ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8427
Скачиваний: 53
326
имеет и при решении обычных медико-психологических задач в ус-
ловиях современной клиники. Получаемая с помощью ЦТО инфор-
мация является несомненно полезной в психотерапевтической кли-
нике, где она может быть прямо использована для ориентации инди-
видуальной, групповой и семейной психокоррекционной работы. Но-
вые интересные возможности открываются в детской клинике невро-
зов и в психолого-педагогической работе. Здесь ЦТО - как метод изу-
чения отношений, применимый в работе с детьми начиная с 3-4-
летнего возраста, - практически не может быть заменен другими пси-
хологи-' ческими методами. Наш опыт показывает, что ощутимую
пользу ЦТО может принести и в работе с больными хроническим алко-
голизмом, помогая оценить возможности применения современных
средств терапии. Определенные перспективы имеет этот метод и в
реабилитационной работе с психическими и соматическими больными.
Благодаря быстроте применения, легкости, привлекательности для ис-
пытуемых и вместе с тем психологической и терапевтической значимо-
сти получаемых характеристик, цветовой тест отношений может занять
определенное место в психологическом инструментарии пси-
хотерапевтической и реабилитационной клиники, службы семьи, пси-
холого-педагогической консультации, в прикладных социально-пси-
хологических исследованиях широкого профиля.
ГЛАВА 8 ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗ-
НАНИЯ
Методы, описываемые в данной главе, известные под названия-
ми «техника репертуарных решеток» или «репертуарные личностные
тесты», занимают особое место среди методов психодиагностики лич-
ности. Однако неверно было бы рассматривать их в качестве альтер-
нативы другим, более традиционным тестовым подходам. Важно, что-
бы это было ясно с самого начала, поскольку обращение к некоторым
методологическим и теоретическим оппозициям, используемым в дан-
ной работе (для более четкого определения целей и задач реперту-
арных личностных тестов), может привести к неверному пониманию и
отношению к этим методам. Техника репертуарных решеток не за-
меняет, а дополняет психодиагностику индивидуально ориентирован-
327
ными методами, дает в руки психологам новые средства. Эти новые
средства, будучи использованы наряду с другими методиками, такими,
как личностные опросники и проективные тесты, позволяют выявлять
и описывать качественные особенности индивидуального сознания,
реконструировать систему смысловых параметров, лежащих в основе
восприятия данным конкретным человеком себя и других людей, объ-
ектов и отношений.
Дополнительность техники репертуарных решеток (ТРР) к дру-
гим психодиагностическим подходам хорошо поясняет следующий
пример. К. Клакхон и Г. Мюррей (цит. по: Carlson R., 1971), определяя
возможный спектр личнмипаостных характеристик (и тем самым и
возможный спектр психодиагностических задач), писали, что человек
в чем-то похож на всех людей, в чем-то похож на некоторых людей и в
чем-то не похож ни на кого другого. Традиционная психометрика и
психодиагностика охватывали преимущественно первые два аспекта -
ТРР охватывает и третий аспект - идеографический.
С высказыванием Клакхона и Мюррея невозможно не согласить-
ся. Между тем далеко не все психологи были согласны включать тре-
тий аспект в число задач психодиагностики и психологии личности
(Cattell R., Cross K., 1952; Eysenck M. J., 1954; Ruston J., Jack-
son, 1981). Это проявилось в оппозиции номотетического (ориентиро-
ванного на общее, универсальное, типическое) и идеографического
(ориентированного на описание личности как особой уникальной це-
лостности) подходов к психодиагностике. Многолетняя дискуссия на
эту тему (Marceil S., 1977;Kenrick D., Stringfield D., 1980; Kenrick D.,
Braver S., 1982) затрагивала разные аспекты психологии личности, но
с наибольшей силой она разгорелась вокруг проблематики индивиду-
ального сознания, возможности описывать индивидуальные особенно-
сти восприятия и самовосприятия, оценок и отношений человека на
языке универсальных объяснительных конструктов.
Надо сказать, что уровню индивидуального сознания в психоди-
агностике до недавнего времени уделялось незаслуженно мало вни-
мания. Для номотетической психодиагностики эта тенденция есте-
ственна. Экономичнее и на операциональном, и на концептуальном
уровнях представить индивидуальные особенности в качестве инди-
видуальных отличий по нескольким общим какой-либо группе людей
328
характеристикам или определять степень похожести на какие-либо ти-
пичные «личности». Естественно, при этом индивидуальное сознание
лишается самостоятельной значимости для психодиагностики, пре-
вращается в «поставщика» материала для номотетической интер-
претации.
Недостаточность традиционных психодиагностических подходов
для решения многих задач, которые встали перед психологами, про-
явилась достаточно остро. В целом ряде исследований (Adams-Webber
J.; 1979; Kenrick D., String-field D., 1980) показано, что инди-
видуальные параметры оценок и самооценок у разных людей могут
быть настолько различными, что возникает проблема психологичес-
кого обоснования групповых шкал: не являются ли они математичес-
ким артефактом процедуры, следствием усреднения индивидуальных
данных. Конечно, такая крайняя точка зрения едва ли оправданна.
Однако все это говорит о том, что есть объективная необходимость до-
полнить традиционные техники психодиагностики индивидуально ори-
ентированными методами.
