ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8436
Скачиваний: 53
311
положительные чувства ребенка в его отношении к этой фигуре. Од-
нако если появившаяся первой фигура нарисована тщательно, деко-
рирована, то можно думать, что это наиболее любимый ребенком член
семьи, которого ребенок выделяет и на которого хочет быть похож.
Как правило, дети, получив задание нарисовать семью, начина-
ют рисовать членов семьи. Однако некоторые дети сперва рисуют раз-
личные объекты, линию основания, солнце, мебель и т. д. и лишь в
последнюю очередь приступают к изображению людей. Есть основание
считать, что такая последовательность выполнения объектов рисунка
является своеобразной защитной реакцией, при помощи которой ре-
бенок отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это
наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией, но это
также может быть следствием плохого контакта ребенка с психологом.
Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, дета-
лей указывает на их значимость для ребенка. Как непроизвольные
движения человека иногда показывают актуальное содержание пси-
хики, так возвращение к рисованию тех же элементов рисунка соот-
ветствуют движению мысли, отношению ребенка и может указывать на
главное, доминирующее переживание, связанное с определенными де-
талями рисунка.
Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи
чаще всего связаны с конфликтным отношением и являются внешним
проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном
уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или де-
таль, связанные с негативными эмоциями.
Стирание нарисованного и перерисование может быть связано
как с негативными эмоциями по отношению к рисуемому члену семьи,
так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат
рисования. Если стирание и перерисовывание не привели к заметно
лучшей графической презентации - можно судить о конфликтном от-
ношении ребенка к этому человеку.
Спонтанные комментарии часто проясняют смысл нарисованного
ребенком. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться. Также
надо иметь в виду, что кажущиеся иррелевантными комментарии все
же являются средством ослабления внутреннего напряжения и их по-
явление выдает наиболее эмоционально «заряженные» места рисунка.
312
Приведем анализ случая. Раиса - девочка 5 лет, первый ребенок
в семье. Имеет младшего брата 3 лет. Живет вместе с обоими родите-
лями. В семье агрессивна, непослушна. Непослушность особенно ярко
проявляется в отношении к матери. хотя, говоря словами матери, ей
удается укротить Раису. В детском саду девочка выделяется среди
других детей неуправляемым агрессивным поведением. Дружит пре-
имущественно с мальчиками, однако играет в их компании «женскую»
роль.
Последовательность рисования: солнце, мать, сама Раиса, отец,
брат, трава.
Ответы на вопросы:
1. «Скажи, пожалуйста, кого ты тут нарисовала?» - «Маму, се-
бя, брата, папу».
2. «Что вы делаете на рисунке?» - «Гуляем». - «Кто это приду-
мал?» - «Мама придумала».
3. «Весело ли вам?» - «Не очень. Мама и папа спорят». - «По-
чему?» - «Просто так».
4. «Кто из нарисованных людей самый счастливый?» - «Братик».
- «Почему?» -«Он - самый маленький».
5. «Кто из нарисованных людей самый несчастливый?» - «Не
знаю».
Решение ситуаций
1. «Представь, что у тебя есть два билета в цирк. С кем бы ты
хотела пойти вместе?» - «С папой».
2. «Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас
заболел и должен остаться дома. Кто он?» - «Я останусь».
3. «Ты строишь дом из деталей конструктора, и у тебя не все
получается. Кого ты позовешь на помощь?» — «Никого».
4. «Представь, что у тебя есть три билета на интересное кино.
Кого ты оставишь дома?» - «Братика, он маленький».
5. «Представь себе, что ты оказалась на необитаемом острове.
С кем ты хотела на нем жить?» — «С папой».
6. «Ты получила в подарок интересное лото.. Вся семья села
играть, но вас на одного больше, чем можно. Кто не будет играть?» -
«Мама».
Интерпретация полученных результатов. На рисунке Раисы изо-
313
бражены все члены семьи. Однако выполнение задания начато не с
рисования членов семьи, а с объекта - солнца. Такая последователь-
ность рисования часто встречается у детей, у которых семья связана с
негативными эмоциональными переживаниями. Последовательность
рисования членов семьи характерна для детей данного возраста.
Примечательно расположение членов семьи на рисунке. Оба ро-
дителя нарисованы на переднем плане, они как бы заслоняют фигуры
детей. Это может быть связано с восприятием доминантности родите-
лей. В то же время, родители разделены - отец и мать выступают не
как супружеская или родительская пара, а скорее как отдельные ин-
дивиды.
Если рассматривать расположение фигур не в плоскости, а в
пространственной перспективе, то все фигуры отделены одна от дру-
гой значительным расстоянием, что может указывать на то, что Раиса
воспринимает слабость позитивных эмоциональных отношений между
членами семьи. Наиболее отдаленная фигура - младший брат. Он же -
последняя нарисованная фигура. Это дает основание для предположе-
ния, что Раису с братом связывают негативные отношения.
Примечательны особенности рисования индивидуальных фигур.
