ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8428
Скачиваний: 53
331
ет не номинальную шкалу (класс), а, как минимум, шкалу порядка.
Конструкт - это «референтная ось» (Bannister D., Fransella F., 1977)
типа «север -юг», основной параметр оценки, причем элементы, кото-
рые в одном случае могут быть на одном полюсе, в другом - могут ока-
заться на противоположном. Иными словами, если мы ожидаем в ка-
ком-либо помещении увидеть стул, то для понимания нашего ожида-
ния важно знать то, мы не ожидаем увидеть в этом помещении. Так,
например, это может быть кресло или табуретка.
Если человек использует в своих оценках качество «равнодуш-
ный», то для понимания смысла, который он вкладывает в это слово,
необходимо знать, чему в данном конкретном случае противопостав-
ляется им «равнодушие». Один может считать равнодушным человека
в том случае, когда он незаботлив, немилосерден. Другой может счи-
тать равнодушным человека, когда он невосторжен, неэмоционален.
Надо сказать, что тотальность принципа биполярности конструк-
та оспаривается некоторыми исследователями.
Так, в работах В. В. Столина достаточно аргументированно дока-
зывается возможность существования однополюсных конструктов и в
конкретном экспериментальном исследовании когнитивных и эмо-
циональных составляющих смысла «Я» показывается действительное
наличие таких однополюсных конструктов у испытуемых. «Од-
нополюсный конструкт» означает, что «человек в своем сознании ис-
ключает саму возможность иного осмысления явления, события, об-
стоятельства» (Столин В. В., 1983, с. 158). В традиции теории Келли
такие конструкты называются конструктами со скрытой, неявной оп-
позицией (вводится определение «погруженного» полюса, т. е. полю-
са, который не представлен в сознании). Последнее утверждение нуж-
дается в проверке. Во всяком случае, тотальность принципа биполяр-
ности пока еще нельзя считать абсолютно доказанной, скорее этот
принцип представляет собой теоретическую и экспериментальную
проблему, которая еще ждет своего решения. Тем не менее там, где
это оказывается возможным, применение принципа биполярности дей-
ствительно позволяет конкретизировать и эксплицировать реальное
содержание конструкта и оказывается важным и полезным в экс-
периментальной работе.
Принцип индивидуальности - следствие представлений Келли о
332
человеке как об активном исследователе (personal scientist), который
не просто усваивает извне готовые средства оценок и предсказаний,
но сам производит различения и обобщения, выдвигает гипотезы и
проверяет их в реальном поведении. Те из создаваемых им конструк-
тов, которые позволяют предсказывать и различать события, остают-
ся; те же, которые оказываются неудачными, разрушаются. Следова-
тельно, у человека могут быть свои собственные конструкты, уни-
кальные, непохожие на «чужие» и групповые, и нам необходимо уметь
выявлять и такие конструкты.
Принцип диапазона применимости подчеркивает, что каждый
конструкт может быть применен к ограниченному набору объектов
(элементов). Следовательно, «управляя» набором (репертуаром) эле-
ментов, можно вызывать разные по уровню общности и диапазону
применимости конструкты. На этих принципах и построены процедуры
«вызывания» собственных индивидуальных конструктов человека.
Техник вызывания конструктов существует множество. Мы по-
знакомимся с некоторыми из них, наиболее популярными.
На первом этапе необходимо выбрать исследуемую область, оп-
ределить ее границы и «вызвать» набор объектов (в дальнейшем -
репертуар элементов) таким образом, чтобы: а) в нем были представ-
ленье по возможности различные локусы выбранной области и б) эле-
менты относились к одной какой-либо категории (требование гомо-
генности). Последнее требование очень важно, поскольку, нарушая
гомогенность элементов, мы нарушаем принцип диапазона применения
конструктов, вследствие чего процедура вызывания будет неудачной.
Мы получим часть конструктов, которые могут быть применены только
к нескольким элементам из нашего набора, а часть конструктов - с не-
ограниченным диапазоном применения (типа осгудовских факторов,
которые представляют собой смысловые отображения обобщенных
аффективных реакций), которые дают мало информации по отноше-
нию к исследуемой области.
Элементы могут вызываться несколькими способами: \) кон-
кретным набором (например, имена реальных людей, литературных
героев, названия или фотографии предметов, рисунки);
2) ролевым списком, который заполняется самим испытуемым
(например, «мужчина, оцениваемый положительно», «отец», «я через
333
10 лет» и т. п.);
3) выбором в процессе беседы, обсуждения выбранной области
или темы.
Репертуар элементов может варьировать в широких пределах.
