Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8081

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

306

нов  семьи  может  дать  информацию  большого  диапазона: об  эмоцио-

нальном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, как ре-

бенок  его  воспринимает, об «Я-образе» ребенка, его  половой  иден-
тификации и т. д.

При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи

следует обращать внимание на следующие элементы графических пре-

зентаций:

1) количество  деталей  тела. Присутствуют  ли: голова, волосы,

уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки,
ладони, пальцы, ноги, ступни;

2) декорирование (детали одежды и украшения): шапка, ворот-

ник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически,
сложность одежды, украшения, узоры на одежде и т. п.;

3) количество использованных цветов.
Как  правило, хорошие  эмоциональные  отношения  с  человеком

сопровождаются  позитивной  концентрацией  на  его  рисовании, что  в
результате отражается в большем количестве деталей тела, декориро-

вании, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное
отношение  к  человеку  ведет  к  большей  схематичности, неоконченно-

сти  его  графической  презентации. Иногда  пропуск  в  рисунке  суще-
ственных  частей  тела  (головы,  рук,  ног)  может  указывать,  наряду  е

негативным  отношением  к  нему, на  агрессивные  побуждения  относи-

тельно этого человека.

О восприятии других членов семьи и «Л-образе» автора рисунка

можно судить на основе сравнения размеров фигур, особенностей пре-
зентации отдельных частей тела и всей фигуры в целом.

Дети, как правило, самыми большими по величине рисуют отца

или  мать, что  соответствует  реальности. Однако  иногда  соотношение

размеров  нарисованных  фигур  явно  не  соответствует  реальному  со-
отношению  величин  членов  семьи - семилетний  ребенок  может  быть

нарисован  выше  и  шире  своих  родителей. Это  объясняется  тем, что

для ребенка (как, кстати, и для древнего египтянина) размер фигуры
является  средством,  при  помощи  которого  он  выражает  силу,  превос-

ходство, значимость, доминирование. Так, например, в  рисунке  де-
вочки 6 лет мама нарисована на треть больше отца и вдвое больше ос-

тальных  членов  семьи. Для  этой  семьи была  характерна  большая до-


background image

307

минантность, пунитивность  матери, которая  являлась  истинно  ав-

торитарным  руководителем  семьи. Некоторые  дети  самыми  большими

или равными по величине с родителями рисуют себя. В нашей практи-
ке  это  было  связано  с:  а)  эгоцентричностью  ребенка;  б)  сорев-

нованием  за  родительскую  любовь  с  другим  родителем,  при  котором
ребенок приравнивает себя родителю противоположного пола, исклю-

чая или уменьшая при этом «конкурента».

Значительно  меньшими, чем  других  членов  семьи, себя  рисуют

дети:  а)  ощущающие  свою  незначительность,  ненужность  и  т.  п.;  б)
требующие опеки, заботы со стороны родителей. Иллюстрацией этого

положения  может  служить  рисунок  мальчика 6,5 лет. На  рисунке  он

изобразил себя ненатурально маленьким. Аналогичная трансформация
характерна  и  для  его  поведения.  Активный  в  группе  детского  сада,

мальчик  занимал  дома  позицию «малыша», используя  свою  плакси-
вость, беспомощность как средство привлечения внимания родителей.

Вообще, при  интерпретации  размеров  фигур  психолог  должен  обра-
щать  внимание  только  на  значительные  искажения, а  при  оценке  ве-

личин  из  реального  соотношения (например, семилетний  ребенок  в
среднем на 1/3 ниже своего родителя).

Информативным может быть и абсолютный размер фигур. Боль-

шие, занимающие весь лист фигуры рисуют импульсивные, уверенные

в  себе, склонные  к  доминированию  дети. Очень  маленькие  фигуры

связаны с тревожностью, чувством небезопасности.

Следует  обращать  внимание  и  на  рисование  отдельных  частей

тела  членов  семьи.  Дело  в  том,  что  отдельные  части  тела  связаны  с
определенными  сферами  активности, являются  средствами  общения,

контроля, передвижения  и  т. д. Особенности  их  презентации  могут
указывать  на  определенное, связанное  с  ними  чувственное  содержа-

ние. Коротко  проанализируем  самые  информативные  в  этом  плане
части тела.