Во-первых, выделяются изображения обоих родителей: они нарисо-
ваны однотипно, схематично. Раиса рисовала их очень быстро, их ри-
сование не доведено до конца. Такоая манера рисования указанных
людей выявляет, возможно, сложившиеся напряженные отношения
Раисы с родителями. Контраст между презентацией себя и родителей,
а также определенная гротескность изображения родителей могут
быть результатом выражения агрессивности, указывать на сложив-
шиеся в семье «силовое соревнование» между Раисой и ее родителя-
ми. Такая интерпретация, в частности, соответствует наблюдаемому
агрессивному и не поддающемуся контролю поведению Раисы в семье
и за ее пределами.
Изображения родителей все же отличаются друг от друга. Отец
нарисован более тщательно, схема его тела более совершенна, чем у
матери, что может указывать на более позитивные отношения Раисы к
отцу, чем к матери. На такую интерпретацию наталкивает и анализ
решений ситуаций, из которого выявляется предпочтение отца матери.
Примечательно рисование рук отца - они значительно длиннее
314
чем у других членов семьи, они интенсивно заштрихованы, есть пре-
зентация пальцев. Возможно, что Раиса воспринимает отца как пу-
нитивного, контролирующего человека.
Фигура матери значительно крупнее других, что указывает на
значимость матери в жизни семьи (это согласуется и с тем, что она на»
рисована первой), на ее доминантность, атрибуцию силы. Вместе с тем
она нарисована небрежно, импульсивно. Обращает на себя внимание
отсутствие рук в изображении матери. Интерпретируя этот признак в
контексте общего амбивалентного (и негативного) отношения Раисы к
матери, ее воспринимаемой значимости и, возможно, доминантности,
можно понять его как стремление девочки снизить вмешательство,
контроль со стороны матери, ее «манипулятивное» отношение к дру-
гим. На смысловом уровне это согласуется с интерпретацией больших,
пустых глаз матери. Они могут быть интерпретированы как индикатор
тревожного отношения Раисы к матери, как ее стремление скрыться от
пристального взора матери и в то оке время как ощущение его «все-
видения».
Анализ особенностей рисования родителей наталкивает на опре-
деленные размышления относительно их отношений между собой.
Можно думать о конфликтности их отношений (родительская пара раз-
делена: в ответах на вопросы Раиса говорит о немотивированном, на
ее взгляд, споре). В презентациях обоих родителей явные искажения
появляются при рисовании одной и той же части тела - рук (у отца ру-
ки непропорционально длинные, а у матери их изображение вообще
отсутствует). Эти обстоятельства, особенно последнее из них, дают
основание для выдвижения рабочей гипотезы о том, что доми-
нантность и контролирующее поведение матери по отношению к Раисе
являются следствием переноса такого же отношения, ощущаемого ма-
терью со стороны отца.
В рисунке выделяется и фигура брата - он отделен пространст-
вом, уменьшен, небрежно нарисован, единственный из всех раскра-
шен зеленым цветом. Это может быть связано со стремлением умень-
шить роль брата в семье, конкурентные отношения с ним.
Себя Раиса нарисовала наиболее тщательно, разукрасила себя
цветами, в отличие от рисунка матери ее фигура имеет больше атри-
бутов женственности: шапочка, юбка, красочность. Это, с одной сто-
315
роны, указывает на адекватную половую идентификацию, а с другой -
на сложившиеся конкурентные отношения с матерью и, возможно, с
другими лицами того же пола. Последнее согласуется с тем фактом,
что Раиса преимущественно дружит с мальчиками, причем играет в их
компании женскую роль. Вместе с тем она явно уделяет рисованию
собственной фигуры самое большое внимание, разукрашивает себя.
Это может свидетельствовать о развитии у Раисы истероидных черт.
Представленный анализ конкретного случая является несколько
«форсированным» вариантом интерпретации. Это сделано с целью по-
каза возможных вариантов интерпретации. Однако лучше все-таки
придерживаться принципа: лучше недостаточная интерпретация, чем
сверхинтерпретация. Всегда надо стремиться объединить в интерпре-
тации известные сведения о поведении ребенка, собственное впечат-
ление о его поведении. Приписывание результатам статуса рабочей
гипотезы, а не диагноза помогает избежать ошибок и в то же время
дает психологу возможность творческого подхода к пониманию и ре-
шению проблем ребенка. Гибкость интерпретации, однако, не озна-
чает ее невалидности. Это подтверждается, в частности, и тем, что
«слепая» (т. е. только по рисунку) интерпретация полученных резуль-
татов квалифицированным психологом и интерпретация психологом,
имеющим данные о ребенке и наблюдавшим за процессом рисования,
практически совпадают. Предлагаем вниманию читателя «слепую»
экспертную интерпретацию рисунка, выполненную Е. Т. Соколовой
(забегая вперед, скажем, что в целом она совпала с нашей ин-
терпретацией).
Рисунок принадлежит девочке 5 с половиной лет из полной се-
мьи. Привлекают внимание явные различия в изображении родителей
и детей. Фигуры родителей -мощные, нарисованные красным каран-
дашом с нажимом, передают ощущения силы, исходящей от них. При
этом восприятие девочкой матери и отца по параметру силы (властно-
сти) не идентично. Изображение первой по порядку материнской фи-
гуры, ее «огромность» не только отражает естественное для данного
возраста восприятие структуры семьи, но, возможно, указывает, что
для девочки мать - наиболее эмоционально значимое лицо в семье.
Подчеркивание гротескности, почти безобразности матери позволяют
предположить наличие у девочки также чувства антипатии (враждеб-