Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8073

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

321

отец; брат (сестра); дедушка, бабушка либо другие лица, с которыми

живет или общается ребенок; учительница (воспитательница); друзья;

я  сам;  каким  я  хочу  стать;  мое  настроение  дома;  мое  настроение  в
школе (детском саду); мой врач и т. д. Нередко имеет смысл получить

список значимых лиц от самого больного, попросив его назвать людей,
сыгравших важную роль в его жизни.

2.  Перед больным раскладываются на белом фоне в случайном

порядке цвета. Затем психотерапевт просит больного подобрать к каж-

дому из людей и понятий, которые последовательно им зачитываются,
подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться. В случае воз-

никновения  вопросов  терапевт  разъясняет, что. цвета  должны  под-

бираться в соответствии с характером людей, а не по их внешнему ви-
ду (например, цвету одежды).

ЦТО имеет два варианта проведения, различающиеся по способу

извлечения  цветовых  ассоциаций. В  кратком  варианте  ЦТО  от  боль-

ного требуется подобрать к каждому понятию какой-нибудь один под-
ходящий  цвет.  В  полном  варианте  больной  ранжирует  все  8  цветов  в

порядке соответствия понятию, от «самого похожего, подходящего» до
«самого  непохожего, неподходящего». Как  показывает  опыт, у  боль-

шинства больных достаточно подробные и надежные результаты дает
краткий вариант ЦТО.

3.  После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжиру-

ются больным в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого,
приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным».

4. Интерпретация  полученных  результатов  проводится  в  два

этапа:

а) качественный анализ цветоассоциативных ответов. Важно от-

метить, что ответы следует расшифровывать целостно, в их взаимной

связи  друг  с  другом. Существенное  диагностическое  значение  имеют
пересечения  ассоциаций, при  которых  разные  стимулы  соотносятся  с

одним  и  тем  же  цветом. Это  позволяет  сделать  предположение  об  их

идентификации (например, аутоидентификации  ребенка  с  одним  из
родителей);

б) формализованный  анализ  цветоассоциативных  ответов. Для

экономичного  и  наглядного  описания  цветоэмоциональных  ассоциа-

ций, допускающего  статистическую  обработку, мы  предлагаем  двух-


background image

322

мерное параметрическое пространство, образованное характеристика-

ми  валентности (В) и  нормативности (Н). Эти  параметры  интерпрети-

руются  как  показатели  эмоционального  принятия  либо  отвержения,
позитивности  либо  негативности  социального  стимула, отношение  к

которому  исследуется. При  этом  валентность  измеряет  позицию  ас-
социируемого  цвета  в  индивидуальной  цветовой  ранжировке, данной

конкретным  больным; нормативность  же  оценивает  позицию  этого
цвета в ранжировке, условно рассматриваемой как «нормальная» (так

называемая аутогенная норма Вальнефера - Люшера, подтвержденная
в  работе: Филимоненко  Ю. И., Юрьев  А. И., Нестеров  В. М., 1982).

Важное диагностическое  значение  имеют  случаи  рассогласования  ме-

жду валентностью и нормативностью конкретной ассоциации. Это ука-
зывает  на  амбивалентность, проблемность  отношения  испытуемого  к

данному лицу или понятию

1

.

В  исследовании, посвященном  изучению  системы  отношений

больных  неврозами (подробнее  см.: Эткинд  А. М., 1980), больному
предлагалось  назвать  восемь  человек, сыгравших  важную  роль  в  его

жизни, после чего он выбирал подходящий для каждого из этих людей
цвет из стимулов 8-цветового теста. Кроме того, он выбирал цвета для

своего лечащего врача и для самого себя. В целях получения инфор-
мации  об  осознаваемых  компонентах  отношений  больного  просили

проранжировать  этих  людей  по  степени  удовлетворенности  от-

ношениями с ними. Наконец, больной раскладывал цвета в порядке их
привлекательности для него.

Было обследовано 80 больных с разными клиническими форма-

ми  неврозов.  Наряду  с  ЦТО  применялись  опросник  самоуважения  М.

