Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8440

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

301

При  выполнении  задания  следует  отмечать  в  протоколе: а) последо-

вательность  рисования  деталей; б) паузы  более 15 секунд; в) стира-

ние  деталей; г) спонтанные  комментарии  ребенка; д) эмоциональные
реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После того, как ребенок выполнит задание, надо стремиться по-

лучить максимум информации вербальным путем. Обычно задают сле-

дующие вопросы: 1. Скажи, кто тут нарисован? 2. Где они находятся?
3.  Что  они  делают?  Кто  это  придумал?  4.  Им  весело  или  скучно?  По-

чему?  5.  Кто  из  нарисованных  людей  самый  счастливый?  Почему?  6.
Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсу-

ждение чувств, что склонен делать не каждый ребенок. Поэтому, если
ребенок  не  отвечает  на  них  или  отвечает  формально, не  следует  на-

стаивать  на  эксплицитном  ответе. При  опросе  психолог  должен  пы-
таться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным

членам  семьи; почему  ребенок  не  нарисовал  кого-нибудь  из  членов
семьи (если  так  произошло); что  значат  для  ребенка  определенные

детали  рисунка  (птицы,  зверушки  и  т.  д.)  При  этом  по  возможности
следует  избегать  прямых  вопросов,  настаивать  на  ответе,  так  как  это

может  индуцировать  тревогу, защитные  реакции. Часто  продуктив-
ными  оказываются  проективные  вопросы (например: «Если  вместо

птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы вы-

играл  в  соревнованиях  между  братом  и  тобой?», «Кого  мама  позовет
идти с собой?» и т. п.).

После  опроса  ребенку  предлагают  обсудить 6 ситуаций: три  из

них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три - пози-

тивные: 1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы
ты позвал с собой? 2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но

один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? 3. Ты строишь из
конструктора  дом (вырезаешь  бумажное  платье  для  куклы), и  у  тебя

плохо  получается.  Кого  ты  позовешь  на помощь?  4.  Ты  имеешь  биле-

тов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный фильм. Кто ос-
танется дома? 5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров.

С кем бы ты хотел там жить? 6. Ты получил в подарок интересное ло-
то. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо.

Кто не будет играть?


background image

302

Для  интерпретации  также  надо  знать: а) возраст  исследуемого

ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер. Хорошо, если

у вас будут сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или
школе.

7.3.2. Интерпретация полученных результатов

Предлагаемые  ниже  интерпретации  результатов, полученных

при использовании методики «Рисунок семьи» основываются на рабо-
тах А. И. Захарова (1982), В. Хьюлса (Hulse W., 1951), Дж. Ди Лир (Di

Leo J» 1973), Л. Кормана (Gorman L., 1964), Р. Бернса, с. Кауфмана

(Burns R., Kaufinan S., 1972), К. Маховера (Machover К., 1949), a также
на наших исследованиях и опыте практической работы с методикой Г.

Т. Хоментаускаса (Chomentauskas G., 1983). Интерпретацию  условно
разделим на три  части: 1) анализ структуры рисунка; 2) анализ осо-

бенностей графических презентаций членов семьи; 3) анализ процес-
са рисования.

Анализ  структуры  рисунка. Ожидается, что  ребенок, пережива-

ющий  эмоциональное  благополучие  в  семье, будет  рисовать  полную

семью. По нашим данным, около 85 % детей 6-8 лет, нормального ин-
теллекта, проживающих  совместно  со  своей  семьей, на  рисунке  изо-

бражают  ее  полностью. Искажение  реального  состава  семьи  зас-

луживает самого пристального внимания, так как за этим почти всегда
стоит  эмоциональный  конфликт, недовольство  семейной  ситуацией.

Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых: а) вообще
не  изображены  люди; б) изображены  только  не  связанные  с  семьей

люди. Такое  защитное  избегание  задания  встречается  у  детей  доста-
точно редко. За такими  реакциями  чаще  всего  кроются: а) травмати-

ческие  переживания, связанные  с  семьей; б) чувство  отверженности,
покинутости (поэтому  такие  рисунки  относительно  часты  у  детей, не-

давно пришедших в интернат из семей);

в

) аутизм; г) чувство небезо-

пасности, большой уровень тревожности; д) плохой контакт психолога
с исследуемым ребенком.

В практической работе, как правило, приходится сталкиваться с

менее выраженными отступлениями от реального состава семьи. Дети

уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, ко-


background image

303

торые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились

конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает не-

приемлемую  эмоциональную  атмосферу в  семье, избегает  негативных
эмоций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто в рисун-

ке  отсутствуют  братья  или  сестры,  что  связано  с  наблюдаемыми  в
семьях  ситуациями  конкуренции. Ребенок  таким  способом  в  символи-

ческой  ситуации «монополизирует» любовь  и  внимание  родителей.
Ответы на вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, бы-

вают, чаще всего, защитными: «Не нарисовал потому, что не осталось
места»; «Он пошел гулять» и т. д. Но иногда на указанный вопрос де-

ти  дают  и  более  эмоционально  насыщенные  реакции: «Не  хотел - он

дерется»; «Не хочу, чтобы он с нами жил», и т. п.

В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок ри-

сует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с
кем  ребенок  их  идентифицирует (наиболее  часто  так  рисуют  братьев

или  сестер, чье  влияние  в  семье  ребенок  стремится  уменьшить). На-
пример,  девочка  8  лет  нарисовала  себя,  а  рядом  -  маленького  зай-

чишку. Свой  рисунок  она  объяснила  следующим  образом: «Сейчас
пойдет  дождь,  я  убегу,  а  зайчик  останется  и  промокнет.  Он  не  умеет

ходить». На  вопрос: «Кого  тебе  напоминает  зайчик?» -девочка  отве-
тила, что он похож на сестричку, которой нет еще годика и которая не

умеет  ходить. Таким  образом, в  рисунке  эта  девочка  обесценивает

свою сестру, осуществляет против нее символическую агрессию.

Случается, что  ребенок  вместо  реальной  семьи  рисует  семью

зверят. Например, мальчик 7 лет, ощущающий  отвержение, фрустра-
цию  потребности  в  близких  эмоциональных  контактах, на  рисунке

изобразил только папу и маму, а рядом детально нарисовал семейство
зайцев, которое по составу идентично его семье. Таким образом, в ри-

сунке ребенок, раскрывая чувство отверженности (не нарисовал себя),
тем  самым  выразил  и  сильное  стремление  к  теплым  эмоциональным

контактам, ощущению общности (изобразил близкий контакт семейст-

ва зайцев).

Большой  интерес  представляют  те  рисунки, в  которых  ребенок

не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях
рисующий  не  включает  себя  в  состав  семьи, что  свидетельствует  об

отсутствии чувства общности. Отсутствие на рисунке его автора более


background image

304

характерно  для  детей, чувствующих  отвержение. Презентация  в  ри-

сунке только самого себя может указывать на различное психическое

содержание  в  зависимости  от  контекста  других  характеристик  ри-
сунка. Если  указанной  презентации  свойственна  еще  и  позитивная

концентрация на рисовании самого себя (большое количество деталей
тела, цветов, декорирование  одежды, большая  величина  фигуры), то

это  наряду  с  несформированным  чувством  общности  указывает  и  на
определенную  эгоцентричность, истероидные  черты  характера. Если

же  рисунок  самого  себя  характеризует  маленькая  величина, схе-
матичность, если  в  рисунке  другими  деталями  и  цветовой  гаммой  со-

здан  негативный  эмоциональный  фон, то  можно  предполагать  при-

сутствие чувства отверженности, покинутости, иногда - аутистических
тенденций.

