., 1965).
Межличностные отношения могут субъективно отражаться как
на вербальном уровне (что выражается в специфическом подборе
слов, утверждений для характеристики партнера по отношениям
и
са-
мих отношений) так и на невербальном уровне, что может выразиться,
например, в цветовых ассоциациях на партнера по отношениям.
Методики, основанные на отражении межличностных отноше-
ний, в вербальном поведении не следует путать с описанным выше
подклассом методик, основанных на диагностике индивидуальных
свойств или личностных черт, влияющих на межличностные отноше-
ния. В первом случае речь идет о конкретном отношении субъекта к
лицу и к общению с ним, т. е. отношении, определенном некоторой
совокупностью причин: историей отношений в целом, ситуацией, по-
требностями субъекта, личностными чертами общающихся. Во втором
случае речь, идет об одной или нескольких детерминантах этих отно-
шений. К методикам первого типа относится, например, опросник
удовлетворенности браком (Столин В. В., Романова Т. Л., Бутенко Г.
П., 1984). В этом опроснике измеряется некоторое общее чувство
удовлетворенности-неудовлетворенности браком вообще, конкретным
браком с данным партнером, самим партнером. Методики второго типа
уже упоминались (CPI, тест межличностных отношений Т. Лири).
277
Методикой, основанной на факте выраженности межличностных
отношений в невербальном уровне субъективного отражения, является
цветовой тест отношений (Эткинд А. М., 1980), подробно излагаемый в
разделе 7.4.
Обобщая сказанное, необходимо отметить, что большинство ме-
тодик субъективного отражения межличностных отношений соответ-
ствуют интересам практического работника, так как дают обширную и
глубокую информацию о человеке. Для научно-исследовательских це-
лей из-за большого «удельного веса» субъективизма в интерпретации
данных они малоприменимы. Это еще раз иллюстрирует положение,
что достоинства методик в одной сфере реализации превращаются в
существенный недостаток в другой.
Как сказал Хаммер: «В сложном мире исследователь должен
признать сложность переменных, к которым он хочет подойти вплот-
ную, и решительно избегать опасности атомистических исследований,
наивно понятых и догматически интерпретируемых».
7.2. СОВМЕСТНЫЙ ТЕСТ РОРШАХА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ НА-
РУШЕНИЙ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ
Практическое применение конкретных диагностических приемов
в области семейного консультирования оправдано лишь в той мере, в
какой полученные данные не дублируют «семейный диагноз», выте-
кающий из здравого смысла и имплицитных теорий психолога-кон-
сультанта. Диагностика также должна опираться на принцип круговой
каузальности, согласно которому семейный диагноз слагается из
сложных переплетений личностных особенностей членов семьи, ха-
рактера межличностных отношений и эмоциональных установок (Сто-
лин В. В., 1981). Использование в практике семейного консуль-
тирования совместного теста Роршаха, на наш взгляд, позволяет удач-
но реализовать обозначенные выше требования к психодиагностиче-
ским процедурам. Эта методика сочетает в себе возможности тради-
ционной версии (направленность на выявление интрапсихического со-
держания личности) с перспективой исследования структуры и ди-
намики межличностного взаимодействия в семье (либо иной диаде
близко знакомых людей). Коммуникативные процессы оказываются
278
доступными диагностике благодаря введению в процедуру тестиро-
вания метода, известного под названием «гомеостатический»: участ-
никам эксперимента предлагается достичь согласия по поводу интер-
претации одной или нескольких таблиц.
По сравнению с другими методиками типа «гомеостат»
1
совмест-
ный тест Роршаха (СТР) обладает рядом преимуществ, связанных с по-
вышенной проективной способностью неопределенного стимульного
материала. В отличие от заданий, где совместно требуется прийти к
какому-то четко определенному решению или результату (командная
гребля, лабиринтные задачи и т. п.), в СТР все «решения» партнеров
равноправны, и, следовательно, расхождение точек зрения почти не-
избежно. В этих условиях обмен высказываниями в процессе поиска
совместного решения все меньше будет отражать стремление к пере-
даче «объективного» содержания и все больше - эмоциональные уста-
новки членов семьи по отношению друг к другу. Будет выяснено, ка-
ким образом участники сумеют прийти к совместному решению, какие
стратегии взаимодействия изберут, какие чувства испытают - иными
словами, СТР сделает очевидным неосознаваемый индивидуально-
стилистический (личностный) аспект коммуникации.
Количество и качество совместных ответов могут служить мерой
сплоченности и совместимости группы, а сам процесс нахождения со-
вместных решений продемонстрирует стили межличностного вза-
имодействия. Как будет показано ниже, наибольшую популярность
СТР завоевал в семейной психодиагностике, хотя очевидна его приме-
нимость к более широкому кругу диагностических задач. На се-
годняшний день, совместный тест Роршаха - это группа методических
приемов, одни из которых преимущественно нацелены на диагностику
процессов взаимодействия, а другие - налнализ продукта взаимодей-
ствия.