Руки  являются  основными  средствами  воздействия  на  мир, фи-

зического контроля поведения других людей. Если ребенок рисует се-
бя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, то это часто свя-

зано  с  его  агрессивными  желаниями. Иногда  такие  рисунки  рисуют  и
внешне  спокойные, покладистые  дети. Можно  предполагать, что  ре-

бенок  чувствует  враждебность  по  отношению  к  окружающим, но  его


background image

308

агрессивные побуждения подавлены. Такое рисование себя также мо-

жет указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость,

на желание быть сильным, властвовать над другими. Эта интерпрета-
ция более достоверна тогда, когда ребенок в дополнение к «агрессив-

ным» рукам еще рисует и широкие плечи или другие символы мужест-
венности и силы. Иногда ребенок рисует всех членов семьи с руками,

но «забывает» нарисовать их себе. Если при этом ребенок рисует себя
еще  и  непропорционально  маленьким,  то  это  может  быть  связано  с

чувством  бессилия, собственной  незначительности  в  семье, с  ощуще-
нием, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его кон-

тролируют. Интересны рисунки, в которых один из членов семьи нари-

сован с длинными руками и очень большими пальцами. Чаще всего это
указывает на восприятие ребенком пунитивности, агрессивности этого

члена семьи. То же значение может иметь и презентация члена семьи
вообще  без  рук - таким  образом ребенок  символическими средствами

ограничивает его активность.

Голова - центр  локализации  интеллектуальной  и  перцептивной

деятельности; лицо - самая  важная  часть  тела  в  процессе  общения.
Уже дети 3 лет обязательно рисуют голову, некоторые части тела. Ес-

ли  дети  старше  пяти  лет (нормального  интеллекта) в  рисунке  про-
пускают  части  лица (глаза, рот), это  может  указывать  на  серьезные

нарушения  в  сфере  общения, отгороженность, аутизм. Если  при  ри-

совании других членов семьи автор рисунка пропускает голову, черты
лица или штрихует все лицо, то это часто связано с конфликтными от-

ношениями с данным членом семьи, враждебным отношением к нему.

Выражение лиц нарисованных людей также может быть индика-

тором  чувств  ребенка  к  ним.  Однако  надо  иметь  в  виду,  что  дети
склонны рисовать улыбающихся людей, это своеобразный штамп в их

рисунках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окру-
жающих. Для  интерпретации  рисунка  семьи  выражения  лиц  значимы

только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга. В этом слу-

чае можно полагать, что ребенок сознательно или бессознательно ис-
пользует  выражение  лица  как  средство  характеризующее  человека.

Например, мальчик 9 лет, последний сын в семье, имеющий в отличие
от своих братьев физический дефект и не такой, как они, успешный в

учебе, в  рисунке  выразил  свое  чувство  неполноценности, изображая


background image

309

себя  значительно  меньшим, чем  братья; с  опущенными  вниз  краями

губ. Эта  графическая  презентация  явно отличалась  от других  членов

семьи - больших и улыбающихся.

Девочки  уделяют  внимание  рисованию  лица  больше, чем  маль-

чики, изображают больше деталей. Они замечают, что их матери много
времени уделяют уходу за лицом, косметике и сами постепенно усва-

ивают  ценности  взрослых  женщин. Поэтому  концентрация  на  рисо-
вании лица может указывать на хорошую половую идентификацию де-

вочки,  В  рисунках  мальчиков  этот  момент  может  быть  связан  с  оза-
боченностью  своей  физической  красотой, стремлением  компенсиро-

вать  свои  физические  недостатки, формированием  стереотипов  жен-

ского поведения.

Презентация зубов и выделение рта наиболее часто встречаются

у  детей, склонных  к  оральной  агрессии. Если  ребенок  так  рисует  не
себя, а  другого  члена  семьи, то  это  связано  с  чувством  страха, вос-

принимаемой ребенком враждебности этого человека.

