Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8041

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36

этой  игры, и  потому  они  должны  были  по  условию  отослать  в  Индию

подать. Сообщается, однако, что  визирь  Хо-срова  Важургмихр  понял

правила  шахматной  игры  и, в  свою  очередь, изобрел  игру, на-
зываемую сейчас нарды. Он послал с новой игрой гонца в Индию, где

ее, как выяснилось, разгадать не смогли (Орбели И. А., 1936).

Другим  свидетельством  использования  испытаний  тестового  ха-

рактера  являются  материалы, излагающие  основы  религиозного  уче-
ния чань-буддизма. Учителя чань-буддизма использовали загадки, во-

просы-парадоксы  с  одновременным  созданием  ситуации  психоло-
гического стресса. Отвечать на них необходимо было сразу, на разду-

мывание не отводилось ни секунды. Как отмечает Н. В. Абаев, в чань-

ских поединках-диалогах сама парадоксальность постановки вопросов
(например, была ли борода у бородатого варвара или имеет ли собака

природу  Будды) создавала  драматическое  напряжение, которое  уси-
ливалось всем образом действий наставника. Хватая своего оппонента

и крича на него: «Говори! Говори! Отвечай немедленно!», он создавал
ситуацию психического напряжения. Чаньские парадоксальные загад-

ки  использовались,  по  мнению  этого же  автора,  в  качестве  тестов  на
определенный, «чаньский» ход мышления. В зависимости от того, как

тестируемый  отвечал  на  эти  загадки, опытный  наставник  определял,
на каком уровне «просветленности» он находился и какие меры нужно

принять для углубления его «чаньского опыта», а также выявлял лю-

дей,  скрывающих  за  внешней  грубостью  и  странностью  манер  свою
некомпетентность (Абаев Н. В., 1980).

В  созданном  чжурчжэнями  государстве  Цзинь  результаты  экза-

менов  применялись  для  распределения  выпускников  медицинского

училища. Из числа выдержавших экзамены лучшие поступали на госу-
дарственную  службу  в  качестве  практикующих  врачей, препо-

давателей  или  исследователей, худшие  получали  разрешение  зани-
маться частной практикой. Не выдержавшим экзамен рекомендовалось

либо  продолжить  подготовку, либо  сменить  профессию (Воробьев  М.

В., 1983).

Различные  конкурсы  и  экзамены  устраивались  и  в  средневеко-

вом Вьетнаме. Всего за два года, в период с 1370 по 1372 г., удалось
провести  переаттестацию  всех  военных  и  гражданских  чиновников,

что  позволило  организовать  проверку  государственного  аппарата  по


background image

37

всей стране. В результате этого Вьетнам вновь стал сильным и жизне-

способным феодальным государством; особое внимание было уделено

созданию боеспособного офицерского корпуса (Берзин Э. О., 1982).

В XV в. конкурсные испытания были упорядочены: они проводи-

лись  по  этапам  и  турам. Присвоение  высших  степеней  на  экзаменах
сопровождалось большими почестями. Лауреаты получали подарки от

короля, их  имена  вносились  в «золотой  список», который  вывеши-
вался  у  Восточных  ворот  столицы, об  их  победах  на  конкурсе  сооб-

щалось в родную общину. Имена наиболее отличившихся высекали на
специальных  каменных  стелах, установленных  в  Храме  Литературы

(Берзин Э. О., 1982).

Интересные  данные  приводятся  В. Н. Басиловым  в  отношении

шаманства.  У  некоторых  народов  (например,  у  эскимосов)  чуть  ли  не

каждый взрослый мужчина считал себя способным к шаманству, но эти
претензии отвергались в процессе испытаний. Проверка и, как резуль-

тат ее, признание были непременными условиями шаманской деятель-
ности. У разных народов  проверка шамана принимала  свои формы. В

частности, когда у казахов кто-либо объявлял себя шаманом, то он по
требованию  народа  должен  был,  ходить  по  снегу  в  трескучий  мороз

босиком и с обнаженной головой, лизать языком раскаленные докрас-
на  железные  предметы. У  народности  ханты  неудачного  претендента

объявляли сумасшедшим. У ульчей шаман подвергался испытаниям во

время  поминок. Такой  же  обычай  был  у  нанайцев (Басилов  В. Н.,
1984).

