Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8077

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

316

ности) или  же  является  проекцией  ее  восприятия  материнского  отно-

шения.

Отец в рисунке проигрывает матери в размерах, однако в отли-

чие от матери - безрукой - он нарисован не только с руками, но про-

рисованы  также  и  кисти  рук. Не  исключено, что  эти  особенности  ри-
сунка  отражают  реально  существующие  или  только  субъективно  вос-

принимаемые девочкой  конфликтно-конкурентные  отношения  родите-
лей между собой.

Влияние  матери  на  жизнь  семьи  больше, она  воспринимается

как  более  доминантная, однако  в  практическом  плане  отец  имеет

большие  возможности  руководства, манипулирования. Мама  с  огром-

ными глазами «всё видит», возможно, ей принадлежит ведущая роль в
осуществлении  внутреннего, исподволь, контроля  за  членами  семьи.

Несмотря на явно дифференцированное восприятие матери и отца в их
родительских  позициях  очевидна  и  их  сплоченность, мощная  и  цель-

ная  в  своем  единении  родительская  коалиция, противостоящая  поло-
жению детей в семье. Детские фигуры отодвинуты на задний план, что

может указывать на существование в семье достаточно изолированных
линий  общения  детей  и  родителей, что  может  порождать  у  девочки

чувство  собственной  ненужности, малой  включенности  в  семейное
«мы».

Богато декорированная фигура девочки и монотонное изображе-

ние  брата, его  явная  отодвинутость  из  семейного  ряда  указывают  на
желание  девочки  уменьшить  его  значимость  в  эмоциональных  связях

семьи и привлечь внимание к собственной персоне. Особенности изоб-
ражения собственной фигуры свидетельствуют о таких чертах девочки

как  кокетливость, некоторая  демонстративность, тенденция  к  са-
моутверждению. Более красивая фигура девочки на фоне явно непри-

влекательной может указывать на неосознанную конкуренцию дочери
и матери за женскую привлекательность.

7.4. ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ

Цветовой тест отношений - это невербальный компактный диаг-

ностический метод, отражающий как сознательный, так и частично не-

осознаваемый  уровень  отношений  человека. Его  использование  опи-


background image

317

рается на концепцию отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева

об  образной  природе  психических  структур  любого  уровня  и  пред-

ставления  А. Н. Леонтьева  о  чувственной  ткани  смысловых образова-
ний личности.

Методической  основой  данного  метода  является  цветоассоциа-

тивный  эксперимент, идея  и  процедуры  которого  были  разработаны

нами. Он  базируется  на  предположении  о  том, что  существенные  ха-
рактеристики невербальных компонентов отношений к значимым дру-

гим  и  к  самому  себе  отражаются  в  цветовых  ассоциациях. Цветовая
сенсорика  весьма  тесно  связана  с  эмоциональной  жизнью  личности

(подробнее  см.: Эткинд  А. М., 1981). Эта  связь, подтвержденная  во

многих экспериментальных психологических исследованиях, давно ис-
пользуется в ряде психодиагностических методов.

В этих методах, однако, реакция человека на цветовые стимулы

использовалась  как  индикатор  его  общего  аффективного  состояния.

Разработанный  нами  метод  цветоассоциативного  эксперимента  отли-
чается от других цветовых тестов своеобразным способом извлечения

реакций на цветовые стимулы (ассоциативные реакции - в отличие от
измерения  порогов  или  предпочтений  в  других  тестах) и  иной  поста-

новкой  задачи  тестового  исследования (изучение  конкретных  от-
ношений личности —в отличие от изучения ее общих свойств или со-

стояний). Психодиагностический  метод  цветоассоциативного  иссле-

дования  отношений  личности  был  назван  нами «Цветовой  тест  отно-
шений» (ЦТО).

Как  показывает  опыт, ассоциативные  реакции  на  цвет  весьма

чувствительны  к  изменению  его  сенсорных  характеристик. Отсюда

следует безусловная необходимость пользоваться во всех проводимых
экспериментах стандартным набором цветов. При разработке ЦТО был

использован набор цветов из восьмицветового теста М. Люшера. Этот
набор  отличается  достаточной  компактностью, удобен  в  применении.