Ро-зенберга  в  нашей  адаптации  и  метод  межличностной  диагностики
Т. Ли-ри в адаптации Г. С. Васильченко. Шкалы Лири заполнялись на

четыре понятия: «Я», «идеальное Я», моя жена, мой идеал жены.

Каждый  больной  не  только  ассоциировал  цвета  со  значимыми

для  него  людьми, но  и  упорядочивал  цвета  по  привлекательности, а

людей - по  удовлетворенности  отношениями  с  ними. Соотнеся  ранго-
вые  места  ассоциирующихся  друг  с  другом  людей  в  данных  каждым

больным раскладках, можно получить индивидуальные коэффициенты

1

 В стандартных обозначениях «нормальная» раскладка имеет вид 34251607.


background image

323

их  согласованности. В  целом, положительная  корреляция  цветоассо-

циативных  оценок  отношений  с  вербальными  их  оценками  оказалась

высокозначимой. Вместе  с тем  индивидуальные  значения  этой  корре-
ляции  распределены  в  достаточно  широком  диапазоне. Согласно  вы-

сказанному  ранее  предположению, низкие  коэффициенты  вербально-
цветовой  согласованности  у ряда  больных отражают наличие  сущест-

венного  расщепления  между  осознаваемыми  и  бессознательными
оценками ими собственных отношений.

Предположение  о  том, что  расхождение  между  вербальными  и

цветовыми  характеристиками  отношений (ВЦР) возникает  в  случае

низкой адекватности их осознания (АО) и может служить сигналом об

их  возможной  патогенетической  значимости (ПЗ), было  проверено
следующим образом. Лечащие врачи оценивали АО и ПЗ 60 отношений

19 больных по десятибалльной шкале, после чего эти оценки были со-
поставлены  с  ВЦР, вычисленным  для  этих  отношений. Как  и  ожида-

лось, чем больше ВЦР, тем ниже данная врачом оценка осознания это-
го  отношения  больным. Кроме  того, отношения  с  высоким  ВЦР  обла-

дают несколько большей патогенетической значимостью.

Для  оценки  конвергентной  валидности  ЦТО  мы  рассчитали  ко-

эффициенты корреляции между характеристиками одних и тех же от-
ношений (показателями  самоуважения  и  удовлетворенности  отно-

шениями  с  женой), полученными  с  помощью  ЦТО  и  методики  Лири.

Коэффициенты  корреляции  между  ними  составляют: 0,38 для  само-
уважения  и 0,56 для  удовлетворенности  отношениями  с  женой (оба

значимы с р < 0,05).

В  другом  исследовании  ребенку, больному  неврозом, и  члену

его  семьи  предлагалось  обозначить  одним  из  цветов  ЦТО  определен-
ные понятия (например, «мое настроение») и людей, составляющих их

непосредственное  социальное  окружение. После  этого  цвета  ран-
жировались в порядке предпочтения (подробнее см.: Каган В. Е., Лу-

нин И. И., Эткинд А. М., 1984).

Исследование 142 детей, больных  неврозами, в  возрасте 5-15

лет, в  котором  ЦТО  проводился  наряду  с  клинической  беседой  и  об-

следованием по другим диагностическим методикам, показало, что де-
ти начиная с 3-4 лет давали цветовые ассоциации легко, с удовольст-

вием  принимая  задачу  тестирования  как  интересную  игровую  ситуа-


background image

324

цию. Даже аутичные, практически не способные к открытой вербали-

зации  своих  отношений  дети  давали  легко  интерпретируемые  ассо-

циации.

Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости,

симпатии в отношении ребенка к тому или другому из родителей, тем с
более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Напротив, отвергае-

мый  родитель  ассоциируется  с  цветами, получившими  наибольшие
ранги  в  индивидуальной  цветовой  раскладке. Диагностически  значи-

мым  является  не  только  ранг  цвета, с  которым  ребенок  ассоциирует
кого-либо  из  родителей, но  и  сам  этот  цвет. Так, ассоциация  с  крас-

ным  обычно  указывает  на  доминантного  отца  или  активную, импуль-

сивную мать. Ассоциация с зеленым говорит о достаточно жестких от-
ношениях в семье и может быть признаком родительской гиперопеки.