Приведенный  краткий  исторический  экскурс  позволяет  сделать

вывод  о  необходимости  рассматривать  испытания  индивидуальных

способностей как важную и неотъемлемую часть общественной жизни
многих (если  не  всех) народов  мира  со  времен  древнейших  циви-

лизаций и до наших дней. Однако можно ли, на основании приведен-
ных  данных, говорить  о  глубокой  истории  и  широкой  распространен-

ности  тестов? Если  согласиться  с  наиболее  известными  сейчас  опре-

делениями теста, даваемыми как перевод с английского слова «test» -
испытание, проверка, проба, то на поставленный вопрос надо ответить

утвердительно. Дело, однако, в том, можно ли в наше время так опре-
делять тест...

С течением времени обыденное представление о тесте и научное


background image

38

понимание теста все больше удалялись друг от друга. Хотя всякий тест

включает  в  себя  элемент  испытания,  он  не  сводится  только  к  нему,

ибо сейчас это метод исследования, включающий в себя ряд чисто на-
учных требований. На каждом этапе развития науки требования к тес-

там  и  они  сами  менялись. Игнорирование  этого  диалектического  мо-
мента нередко приводит к упрощенчеству в оценках тестов.

Настоящая история тестов началась век назад, в канун периода

ломки  устаревшего  общественного  строя, революционного  изменения

общественного сознания, совпавшего по времени с научным кризисом,
сразившим естествознание. Диалектика и материализм потрясли идеа-

листический  фундамент  психологии  и  стали  основой  новой  методоло-

гии.

К началу XX в. практические потребности изучения преобладаю-

щих  способностей  были  сформулированы  в  виде  научной  проблемы
исследования  индивидуальных  различий. Эта  проблема  и  дала  им-

пульс  к  появлению  первых  тестов. Известный  английский  ученый  Ф.
Гальтон  в  течение 1884-1885 гг. провел серию  испытаний, в  которых

посетители  .лаборатории  в  возрасте  от  5  до  80  лет  могли  за  не-
большую  плату  проверить  свои  физические  качества (силу, быстроту

реакции и др.), а также ряд физиологических возможностей организма
и психических свойств - всего по семнадцати показателям. В число по-

следних  вошли  показатели  роста, веса, жизненной  емкости  легких,

становой  силы, силы  кисти  и  удара  кулаком, запоминаемости  букв,
остроты зрения, различения цвета и другие. По полной программе бы-

ло обследовано 9337 человек. Ф. Гальтон писал, что практика вдумчи-
вого и методичного тестирования - не фантазия; она требует рассмот-

рения и эксперимента (Galton F., 1884).

Это был первый существенный отход от тысячелетней практики

испытаний и проверок, основанной на интуиции. Применительно к тес-
там значение деятельности Гальтона можно сравнить с тем, что сделал

Галилей  для  физической  науки  своими  остроумными  экспериментами.

Набиравший  силу  радикальный  эмпиризм  рассматривался  рядом  уче-
ных  конца XIX в. как  вполне  приемлемая  альтернатива  идеализму, а

эксперимент - как настоящий фундамент науки. «Только тогда психо-
логия сможет стать действительной и точной наукой, -писал, Дж. Кет-

телл, — когда  она  будет  иметь  своей  основой  эксперимент  и  измере-


background image

39

ния» (Cattell D., 1890).

Кеттелл, по-видимому, первым увидел в тестах средство измере-

ния, казалось бы, неизмеряемых свойств человеческой психики. В ра-
боте, опубликованной  в 1890 г., он  дал  список 50 лабораторных  те-

стов,  которые  мы  бы  сейчас  назвали  не  тестами,  а  контрольными  за-
даниями. Эти тесты проводились с соблюдением только двух из изве-

стных  сегодня  требований  к  тестам: имелась  инструкция  по  их  при-
менению и подчеркивался лабораторный (т. е. научный) характер ис-

пытаний. В частности, указывалось, что лабораторию следует хорошо
оборудовать, в  нее  не  допускаются  зрители  во  время  тестирования;

все  испытуемые  инструктируются  одинаково, все они  должны  хорошо

усвоить, что и как нужно им делать (Cattell D., 1890).

