Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8070

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

331

ет  не  номинальную  шкалу (класс), а, как  минимум, шкалу  порядка.

Конструкт  -  это  «референтная  ось»  (Bannister  D.,  Fransella  F.,  1977)

типа «север -юг», основной параметр оценки, причем элементы, кото-
рые в одном случае могут быть на одном полюсе, в другом - могут ока-

заться  на  противоположном. Иными  словами, если  мы  ожидаем  в  ка-
ком-либо  помещении  увидеть  стул, то  для  понимания  нашего  ожида-

ния  важно  знать  то, мы  не  ожидаем  увидеть  в  этом  помещении. Так,
например, это может быть кресло или табуретка.

Если  человек  использует  в  своих  оценках  качество «равнодуш-

ный», то для понимания смысла, который он вкладывает в это слово,

необходимо  знать, чему  в  данном  конкретном  случае  противопостав-

ляется им «равнодушие». Один может считать равнодушным человека
в том случае, когда он незаботлив, немилосерден. Другой может счи-

тать равнодушным человека, когда он невосторжен, неэмоционален.

Надо сказать, что тотальность принципа биполярности конструк-

та оспаривается некоторыми исследователями.

Так, в работах В. В. Столина достаточно аргументированно дока-

зывается  возможность  существования  однополюсных  конструктов  и  в
конкретном  экспериментальном  исследовании  когнитивных  и  эмо-

циональных  составляющих  смысла «Я» показывается  действительное
наличие  таких  однополюсных  конструктов  у  испытуемых. «Од-

нополюсный  конструкт» означает, что «человек  в  своем сознании  ис-

ключает  саму  возможность  иного  осмысления  явления, события, об-
стоятельства»  (Столин  В.  В.,  1983,  с.  158).  В  традиции  теории  Келли

такие  конструкты  называются  конструктами  со  скрытой, неявной  оп-
позицией (вводится определение «погруженного» полюса, т. е. полю-

са, который не представлен в сознании). Последнее утверждение нуж-
дается в проверке. Во всяком случае, тотальность принципа биполяр-

ности  пока  еще  нельзя  считать  абсолютно  доказанной, скорее  этот
принцип  представляет  собой  теоретическую  и  экспериментальную

проблему, которая  еще  ждет  своего  решения. Тем  не  менее  там, где

это оказывается возможным, применение принципа биполярности дей-
ствительно  позволяет  конкретизировать  и  эксплицировать  реальное

содержание  конструкта  и  оказывается  важным  и  полезным  в  экс-
периментальной работе.

Принцип  индивидуальности - следствие  представлений  Келли  о


background image

332

человеке  как  об  активном  исследователе (personal scientist), который

не  просто  усваивает  извне  готовые  средства  оценок  и  предсказаний,

но  сам  производит  различения  и  обобщения, выдвигает  гипотезы  и
проверяет их в реальном поведении. Те из создаваемых им конструк-

тов, которые  позволяют  предсказывать  и  различать  события, остают-
ся; те  же, которые оказываются  неудачными, разрушаются. Следова-

тельно, у  человека  могут  быть  свои  собственные  конструкты, уни-
кальные, непохожие на «чужие» и групповые, и нам необходимо уметь

выявлять и такие конструкты.

Принцип  диапазона  применимости  подчеркивает, что  каждый

конструкт  может  быть  применен  к  ограниченному  набору  объектов

(элементов). Следовательно, «управляя» набором (репертуаром) эле-
ментов, можно  вызывать  разные  по  уровню  общности  и  диапазону

применимости конструкты. На этих принципах и построены процедуры
«вызывания» собственных индивидуальных конструктов человека.

Техник  вызывания  конструктов  существует  множество. Мы  по-

знакомимся с некоторыми из них, наиболее популярными.

