Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8087

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

296

семьи - редкий случай и что за этим всегда стоит определенный мотив.

Часто  это  выражает  стремление  эмоционально  уменьшить  неприемле-

мого члена семьи, избавиться от него. Говоря об особенностях фигур,
автор особо выделяет их размеры. Если реальное положение вещей не

соответствует  соотношению  размеров  на  рисунке, то  это  указывает,
что  размеры  детерминированы  психическими  факторами, а  не  реаль-

ностью. Рисование других членов семьи большими Вульф связывает с
восприятием ребенком их доминантности, рисование большим себя - с

чувством значимости в семье. Информативными могут быть и различия
в рисовании отдельных частей тела. Интерпретируя их, Вульф опира-

ется  на  предположение, что  различия  в  изображении  порождаются

особыми  переживаниями, связанными  с  функциями  этих  частей  тела.
Он  подчеркивает, что  при  интерпретации  различий  в  нарисованных

фигурах надо главным образом опираться на то, как сам исследуемый
их  осмысливает. Если  это  невозможно - интерпретация  становится

чисто субъективной.

Итак, Вульф первым выделил те  характеристики  рисунка, кото-

рые  позже  неизменно  будут  объектом  интерпретации  у  других  авто-
ров.

Новизна работ В. Хьюлса состоит в том, что он анализирует сам

процесс  рисования: использование  карандашей, стирание  нарисован-

ного, вычеркивание, сомнения, эмоциональные  реакции, спонтанные

комментарии (Hulse W., 1951, 1952). Эти  данные  дают  дополнитель-
ную  информацию  об  отношении  ребенка  к  рисуемым  деталям, об  его

общем эмоциональном состоянии.

Дальнейшее  развитие  анализа «Рисунка  семьи» представляют

модификации  методики  Л. Кормана (Gorman L., 1964), Р. Бернса  и  С.
Кауфмана (Burns R., Kaufman S., 1972). Модификацию Кормана следо-

вало бы считать продолжением самостоятельных работ над «Рисунком
семьи» во французской психологической  школе. Согласно этой моди-

фикации, дети рисуют не «семью» или «свою семью», как у Вульфа и

Хьюлса, а «семью, как  ты  ее  себе  представляешь». Такая  формули-
ровка  исходит  из  тенденции  Кормана  представить  исследуемому  как

можно меньше структурированную ситуацию. Он считает, что если ре-
бенок  рисует  большую  или  меньшую  семью, чем  она  является  на  са-

мом  деле, то  это  указывает  на  функционирование  определенных  за-


background image

297

щитных  механизмов. Чем  явственнее  несовпадение, тем  больше  не-

удовлетворенность существующей ситуацией. Корман анализирует ри-

сунок в трех аспектах, несколько отличающихся от упомянутых выше:
а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккурат-

ность  выполнения  рисунка, использование  пространства); б) фор-
мальная  структура (пропорция  частей  тела, динамичность  рисунка,

расположение членов семьи); в) содержание (исследователь стремит-
ся выяснить, какой смысл для ребенка имеет рисунок). Корман ориги-

нален и в том, что вводит серию вопросов, которые можно разбить на
три группы: 1. Провокационные вопросы, подталкивающие ребенка на

открытое  обсуждение  чувств (например: «Кто  в  семье  самый  пло-

хой?»); 2. «Социометрические» вопросы, отвечая на которые, ребенок
должен сделать отрицательный или положительный выбор (например:

«Отец задумал поездку на автомобиле, но в нем не хватает места для
всех. Кто останется дома?»); 3. Вопросы, направленные на выяснение

того, какой смысл для ребенка имеют нарисованная ситуация, опреде-
ленные детали.

В  настоящее  время  наибольшую  известность  получила  модифи-

кация Р. Бернса и С. Кауфмана - «Кинетический рисунок семьи» (КРС).

