ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8431
Скачиваний: 53
321
отец; брат (сестра); дедушка, бабушка либо другие лица, с которыми
живет или общается ребенок; учительница (воспитательница); друзья;
я сам; каким я хочу стать; мое настроение дома; мое настроение в
школе (детском саду); мой врач и т. д. Нередко имеет смысл получить
список значимых лиц от самого больного, попросив его назвать людей,
сыгравших важную роль в его жизни.
2. Перед больным раскладываются на белом фоне в случайном
порядке цвета. Затем психотерапевт просит больного подобрать к каж-
дому из людей и понятий, которые последовательно им зачитываются,
подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться. В случае воз-
никновения вопросов терапевт разъясняет, что. цвета должны под-
бираться в соответствии с характером людей, а не по их внешнему ви-
ду (например, цвету одежды).
ЦТО имеет два варианта проведения, различающиеся по способу
извлечения цветовых ассоциаций. В кратком варианте ЦТО от боль-
ного требуется подобрать к каждому понятию какой-нибудь один под-
ходящий цвет. В полном варианте больной ранжирует все 8 цветов в
порядке соответствия понятию, от «самого похожего, подходящего» до
«самого непохожего, неподходящего». Как показывает опыт, у боль-
шинства больных достаточно подробные и надежные результаты дает
краткий вариант ЦТО.
3. После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжиру-
ются больным в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого,
приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным».
4. Интерпретация полученных результатов проводится в два
этапа:
а) качественный анализ цветоассоциативных ответов. Важно от-
метить, что ответы следует расшифровывать целостно, в их взаимной
связи друг с другом. Существенное диагностическое значение имеют
пересечения ассоциаций, при которых разные стимулы соотносятся с
одним и тем же цветом. Это позволяет сделать предположение об их
идентификации (например, аутоидентификации ребенка с одним из
родителей);
б) формализованный анализ цветоассоциативных ответов. Для
экономичного и наглядного описания цветоэмоциональных ассоциа-
ций, допускающего статистическую обработку, мы предлагаем двух-
322
мерное параметрическое пространство, образованное характеристика-
ми валентности (В) и нормативности (Н). Эти параметры интерпрети-
руются как показатели эмоционального принятия либо отвержения,
позитивности либо негативности социального стимула, отношение к
которому исследуется. При этом валентность измеряет позицию ас-
социируемого цвета в индивидуальной цветовой ранжировке, данной
конкретным больным; нормативность же оценивает позицию этого
цвета в ранжировке, условно рассматриваемой как «нормальная» (так
называемая аутогенная норма Вальнефера - Люшера, подтвержденная
в работе: Филимоненко Ю. И., Юрьев А. И., Нестеров В. М., 1982).
Важное диагностическое значение имеют случаи рассогласования ме-
жду валентностью и нормативностью конкретной ассоциации. Это ука-
зывает на амбивалентность, проблемность отношения испытуемого к
данному лицу или понятию
1
.
В исследовании, посвященном изучению системы отношений
больных неврозами (подробнее см.: Эткинд А. М., 1980), больному
предлагалось назвать восемь человек, сыгравших важную роль в его
жизни, после чего он выбирал подходящий для каждого из этих людей
цвет из стимулов 8-цветового теста. Кроме того, он выбирал цвета для
своего лечащего врача и для самого себя. В целях получения инфор-
мации об осознаваемых компонентах отношений больного просили
проранжировать этих людей по степени удовлетворенности от-
ношениями с ними. Наконец, больной раскладывал цвета в порядке их
привлекательности для него.
Было обследовано 80 больных с разными клиническими форма-
ми неврозов. Наряду с ЦТО применялись опросник самоуважения М.
Ро-зенберга в нашей адаптации и метод межличностной диагностики
Т. Ли-ри в адаптации Г. С. Васильченко. Шкалы Лири заполнялись на
четыре понятия: «Я», «идеальное Я», моя жена, мой идеал жены.
Каждый больной не только ассоциировал цвета со значимыми
для него людьми, но и упорядочивал цвета по привлекательности, а
людей - по удовлетворенности отношениями с ними. Соотнеся ранго-
вые места ассоциирующихся друг с другом людей в данных каждым
больным раскладках, можно получить индивидуальные коэффициенты
1
В стандартных обозначениях «нормальная» раскладка имеет вид 34251607.
323
их согласованности. В целом, положительная корреляция цветоассо-
циативных оценок отношений с вербальными их оценками оказалась
высокозначимой. Вместе с тем индивидуальные значения этой корре-
ляции распределены в достаточно широком диапазоне. Согласно вы-
сказанному ранее предположению, низкие коэффициенты вербально-
цветовой согласованности у ряда больных отражают наличие сущест-
венного расщепления между осознаваемыми и бессознательными
оценками ими собственных отношений.
Предположение о том, что расхождение между вербальными и
цветовыми характеристиками отношений (ВЦР) возникает в случае
низкой адекватности их осознания (АО) и может служить сигналом об
их возможной патогенетической значимости (ПЗ), было проверено
следующим образом. Лечащие врачи оценивали АО и ПЗ 60 отношений
19 больных по десятибалльной шкале, после чего эти оценки были со-
поставлены с ВЦР, вычисленным для этих отношений. Как и ожида-
лось, чем больше ВЦР, тем ниже данная врачом оценка осознания это-
го отношения больным. Кроме того, отношения с высоким ВЦР обла-
дают несколько большей патогенетической значимостью.
