Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8449

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

281

авторов, «шизофренногенный  потенциал» семьи  определяется  итого-

вым  паттерном  родительского  взаимодействия, поэтому  важно  учиты-

вать возможность коррегирующего влияния другого, менее дефектного
родителя. Так, в  некоторых  семьях  отец  склонен  не  противодейство-

вать или даже усиливать разрушающие воздействия матери, хотя, как
это  явствует  из  анализа  его  поведения  в  индивидуальном  тесте  Рор-

шаха, вне семейного общения, при наличии эмоциональной поддержки
он вполне способен активно взаимодействовать и успешно коррегиро-

вать  действия  партнера  по  общению  (Singer  М,  Wynne  L.,  Tookey  M.,
1978). Очевидно, что  если  коррегирующие  возможности  родителя  не

актуализируются  в  семейном  общении, они  фактически  оказываются

недоступными для интервализации их ребенком. Напротив, когда отец
не  разделяет  или  не  поддерживает  психических  и  поведенческих  на-

рушений  матери, он  тем  самым  уменьшает  хаос  семейной  дезоргани-
зации и предоставляет ребенку для ин-тернализации альтернативную,

более  эффективную  модель  общения. В последнем случае  риск  нару-
шений  в  развитии  ребенка  также  существует, однако  эти  нарушения,

вероятнее всего, примут форму невроза, а не шизофрении, в то время
как  при  нарушении  общения  обоих  родителей  риск  заболевания  ши-

зофренией  у  ребенка  увеличивается. Данные, полученные  в  указан-
ных  исследованиях, развивают  и  уточняют  феномены, ранее  обнару-

женные клинически, однако в рамках обсуждаемой здесь темы главная

их ценность заключается в способе, которым они были получены. Лю-
бопытна  предложенная  авторами  интерпретация  психологического

смысла процедуры СТР, когда в эксперименте участвуют супруги и де-
ти. В самом общем виде процесс приписывания значения бессмыслен-

ным пятнам в семейном СТР, когда родители объясняют ребенку инст-
рукцию, аналогичен  процессу  обучения  ребенка  некоторым  навыкам

обращения  с  реальностью. И  здесь  имеет  большое  значение, в  какой
форме  передается  информация  ребенку (доступность, ясность, экс-

прессивность), какие  взаимные  установки определяют  взаимоотноше-

ния родителей и ребенка на самых первых этапах работы с тестом (кто
первым берет таблицу, дает интерпретацию и т. д.). Если интерпрета-

ция пятен родителями неопределенна, спутана, если в своей совмест-
ной  деятельности  родители  не  содействуют  взаимной  эффективности,

не  коррегируют  неудачные, нереалистические  ответы, окружающая


background image

282

действительность  предстает  перед  ребенком  столь  же  туманной, не-

объяснимой  и  противоречивой. Если  родители  единодушны  в  своих

нереалистических  суждениях  и  установках  в  адрес  друг  друга, ребе-
нок, замкнутый в эмоционально напряженном поле семьи, не находит

адекватных  реальности  образцов  мышления  и  поведения. Идентифи-
кация  с  родителями  в  этом  случае  способствует  развитию  у  ребенка

паралогического  иррационального  мышления  и  глубоко  конфликтных
отклоняющихся паттернов общения (Singer M., Wynne L., 1963).

М. Сингер предложил также оригинальную концепцию коммуни-

кации  как  установления  общего  фокуса  внимания  общающихся, схе-

матично сводимого к четырем последовательным этапам:

1) выделение некоторого события, образа или чувства;
2)  привлечение внимания другого к данной области (имеется в

виду  -области  таблицы  или  пятна)  и  к  определенному  фокусу  внутри
данной области;

3) установление  общего  фокуса  внимания  в  случае  достижения

согласия по поводу интерпретации пятна;

4) соглашение относительно значения рассматриваемого пункта

(Singer M., 1967).

