Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8079

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

311

положительные  чувства  ребенка  в  его  отношении  к  этой  фигуре. Од-

нако  если  появившаяся  первой  фигура  нарисована  тщательно, деко-

рирована, то можно думать, что это наиболее любимый ребенком член
семьи, которого ребенок выделяет и на которого хочет быть похож.

Как правило, дети, получив задание нарисовать семью, начина-

ют рисовать членов семьи. Однако некоторые дети сперва рисуют раз-

личные  объекты, линию  основания, солнце, мебель  и  т. д. и  лишь  в
последнюю очередь приступают к изображению людей. Есть основание

считать, что  такая  последовательность  выполнения  объектов  рисунка
является  своеобразной  защитной  реакцией, при  помощи  которой  ре-

бенок отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это

наблюдается  у  детей  с  неблагополучной  семейной  ситуацией, но  это
также может быть следствием плохого контакта ребенка с психологом.

Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, дета-

лей  указывает  на  их  значимость  для  ребенка. Как  непроизвольные

движения  человека  иногда  показывают  актуальное  содержание  пси-
хики, так  возвращение  к  рисованию  тех  же  элементов  рисунка  соот-

ветствуют движению мысли, отношению ребенка и может указывать на
главное, доминирующее переживание, связанное с определенными де-

талями рисунка.

Паузы  перед  рисованием  определенных  деталей, членов  семьи

чаще всего связаны с конфликтным отношением и являются внешним

проявлением  внутреннего  диссонанса  мотивов. На  бессознательном
уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или де-

таль, связанные с негативными эмоциями.

Стирание  нарисованного  и  перерисование  может  быть  связано

как с негативными эмоциями по отношению к рисуемому члену семьи,
так  и  с  позитивными. Решающее  значение  имеет  конечный  результат

рисования. Если  стирание  и  перерисовывание  не  привели  к  заметно
лучшей  графической  презентации - можно  судить  о  конфликтном  от-

ношении ребенка к этому человеку.

Спонтанные комментарии часто проясняют смысл нарисованного

ребенком.  Поэтому  к  ним  надо  внимательно  прислушиваться.  Также

надо  иметь  в  виду, что  кажущиеся  иррелевантными  комментарии  все
же являются средством ослабления внутреннего напряжения и их по-

явление выдает наиболее эмоционально «заряженные» места рисунка.


background image

312

Приведем анализ случая. Раиса - девочка 5 лет, первый ребенок

в семье. Имеет младшего брата 3 лет. Живет вместе с обоими родите-

лями. В семье агрессивна, непослушна. Непослушность особенно ярко
проявляется  в  отношении  к  матери. хотя, говоря  словами  матери, ей

удается  укротить  Раису. В  детском  саду  девочка  выделяется  среди
других  детей  неуправляемым  агрессивным  поведением. Дружит  пре-

имущественно с мальчиками, однако играет в их компании «женскую»
роль.

Последовательность рисования: солнце, мать, сама Раиса, отец,

брат, трава.

Ответы на вопросы:

1.  «Скажи, пожалуйста, кого ты тут нарисовала?» - «Маму, се-

бя, брата, папу».

2.  «Что вы делаете на рисунке?» - «Гуляем». - «Кто это приду-

мал?» - «Мама придумала».

3.  «Весело ли вам?» - «Не очень. Мама и папа спорят». - «По-

чему?» - «Просто так».

4. «Кто из нарисованных людей самый счастливый?» - «Братик».

- «Почему?» -«Он - самый маленький».

5.    «Кто  из  нарисованных  людей  самый  несчастливый?»  -  «Не

знаю».

Решение ситуаций

1.  «Представь, что у тебя есть два билета в цирк. С кем бы ты

хотела пойти вместе?» - «С папой».

2.  «Представь,  что  вся  твоя  семья  идет в  гости,  но  один  из  вас

заболел и должен остаться дома. Кто он?» - «Я останусь».

3.  «Ты  строишь  дом  из  деталей  конструктора, и  у  тебя  не  все

получается. Кого ты позовешь на помощь?» — «Никого».

