Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8074

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

326

имеет  и  при  решении  обычных  медико-психологических  задач  в  ус-

ловиях  современной  клиники. Получаемая  с  помощью  ЦТО  инфор-

мация  является  несомненно  полезной  в  психотерапевтической  кли-
нике, где  она  может  быть  прямо  использована  для  ориентации  инди-

видуальной, групповой  и  семейной  психокоррекционной  работы. Но-
вые  интересные  возможности  открываются  в  детской  клинике  невро-

зов и в психолого-педагогической работе. Здесь ЦТО - как метод изу-
чения  отношений, применимый  в  работе  с  детьми  начиная  с 3-4-

летнего возраста, - практически не может быть заменен другими пси-
хологи-' ческими  методами. Наш  опыт  показывает, что  ощутимую

пользу ЦТО может принести и в работе с больными хроническим алко-

голизмом, помогая  оценить  возможности  применения  современных
средств  терапии. Определенные  перспективы  имеет  этот  метод  и  в

реабилитационной работе с психическими и соматическими больными.
Благодаря быстроте применения, легкости, привлекательности для ис-

пытуемых и вместе с тем психологической и терапевтической значимо-
сти получаемых характеристик, цветовой тест отношений может занять

определенное  место  в  психологическом  инструментарии  пси-
хотерапевтической  и  реабилитационной  клиники, службы  семьи, пси-

холого-педагогической  консультации, в  прикладных  социально-пси-
хологических исследованиях широкого профиля.

ГЛАВА 8 ПСИХОДИАГНОСТИКА  ИНДИВИДУАЛЬНОГО  СОЗ-

НАНИЯ

Методы, описываемые в данной главе, известные под названия-

ми «техника  репертуарных  решеток» или «репертуарные  личностные
тесты», занимают  особое  место среди  методов  психодиагностики  лич-

ности. Однако неверно  было бы рассматривать  их в  качестве  альтер-
нативы  другим, более  традиционным тестовым  подходам. Важно, что-

бы это было ясно с самого начала, поскольку обращение к некоторым

методологическим и теоретическим оппозициям, используемым в дан-
ной  работе (для  более  четкого  определения  целей  и  задач  реперту-

арных личностных тестов), может привести к неверному пониманию и
отношению  к  этим  методам. Техника  репертуарных  решеток  не  за-

меняет, а  дополняет  психодиагностику  индивидуально  ориентирован-


background image

327

ными  методами,  дает  в  руки  психологам  новые  средства.  Эти  новые

средства, будучи использованы наряду с другими методиками, такими,

как личностные опросники и проективные тесты, позволяют выявлять
и  описывать  качественные  особенности  индивидуального  сознания,

реконструировать  систему  смысловых  параметров, лежащих  в  основе
восприятия данным конкретным человеком себя и других людей, объ-

ектов и отношений.

Дополнительность  техники  репертуарных  решеток (ТРР) к  дру-

гим  психодиагностическим  подходам  хорошо  поясняет  следующий
пример. К. Клакхон и Г. Мюррей (цит. по: Carlson R., 1971), определяя

возможный  спектр  личнмипаостных  характеристик (и  тем  самым  и

возможный  спектр  психодиагностических задач), писали, что  человек
в чем-то похож на всех людей, в чем-то похож на некоторых людей и в

чем-то  не  похож  ни  на  кого  другого. Традиционная  психометрика  и
психодиагностика охватывали преимущественно первые два аспекта -

ТРР охватывает и третий аспект - идеографический.

С высказыванием Клакхона и Мюррея невозможно не согласить-

ся. Между тем далеко не все психологи были согласны включать тре-
тий аспект в число задач психодиагностики и психологии личности

(Cattell R., Cross K., 1952; Eysenck M. J., 1954; Ruston J., Jack-

son, 1981). Это проявилось в оппозиции номотетического (ориентиро-

ванного  на  общее, универсальное, типическое) и  идеографического

(ориентированного  на  описание  личности  как  особой  уникальной  це-
лостности) подходов  к  психодиагностике. Многолетняя  дискуссия  на

эту  тему (Marceil S., 1977;Kenrick D., Stringfield D., 1980; Kenrick D.,
Braver S., 1982) затрагивала разные аспекты психологии личности, но

с  наибольшей  силой  она разгорелась  вокруг  проблематики  индивиду-
ального сознания, возможности описывать индивидуальные особенно-

сти  восприятия  и  самовосприятия, оценок  и  отношений  человека  на
языке универсальных объяснительных конструктов.