Авторы этой модификации исходили из факта, что при обычном зада-
нии «Нарисуй свою семью» ребенок часто рисовал статическую карти-

ну, в которой все члены семьи расположены в ряд и повернуты лицом

к наблюдателю. Они попытались обеспечить действие дополнительно-
го, кинетического фактора, введя  в  задание  новую  инструкцию: «На-

рисуй  рисунок, в  котором  каждый  член  семьи  и  ты  что-нибудь  дела-
ют». Эти авторы предложили свою схему интерпретации, выделив че-

тыре  клинически  значимых  уровня  анализа: а) характеристики  инди-
видуальных фигур КРС; б) действия в КРС; в) стиль; г) символы.

Интерпретация  характеристик  индивидуальных  фигур  схожа  с

интерпретацией особенностей нарисованных фигур В. Хьюлсца Дж. Ди

Лио (Di Leo J., 1973). Другие  уровни  анализа  являются  более  ориги-

нальными. Согласно Р. Бернсу и С. Кауфману, действия объектов, изо-
браженные на рисунке, заключают в себе энергию, созвучную опреде-

ленным отношениям. «Энергии», или «поля напряжения», могут отра-
жать  злобу, зависть, соревнование, стремление к  близким  контактам.

(Например, игра в мяч говорит о конкуренции, зависти; горящий огонь


background image

298

- о враждебном отношении, злобе).

Третий  уровень  анализа - интерпретация  стилей - относится  к

«стратегии» реализации КРС и дает, по утверждению авторов, инфор-
мацию  об  эмоциональных  отношениях. В  интерпретации  учитываются

только «ненормальные» стили: отделение фигур друг от друга линия-
ми, прогибом листа, расположением фигур по краям бумаги, бездейст-

вием фигур и т. д.

Четвертый уровень анализа - интерпретация символов. Р. Берне

и  С.  Кауфман  выделяют  около  40  часто  повторяющихся  в  рисунках
символов (лестница, вода, кровать  и  т. д.), часть  которых  интерпре-

тируется  согласно  принципам  психоанализа. Однако  эти  авторы  не

стремятся  приписать  символам  фиксированные  значения, указывая,
что они могут иметь индивидуальный смысл или же приобретать свои

значения  в  конкретной  ситуации (среди  последних - «социальные»
символы;  например,  буква  «А»,  высшая  отметка  в  США,  в  рисунках

становится отражением стремления к совершенству, признанию).

В работах отечественных авторов обращается внимание на связь

между  особенностями  рисунка  семьи  и  внутрисемейными  межлич-
ностными  отношениями (Мухина  В. С., 1981). Опыт  применения «Ри-

сунка  семьи» как  методики  исследования  межличностных  отношений
освещает А. И. Захаров (1982).

В  частности, на  основе  своего  клинического  опыта  Захаров

(1977) утверждает, что в рисуночной пробе «семья» заключены боль-
шие  диагностические  возможности. Он  применяет  вариант  методики,

состоящий  из  двух  заданий. В  первом, вспомогательном, задании  ре-
бенку  предлагается  нарисовать  в  четырех  комнатах, расположенных

на двух этажах, по одному из членов семьи, включая себя. При анали-
зе  рисунка  имеет  значение  характер  размещения  по  этажам  членов

семьи и то, кто из них находится рядом с ребенком. Обычно это наи-
более эмоционально близкое лицо. Во втором, основном, задании дети

рисуют семью без каких-либо дополнительных инструкций.

Несмотря на различия схем и процедур у составителей рисуноч-

ных  модификаций, можно  выделить  три  основных  аспекта  интерпре-

тации  результатов  данной  методики: а) интерпретация  структуры  ри-
сунка  семьи; б) интерпретация  особенностей  нарисованных  членов

семьи; в) интерпретация процесса рисования.


background image

299

Большинство  упомянутых  выше  работ  принадлежит  перу  прак-

тиков  и  не  имеют  развернутого  теоретического  обоснования. Тем  не

менее, интерпретации  опираются  на  различные  теоретические  пред-
посылки, эмпирический  материал  исследований. Поэтому  их  осмыс-

ление представляет как научный, так и практический интерес.

В 1985 году  Хоментаускас  Г. Т. провел  исследование, которое

позволяет обосновать методику рисования семьи как процедуру, отра-
жающую  в  первую очередь  переживания  и  восприятие  ребенком  сво-

его места в семье, отношение ребенка к семье в целом и к отдельным
ее членам.