Ассоциация с серым свидетельствует о непонимании и отгороженности
ребенка от отца или матери.

Интересные результаты дает анализ цветового самообозначения

ребенка -того цвета, с которым он ассоциирует самого себя. Чем мень-

ше ранг этого цвета в раскладке, тем выше уверенность ребенка в се-
бе, его  самоуважение. Совпадение  цветов, с  которыми  ребенок  ас-

социирует  самого  себя  и  одного  из  родителей, свидетельствует  о  на-
личию  сильной  связи  с  ним, значимости  процесса  идентификации.

Важную роль играет то, где в цветовой раскладке находится цвет са-

мообозначения: перед  цветами, с  которыми  ассоциируются  родители
(я  хороший - они  плохие), после  них (я  плохой - они  хорошие) или

между ними (отношения диссоциированы).

При  обследовании  детей  был  выявлен  интересный  параметр

цве-тоассоциативных  реакций, который  характеризует  меру  их  слож-
ности  или, наоборот, стереотипыности. Он  измеряется  количеством

разных цветов, выбранных в ассоциативных реакциях к определенно-
му  набору  стимулов:  С  =  K/N,  где  С  -сложность  цветоассоциативных

реакций, К - количество  разных  использованных  в  ассоциациях  цве-

тов, N - количество стимулов; данную формулу можно применять при
№ 8. Понятно, что С прямо зависит от количества повторов при выбо-

ре цветов. По нашим наблюдениям, С растет с возрастом. Малые зна-
чения  С  характерны  для  эмоционально  недифференцированных  под-

ростков с чертами примитивности или шизоидности. В отдельных слу-


background image

325

чаях малое значение С может свидетельствовать о негативизме по от-

ношению к лечению или обследованию.

Опыт использования ЦТО в комплексе с другими методиками по-

зволяет характеризовать ЦТО не только как метод выбора, но, во мно-

гих  случаях, и  как  единственный  экспериментальный  метод, при-
годный  для  применения  в  условиях  детской  клиники. Его  простота  и

портативность, не  настораживающий  испытуемого  игровой  характер,
возможность многократного ретестирования позволяют нащупать наи-

более «горячие точки» внутрисемейных отношений, осознанно или не-
осознанно скрываемые.

Важнейшим  результатом  проведенных  исследований  является

доказательство  самого  факта  возможности  получения  цветовых  ассо-
циаций к значимым лицам и социальным стимулам от испытуемых не-

зависимо от их возраста, образования, интеллектуального уровня, тя-
жести  симптоматики. Не  могут  выполнить  ЦТО  лишь  больные, недо-

ступные контакту либо характеризующиеся низким интеллектуальным
уровнем.

Вся совокупность полученных данных свидетельствует о валид-

ности  ЦТО  как  метода  исследования  эмоциональных  компонентов  от-

ношений  личности (как  в  норме, так  и  при  нервнопсихических  за-
болеваниях). При  этом использование  невербальных  процедур  позво-

ляет выявить не только осознаваемый, но и бессознательный уровень

системы  отношений, что  может  в  ряде  случаев  дать  ценную  инфор-
мацию о внутренних конфликтах больного, характерных для него спо-

собах  защиты  и  т.  д.  используя  ЦТО,  психолог  может  быстро сориен-
тироваться в таких проблемах, как содержание отношений испытуемо-

го  с  его  семейным  или  производственным  окружением, с  партнерами
по малой группе. Возможность многоразового применения ЦТО позво-

ляет получить представление о динамике системы отношений челове-
ка, изменения его «Я-образа» и т. д.

Весьма  существенной  особенностью  ЦТО  является  экономич-

ность,  проявляющаяся  в  малом  объеме  временных  затрат  на  его  про-
ведение  и  интерпретацию. Это  открывает  широкие  возможности  для

применения  этого  метода  при  решении  задач  экспресс-диагностики  в
условиях  массовых  психопрофилактических  обследований, профес-

сионального  отбора  и  т. д. Немалое  значение  эта  особенность  ЦТО