Однако слишком мало (меньше 8) и слишком много (больше 25) эле-
ментов брать нежелательно, так как в первом случае мы получим не-
надежные оценки связей между конструктами, а во втором случае про-
цедура заполнения репертуарной решетки может быть утомительной
для испытуемого (и для психолога), а по своей информативности не
будет значительно отличаться от решетки, имеющей 15 или 20 эле-
ментов.
Способ вызывания конструктов методом триад. Один из самых
распространенных методов предложен Дж. Келли под названием «ме-
тод минимального контекста» (Kelly G., 1955). Из репертуара выби-
раются тройки элементов (триады). Для каждой триады испытуемый
должен выбрать два элемента, самых сходных в чем-то между собой и
отличающихся, по этому параметру, от третьего. Обязательное тре-
бование заключается в том, чтобы оба полюса конструкта были опре-
делены (принцип биполярности). Если элементов не очень много, то
можно брать все возможные триады из набора. Однако, как показы-
вают конкретные исследования, после тридцати триад редко появля-
ются абсолютно новые конструкты (Похилько В. И., Федотова Е. О.,
1984). Поэтому на практике, как правило, ограничиваются небольшим
набором триад, например, с таким расчетом, чтобы каждый элемент
встретился с каждым хотя бы один раз.
Метод самоперсонификации. Этот метод — вариант метода три-
ад. Отличие состоит в том, что в каждую триаду в качестве одного из
элементов входит элемент «Я сам». Этот метод позволяет выявлять
наиболее личностно-релевантные конструкты.
Метод полного контекста. Испытуемый работает сразу со всем
набором элементов (лучше, если они будут выписаны на карточках) и
классифицирует их различными способами. Таким методом можно
«вызывать» невербализованные и невербализуемые конструкты, на-
пример, попросить испытуемого разложить карточки на две группы по
сходству между собой. После того как переписаны номера карточек в
каждой группе, испытуемого просят разложить их по какому-либо дру-
334
гому признаку. Если испытуемый не может точно определить принци-
пы для той или иной классификации, можно попросить его определить
их метафорически, образно. Этот способ позволяет сразу же в процес-
се «вызывания» конструктов «заполнять» репертуарную матрицу.
Т. Кин и Р. Белл предложили оригинальный метод вызывания
одновременно конструктов и элементов (Keen Т., Bell R., 1981). Этот
метод может быть рекомендован при первом знакомстве с испытуе-
мым, когда психолог еще ничего не знает о нем и не может сразу оп-
ределить необходимый репертуар элементов. Испытуемому предлага-
ют первый элемент (мы в таких случаях часто используем ролевую ин-
струкцию «Я сам») и просят назвать кого-то (или что-то, если в каче-
стве элементов используются предметы), отличающегося от первого
элемента каким-либо значимым образом. После того как определены
оба полюса конструкта, испытуемому предлагается назвать третий
элемент, относящийся к данному конструкту. Этот третий элемент ста-
новится первым для следующего конструкта, и процедура повторяется
дальше, пока не будет исчерпана область или не начнутся повторения
конструктов и элементов (рис. 32).
Процедуры «Лестница» и «Пирамида». Эти процедуры позволя-
ют вызывать суперординатные (более базовые, широкие) и суборди-
натные (подчиненные) конструкты . Процедуры могут быть применены
самостоятельно или к вызванным на предыдущем этапе конструктам.
Психолог выбирает один из первоначально вызванных конструк-
тов и предлагает испытуемому рассмотреть его более внимательно.
Например, был вызван конструкт «застенчивый - общительный». Ис-
пытуемому предлагается выбрать более предпочитаемый полюс. Далее
диалог может идти примерно так:
Рис. 32. Способ последовательного вызывания конструк-
тов и элементов
335
«Лестница»
- Почему Вы предпочитаете общительных?
- Потому что общительные, как правило, преуспевающие, а за-
стенчивые - все неудачники.
- Почему так важно быть преуспевающим?
- Преуспевающих люди уважают, а неудачников жалеют.
«Пирамида»
- Что именно Вы подразумеваете, когда говорите, что человек
застенчив?
- Начинает волноваться, когда на него обращают внимание.
- А незастенчивый человек в таких случаях?..
- Радуется, даже стремится к этому.
- А что значит «начинает волноваться»?
- Ну... краснеет, запинается.
- А что Вы подразумеваете, когда говорите, что человек общите-
лен?
- Имеет много знакомых и друзей.
Процедура «Лестница» позволяет подниматься с конструкта бо-
лее низкого уровня к наиболее общим для данного человека. В спра-
ведливости этого психолог скоро убеждается по мере повторения про-
цедуры с новыми конструктами - в процессе восхождения с разных то-
чек часто приходят к нескольким повторяющимся суперординатным
конструктам.