До недавнего времени такое объединение и дополнение было
невозможным. Во-первых, традиционная психометрика опиралась на
мощный психометрический аппарат, тогда как идеографические тех-
ники были «понимающими», апеллировали к особой «проницатель-
ной» способности исследователя и мало чем отличались от обычного
разговора (причем также не были свободны от спонтанной интерпре-
тации).
Во-вторых, индивидуальное сознание человека характеризуется
динамикой смысловых образований, тогда как традиционная психо-
метрика нацелена на выявление и описание только воспроизводимых
надежных фактов.
Важность охвата как устойчивых, так и изменчивых характерис-
тик можно проиллюстрировать на следующем примере. Традиционные
тест-опросники позволяют сделать удовлетворительный прогноз в тех
случаях, когда психологов интересуют предсказания на длительные
промежутки времени жизни человека (например, при выборе профес-
сии), и оказываются плохо приспособленными для предсказания пове-
дения конкретных людей в конкретных ситуациях при варьировании
социального контекста (объясняют менее 10 % дисперсии эксперимен-
329
тальных данных) (Kenrick D., Stringfield D., 1980; KenrickD., Braver,
1982). В этом проявляется гибкость и динамичность индивидуального
сознания, тесная зависимость субъективной категоризации от контек-
стных факторов, от состояния, от особенностей той самой уникальной
целостности личности, которая не ухватывается номотетическими ме-
тодами.
Дополнительность ТРР к традиционным методам по этому пара-
метру можно пояснить, перефразировав цитированное выше выска-
зывание К. Клакхона и Г. Мюррея: человек в чем-то не меняется ни-
когда (или меняется достаточно медленно), в чем-то меняется часто и
в чем-то не бывает постоянным никогда. ТРР позволяет описывать и
такие изменчивые характеристики.
Таким образом, ТРР предоставляет возможность не менее строго,
чем другие психометрические методы, «работать» на уровне ин-
дивидуального сознания, т. е. на том уровне, на котором разворачи-
ваются основные события психической жизни человека. Репертуарные
тесты не требуют обращения к групповым нормам и большим выбор-
кам, позволяют применить весь арсенал многомерных статистических
методов для анализа индивидуального сознания, охватывают не толь-
ко статику, но и динамику смысловых образований личности.
Методические задачи, стоящие перед нами, не позволяют под-
робно остановиться на концепции Дж. Келли, основоположника ТРР.
Позитивная оценка его подхода уже неоднократно давалась на стра-
ницах отечественной печати (Козлова И. Н., 1975; Шмелев А. Г.,
1982а, 19826), 1983; Похилько В. И., Федотова Е. О., 1984). Многие
положения теории Дж. Келли, такие, как принцип развития, целост-
ность и системность, принцип активности, представление о важной ро-
ли прогнозирования в развитии смысловой сферы, близки психологи-
ческой традиции. Однако мы не склонны преувеличивать самостоя-
тельный статус и концепции, и метода. Свою психологическую опре-
деленность они должны получить, на наш взгляд, на базе более обще-
го подхода, каковым является экспериментальная психосемантика
(Петренко В. Ф., 1983; Шмелев А. Г., 1983). Сходство многих положе-
ний и методов, средств анализа и представления экспериментальных
данных - несомненно. Некоторые из них мы опишем подробно, некото-
рые - только назовем. Мы надеемся, что читатель сумеет оценить гиб-
330
кость и универсальность, красоту и конструктивные возможности ре-
пертуарных тестов.
Методики ТРР. При знакомстве с ТРР удивляет разнообразие ме-
тодик: это могут быть варианты структурированного интервью, мето-
дики типа «бумага - карандаш», стандартные компьютерные интерак-
тивные программы, методики сортировки и еще ряд других. Что же
объединяет их и отличает от других техник субъективного шкалиро-
вания, стандартизированного самоотчета, интервью, таких, как семан-
тический дифференциал, аджективные контрольные списки или раз-
личные варианты клинической беседы?
Первое отличие от других стандартизированных психометриче-
ских методик заключается в том, что в ТРР используются не заданные
извне, а собственные, «вызванные» у самого испытуемого, конструк-
ты.
При составлении репертуарной решетки необходимо учитывать
следующие три принципа: принцип битюлярности конструкта, принцип
индивидуальности, принцип диапазона применимости конструкта.
Принцип биполярности - один из самых важных и фундамен-
тальных для ТРР. Он требует учета не только феноменов сходства,
группировки и обобщения, но и феноменов противопоставления. Дей-
ствительно, оценки людей и событий через систему оппозиций макси-
мально информативны для целей предсказания, поскольку позволяют
видеть не только нечто данное, но и противоположное первому. Это
может быть альтернативный способ поведения, или качество, или
вещь. Дж. Келли не одинок в своих представлениях о биполярности.
Дж. Диз вводит механизм противопоставления в качестве одного из
двух определяющих ассоциативное значение (Dees J., 1965). Сходную
позицию занимает советский психолингвист А. А. Брудный (1971), оп-
ределяя значение как систему оппозиций. В его работе есть хороший
пример принципа биполярности. Дословный перевод понятия «желез-
ная дисциплина» с русского на осетинский язык имеет смысл, проти-
воположный действительному, поскольку в русском языке железо (как
более твердое) неявно противопоставляется дереву, а в осетинском
(как более мягкое) - стали.
Конечно, конструкт не сводится к значению, но механизмы об-
разования - сходные. Конструкт отличается от концепта тем, что зада-