Надо сказать, что уровню индивидуального сознания в психоди-

агностике  до  недавнего  времени  уделялось  незаслуженно  мало  вни-
мания. Для  номотетической  психодиагностики  эта  тенденция  есте-

ственна. Экономичнее  и  на  операциональном, и  на  концептуальном
уровнях  представить  индивидуальные  особенности  в  качестве  инди-

видуальных  отличий  по  нескольким  общим  какой-либо  группе  людей


background image

328

характеристикам или определять степень похожести на какие-либо ти-

пичные «личности». Естественно, при  этом  индивидуальное  сознание

лишается  самостоятельной  значимости  для  психодиагностики, пре-
вращается  в «поставщика» материала  для  номотетической  интер-

претации.

Недостаточность  традиционных  психодиагностических  подходов

для  решения  многих  задач, которые  встали  перед  психологами, про-
явилась достаточно остро. В целом ряде исследований (Adams-Webber

J.; 1979; Kenrick D., String-field D., 1980) показано, что  инди-
видуальные  параметры  оценок  и  самооценок  у  разных  людей  могут

быть  настолько  различными, что  возникает  проблема  психологичес-

кого  обоснования групповых  шкал: не  являются  ли  они  математичес-
ким  артефактом  процедуры, следствием  усреднения  индивидуальных

данных. Конечно, такая  крайняя  точка  зрения  едва  ли  оправданна.
Однако все это говорит о том, что есть объективная необходимость до-

полнить традиционные техники психодиагностики индивидуально ори-
ентированными методами.

До  недавнего  времени  такое  объединение  и  дополнение  было

невозможным. Во-первых, традиционная  психометрика  опиралась  на

мощный  психометрический  аппарат, тогда  как  идеографические  тех-
ники  были «понимающими», апеллировали  к  особой «проницатель-

ной» способности  исследователя  и  мало  чем  отличались  от  обычного

разговора (причем также  не  были  свободны от спонтанной  интерпре-
тации).

Во-вторых, индивидуальное сознание человека характеризуется

динамикой  смысловых  образований, тогда  как  традиционная  психо-

метрика  нацелена  на  выявление  и  описание  только  воспроизводимых
надежных фактов.

Важность охвата как устойчивых, так и изменчивых характерис-

тик можно проиллюстрировать на следующем примере. Традиционные

тест-опросники позволяют сделать удовлетворительный прогноз в тех

случаях, когда  психологов  интересуют  предсказания  на  длительные
промежутки времени жизни человека (например, при выборе профес-

сии), и оказываются плохо приспособленными для предсказания пове-
дения  конкретных  людей  в  конкретных  ситуациях  при  варьировании

социального контекста (объясняют менее 10 % дисперсии эксперимен-


background image

329

тальных  данных) (Kenrick D., Stringfield D., 1980; KenrickD., Braver,

1982). В  этом  проявляется гибкость  и  динамичность  индивидуального

сознания, тесная зависимость субъективной категоризации от контек-
стных факторов, от состояния, от особенностей той самой уникальной

целостности  личности, которая  не  ухватывается  номотетическими  ме-
тодами.

Дополнительность  ТРР  к  традиционным  методам  по  этому  пара-

метру  можно  пояснить, перефразировав  цитированное  выше  выска-

зывание  К. Клакхона  и  Г. Мюррея: человек в  чем-то  не  меняется  ни-
когда (или меняется достаточно медленно), в чем-то меняется часто и

в  чем-то  не  бывает  постоянным  никогда.  ТРР  позволяет  описывать  и

такие изменчивые характеристики.