Существует  закономерность, что с  возрастом  детей  рисунок  че-

ловека  обогащается  все  новыми  деталями. Дети 3 лет  в  большинстве
рисуют «головонога», а в 7 лет - презентируют уже богатую схему те-

ла. Для  каждого  возраста  характерно  рисование  определенных  де-
талей, и их пропуск в рисунке, как правило, связан с отрицанием ка-

ких-то функций, с конфликтом. Если, скажем, ребенок 7 лет не рисует

какую-либо из этих деталей: голову, глаза, нос, рот, руки, туловище,
ноги - на это надо обратить самое серьезное внимание. Примером мо-

гут  быть  рисунки  мальчика  7  лет.  Он  никогда  не  рисовал  нижнюю
часть  тела. В  беседе  с  родителями  выяснилось, что  у  Них  большую

тревогу  вызывал  интерес  мальчика  к  своим  половым  органам.  Не-
сколько  раз  он  был  даже  наказан  за  эту «познавательную» деятель-

ность, которую  родители  восприняли  как  мастурбацию. Такое  пове-
дение  родителей  индуцировало  у  ребенка  чувство  вины, отрицание

функций нижней части тела, что повлияло на его «Я-образ».

У детей старше 6 лет в рисунках выделяются две разные схемы

рисования индивидов разной половой принадлежности. Например, ту-

ловище  мужчины  они  рисуют  овальной  формы, женщины - треу-
гольной. Если ребенок рисует себя так же, как и других членов семьи

того же пола, то можно говорить об адекватной половой идентифика-


background image

310

ции. Аналогичные детали и цвета в презентации двух фигур, например

сына  и  отца, можно  интерпретировать  как  стремление  сына  быть  по-

хожим  на  отца, идентификацию  с  ним, хорошие  эмоциональные  кон-
такты.

Анализ  процесса  рисования. При  анализе  процесса  рисования

следует обращать внимание на: а) последовательность рисования чле-

нов семьи; б) последовательность рисования деталей; в) стирание; г)
возвращение  к  уже  нарисованным  объектам, деталям, фигурам; д)

паузы; е) спонтанные  комментарии. Известно, что  за  динамическими
характеристиками рисования кроются изменения мысли, актуализация

чувств, напряжения, конфликты. Анализ  процесса  рисования  требует

творческого использования всего практического опыта психолога, его
интуиции. Несмотря  на  большой  уровень  неопределенности, как  раз

эта часть интерпретации полученных результатов часто дает наиболее
содержательную, глубокую, значимую информацию.

По нашим данным, около 38 % детей первой рисуют мать, 35 %

-себя, 17 % - отца, 8 % - братьев и сестер. Как при рассказе ребенок

начинает  с  главного, так  и  в  рисунке  первым  изображает  наиболее
значимого, главного  или  наиболее  эмоционально  близкого  человека.

Такое частотное распределение, наверное, обусловлено тем, что в на-
шей  стране  мать  часто  является  ядром  семьи, выполняет  наиболее

важные  функции  в  семье, больше  времени  бывает  с  детьми, больше,

чем другие, уделяет им внимания. То, что дети первыми часто рисуют
себя, наверное, связано  с  их  эгоцентризмом  как  возрастной  характе-

ристикой. Последовательность  рисования  более  информативна  в  тех
случаях, когда ребенок в первую очередь рисует не себя и не мать, а

другого члена семьи. Чаще всего это наиболее значимое лицо для ре-
бенка или человек, к которому он привязан.

Примечательны  случаи, когда  ребенок  последней  рисует  мать.

Чаще всего это связано с негативным отношением к ней.

Последовательность  рисования  членов  семьи  может  быть  более

достоверно  интерпретирована  в  контексте  анализа  особенностей  гра-
фической  презентации  фигур. Если  нарисованная  первой  фигура  яв-

ляется  самой  большой, но  нарисована  схематично, не  декорирована,
то такая презентация указывает на воспринимаемую ребенком значи-

мость  этого  лица,  силу,  доминирование  в  семье,  но  не  указывает  на