ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8397
Скачиваний: 53
36
этой игры, и потому они должны были по условию отослать в Индию
подать. Сообщается, однако, что визирь Хо-срова Важургмихр понял
правила шахматной игры и, в свою очередь, изобрел игру, на-
зываемую сейчас нарды. Он послал с новой игрой гонца в Индию, где
ее, как выяснилось, разгадать не смогли (Орбели И. А., 1936).
Другим свидетельством использования испытаний тестового ха-
рактера являются материалы, излагающие основы религиозного уче-
ния чань-буддизма. Учителя чань-буддизма использовали загадки, во-
просы-парадоксы с одновременным созданием ситуации психоло-
гического стресса. Отвечать на них необходимо было сразу, на разду-
мывание не отводилось ни секунды. Как отмечает Н. В. Абаев, в чань-
ских поединках-диалогах сама парадоксальность постановки вопросов
(например, была ли борода у бородатого варвара или имеет ли собака
природу Будды) создавала драматическое напряжение, которое уси-
ливалось всем образом действий наставника. Хватая своего оппонента
и крича на него: «Говори! Говори! Отвечай немедленно!», он создавал
ситуацию психического напряжения. Чаньские парадоксальные загад-
ки использовались, по мнению этого же автора, в качестве тестов на
определенный, «чаньский» ход мышления. В зависимости от того, как
тестируемый отвечал на эти загадки, опытный наставник определял,
на каком уровне «просветленности» он находился и какие меры нужно
принять для углубления его «чаньского опыта», а также выявлял лю-
дей, скрывающих за внешней грубостью и странностью манер свою
некомпетентность (Абаев Н. В., 1980).
В созданном чжурчжэнями государстве Цзинь результаты экза-
менов применялись для распределения выпускников медицинского
училища. Из числа выдержавших экзамены лучшие поступали на госу-
дарственную службу в качестве практикующих врачей, препо-
давателей или исследователей, худшие получали разрешение зани-
маться частной практикой. Не выдержавшим экзамен рекомендовалось
либо продолжить подготовку, либо сменить профессию (Воробьев М.
В., 1983).
Различные конкурсы и экзамены устраивались и в средневеко-
вом Вьетнаме. Всего за два года, в период с 1370 по 1372 г., удалось
провести переаттестацию всех военных и гражданских чиновников,
что позволило организовать проверку государственного аппарата по
37
всей стране. В результате этого Вьетнам вновь стал сильным и жизне-
способным феодальным государством; особое внимание было уделено
созданию боеспособного офицерского корпуса (Берзин Э. О., 1982).
В XV в. конкурсные испытания были упорядочены: они проводи-
лись по этапам и турам. Присвоение высших степеней на экзаменах
сопровождалось большими почестями. Лауреаты получали подарки от
короля, их имена вносились в «золотой список», который вывеши-
вался у Восточных ворот столицы, об их победах на конкурсе сооб-
щалось в родную общину. Имена наиболее отличившихся высекали на
специальных каменных стелах, установленных в Храме Литературы
(Берзин Э. О., 1982).
Интересные данные приводятся В. Н. Басиловым в отношении
шаманства. У некоторых народов (например, у эскимосов) чуть ли не
каждый взрослый мужчина считал себя способным к шаманству, но эти
претензии отвергались в процессе испытаний. Проверка и, как резуль-
тат ее, признание были непременными условиями шаманской деятель-
ности. У разных народов проверка шамана принимала свои формы. В
частности, когда у казахов кто-либо объявлял себя шаманом, то он по
требованию народа должен был, ходить по снегу в трескучий мороз
босиком и с обнаженной головой, лизать языком раскаленные докрас-
на железные предметы. У народности ханты неудачного претендента
объявляли сумасшедшим. У ульчей шаман подвергался испытаниям во
время поминок. Такой же обычай был у нанайцев (Басилов В. Н.,
1984).
Приведенный краткий исторический экскурс позволяет сделать
вывод о необходимости рассматривать испытания индивидуальных
способностей как важную и неотъемлемую часть общественной жизни
многих (если не всех) народов мира со времен древнейших циви-
лизаций и до наших дней. Однако можно ли, на основании приведен-
ных данных, говорить о глубокой истории и широкой распространен-
ности тестов? Если согласиться с наиболее известными сейчас опре-
делениями теста, даваемыми как перевод с английского слова «test» -
испытание, проверка, проба, то на поставленный вопрос надо ответить
утвердительно. Дело, однако, в том, можно ли в наше время так опре-
делять тест...
С течением времени обыденное представление о тесте и научное
38
понимание теста все больше удалялись друг от друга. Хотя всякий тест
включает в себя элемент испытания, он не сводится только к нему,
ибо сейчас это метод исследования, включающий в себя ряд чисто на-
учных требований. На каждом этапе развития науки требования к тес-
там и они сами менялись. Игнорирование этого диалектического мо-
мента нередко приводит к упрощенчеству в оценках тестов.
Настоящая история тестов началась век назад, в канун периода
ломки устаревшего общественного строя, революционного изменения
общественного сознания, совпавшего по времени с научным кризисом,
сразившим естествознание. Диалектика и материализм потрясли идеа-
листический фундамент психологии и стали основой новой методоло-
гии.
К началу XX в. практические потребности изучения преобладаю-
щих способностей были сформулированы в виде научной проблемы
исследования индивидуальных различий. Эта проблема и дала им-
пульс к появлению первых тестов. Известный английский ученый Ф.