Общение  в  семьях  больных  шизофренией  нарушается  за  счет

пропуска первых трех звеньев коммуникативной деятельности

1

. Пред-

полагается, что  в  основе  нарушения  лежат  специфические  особенно-

сти  речевой  деятельности: больные  формулируют  свои  мысли  таким
образом,  что  у  слушающего  не  возникает  ясного  представления  о

предмете общения. Имеются в виду интерпретации пятна в форме нев-
разумительных  замечаний, аграмматизмов, неологизмов, суждений,

противоречащих друг другу; ассоциаций по созвучию и т. п.

На  основе  анализа  речевых  высказываний  была  предложена

следующая каталогизация отклонений в общении (Singer M., Wynne L.,
Toohey M., 1978):

I.  Неопределенность  намерения. Высказывания, включенные  в

этот  раздел, вызывают  у  слушателей  сомнение, действительно  ли  го-
ворящий утверждает нечто или, напротив, отказывается от своей идеи.

Пример: «Они не выглядят в точности как обезьяны».

1

 Отметим, что и сама гипотеза, и отдельные ее формулировки во многом порождены процеду-

рой СТР.


background image

283

II.  Неопределенность ссылок. То, на что ссылается говорящий,

обрисовано  недостаточно, так  что  слушатель  не  может  быть  уверен,

что понимает собеседника. Пример: «Это такая же форма, как другая,
которая у нас была раньше, только в цвете».

III. Неопределенность языка. Многословие, субъективные слово-

образования, неологизмы, ассоциации  по  созвучию, игра  слов. При-

мер: «Похоже на голову животного в рычащем виде».

IV. Противоречивость логики суждений. Высказывания противо-

речат  друг  другу, нарушая  последовательность  и  логику  суждений.
Пример: «Это  просто  накапано... это  в  некотором  роде  отличный  ри-

сунок... потому что обе стороны одинаковые».

V.  Отвлекающие, прерывающие, перебивающие  отступления  и

высказывания. Пример: «А моя тетя проходила это тестирование?»

Единицей  анализа  коммуникации  выступает, как  мы  видим, ре-

чевое высказывание - любое слово или словосочетание, предложение

или  набор  предложений, произнесенные  партнером. Каждое  речевое
высказывание  является  не  только  интерпретацией  пятна, но  и  обра-

щением  к  партнеру  по  общению,  и  по  существу  является  «ходом»,
инициирующим ответное высказывание .и общее движение партнеров

к цели - совместной  интерпретации  пятна. Важно «услышать» в  каж-
дом высказывании личностный подтекст - эмоциональное отношение к

партнеру  и задаче, проекцию  межличностных  установок, чувств, кон-

фликтов.

Н. Лавленд  предлагает  различать  четыре  формы  высказываний

в  зависимости  от  того,  насколько  они  облегчают,  затрудняют  или  де-
лают  невозможным  достижение  общей  цели -совместной  интерпрета-

ции пятна. Высказывания (или транзакции) квалифицируются соответ-
ственно  как  облегчающие - необычайно  сенситивные, творческие;

нейтральные -обычные, стандартные; затрудняющие - случайные,
уводящие  от  цели; разрушающие - искажающие  смысл  сказанного

(Loveland N, 1967).

Н. Лавленд  показала  также, что  предлагаемая  оценка  транзак-

ций значимо различает родителей здоровых детей, детей-невротиков и

детей-шизофреников.

Несколько  слов  следует  сказать  по  поводу  используемого  кон-


background image

284

цептуального  аппарата, в  частности - содержания  понятий «комму-

никация» и «транзакция». Создается  впечатление, что  они  употреб-

ляются  синонимично, или, точнее, авторы  имплицитно  придержи-
ваются  транзактной  концепции  коммуникации. Так, процесс  комму-

никации в норме обладает следующими свойствами: всегда имеет ад-
ресата, отличается цикличностью, двухсторонностью, учетом взаимных

ответных  реакций  и  установок  партнеров  по  общению. Пред-
полагается, таким  образом, что  коммуникация  не  есть  простой  обмен

информацией, она скорее подобна, по образному выражению Т. Шибу-
тани, «взаимопроникновению  картин  мира», в  результате  чего  дости-

гается  определенная  степень  согласия  партнеров  по  взаимодействию

(Шибутани Т., 1969). Кроме того, обмениваясь мнениями, люди обычно
прямо  или  косвенно  дают  понять  о  своем  собственном  отношении  к

тому, о  чем  идет  речь, что  проявляется  в  экспрессии  и  стиле  речи,
включая  и  невербальные  ее  компоненты («личный  аспект» коммуни-

кации).