1
Оригинальный лабораторный гомеостатический метод был разработан в отечественной психо-
логии в 60-х годах. Его применение позволило продуктивно исследовать различные аспекты
взаимодействия партнеров при подборе летных экипажей, спортивных команд, а также изучить
психологическую совместимость в семье, производственных коллективах, эффективность груп-
повой деятельности при решении совместных задач. Впоследствии принцип гомеостата удалось
успешно распространить на ряд иных экспериментальных процедур и приемов исследования
общения (Ломов Б. Ф., 1975; Обозов Н. Н., 1979).
279
При исследованиях процесса взаимодействия довольно четко
ощущается отсутствие единообразия в процедуре проведения теста.
Обычно эксперимент включает в себя индивидуальное и совместное
тестирование, но может ограничиваться только СТР. Лишь немногие
исследователи используют все таблицы теста, большинство предъяв-
ляют одну или две-три таблицы, В инструкции к СТР экспериментатор
сообщает, что члены группы должны будут некоторое время работать
совместно над определенной задачей и что им предлагается прийти к
соглашению по поводу того, на что похоже пятно
1
. Ответы, в отноше-
нии которых достигнуто единодушие, каждый из участников записы-
вает на листе бумаги. Основным материалом анализа служат образцы
вербальной коммуникации - высказывания; ответы - интерпретация
пятна по традиционной схеме - не обрабатываются.
Имеется целый ряд свидетельств валидности СТР.
В одном из первых исследований В. Бланшар использовал про-
цедуру СТР для изучения структуры лидерства и распределения ролей
в группе делинквентных подростков - членов одной банды. Было про-
демонстрировано сходство между реальными стилями общения под-
ростков в банде и выявленными проективно, с помощью СТР (ВIan-
chard W., 1959).
С помощью СТР изучались особенности формирования психо-
терапевтического контакта при разных формах психотерапии (Love-
land N., 1967). Терапевт, который легко и отчетливо представлял себе
зрительные образы своего пациента в тесте, был способен улавливать
больше информации о состоянии пациента в процессе психотерапии,
чем терапевт, чье восприятие настолько отличалось от восприятия па-
циента, что он «не видел» даже четкие, хорошо обрисованные ответы.
Терапевт, развивающий у пациента творческий подход к интерпрета-
ции пятен, способствующий возрастанию инициативы и уверенности в
себе пациента, аналогично воздействует на пациента и в процессе
психотерапии. На основании этих результатов делается вывод о воз-
можности прогноза совместимости пациента и терапевта, а также
1
Ход дискуссии записывается на магнитофон, экспериментатор фиксирует также невербальные
реакции, наблюдая за участниками либо через стекло Гезелла, либо присутствуя при СТР; в ход
дискуссии он, как правило, не вмешивается.
280
оценки меры эмпатии и идентификации терапевта с пациентом, необ-
ходимой для эффективного лечебного процесса.
В наибольшей мере свою валидность, в том числе и прогности-
ческую, СТР доказал в исследовании нарушений общения в семьях
больных шизофренией.
Ранее выполненные исследования клинической ориентации по-
зволили описать феноменологию внутрисемейных дисгармоний у этих
больных: в сфере супружеских отношений — «расколотый» брак, эмо-
циональный развод; в сфере родительских установок - скрытое или
явное отвержение своего ребенка, незрелость родительской позиции,
деспотизм и эгоцентризм (цит. по: Воловик В. М., 1980).
Л. Винн и М. Сингер применили процедуру СТР для экспери-
ментальной диагностики нарушений семейного взаимодействия и воз-
можности их спонтанной коррекции. Авторов интересовали два аспек-
та родительских отношений: 1) в какой мере в СТР родители ограни-
чивают или облегчают общение друг с другом; 2) как они вза-
имодействуют в ситуации неуспеха одного из них. Экспериментальный
материал включал индивидуальное интервьюирование и тестирование
родителей (индивидуальный тест Роршаха), магнитофонные записи
фрагментов семейной терапии, а также СТР родителей с кем-то из
членов семьи;. Было обнаружено, что родители в СТР склонны ограни-
чивать, ущемлять друг друга, взаимно сокращая потенциальный
спектр поведенческих актов. В терминах ролевого поведения этот тип
взаимодействия квалифицирован как взаимодополняющие друг друга
оппозиции доминирование-подчинение (Singer M., Wynne L., 1963).
В связи с прогнозом риска патогенного влияния нарушений об-
щения больных родителей на психическое развитие ребенка, рассмат-
ривался вопрос о возможности взаимной коррекции супругами не-
адекватных форм поведения. Для этого в исследовании сначала ана-
лизировалось общение каждого из родителей с незнакомым человеком
(в индивидуальном тесте Роршаха - с экспериментатором), затем об-
щение родителей между собой — в супружеском СТР и, наконец, при
общении родителей с ребенком - в семейном СТР. Оказалось, что если
один из супругов в СТР демонстрирует тенденцию к нарушающим, сби-
вающим высказываниям, то при общении с ребенком в СТР он также
будет склонен к путаным, неясным объяснениям. По предположению