Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8448

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

276

создателей, она  опробована  и  позитивно  оценена  другими  авторами

(Rembowksi J., 1975).

Определенный  интерес  в  сфере  исследования  внутрисемейных

межличностных отношений представляет диагностический рисунок се-

мьи. Он  выгодно  выделяется  среди  других  средств  удобством  в  при-
менении  и  адекватностью  самой  атмосферы  семейной  терапии. Под-

робнее эта методика рассматривается в разделе 7.3.

Среди методик исследования субъективного отражения межлич-

ностных  отношений  следует  упомянуть  и  информативные, удобные  в
применении  вербальные  методики, такие, как  неоконченные  предло-

жения  Сакс-Сиднея (Полшцук  А. И., Видренко  А. Е., 1980), неокон-

ченные рассказы для детей Меделайн Томас Сторис (Rabin A., Haworth
M.,1960).

Особое  место  среди  методик  субъективного  отражения  межлич-

ностных  отношений  занимает  изложенный  в  гл. 8 тест  ролевых  кон-

структов Г. Келли - РЕР-тест (Kelly G., 1965).

Межличностные  отношения  могут  субъективно  отражаться  как

на  вербальном  уровне (что  выражается  в  специфическом  подборе
слов, утверждений для характеристики партнера по отношениям

и

 са-

мих отношений) так и на невербальном уровне, что может выразиться,
например, в цветовых ассоциациях на партнера по отношениям.

Методики, основанные  на  отражении  межличностных  отноше-

ний, в  вербальном  поведении  не  следует  путать  с  описанным  выше
подклассом  методик, основанных  на  диагностике  индивидуальных

свойств  или  личностных  черт, влияющих  на  межличностные  отноше-
ния. В  первом  случае  речь  идет  о  конкретном  отношении  субъекта  к

лицу  и  к  общению  с  ним, т. е. отношении, определенном  некоторой
совокупностью  причин: историей  отношений  в  целом, ситуацией, по-

требностями  субъекта, личностными  чертами  общающихся. Во  втором
случае речь, идет об одной или нескольких детерминантах этих отно-

шений. К  методикам  первого  типа  относится, например, опросник

удовлетворенности  браком  (Столин  В.  В.,  Романова  Т.  Л.,  Бутенко  Г.
П., 1984). В  этом  опроснике  измеряется  некоторое  общее  чувство

удовлетворенности-неудовлетворенности  браком  вообще, конкретным
браком с данным партнером, самим партнером. Методики второго типа

уже упоминались (CPI, тест межличностных отношений Т. Лири).


background image

277

Методикой, основанной на факте выраженности межличностных

отношений в невербальном уровне субъективного отражения, является

цветовой тест отношений (Эткинд А. М., 1980), подробно излагаемый в
разделе 7.4.

Обобщая сказанное, необходимо отметить, что большинство ме-

тодик  субъективного  отражения  межличностных  отношений  соответ-

ствуют интересам практического работника, так как дают обширную и
глубокую информацию о человеке. Для научно-исследовательских це-

лей из-за большого «удельного веса» субъективизма в интерпретации
данных  они  малоприменимы. Это  еще  раз  иллюстрирует  положение,

что  достоинства  методик  в  одной  сфере  реализации  превращаются  в

существенный недостаток в другой.

Как  сказал  Хаммер: «В  сложном  мире  исследователь  должен

признать  сложность  переменных, к  которым  он  хочет  подойти  вплот-
ную, и решительно избегать опасности атомистических исследований,

наивно понятых и догматически интерпретируемых».