При  относительно  небольшом  количестве  стимулов  в  нем  представле-

ны основные цвета спектра (синий, зеленый, красный и желтый), два
смешанных  цвета (сиреневый  и  коричневый) и  два  ахроматических

цвета (черный  и  серый). Все  приводимые  ниже  результаты  и  интер-
претации относятся только к экспериментам, проводимым с цветовыми

карточками из теста Люшера.


background image

318

Разработка  интерпретации, исследование  валидности  и  оценка

диагностических  возможностей  ЦТО  включали  три  этапа: 1) доказа-

тельство  того, что  каждый  из  используемых  цветов  обладает  опреде-
ленным  и  устойчивым  эмоциональным  значением, и  описание  этих

значений; 2) изучение закономерностей переноса эмоциональных зна-
чений  цветов  на  стимулы,  с  которыми  они  ассоциируются;  3)  опыт

применения ЦТО в различных клинических ситуациях.

В эксперименте, проведенном на 100 здоровых испытуемых, по-

следовательно предъявлялись 27 эмоциональных терминов из диффе-
ренциальной  шкалы  эмоций  К. Изарда (1980), на каждый из которых

испытуемые должны были выбрать самый подходящий цвет из восьми

цветов.

Результаты  показали, что, основываясь на  мнении  большинства

испытуемых, с  некоторыми  факторами  можно  достоверно  связать  оп-
ределенный цвет. Так, удивление — желтое; радость - красная; утом-

ление — серое; страх - черный. Другие  распределения  бимодальны:
гнев - красный  и  черный; грусть - серая  и  синяя; интерес - синий  и

зеленый. Наконец, некоторые факторы, такие, как отвращение и стыд,
оказались  менее  определенными  по  своим ассоциативным  эквивален-

там (зги же факторы были хуже всего определены в анализах К. Изар-
да). Характерно, что синонимичные или близкие по значению эмоцио-

нальные термины, как правило, ассоциируются с одним и тем же цве-

том.

Результаты  этого  исследования  согласуются  с  этнографическим

анализом значения цвета, проведенным В. Тернером. Так, полученные
данные о значении светлоты цвета соответствуют выделяемой этим ав-

тором оппозиции белого и черного, связанной с антитезами благо-зла,
здоровье-болезнь, удача-неудача (Тернер В. У., 1983. е. 86). Согласу-

ются  и  данные  об  амбивалентном  значении  красного  цвета. Все  это
свидетельствует  об  определенной  транскультуральной  устойчивости

основных  цветоэмоциональных структур. Полученные  данные  в  опре-

деленной  степени  соответствуют  и  результатам  интересного  исследо-
вания Э. Т. Дорофеевой (1970), в котором сравнивались дифференци-

альные  пороги  чувствительности  к  красному, синему  и  зеленому  цве-
там  в  различных  эмоциональных  состояниях. Видимо, чувствитель-

ность  анализатора  в  эмоциональном  состоянии  повышается  именно  к


background image

319

тем цветам, которые выбираются как подходящие к этому состоянию в

ассоциативном акте.

В  другом  эксперименте  испытуемому  предъявлялся  разработан-

ный  Е. Ф. Бажиным  и  Т. В. Корнеевой  метод  аудиторского  анализа -

магнитофонный тест с записями лексически нейтральной речи 23 дик-
торов-душевнобольных, находившихся  в  различных  эмоциональных

состояниях. Испытуемые  давали  как  вербальное (в  терминах  эмоцио-
нальных  состояний), так  и  невербальное (с  помощью  полной  ранжи-

ровки 8 цветов  в  порядке  сходства со  стимулом) описание  состояния
прослушанного диктора (подробнее  см.: Бажин Е. Ф., Корнеева  Т. В.,

Эткинд А.М, 1981).