Для оценки конвергентной валидности ЦТО мы рассчитали ко-
эффициенты корреляции между характеристиками одних и тех же от-
ношений (показателями самоуважения и удовлетворенности отно-
шениями с женой), полученными с помощью ЦТО и методики Лири.
Коэффициенты корреляции между ними составляют: 0,38 для само-
уважения и 0,56 для удовлетворенности отношениями с женой (оба
значимы с р < 0,05).
В другом исследовании ребенку, больному неврозом, и члену
его семьи предлагалось обозначить одним из цветов ЦТО определен-
ные понятия (например, «мое настроение») и людей, составляющих их
непосредственное социальное окружение. После этого цвета ран-
жировались в порядке предпочтения (подробнее см.: Каган В. Е., Лу-
нин И. И., Эткинд А. М., 1984).
Исследование 142 детей, больных неврозами, в возрасте 5-15
лет, в котором ЦТО проводился наряду с клинической беседой и об-
следованием по другим диагностическим методикам, показало, что де-
ти начиная с 3-4 лет давали цветовые ассоциации легко, с удовольст-
вием принимая задачу тестирования как интересную игровую ситуа-
324
цию. Даже аутичные, практически не способные к открытой вербали-
зации своих отношений дети давали легко интерпретируемые ассо-
циации.
Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости,
симпатии в отношении ребенка к тому или другому из родителей, тем с
более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Напротив, отвергае-
мый родитель ассоциируется с цветами, получившими наибольшие
ранги в индивидуальной цветовой раскладке. Диагностически значи-
мым является не только ранг цвета, с которым ребенок ассоциирует
кого-либо из родителей, но и сам этот цвет. Так, ассоциация с крас-
ным обычно указывает на доминантного отца или активную, импуль-
сивную мать. Ассоциация с зеленым говорит о достаточно жестких от-
ношениях в семье и может быть признаком родительской гиперопеки.
Ассоциация с серым свидетельствует о непонимании и отгороженности
ребенка от отца или матери.
Интересные результаты дает анализ цветового самообозначения
ребенка -того цвета, с которым он ассоциирует самого себя. Чем мень-
ше ранг этого цвета в раскладке, тем выше уверенность ребенка в се-
бе, его самоуважение. Совпадение цветов, с которыми ребенок ас-
социирует самого себя и одного из родителей, свидетельствует о на-
личию сильной связи с ним, значимости процесса идентификации.
Важную роль играет то, где в цветовой раскладке находится цвет са-
мообозначения: перед цветами, с которыми ассоциируются родители
(я хороший - они плохие), после них (я плохой - они хорошие) или
между ними (отношения диссоциированы).
При обследовании детей был выявлен интересный параметр
цве-тоассоциативных реакций, который характеризует меру их слож-
ности или, наоборот, стереотипыности. Он измеряется количеством
разных цветов, выбранных в ассоциативных реакциях к определенно-
му набору стимулов: С = K/N, где С -сложность цветоассоциативных
реакций, К - количество разных использованных в ассоциациях цве-
тов, N - количество стимулов; данную формулу можно применять при
№ 8. Понятно, что С прямо зависит от количества повторов при выбо-
ре цветов. По нашим наблюдениям, С растет с возрастом. Малые зна-
чения С характерны для эмоционально недифференцированных под-
ростков с чертами примитивности или шизоидности. В отдельных слу-
325
чаях малое значение С может свидетельствовать о негативизме по от-
ношению к лечению или обследованию.
Опыт использования ЦТО в комплексе с другими методиками по-
зволяет характеризовать ЦТО не только как метод выбора, но, во мно-
гих случаях, и как единственный экспериментальный метод, при-
годный для применения в условиях детской клиники. Его простота и
портативность, не настораживающий испытуемого игровой характер,
возможность многократного ретестирования позволяют нащупать наи-
более «горячие точки» внутрисемейных отношений, осознанно или не-
осознанно скрываемые.
Важнейшим результатом проведенных исследований является
доказательство самого факта возможности получения цветовых ассо-
циаций к значимым лицам и социальным стимулам от испытуемых не-
зависимо от их возраста, образования, интеллектуального уровня, тя-
жести симптоматики. Не могут выполнить ЦТО лишь больные, недо-
ступные контакту либо характеризующиеся низким интеллектуальным
уровнем.
Вся совокупность полученных данных свидетельствует о валид-
ности ЦТО как метода исследования эмоциональных компонентов от-
ношений личности (как в норме, так и при нервнопсихических за-
болеваниях). При этом использование невербальных процедур позво-
ляет выявить не только осознаваемый, но и бессознательный уровень
системы отношений, что может в ряде случаев дать ценную инфор-
мацию о внутренних конфликтах больного, характерных для него спо-
собах защиты и т. д. используя ЦТО, психолог может быстро сориен-
тироваться в таких проблемах, как содержание отношений испытуемо-
го с его семейным или производственным окружением, с партнерами
по малой группе. Возможность многоразового применения ЦТО позво-
ляет получить представление о динамике системы отношений челове-
ка, изменения его «Я-образа» и т. д.
Весьма существенной особенностью ЦТО является экономич-
ность, проявляющаяся в малом объеме временных затрат на его про-
ведение и интерпретацию. Это открывает широкие возможности для
применения этого метода при решении задач экспресс-диагностики в
условиях массовых психопрофилактических обследований, профес-
сионального отбора и т. д. Немалое значение эта особенность ЦТО