4. «Представь, что  у  тебя  есть  три  билета  на  интересное  кино.

Кого ты оставишь дома?» - «Братика, он маленький».

5.  «Представь себе, что ты оказалась на необитаемом острове.

С кем ты хотела на нем жить?» — «С папой».

6.    «Ты  получила  в  подарок  интересное  лото..  Вся  семья  села

играть, но вас на одного больше, чем можно. Кто не будет играть?» -
«Мама».

Интерпретация полученных результатов. На рисунке Раисы изо-


background image

313

бражены  все  члены  семьи. Однако  выполнение  задания  начато  не  с

рисования  членов  семьи,  а  с  объекта  -  солнца.  Такая  последователь-

ность рисования часто встречается у детей, у которых семья связана с
негативными  эмоциональными  переживаниями. Последовательность

рисования членов семьи характерна для детей данного возраста.

Примечательно расположение членов семьи на рисунке. Оба ро-

дителя нарисованы на переднем плане, они как бы заслоняют фигуры
детей. Это  может  быть связано с  восприятием  доминантности  родите-

лей.  В  то  же  время,  родители  разделены  -  отец  и  мать  выступают  не
как  супружеская  или  родительская  пара, а  скорее  как  отдельные  ин-

дивиды.

Если  рассматривать  расположение  фигур  не  в  плоскости, а  в

пространственной  перспективе, то  все фигуры отделены  одна от дру-

гой значительным расстоянием, что может указывать на то, что Раиса
воспринимает  слабость  позитивных  эмоциональных  отношений  между

членами семьи. Наиболее отдаленная фигура - младший брат. Он же -
последняя нарисованная фигура. Это дает основание для предположе-

ния, что Раису с братом связывают негативные отношения.

Примечательны  особенности  рисования  индивидуальных  фигур.

Во-первых, выделяются  изображения  обоих  родителей: они  нарисо-
ваны однотипно, схематично. Раиса рисовала их очень быстро, их ри-

сование  не  доведено  до  конца. Такоая  манера  рисования  указанных

людей  выявляет, возможно, сложившиеся  напряженные  отношения
Раисы с родителями. Контраст между презентацией себя и родителей,

а  также  определенная  гротескность  изображения  родителей  могут
быть  результатом  выражения  агрессивности, указывать  на  сложив-

шиеся в семье «силовое соревнование» между Раисой и ее родителя-
ми. Такая  интерпретация, в  частности, соответствует  наблюдаемому

агрессивному и не поддающемуся контролю поведению Раисы в семье
и за ее пределами.

Изображения родителей все же отличаются друг от друга. Отец

нарисован более тщательно, схема его тела более совершенна, чем у
матери, что может указывать на более позитивные отношения Раисы к

отцу, чем  к  матери. На  такую  интерпретацию  наталкивает  и  анализ
решений ситуаций, из которого выявляется предпочтение отца матери.

Примечательно  рисование  рук  отца - они  значительно  длиннее


background image

314

чем  у  других  членов  семьи, они  интенсивно  заштрихованы, есть  пре-

зентация  пальцев. Возможно, что  Раиса  воспринимает  отца  как  пу-

нитивного, контролирующего человека.

Фигура  матери  значительно  крупнее  других, что  указывает  на

значимость матери в жизни семьи (это согласуется и с тем, что она на»
рисована первой), на ее доминантность, атрибуцию силы. Вместе с тем

она  нарисована  небрежно, импульсивно. Обращает  на  себя  внимание
отсутствие  рук  в  изображении  матери. Интерпретируя  этот  признак  в

контексте общего амбивалентного (и негативного) отношения Раисы к
матери, ее  воспринимаемой  значимости  и, возможно, доминантности,

можно  понять  его  как  стремление  девочки  снизить  вмешательство,

контроль  со  стороны  матери, ее «манипулятивное» отношение  к  дру-
гим. На смысловом уровне это согласуется с интерпретацией больших,

пустых глаз матери. Они могут быть интерпретированы как индикатор
тревожного отношения Раисы к матери, как ее стремление скрыться от

пристального взора матери  и  в  то  оке  время  как ощущение  его «все-
видения».