7.2. СОВМЕСТНЫЙ ТЕСТ РОРШАХА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ НА-

РУШЕНИЙ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ

Практическое применение конкретных диагностических приемов

в области семейного консультирования оправдано лишь в той мере, в

какой  полученные  данные  не  дублируют «семейный  диагноз», выте-
кающий  из  здравого  смысла  и  имплицитных  теорий  психолога-кон-

сультанта. Диагностика также должна опираться на принцип круговой
каузальности, согласно  которому  семейный  диагноз  слагается  из

сложных  переплетений  личностных  особенностей  членов  семьи, ха-
рактера  межличностных  отношений и эмоциональных  установок (Сто-

лин  В. В., 1981). Использование  в  практике  семейного  консуль-
тирования совместного теста Роршаха, на наш взгляд, позволяет удач-

но  реализовать  обозначенные  выше  требования  к  психодиагностиче-

ским  процедурам. Эта  методика  сочетает  в  себе  возможности  тради-
ционной версии (направленность на выявление интрапсихического со-

держания  личности) с  перспективой  исследования  структуры  и  ди-
намики  межличностного  взаимодействия  в  семье (либо  иной  диаде

близко  знакомых  людей). Коммуникативные  процессы  оказываются


background image

278

доступными  диагностике  благодаря  введению  в  процедуру  тестиро-

вания  метода, известного  под  названием «гомеостатический»: участ-

никам  эксперимента  предлагается  достичь согласия  по  поводу  интер-
претации одной или нескольких таблиц.

По сравнению с другими методиками типа «гомеостат»

1

 совмест-

ный тест Роршаха (СТР) обладает рядом преимуществ, связанных с по-

вышенной  проективной  способностью  неопределенного  стимульного
материала. В  отличие  от  заданий, где  совместно  требуется  прийти  к

какому-то  четко  определенному  решению  или  результату (командная

гребля, лабиринтные задачи и т. п.), в СТР все «решения» партнеров
равноправны, и, следовательно, расхождение  точек  зрения  почти  не-

избежно. В  этих  условиях  обмен  высказываниями  в  процессе  поиска
совместного  решения  все  меньше  будет  отражать  стремление  к  пере-

даче «объективного» содержания и все больше - эмоциональные уста-
новки членов семьи по отношению друг к другу. Будет выяснено, ка-

ким образом участники сумеют прийти к совместному решению, какие
стратегии  взаимодействия  изберут, какие  чувства  испытают - иными

словами, СТР  сделает  очевидным  неосознаваемый  индивидуально-
стилистический (личностный) аспект коммуникации.

Количество и качество совместных ответов могут служить мерой

сплоченности и совместимости группы, а сам процесс нахождения со-
вместных  решений  продемонстрирует  стили  межличностного  вза-

имодействия. Как  будет  показано  ниже, наибольшую  популярность
СТР завоевал в семейной психодиагностике, хотя очевидна его приме-

нимость  к  более  широкому  кругу  диагностических  задач. На  се-
годняшний день, совместный тест Роршаха - это группа методических

приемов, одни из которых преимущественно нацелены на диагностику
процессов  взаимодействия, а  другие - налнализ  продукта  взаимодей-

ствия.

1

 Оригинальный лабораторный гомеостатический метод был разработан в отечественной психо-

логии в 60-х годах. Его применение позволило продуктивно исследовать различные аспекты
взаимодействия партнеров при подборе летных экипажей, спортивных команд, а также изучить
психологическую совместимость в семье, производственных коллективах, эффективность груп-
повой деятельности при решении совместных задач. Впоследствии принцип гомеостата удалось
успешно распространить на ряд иных экспериментальных процедур и приемов исследования
общения (Ломов Б. Ф., 1975; Обозов Н. Н., 1979).


background image

279

При  исследованиях  процесса  взаимодействия  довольно  четко

ощущается  отсутствие  единообразия  в  процедуре  проведения  теста.

Обычно  эксперимент  включает  в  себя  индивидуальное  и  совместное
тестирование, но  может  ограничиваться  только  СТР. Лишь  немногие

исследователи  используют  все  таблицы  теста, большинство  предъяв-
ляют одну или две-три таблицы, В инструкции к СТР экспериментатор

сообщает, что члены группы должны будут некоторое время работать
совместно над определенной задачей и что им предлагается прийти к

соглашению по поводу того, на что похоже пятно

1

. Ответы, в отноше-

нии  которых  достигнуто  единодушие, каждый  из  участников  записы-

вает на листе бумаги. Основным материалом анализа служат образцы

вербальной  коммуникации - высказывания; ответы - интерпретация
пятна по традиционной схеме - не обрабатываются.