Информативным является и увеличение состава семьи. Как пра-

вило, это  связано  с  неудовлетворенными  психологическими  потреб-

ностями  в  семье. Примерами  могут  служить  рисунки  единственных  в
семье детей- они относительно чаще включают в рисунок семьи посто-

ронних  людей. Выражением  потребности  в  равноправных, коо-
перативных связях является рисунок ребенка, в котором дополнитель-

но  к членам семьи  нарисован ребенок того же  возраста (двоюродный
брат, дочь соседа и т. п.). Презентация более маленьких детей указы-

вает на неудовлетворенные аффилиативные потребности, желание за-

нять  охраняющую, родительскую, руководящую  позицию  по  отно-
шению  к  другим  детям (такую  же  информацию  могут  дать  и  нарисо-

ванные дополнительно к членам семьи собачки, кошки и т. п.).

Нарисованные дополнительно к родителям (или вместо них), не

связанные  с  семьей  взрослые  указывают  на  восприятие  неинтегра-
тивности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить потреб-

ность ребенка в близких эмоциональных контактах. В некоторых слу-
чаях - на  символическое  разрушение  целостности  семьи, месть  ро-

дителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.

Расположение членов семьи на рисунке указывает на некоторые

психологические  особенности  взаимоотношений  в  семье. Сам  анализ

расположения  по  своему  содержанию  созвучен  с  проксемической
оценкой  группы  людей, с  той  разницей, что  рисунок - это  симво-

лическая  ситуация, создание  и  структурация  которой  зависят  только


background image

305

от  одного  человека  -  автора  рисунка.  Это  обстоятельство  делает  не-

обходимым (как и при других аспектах анализа) различать, что отра-

жает рисунок: субъективно реальное (воспринимаемое), желаемое или
то, чего ребенок боится, избегает.

Сплоченность  семьи, рисование  членов  семьи  с  соединенными

руками, объединенность  их  в  общей  деятельности  являются  индика-

торами  психологического  благополучия, восприятия  интегративности
семьи, включенности  в  семью. Рисунки  с  противоположными  ха-

рактеристиками (разобщенностью  членов  семьи) могут  указывать  на
низкий  уровень  эмоциональных  связей. Осторожности  в  интерпрета-

ции  требуют  те  случаи, когда  близкое  расположение  фигур  обуслов-

лено  замыслом  поместить  членов  семьи  в  ограниченное  пространство
(лодку, маленький  домик  и  т. п.). Тут  близкое  расположение  может,

наоборот, говорить  о  попытке  ребенка  объединить, сплотить  семью
(для этой цели ребенок прибегает к внешним обстоятельствам, так как

чувствует тщетность такой попытки).

Психологически интереснее те рисунки, на которых часть семьи

расположена  в  одной  группе,  а  один  или  несколько  членов  семьи  -
отдаленно. Если отдаленно ребенок рисует себя, это указывает на чув-

ство  невключенности, отчужденности. В  случае  отделения  другого
члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к не-

му, иногда - наличие угрозы, исходящей от него. Часты случаи, когда

такая  презентация  связана  с  реальным  отчуждением  члена  семьи, с
малой его значимостью для ребенка.

Расположение  членов  семьи  на  рисунке  иногда  помогает  выде-

лить  психологические  микроструктуры  семьи, коалиции. Так, напри-

мер, девочка 6 лет  нарисовала  себя  рядом  с  матерью, а  в  отдельной
группе - отца с братом, иллюстрируя таким образом существующую в

этой  семье  конфронтацию  на  почве  ролевых  несовпадений «муже-
ственности» и «женственности».

Как  указывалось  выше, ребенок  может  выражать  эмоциональ-

ные связи в рисунке посредством физических расстояний. То же зна-
чение имеет и отделение членов семьи объектами, деление рисунка на

ячейки, по  которым  распределены  члены  семьи. Такие  презентации
указывают на слабость позитивных межперсональных связей.

Анализ  особенностей  графических  презентаций  отдельных  чле-