По-видимому, «личный  аспект» коммуникации  является  значи-

тельно  менее  осознаваемым  и  контролируемым, чем содержательный,
в силу чего применение проективных методов диагностики оказывает-

ся  особенно  эффективным. Совместный  тест  Роршаха  позволяет  мо-
делировать  процесс  коммуникации, когда  цель  и  мотив  межличност-

ного взаимодействия прямо не совпадают. Так, поиск совместного от-

вета  может  побуждаться  стремлением  действовать  в  соответствии  с
принятой инструкцией, но не исключено также, что в ходе реализации

этой  цели  у  участников  возникнут  и  иные  мотивы, например, до-
стижение  согласия  ради  демонстрации  своего  единения  с  партнером

или, напротив, избегание  согласия  ввиду  взаимно  конкурентных  ус-
тановок  партнеров. Именно  в  последнем  случае, когда  деловая  на-

правленность участников незаметно для них самих подменяется стрем-
лением  выяснить  «кто  есть  кто»,  транзактный  анализ  процесса  ком-

муникации  особенно  продуктивен. Не  исключено, соглашаются  сто-

ронники этого метода, что не только СТР вызывает проекцию транзак-
ций, но несомненно также, что СТР вызывает проекцию транзакций; к

тому же участникам эксперимента обычно нравится процедура интер-
претации  пятен, что  легко  снимает  действие  защитных  механизмов  и

способствует  большему  самораскрытию  в  процессе  общения. Но  не


background image

285

только исследование процесса взаимодействия вскрывает транзактный

аспект коммуникации; его можно выявить, анализируя сам «продукт»

этого процесса - совместный ответ.

При  исследованиях  продукта  взаимодействия  в  СТР  преимуще-

ственный  акцент  делается  на  сравнительном  анализе  ответов, полу-
ченных  в  процедуре  индивидуального  тестирования  и  СТР. Обраща-

ется внимание на постоянство или вариативность таких категорий со-
вместного ответа, как содержание, уровень и качество формы, ориги-

нальность (популярность), контроль и ряд других. Предполагается, что
совместный  ответ  неаддитивен, если  является  результатом  истинной

кооперации в ситуации «принятия решения».

Дж. Бомэн и М. Роумен, сравнивая индивидуальное и совместное

выполнения  теста  Векслера  супружескими  парами, вводят  понятия

«потенциальность» и «эффективность». Потенциальность - это лучший
результат, которого пара могла бы достичь, выбрав в качестве совме-

стного  ответа лучший  из  двух  индивидуальных. Эффективность опре-
деляется  как  разница  между  потенциальным  и  совместным  ответом.

Чем меньше абсолютная величина эффективности, тем большей адап-
тированностью характеризуется индивидуальное поведение и  взаимо-

действие между супругами

1

.

На основании результатов по тесту Векслера авторы предлагают

анализировать совместные ответы по следующим 4 категориям:

1. Доминантность - совместный ответ содержит ответ только од-

ного члена пары.

2.  Комбинация - совместный  ответ  содержит  элементы  ответов

обоих членов пары.

3.  Появление- появление  новой  идеи  в  совместном  ответе, не

присутствующей ни в одном из индивидуальных ответов.

4.  Подкрепление - совместный  ответ идентичен  обоим  индиви-

дуальным ответам (Bauman G., Roman M., 1968).

Данная классификация ответов может быть с успехом применена

к  оценке  индивидуальных «вкладов»  членов  диады  в  СТР,  что  позво-

1

 Для оценки адаптивности по тесту Роршаха использовалась шкала Дэвидсон, включающая

семнадцать пунктов оценки ответа, составленных на основе традиционной психограммы; мак-
симальной адаптированное™ соответствует 17-балльная оценка ответа. Очевидно, что исполь-
зование шкалы Дэвидсон правомерно, когда предъявляется полный набор таблиц Роршаха; в
других случаях возможен лишь приблизительный учет тенденций по выделенным пунктам.