Имеется целый ряд свидетельств валидности СТР.
В  одном  из первых исследований  В. Бланшар  использовал  про-

цедуру СТР для изучения структуры лидерства и распределения ролей
в группе делинквентных подростков - членов одной банды. Было про-

демонстрировано  сходство  между  реальными  стилями  общения  под-
ростков  в  банде  и  выявленными  проективно,  с  помощью  СТР  (ВIan-

chard W., 1959).

С  помощью  СТР  изучались  особенности  формирования  психо-

терапевтического  контакта  при  разных  формах  психотерапии (Love-

land N., 1967). Терапевт, который легко и отчетливо представлял себе
зрительные образы своего пациента в тесте, был способен улавливать

больше  информации  о  состоянии  пациента  в  процессе  психотерапии,
чем терапевт, чье восприятие настолько отличалось от восприятия па-

циента, что он «не видел» даже четкие, хорошо обрисованные ответы.
Терапевт, развивающий  у  пациента  творческий  подход  к  интерпрета-

ции пятен, способствующий возрастанию инициативы и уверенности в
себе  пациента, аналогично  воздействует  на  пациента  и  в  процессе

психотерапии. На  основании  этих  результатов  делается  вывод  о  воз-

можности  прогноза  совместимости  пациента  и  терапевта, а  также

1

 Ход дискуссии записывается на магнитофон, экспериментатор фиксирует также невербальные

реакции, наблюдая за участниками либо через стекло Гезелла, либо присутствуя при СТР; в ход
дискуссии он, как правило, не вмешивается.


background image

280

оценки меры эмпатии и идентификации терапевта с пациентом, необ-

ходимой для эффективного лечебного процесса.

В  наибольшей  мере  свою  валидность, в том  числе  и  прогности-

ческую, СТР  доказал  в  исследовании  нарушений  общения  в  семьях

больных шизофренией.

Ранее  выполненные  исследования  клинической  ориентации  по-

зволили  описать  феноменологию  внутрисемейных  дисгармоний  у  этих
больных: в сфере супружеских отношений — «расколотый» брак, эмо-

циональный  развод; в  сфере  родительских  установок - скрытое  или
явное  отвержение  своего  ребенка, незрелость  родительской  позиции,

деспотизм и эгоцентризм (цит. по: Воловик В. М., 1980).

Л. Винн  и  М. Сингер  применили  процедуру  СТР  для  экспери-

ментальной диагностики нарушений семейного взаимодействия и воз-

можности их спонтанной коррекции. Авторов интересовали два аспек-
та  родительских  отношений: 1) в  какой  мере  в  СТР  родители  ограни-

чивают  или  облегчают  общение  друг  с  другом; 2) как  они  вза-
имодействуют в ситуации неуспеха одного из них. Экспериментальный

материал включал индивидуальное интервьюирование и тестирование
родителей (индивидуальный  тест  Роршаха), магнитофонные  записи

фрагментов  семейной  терапии, а  также  СТР  родителей  с  кем-то  из
членов семьи;. Было обнаружено, что родители в СТР склонны ограни-

чивать, ущемлять  друг  друга, взаимно  сокращая  потенциальный

спектр поведенческих актов. В терминах ролевого поведения этот тип
взаимодействия  квалифицирован  как  взаимодополняющие  друг  друга

оппозиции доминирование-подчинение (Singer M., Wynne L., 1963).

В  связи  с  прогнозом  риска  патогенного  влияния  нарушений  об-

щения больных родителей на психическое развитие ребенка, рассмат-
ривался  вопрос  о  возможности  взаимной  коррекции  супругами  не-

адекватных  форм  поведения. Для  этого в  исследовании  сначала  ана-
лизировалось общение каждого из родителей с незнакомым человеком

(в  индивидуальном  тесте  Роршаха - с  экспериментатором), затем  об-

щение  родителей  между  собой — в  супружеском  СТР  и, наконец, при
общении родителей с ребенком - в семейном СТР. Оказалось, что если

один из супругов в СТР демонстрирует тенденцию к нарушающим, сби-
вающим  высказываниям, то  при  общении  с  ребенком  в  СТР  он  также

будет  склонен  к  путаным, неясным  объяснениям. По  предположению