Надо ли говорить, сколь непривычной казалась идея измерения

для психологии XIX века. Измерение с помощью тестов казалось тогда,
а  многим  кажется  и  по  сей  день, делом  если  не  странным, то  пре-

тенциозным. Обыденное  сознание  исходило  при  этом  из  аналогии  с
физическими  измерениями  и  рассматривало  эти  попытки  математи-

зации  как  чуждый  для  гуманитарной  психологии  уклон. Примерно  с
такими же трудностями сталкивалась и психофизика.

Тем  не  менее  к  концу  20-х  годов  нашего  столетия  все  больше

стала  ощущаться  потребность  в  создании  специфического  направле-

ния, связанного с особенностями использования числа и меры. В пси-

хологии  эту  роль  выполняла  психометрия, в  биологии - биометрия, в
экономике - эконометрия, в науке в целом - наукометрия. К ним сле-

довало  бы  добавить  и  социометрию,  но  последнюю  Дж.  Морено  и  Г.
Гурвич  свели  к  элементарным  методам  оценки  взаимодействия  ин-

дивидов в малых группах.

С момента первых публикаций Ф. Гальтона и Дж. Кеттелла идея

тестового метода сразу же привлекла к себе внимание ученых разных
стран мира. Появились первые сторонники тестов и первые же их про-

тивники. В числе сторонников были: в Германии - Г. Мюнстерберг, С.

Крепелин, В. Онри, во Франции -А. Бине, в США - Дж. Гилберт и дру-
гие. Это были исследователи нового типа, стремившиеся связать пси-

хологию тех лет с запросами практики. Однако стремление к приклад-
ным  исследованиям  в  психологии  прошлого  расценивалось  как  отход

от науки. Кетгелл, например, сообщал, что он начал свои первые тес-


background image

40

товые  лабораторные  исследования  индивидуальных  различий  в 1885

году,  но  публиковаться  не  мог  из-за  противодействия  В.  Вундта  (Cat-

tell D., 1896).

Итак, научный статус тестов не был определен, возможность из-

мерений  в  психологии  подвергалась  сомнению. Психология  пережи-
вала трудный период: она уже не могла развиваться на старой основе,

но и не научилась еще смотреть на мир по-новому. «Причина кризиса,
- писал Л. С. Выготский, - лежит  в развитии  прикладной  психологии,

приведшей к перестройке всей методологии науки на основе принципа
практики. Этот принцип давит на психологию и толкает ее к разрыву

на  две  науки»  (цит.  по:  Ярошевский  М.  Г.,  Гургенидзе  Г.  С.,  1977).

Общественная  практика  требовательно  выдвигала  одну  проблему  за
другой, и ни одну из них старая психология решить не могла - у нее не

было подходящих методов.

Появление в этой ситуации прикладной психологии не было слу-

чайностью. Ей  было  дано  название «психотехника». Прикладное  на-
правление появилось и в педагогике. Хотя педология претендовала на

звание науки о комплексном развитии ребенка, в тот период она была
в  основном  прикладной  педагогикой. Отвергнутые  в  традиционной

науке - в психологии и в педагогике, тесты быстро нашли себе приме-
нение  в  прикладных  направлениях. В  общем, произошло  так, как  го-

ворили в древности: если какой-либо науке не находится места в хра-

ме, она начинает развиваться у его стен.

Активизация  роли  науки  в  практическом  переустройстве  жизни

столкнулась  с  традицией  занятий «чистой  наукой, созерцанием  исти-
ны». Для представителей чистой науки прикладность не имела замет-

ной  ценности. В 30-х  годах  ученые  Кембриджа  больше  всего  горди-
лись  тем, что  их  научная  деятельность  ни  при  каких  мыслимых  об-

стоятельствах  не может  иметь  практического  смысла (Сноу  Ч., 1973).
Цель, методы и результаты психотехники лежали в сфере практики, в

то время как цели, методы и результаты традиционной психологии ле-

жали  в  области  теоретических  рассуждений. Различались  произво-
дительная и познавательная функции этих направлений. То, что имело

ценность  для  психотехники, психология  того  времени  ни  принять, ни
произвести сама не могла, так же как и психотехника мало что могла

дать психологии.