Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8086

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

291

сдерживаемой агрессии по отношению к нему. В здоровом партнерстве

соотношение поддержек и отклонений примерно равно 2:1.

6.  Фиксация кооперации, количества совместных решений и их

качества,  -  прямой  показатель  способности  партнеров  прийти  к  со-

вместному  решению. Для  десяти  таблиц максимально  достижимое  ко-
личество совместных ответов, по-видимому, не превысит 10, в среднем

же оно составляет 7—8.

Перечисленные выше категории анализа поведенческого аспек-

та раскрывают дифференциацию и динамику ролевых позиций партне-
ров, причем  в  форме, наиболее  типичной  для  социально-неформаль-

ного, открыто  наблюдаемого  поведения. Для  удобства  интерпретации

категории анализа сводят в таблицу.

Таблица 14

Обработка данных СТР (на поведенческом уровне)

Комментарии к составлению таблицы

1

Графа «Держание  таблицы». Указывается, кто  береттаблицу  в

руки для интерпретации.

Графа «Количество  толкований». Подразделяется  для  каждого

участника на три колонки, в первую заносится количество толкований
в СТР, во вторую в ИТР, в третью - количество новых ответов; иници-

альные толкования обводят кружком.

Графа «Проникаемостъ». При заполнении этой графы обращает-

ся внимание на то, какой из партнеров смог довести свое предложение

до  конца (обозначается  цифрой «1»); если  совместное  решение  со-

1

 В таблице содержатся данные приведенного ниже иллюстративного случая.


background image

292

держит существенную долю предложений обоих партнеров, то каждо-

му  приписывается  по  V

2

  пункта; в  случае  отказа  в  соответствующую

графу вносится прочерк.

Графа «Решение». Заполняется аналогично предыдущей.

Графа «Аффективный стиль». Отклонения обозначаются знаком

«минус», поддержка-знаком «плюс», амбивалентная  оценка - знаком

«плюс-минус», игнорирование - знаком «О».

Графа «Качество». Содержит оценку совместного решения («хо-

рошее» - однозначное согласие партнеров - «1», «плохое» >- псевдо-
совместное  -  «О»)  и  оценку  продукта,  т.  е.  характеристику  ответа  с

точки  зрения  традиционной  роршаховской  системы, включающей

оценку  ответа  по  качеству  формы,  популярности  -  оригинальности  и
ряду других показателей.

Интерпретация результатов СТР может проводиться в укорочен-

ном  и  расширенном  вариантах. В  первом  случае  мы  ограничиваемся

диагностикой  стиля  и динамики  взаимодействия  в  процессе  общения;
во  втором, включающем  составление  психограммы  по  традиционной

роршаховской  схеме, акцентируются  осознанные  и  неосознаваемые
переживания партнеров.

Совместный  тест  Роршаха  может  эффективно  применяться  в

практике  семейного  консультирования  для  диагностики  стилей  обще-

ния, например, в  диаде «родитель-ребенок». В  приводимом  ниже  ил-

люстративном случае в СТР участвовали мать и ее 14-летний сын, ис-
пытывающий трудности в общении.


background image

293

Анализ текста диалога и таблицы обработки данных СТР (на по-

веденческом уровне) показывает, что и мать, и сын стремятся достичь
согласия: совместные  ответы  достигаются  по  всем  четырем  предъяв-

ляемым таблицам теста. Вместе с тем создается впечатление, что бли-
зость между матерью и сыном сохраняется за счет жесткого распреде-

ления ролей: предоставляя сыну видимость самостоятельности в прак-
тическом плане (см. графу «Держание таблицы»), мать затем перехва-

тывает инициативу и пытается удерживать ее в своих руках даже в тех

случаях, когда  вынуждена  отступить  и  принять  интерпретацию  сына.
Чаще, однако, именно мать является тем лицом, кто осуществляет кон-

троль, проводит  в  виде  совместного  свое  собственное  решение (см.


background image

294

графу «Проникаемость»).