Цветовые раскладки оказались отличными от случайных, равно-

вероятных  значений. Следовательно, синестетический  код, связыва-

ющий  интонационные  и  цветовые  стимулы, является  в  определенной
мере интерсубъективным, общим для различных людей. Если к голосу

одного и того же диктора разные испытуемые подбирали одни и те же
цвета, то к разным, в особенности отличным по эмоциональным харак-

теристикам, голосам  они  давали  значительно  отличающиеся  друг  от
друга  цветовые раскладки. Проведенное  попарное  сравнение  показа-

ло,  что  все  253  полученные  оценки  X

2

  значимы. При  этом  наиболее

сходными  цветовые  ассоциации  оказались  к  голосам  дикторов, нахо-

дившихся  в  одноименном  аффективном  состоянии; наиболее  раз-

личными  они  были  к  голосам  дикторов,  обладавших  полярными  эмо-
циональными характеристиками.

В  следующей  серии  экспериментов  эмоционально-личностное

значение цветов оценивалось по шкалам личностного дифференциала

(Личностный  дифференциал: Методические  рекомендации. Л., 1983).
В  исследовании  приняли  участие 48 испытуемых. Каждый  из  них  за-

полнил  личностный  дифференциал  на  цвета  ЦТО,  а  также  на  ряд  со-
циальных стереотипов.

Анализ полученных данных показал, что люди закономерно, ста-

тистически  значимо  связывают  цвета  с  эмоционально-личностными
характеристиками. Так, для  красного  характерны  значения  активнос-

ти, экстраверсии; синему приписываются характеристики, связанные с
высокой  моральной  оценкой; зеленый  воспринимается  как  доми-

нантный, интровертированный; желтый - как очень активный при низ-


background image

320

кой  моральной  оценке, что отличает  его от  не  менее  активного  крас-

ного; фиолетовый характеризует эгоизм и неискренность; коричневый

символизирует  слабость  и  отношение  зависимости; черный -
отвергаемый  цвет, которому  приписываются  разнообразные  негатив-

ные характеристики; серый - слабый и пассивный. Существенно, что в
пространстве  силы  и  активности  цвета  практически  не  перекрывают

друг  друга. Высокая  сила  и  высокая  активность  свойственны  крас-
ному, высокая  сила  и  низкая  активность - черному, высокая  актив-

ность  и  низкая  сила - желтому, низкая  сила  и  низкая  активность -
фиолетовому.

Таким  образом, каждый  из  цветов  ЦТО  обладает  собственным,

ясно-определенным  в  проведенных  экспериментах  эмоционально-
личностным  значением. Обоснование  возможности  диагностики  от-

ношений с помощью ЦТО требует, однако, еще и доказательства того,
что  в  ассоциациях  с  цветами  действительно  отражаются  отношения

испытуемых к значимым для них понятиям и людям, к примеру, к со-
циальным стереотипам (друг, враг, и т. д.).

Количественная  оценка  этого  может  быть  дана  путем  вычисле-

ния  коэффициента  корреляции  между  матрицей  семантических  рас-

стояний цветов и стереотипов и матрицей средних рангов цветов в ас-
социациях к этим же стереотипам. Вычисленный с учетом одного толь-

ко фактора оценки этот коэффициент равен 0,60, а с учетом всех трех

факторов  личностного  дифференциала  он  оказывается  еще  выше:
0,69 (в обоих случаях р < 0,01). Это значит, что на первые места в ас-

социативной  раскладке  выходят, как  правило, именно  те  цвета, ко-
торые сходны по своему значению с ассоциируемым понятием. Все это

подтверждает валидность цветовых ассоциаций как метода измерения
эмоциональных  значений  на  достаточно  высоком  уровне  дос-

товерности.

Проведение ЦТО в диагностических медицинских целях включа-

ет следующие процедуры.

1.  Психотерапевт в контакте с больным составляет список лиц,

представляющих  его  непосредственное  окружение, а  также  понятий,

имеющих для него существенное значение. Конкретная форма списка
зависит  от  контекста, личности  и  жизненного  пути  больного. К  при-

меру, для  детей, больных  неврозами, список  понятий  таков: мать;