Негативные  переживания  ребенка (7-8 лет), связанные  с  семь-

ей, неудовлетворенность семейной ситуацией отражаются уже в самом
отношении  к  заданию: наблюдаются  защитные  реакции, при-

обретающие форму трансформации задания (рисование только не свя-
занных  с  семьей  людей  либо  вообще  отказ  от  изображения  людей),

откладывания  выполнения  релевантного  задания  во  времени (начало
рисования  с  различных  объектов). Таким  детям  свойственно  искаже-

ние состава семьи, уменьшение состава семьи, включение в состав се-
мьи  людей, которые  с  ней  непосредственно  не  связаны. Отношение

детей к семье и отдельным ее членам выражается в характере распо-
ложения членов семьи в рисунке, в их сплоченности, в том, рисует ли

ребенок себя вместе с другими членами семьи или отдельно. Выявле-

но, что с чувством неудовлетворенности, отверженности связано появ-
ление  в  рисунке  изображения  туч (дождя) и  солнца, расположение

членов  семьи  на  линии  основания. Эти  характеристики, наверное,
имеют  символическое  значение  и  отражают  соответственно  чувство

подавленности, потребность в любви, потребность в безопасности.

При  помощи  факторного  анализа  выделены  два  измерения, в

психологическом смысле отражающие:

1. Чувства  ребенка  относительно  семьи, семейной  ситуации,

собственного  места  в  ней («чувство  отверженности, чувство  принад-

лежности»). Это  измерение  описывается  следующим  противопос-
тавлением  характеристик  рисунка: уменьшение  состава  семьи, тучи,

солнце, линия основания, начало рисования с объекта - сплоченность
семьи, «Я» рядом с другими.

2. Способ «переработки» чувства  отверженности («символичес-


background image

300

кое  изгнание  семьи - символическое  изгнание  себя»). Это  измерение

дифференцирует  полюс  фактора «чувство  отверженности» и  опи-

сывается  противопоставлением  следующих  характеристик: присут-
ствие  не  связанных  с  семьей  людей,.. «Я» единственная  фигура -

отсутствие «Я».

Хоментаускас  выделил  и  способы,  при  помощи  которых  дети

(7—8 лет) выражают свое отношение к конкретным нарисованным лю-
дям.

Эмоциональное  отношение  ребенка, представленное  факторами

«сила-слабость», «любимость-нелюбимость», имеет  четкую  графичес-

кую презентацию посредством семантически насыщенных средств вы-

разительного языка рисунка.

Факторный  анализ  рисунков «сильного-слабого» человека  вы-

делил  тип  рисования, в  котором  атрибуция «силы» передается  глав-
ным  образом  посредством  изменения  соотношения  высоты, ширины  и

площади  фигуры. Количественный  анализ  также  выявил, что «сила»
передается  посредством рисования  поднятых  рук, изображением  объ-

ектов в руках.

Факторный  анализ «любимого-нелюбимого» человека  выделил

два  типа  графической  презентации. Для  обоих  характерна  передача
превосходства «любимого» над «нелюбимым» через количество дета-

лей тела, цветов, декорирования.

Таким  образом, факторный анализ  позволяет  вычленить  основ-

ные  параметры  эмоционального  отношения  ребенка  к  членам  семьи,

соответствующие осям «симпатия» и «уважение» (Столин В. В., 1983).

7.3.1. Диагностическая процедура

Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21 х 29 см),

шесть  цветных  карандашей (черный, красный, синий, зеленый, жел-

тый, коричневый), резинка. Ребенку  дается  инструкция: «Нарисуй,

пожалуйста, свою  семью». Ни  в  коем  случае  нельзя  объяснять, что
обозначает  слово «семья», так  как  этим искажается  сама  суть  иссле-

дования. Если  ребенок  спрашивает, что  ему  рисовать, психолог  дол-
жен  просто  повторить  инструкцию. Время  выполнения  задания  не  ог-

раничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).