Анализ особенностей рисования родителей наталкивает на опре-

деленные  размышления  относительно  их  отношений  между  собой.

Можно думать о конфликтности их отношений (родительская пара раз-
делена: в  ответах  на вопросы  Раиса говорит  о немотивированном, на

ее  взгляд, споре). В  презентациях  обоих  родителей  явные  искажения

появляются при рисовании одной и той же части тела - рук (у отца ру-
ки  непропорционально  длинные, а  у  матери  их  изображение  вообще

отсутствует). Эти  обстоятельства, особенно  последнее  из  них, дают
основание  для  выдвижения  рабочей  гипотезы  о  том, что  доми-

нантность и контролирующее поведение матери по отношению к Раисе
являются следствием переноса такого же отношения, ощущаемого ма-

терью со стороны отца.

В рисунке выделяется и фигура брата - он отделен пространст-

вом, уменьшен, небрежно  нарисован, единственный  из  всех  раскра-

шен  зеленым цветом. Это может быть связано со стремлением  умень-
шить роль брата в семье, конкурентные отношения с ним.

Себя  Раиса  нарисовала  наиболее  тщательно, разукрасила  себя

цветами, в отличие  от  рисунка  матери  ее  фигура имеет  больше атри-

бутов  женственности: шапочка, юбка, красочность. Это, с  одной  сто-


background image

315

роны, указывает на адекватную половую идентификацию, а с другой -

на  сложившиеся  конкурентные  отношения  с  матерью  и, возможно, с

другими  лицами  того  же  пола. Последнее  согласуется  с  тем  фактом,
что Раиса преимущественно дружит с мальчиками, причем играет в их

компании  женскую  роль. Вместе  с  тем  она  явно  уделяет  рисованию
собственной  фигуры  самое  большое  внимание, разукрашивает  себя.

Это может свидетельствовать о развитии у Раисы истероидных черт.

Представленный анализ конкретного случая является несколько

«форсированным» вариантом интерпретации. Это сделано с целью по-
каза  возможных  вариантов  интерпретации. Однако  лучше  все-таки

придерживаться  принципа: лучше  недостаточная  интерпретация, чем

сверхинтерпретация. Всегда  надо  стремиться  объединить  в  интерпре-
тации  известные сведения  о  поведении  ребенка, собственное  впечат-

ление  о  его  поведении. Приписывание  результатам  статуса  рабочей
гипотезы, а  не  диагноза  помогает  избежать  ошибок  и  в  то  же  время

дает  психологу  возможность  творческого  подхода  к  пониманию  и  ре-
шению  проблем  ребенка. Гибкость  интерпретации, однако, не  озна-

чает  ее  невалидности. Это  подтверждается, в  частности, и  тем, что
«слепая» (т. е. только по рисунку) интерпретация полученных резуль-

татов  квалифицированным  психологом  и  интерпретация  психологом,
имеющим данные о ребенке и наблюдавшим за процессом рисования,

практически  совпадают. Предлагаем  вниманию  читателя «слепую»

экспертную  интерпретацию  рисунка, выполненную  Е. Т. Соколовой
(забегая  вперед, скажем, что  в  целом  она  совпала  с  нашей  ин-

терпретацией).

Рисунок  принадлежит девочке 5 с  половиной  лет  из  полной се-

мьи. Привлекают внимание явные различия в изображении родителей
и  детей. Фигуры  родителей -мощные, нарисованные  красным  каран-

дашом с  нажимом, передают  ощущения силы, исходящей  от  них. При
этом восприятие девочкой матери и отца по параметру силы (властно-

сти) не  идентично. Изображение  первой  по  порядку  материнской  фи-

гуры, ее «огромность» не  только  отражает  естественное  для  данного
возраста  восприятие  структуры  семьи, но, возможно, указывает, что

для  девочки  мать - наиболее  эмоционально  значимое  лицо  в  семье.
Подчеркивание  гротескности, почти  безобразности  матери  позволяют

предположить  наличие  у  девочки  также чувства антипатии (враждеб-