Анализ диалога позволяет отчетливо увидеть, что в отстаивании

своей доминирующей позиции мать прибегает к таким средствам борь-
бы, как инвалидация самостоятельных суждений сына, их обесценива-

ние  с  одновременной  демонстрацией  собственной «правоты». Часто
мать  как  бы  не  слышит  высказываний  сына,  заставляя  того  по  не-

скольку  раз  повторять  свое  предложение  все  с  меньшей  и  меньшей
уверенностью, а  затем  внезапно  выдвигает  собственное  толкование  с

такой  уверенностью  и  аргументированностью, что  сыну  ничего  не  ос-
тается,  как  принять  его  (диалог  по  табл.  II).  Если  сын  неожиданно

оказывает  сопротивление  (диалог  по  табл.  VIII),  мать  проявляет  ло-

яльность и принимает интерпретацию сына, правда, в собственной ре-
дакции, чем вновь возвращает сына в подчиненное положение. Таким

образом, согласие и кооперация в этой диаде являются скорее мнимы-
ми, чем  действительно  отражающими  внутренний  аффективный  кли-

мат отношений. Скрытое отвержение и неуважение со стороны матери
обнаруживает  себя  в  явном  преобладании  игнорирующих, амбива-

лентных  и  отклоняющих  высказываний  над  поддерживающими. Под-
держка  оказывается  только  тем  высказываниям  сына, которые  под-

тверждают ее  собственное  толкование. Таким  образом, вопреки  осоз-
нанному  желанию  помочь  сыну  мать  стремится  сохранить  тот  способ

общения, который позволяет ей самой чувствовать себя более уверен-

ной, нужной  и  компетентной, а  у  сына  закрепляет ощущение  пассив-
ной зависимости.

7.3. МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ»

Применение  рисуночных  методик  для  исследования  личности

ребенка  особенно  распространено  в  зарубежных  странах. В  нашей
стране  только  в  последние  годы  начали все больше  обращать  внима-

ние  на  рисунок  как  средство  познания  личности  (Болдырева  С.  А.,

1974; Захаров А. И., 1982; Мухина В. С., 1981), хотя еще в 1914 г. М.
Коренблинт  и  М.  Надольская  под  руководством  проф.  А.  Лазурского

проводили работы, в которых пытались использовать уроки рисования
в качестве метода исследования личности.

Исторически  использование  методики «Рисунок  семьи» связано


background image

295

с  общим  развитием «проективной  психологии». Росту  интереса  к  ри-

суночным  методикам  способствовал  выход  в  свет  фундаментальных

монографий  методик  К.  Маховера  (Machover  К.,  1949)  и  Бука  Дж.
(Buck J., 1948). Рисуночные методики стали очень популярными среди

психологов-практиков  в 50-60-е  годы. По  данным  Н. Сандберга
(Sundberg N., 1961), одна из них - тест рисунка человека К. Маховера

- в клиниках и больницах США по частоте применения уступали  лишь
тесту  пятен  Роршаха. В 60-х  годах  эта  методика  быстро  распро-

странилась  в  среде  психологов-клиницистов, и  в  различных  геогра-
фических  регионах  приоритет  в  ее  использовании  связывается с  раз-

ными именами (в США - В. Хьюлс, во Франции - И. Минковский, М. По-

ро). Э. Хаммер говорит об этом так: «Наверное, как и многие стоящие
изобретения, так и это одновременно родились в умах разных людей»

(Hammer E., 1958, с. 391). Р. Берне и С. Кауфман (Burns R., Kaufman
S., 1972), однако, указывают, что самое раннее упоминание в литера-

туре о применении «Рисунка семьи» принадлежит В. Хьюлсу (Hulse W.,
1951). Не  вдаваясь  в  подробности, отметим  только, что «Рисунок  се-

мьи» в  этих  целях  применяли  еще  раньше. О  развернутой  системе
анализа и интерпретации «Рисунка семьи» можно говорить начиная с

работы Вульфа, который придавал влиянию семьи на развитие лично-
сти  в  дошкольном  возрасте  исключительное  значение  и  разработал

ряд методик для оценки внутрисемейных отношений (Wolff W., 1947).

Одна из них - рисунок по заданию «Нарисуй свою семью». По рисунку
Вульф  анализирует: а) последовательность  рисования  членов  семьи,

их  пространственное  расположение, пропускание  в  рисунке  членов
семьи; б) различия  между  графическими  презентациями  в  формах,

пропорциях. Вульф  четко  не  формулирует, какой  психологический
смысл  имеют  те  или  иные  особенности  рисования, но  в  разборе  от-

дельных  рисунков  можно  найти  конкретные  их  интерпретации. По
мнению Вульфа, последовательность в рисовании может указывать на

значимость  роли  рисуемых  людей  в  семье -ребенок  рисует  от  более

значимого  к  менее. Вульф  проводит  аналогию  между  пространствен-
ным расположении членов семьи в рисунке и их расположением в иг-

ровой  ситуации. Следует  обращать  внимание  на  такое расположение,
которое  повторяется  в  других  рисунках  и, следовательно, отражает

значимые  для  ребенка  реалии. Автор  отмечает, что  пропуск  членов