Гальтон в течение 1884-1885 гг. провел серию испытаний, в которых
посетители .лаборатории в возрасте от 5 до 80 лет могли за не-
большую плату проверить свои физические качества (силу, быстроту
реакции и др.), а также ряд физиологических возможностей организма
и психических свойств - всего по семнадцати показателям. В число по-
следних вошли показатели роста, веса, жизненной емкости легких,
становой силы, силы кисти и удара кулаком, запоминаемости букв,
остроты зрения, различения цвета и другие. По полной программе бы-
ло обследовано 9337 человек. Ф. Гальтон писал, что практика вдумчи-
вого и методичного тестирования - не фантазия; она требует рассмот-
рения и эксперимента (Galton F., 1884).
Это был первый существенный отход от тысячелетней практики
испытаний и проверок, основанной на интуиции. Применительно к тес-
там значение деятельности Гальтона можно сравнить с тем, что сделал
Галилей для физической науки своими остроумными экспериментами.
Набиравший силу радикальный эмпиризм рассматривался рядом уче-
ных конца XIX в. как вполне приемлемая альтернатива идеализму, а
эксперимент - как настоящий фундамент науки. «Только тогда психо-
логия сможет стать действительной и точной наукой, -писал, Дж. Кет-
телл, — когда она будет иметь своей основой эксперимент и измере-
39
ния» (Cattell D., 1890).
Кеттелл, по-видимому, первым увидел в тестах средство измере-
ния, казалось бы, неизмеряемых свойств человеческой психики. В ра-
боте, опубликованной в 1890 г., он дал список 50 лабораторных те-
стов, которые мы бы сейчас назвали не тестами, а контрольными за-
даниями. Эти тесты проводились с соблюдением только двух из изве-
стных сегодня требований к тестам: имелась инструкция по их при-
менению и подчеркивался лабораторный (т. е. научный) характер ис-
пытаний. В частности, указывалось, что лабораторию следует хорошо
оборудовать, в нее не допускаются зрители во время тестирования;
все испытуемые инструктируются одинаково, все они должны хорошо
усвоить, что и как нужно им делать (Cattell D., 1890).
Надо ли говорить, сколь непривычной казалась идея измерения
для психологии XIX века. Измерение с помощью тестов казалось тогда,
а многим кажется и по сей день, делом если не странным, то пре-
тенциозным. Обыденное сознание исходило при этом из аналогии с
физическими измерениями и рассматривало эти попытки математи-
зации как чуждый для гуманитарной психологии уклон. Примерно с
такими же трудностями сталкивалась и психофизика.
Тем не менее к концу 20-х годов нашего столетия все больше
стала ощущаться потребность в создании специфического направле-
ния, связанного с особенностями использования числа и меры. В пси-
хологии эту роль выполняла психометрия, в биологии - биометрия, в
экономике - эконометрия, в науке в целом - наукометрия. К ним сле-
довало бы добавить и социометрию, но последнюю Дж. Морено и Г.
Гурвич свели к элементарным методам оценки взаимодействия ин-
дивидов в малых группах.
С момента первых публикаций Ф. Гальтона и Дж. Кеттелла идея
тестового метода сразу же привлекла к себе внимание ученых разных
стран мира. Появились первые сторонники тестов и первые же их про-
тивники. В числе сторонников были: в Германии - Г. Мюнстерберг, С.
Крепелин, В. Онри, во Франции -А. Бине, в США - Дж. Гилберт и дру-
гие. Это были исследователи нового типа, стремившиеся связать пси-
хологию тех лет с запросами практики. Однако стремление к приклад-
ным исследованиям в психологии прошлого расценивалось как отход
от науки. Кетгелл, например, сообщал, что он начал свои первые тес-
40
товые лабораторные исследования индивидуальных различий в 1885
году, но публиковаться не мог из-за противодействия В. Вундта (Cat-
tell D., 1896).
Итак, научный статус тестов не был определен, возможность из-
мерений в психологии подвергалась сомнению. Психология пережи-
вала трудный период: она уже не могла развиваться на старой основе,
но и не научилась еще смотреть на мир по-новому. «Причина кризиса,
- писал Л. С. Выготский, - лежит в развитии прикладной психологии,
приведшей к перестройке всей методологии науки на основе принципа
практики. Этот принцип давит на психологию и толкает ее к разрыву
на две науки» (цит. по: Ярошевский М. Г., Гургенидзе Г. С., 1977).
Общественная практика требовательно выдвигала одну проблему за
другой, и ни одну из них старая психология решить не могла - у нее не
было подходящих методов.
Появление в этой ситуации прикладной психологии не было слу-
чайностью. Ей было дано название «психотехника». Прикладное на-
правление появилось и в педагогике. Хотя педология претендовала на
звание науки о комплексном развитии ребенка, в тот период она была
в основном прикладной педагогикой. Отвергнутые в традиционной
науке - в психологии и в педагогике, тесты быстро нашли себе приме-
нение в прикладных направлениях. В общем, произошло так, как го-
ворили в древности: если какой-либо науке не находится места в хра-
ме, она начинает развиваться у его стен.
Активизация роли науки в практическом переустройстве жизни
столкнулась с традицией занятий «чистой наукой, созерцанием исти-
ны». Для представителей чистой науки прикладность не имела замет-
ной ценности. В 30-х годах ученые Кембриджа больше всего горди-
лись тем, что их научная деятельность ни при каких мыслимых об-
стоятельствах не может иметь практического смысла (Сноу Ч., 1973).
Цель, методы и результаты психотехники лежали в сфере практики, в
то время как цели, методы и результаты традиционной психологии ле-
жали в области теоретических рассуждений. Различались произво-
дительная и познавательная функции этих направлений. То, что имело
ценность для психотехники, психология того времени ни принять, ни
произвести сама не могла, так же как и психотехника мало что могла
дать психологии.