Таким образом, ТРР предоставляет возможность не менее строго,

чем  другие  психометрические  методы, «работать» на  уровне  ин-
дивидуального  сознания,  т.  е.  на  том  уровне,  на  котором  разворачи-

ваются основные события психической жизни человека. Репертуарные
тесты  не  требуют  обращения  к  групповым  нормам  и  большим  выбор-

кам, позволяют  применить  весь  арсенал  многомерных  статистических
методов для анализа индивидуального сознания, охватывают не толь-

ко статику, но и динамику смысловых образований личности.

Методические  задачи, стоящие  перед  нами, не  позволяют  под-

робно  остановиться  на  концепции  Дж. Келли, основоположника  ТРР.

Позитивная  оценка  его  подхода  уже  неоднократно  давалась  на  стра-
ницах  отечественной  печати (Козлова  И. Н., 1975; Шмелев  А. Г.,

1982а, 19826), 1983; Похилько  В. И., Федотова  Е. О., 1984). Многие
положения  теории  Дж. Келли, такие, как  принцип  развития, целост-

ность и системность, принцип активности, представление о важной ро-
ли  прогнозирования  в развитии  смысловой  сферы, близки  психологи-

ческой  традиции. Однако  мы  не  склонны  преувеличивать  самостоя-
тельный  статус  и  концепции, и  метода. Свою  психологическую  опре-

деленность они должны получить, на наш взгляд, на базе более обще-

го  подхода, каковым  является  экспериментальная  психосемантика
(Петренко В. Ф., 1983; Шмелев А. Г., 1983). Сходство многих положе-

ний  и  методов, средств  анализа  и  представления  экспериментальных
данных - несомненно. Некоторые из них мы опишем подробно, некото-

рые - только назовем. Мы надеемся, что читатель сумеет оценить гиб-


background image

330

кость  и  универсальность, красоту  и  конструктивные  возможности  ре-

пертуарных тестов.

Методики ТРР. При знакомстве с ТРР удивляет разнообразие ме-

тодик: это  могут  быть  варианты  структурированного  интервью, мето-

дики типа «бумага - карандаш», стандартные компьютерные интерак-
тивные  программы, методики  сортировки  и  еще  ряд  других. Что  же

объединяет  их  и  отличает  от  других  техник  субъективного  шкалиро-
вания, стандартизированного самоотчета, интервью, таких, как семан-

тический  дифференциал, аджективные  контрольные  списки  или  раз-
личные варианты клинической беседы?

Первое  отличие  от  других  стандартизированных  психометриче-

ских методик заключается в том, что в ТРР используются не заданные
извне, а  собственные, «вызванные» у самого  испытуемого, конструк-

ты.

При  составлении  репертуарной  решетки  необходимо  учитывать

следующие три принципа: принцип битюлярности конструкта, принцип
индивидуальности, принцип диапазона применимости конструкта.

Принцип  биполярности - один  из  самых  важных  и  фундамен-

тальных  для  ТРР.  Он  требует  учета  не  только  феноменов  сходства,

группировки и обобщения, но и феноменов противопоставления. Дей-
ствительно, оценки людей и событий через систему оппозиций макси-

мально  информативны для  целей  предсказания, поскольку  позволяют

видеть  не  только  нечто  данное, но  и  противоположное  первому. Это
может  быть  альтернативный  способ  поведения, или  качество, или

вещь. Дж. Келли  не  одинок  в  своих  представлениях  о  биполярности.
Дж. Диз  вводит  механизм  противопоставления  в  качестве  одного  из

двух определяющих ассоциативное значение (Dees J., 1965). Сходную
позицию занимает советский психолингвист А. А. Брудный (1971), оп-

ределяя значение как систему оппозиций. В его работе есть хороший
пример принципа биполярности. Дословный перевод понятия «желез-

ная  дисциплина» с  русского  на осетинский  язык  имеет  смысл, проти-

воположный действительному, поскольку в русском языке железо (как
более  твердое) неявно  противопоставляется  дереву, а  в  осетинском

(как более мягкое) - стали.

Конечно, конструкт  не  сводится  к  значению, но  механизмы  об-

разования - сходные. Конструкт отличается от концепта тем, что зада-