ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8443
Скачиваний: 53
286
лило бы перейти от поверхностного описания ответов как продуктов
взаимодействия к квалификации породивших их стилей взаимодейст-
вия. Представляет интерес попытка Ф. Каттера интерпретировать со-
вместный ответ как набор оппозиций в высказываниях, описывающих
ролевые ожидания партнеров (Cutter F., 1968). Полярные содержания
обнаруживаются в вербальных несогласиях по поводу значения одно-
го и того же участка пятна, а также «вычитываются» из стиля речево-
го оформления ответа, дополнительных ремарок, восклицаний и даже
невербального экспрессивного поведения. Например, в ответах двух
членов семьи на таблицу III: «Два каннибала над горшком с ритуаль-
ным огнем» и «Два туземца стучат по барабану» - противопоставление
идет по двум линиям: по содержанию - агрессивность против неагрес-
сивности, по стилю вербального оформления ответа -большая или
меньшая экспрессивность. С клинической точки зрения этот пример,
по мнению Каттера, иллюстрирует наличие у каждого члена семьи
конфликта между агрессивными и дружелюбно-радостными ожидания-
ми в семейном взаимодействии.
На основе техники анализа полярных содержаний делается по-
пытка интерпретации клинического случая симбиотического общения
матери и сына, впоследствии совершившего суицид. В СТР, где мать
видела «что-то тащивших людей», сын видел «.повиснувших людей»,
если мать предлагала интерпретацию «ковер, висящий на стене», сын
— «морского ската, повешенного за бок в». Поскольку для жизненного
стиля сына было характерно выступать в пассивной роли, «вешаться
на кого-то», авторы считают отнюдь не случайным избранный им спо-
соб суицида.
В соответствии с концепцией полярных содержаний ответы ма-
тери и сына представляют оппозицию «активность-пассивность», опи-
сывающую комплиментарность ролевых ожиданий в диаде мать-сын.
Совместные ответы в СТР дают представление о пространстве по-
лярных содержаний, отражающем конфликты, разделяемые всеми
членами группы, но в разной степени. Ключ к пониманию того, какую
позицию занимает каждый член семьи в групповом конфликте, дает
сравнительный анализ содержания индивидуальных ответов в тради-
287
ционной процедуре теста и совместного ответа в СТР
1
.
Обзор работ, посвященных изучению ответов в СТР, отчетливо
демонстрирует ограниченные возможности анализа совместного ответа
вне сопоставления с контекстом взаимодействия. Очевидно, что про-
стая констатация изменений индивидуального ответа при включении
испытуемого в референтную группу никак не проливает свет на при-
роду, психологический смысл этих изменений. Изменчивость ответов в
тесте Роршаха, как известно, определяется влиянием многих факто-
ров, в том числе и ситуативно-процедурных. Таким образом, если ис-
ключить случайные флуктуации, специфика ответа в СТР детермини-
рована по крайней мере двумя факторами: задачей-инструкцией, тре-
бующей принятия совместного решения, и возникающей в ходе вы-
полнения задания транзакцией участников. В результате, например,
совместный ответ может оказаться богаче, тоньше, нюансированнее
индивидуального за счет более тщательного отбора информации с це-
лью передачи ее партнеру, а также за счет кооперативных установок
участников. С другой стороны, на перцептивную стратегию и ее про-
дукт - совместный ответ — не могут не оказывать влияния возраст,
пол, статус партнера, а также личный аспект коммуникации - аффек-
тивные состояния, мотивация и структура реальных отношений между
участниками вне экспериментальной ситуации.
Ф. Каттер и Н. Фарбероу показали, что включение одного и того
же испытуемого в разные референтные группы - супружескую, дру-
жескую, формально-статусную - позволяет выявить ряд существенных
отличий, имеющих диагностическое значение:
а) большее разнообразие полярных содержаний в СТР с друзья-
ми, чем с женой и статусной группой;
б) количество совместных решений, где доминировал испытуе-
мый, возрастало при переходе от дружеской к супружеской и статус-
ной группам;
в) анализ полярных содержаний демонстрирует разнообразие
ролевых ожиданий
2
, предъявляемых к испытуемому в разных группах:
1
В итоге такого анализа клиницист получает список «тем» (по аналогии с анализом рассказов
ТАТ) как проекцию не только содержания внутригруппового конфликта, но и того, посредством
каких стилей взаимодействия они разрешаются.
2
Термин «ролевые ожидания» избран авторами не совсем удачно: речь идет не о поведении в
соответствии с предписаниями той или иной социальной роли -мужа, друга, коллеги и т. д. Бо-
288
ожидание безответственности - от друзей, эмоциональной холодности
- от соседей, жертвенности - от жены (Cutter F., Farberow N., 1970).
Достаточно очевидно, что психологическая интерпретация ре-
зультатов экспериментальных исследований не может быть принята
безоговорочно и требует, на наш взгляд, ответа на следующие вопро-
сы: какого рода взаимодействия партнеров в ходе достижения согла-
сия порождают те или иные характеристики совместного ответа; явля-
ется ли совместный ответ простым совмещением двух или более пер-
цептивных стратегий в целях адаптации к экспериментальной задаче
или он также отражает определенные аффективно-потребностные ус-
тановки общающихся и их динамику. В большей части рассмотренных
нами исследований Н. Лавленд, М. Сингер и Л. Вина совместный тест
Роршаха, по существу, выступает лишь поводом для вскрытия нару-
шенной структуры общения и в этой ограниченной функции, как спра-
ведливо отмечает ряд авторов, действительно может быть заменен на
другой тест или групповую дискуссию (см., напр.: Воловик В. М.,
1980). Однако это, на наш взгляд, означало бы обеднение диагности-
ческой процедуры СТР. Анализ ответов - индивидуальных и совмест-
ных - с учетом широких возможностей, предоставляемых самим проек-
тивным тестом, в проанализированной нами литературе представлен
явно недостаточно. Между тем есть основания утверждать, что во мно-
гих отношениях СТР является пригодным и информативным экспери-
ментальным приемом изучения транзактного аспекта взаимодействия,
однако лишь при условии параллельного анализа процесса и продукта
взаимодействия. При этом оказывается возможным, опираясь на про-
ективную природу метода, и в том и в другом случае выявлять неосоз-
наваемые уровни аффективных переживаний партнеров, их динамику
в ходе коммуникаций и, наконец (что, на наш взгляд, самое главное),
побудительные мотивы, инициирующие тот или иной тип транзакций.
На сегодняшний день этим требованиям удовлетворяют далеко не все
интерпретативные и концептуальные схемы СТР. Перспективным пред-
ставляется направление работ швейцарского психолога Ю. Вилли, по-
лучившее развитие в исследованиях группы семейных психологов и
психотерапевтов, а также в нашей собственной исследовательской и
лее подходящим, на наш взгляд, является термин «транзакция».
289
консультативной практике (Willi J., 1973, 1974).
Ю. Вилли, проводит СТР в два приема: сначала индивидуально с
каждым членом пары или группы, а затем совместно. При индивиду-
альном исследовании используется полный набор таблиц, процедура
тестирования и обработка протоколов соответствуют традиционной
схеме. Для повышения надежности теста индивидуальная и совмест-
ная процедуры тестирования осуществляются в один и тот же день, и
подготавливается тем же экспериментатором. Необходима параллель-
ная фиксация хода дискуссии и невербальных реакций участников.
Присутствие экспериментатора при СТР крайне нежелательно.
Процедура СТР. Таблицы Роршаха «рубашками книзу» кладут на
стол перед испытуемыми, точное местоположение которых регламен-
тируется экспериментатором.
Инструкция. «Попробуйте прийти к согласию по поводу ваших
толкований таблиц. Запишите ваши совместные ответы на каждую
таблицу на листках бумаги».
Обработка результатов осуществляется по схеме, учитывающей
осознанный поведенческий аспект коммуникации, аффективный стиль
отношений, а также бессознательные переживания партнеров в про-
цессе прямой интеракции.
Анализ поведения партнеров проводится по следующей схеме.
1. Практическая активность партнеров (держание таблицы) оп-
ределяется посредством фиксации последовательности, в которой таб-
лица переходит от партнера к партнеру: как часто и в каком порядке
каждый участник эксперимента использует таблицу, по которой идет
дискуссия.
В протоколе и сводной таблице отмечается, сколько раз первым
брал таблицу каждый партнер. Держание таблицы является невер-
бальной реакцией, отражающей распределение ролей и прежде всего
практическую инициативу между партнерами. Соперничество и на-
пряженность в отношениях прямо выступают в «перетягивании» таб-
лицы на свою сторону; доминирование одного из партнеров - в захва-
те таблицы; пассивность, неуверенность - в отказе взять таблицу или
в молчаливой передаче уже взятой таблицы партнеру.
2. Количество предложений или продуцирование идей, разви-
ваемых в ходе совместного решения. Диагностическая ценность этой
290
переменной становится ясной при сравнении с данными индивиду-
ального тестирования партнеров: выступает ли ситуация совместного
действия как более значимая и высокомотивированная, способствует
ли она развитию творческих возможностей пары или, напротив, сужа-
ет активность. Если количество ответов одного из партнеров в инди-
видуальном тесте Роршаха (ИТР) больше, чем в совместном, можно
предположить, что у данного человека наряду с интроверсивной на-
правленностью личности существуют значительные трудности обще-
ния в.данной паре.
Сравнение ИТР и СТР позволяет увидеть, сколько новых идей,
отсутствующих у каждого в отдельности, появилось при совместной
процедуре и кто выступает их инициатором (что, в частности, пока-
зывает, кто является лидером в диаде).
3. Проникаемость, или осуществление предложения, характери-
зует умение партнера довести до принятия собственное предложение
и зависит от силы потребности в достижении, от лидерства, агрессив-
ности каждого, в то же время отражая способность партнеров идти к
самореализации через подстройку друг к другу. Объективно это может
выражаться в ответе с хорошим качеством формы, четко очерченной
локализацией, что характеризует стремление «передать» свое толко-
вание пятна в понятной, доступной, близкой другому манере образно-
го мышления.
4. Фиксация того, как часто участник принимает окончательное
решение о совместном ответе.
5. Аффективный стиль отношений формально выражается в спо-
собе, которым партнеры реагируют на предложения друг друга: под-
держивают, отклоняют, игнорируют или реагируют амбивалентно. В
табл. 14 вносится частота встречаемости каждой реакции. Из оценок
реакций - вербальных и экспрессивных - становится ясно, какова эмо-
циональная позиция партнеров. Преимущественная поддержка ука-
зывает, что партнер занимает в общении более высокий «ранг». На-
личие оценок (в том числе и негативных) свидетельствует о значимо-
сти партнеров друг для друга.
Отсутствие оценок - игнорирование - нередко указывает на
скрытое отвержение и пренебрежение; полное отсутствие негативных
оценок - показатель не столько полного приятия партнера, сколько