На первом этапе необходимо выбрать исследуемую область, оп-

ределить  ее  границы  и «вызвать» набор  объектов (в  дальнейшем -

репертуар элементов) таким образом, чтобы: а) в нем были представ-
ленье по возможности различные локусы выбранной области и б) эле-

менты  относились  к  одной  какой-либо  категории (требование  гомо-

генности). Последнее  требование  очень  важно, поскольку, нарушая
гомогенность элементов, мы нарушаем принцип диапазона применения

конструктов, вследствие чего процедура вызывания будет неудачной.
Мы получим часть конструктов, которые могут быть применены только

к нескольким элементам из нашего набора, а часть конструктов - с не-
ограниченным  диапазоном  применения (типа  осгудовских  факторов,

которые  представляют  собой  смысловые  отображения  обобщенных
аффективных  реакций), которые  дают  мало  информации  по  отноше-

нию к исследуемой области.

Элементы  могут  вызываться  несколькими  способами: \) кон-

кретным  набором (например, имена  реальных  людей, литературных

героев, названия или фотографии предметов, рисунки);

2) ролевым  списком, который  заполняется  самим  испытуемым

(например, «мужчина, оцениваемый положительно», «отец», «я через


background image

333

10 лет» и т. п.);

3)  выбором  в  процессе  беседы,  обсуждения  выбранной  области

или темы.

Репертуар  элементов  может  варьировать  в  широких  пределах.

Однако  слишком  мало  (меньше  8)  и  слишком  много  (больше  25)  эле-
ментов брать нежелательно, так как в первом случае мы получим не-

надежные оценки связей между конструктами, а во втором случае про-
цедура  заполнения  репертуарной  решетки  может  быть  утомительной

для  испытуемого (и  для  психолога), а  по  своей  информативности  не
будет  значительно  отличаться  от  решетки, имеющей 15 или 20 эле-

ментов.

Способ  вызывания  конструктов  методом  триад.  Один  из  самых

распространенных методов предложен Дж. Келли под названием «ме-

тод  минимального  контекста» (Kelly G., 1955). Из  репертуара  выби-
раются  тройки  элементов (триады). Для  каждой  триады  испытуемый

должен выбрать два элемента, самых сходных в чем-то между собой и
отличающихся, по  этому  параметру, от  третьего. Обязательное  тре-

бование заключается в том, чтобы оба полюса конструкта были опре-
делены (принцип  биполярности). Если  элементов  не  очень  много, то

можно  брать  все  возможные  триады  из  набора. Однако, как  показы-
вают  конкретные  исследования, после  тридцати  триад  редко  появля-

ются  абсолютно  новые  конструкты  (Похилько  В.  И.,  Федотова  Е.  О.,

1984). Поэтому на практике, как правило, ограничиваются небольшим
набором  триад, например, с  таким  расчетом, чтобы  каждый  элемент

встретился с каждым хотя бы один раз.

Метод самоперсонификации. Этот  метод — вариант  метода  три-

ад. Отличие состоит в том, что в каждую триаду в качестве одного из
элементов  входит  элемент  «Я  сам».  Этот  метод  позволяет  выявлять

наиболее личностно-релевантные конструкты.

Метод  полного  контекста. Испытуемый  работает  сразу  со  всем

набором элементов (лучше, если они будут выписаны на карточках) и

классифицирует  их  различными  способами. Таким  методом  можно
«вызывать» невербализованные  и  невербализуемые  конструкты, на-

пример, попросить испытуемого разложить карточки на две группы по
сходству между собой. После того как переписаны номера карточек в

каждой группе, испытуемого просят разложить их по какому-либо дру-


background image

334

гому признаку. Если испытуемый не может точно определить принци-

пы для той или иной классификации, можно попросить его определить

их метафорически, образно. Этот способ позволяет сразу же в процес-
се «вызывания» конструктов «заполнять» репертуарную матрицу.

Т. Кин  и  Р. Белл  предложили  оригинальный  метод  вызывания

одновременно  конструктов  и  элементов  (Keen  Т.,  Bell  R.,  1981).  Этот

метод  может  быть  рекомендован  при  первом  знакомстве  с  испытуе-
мым, когда психолог еще ничего не знает о нем и не может сразу оп-

ределить  необходимый  репертуар  элементов. Испытуемому  предлага-
ют первый элемент (мы в таких случаях часто используем ролевую ин-

струкцию «Я сам») и просят назвать кого-то (или что-то, если в каче-

стве  элементов  используются  предметы), отличающегося  от  первого
элемента  каким-либо  значимым  образом. После  того  как  определены

оба  полюса  конструкта, испытуемому  предлагается  назвать  третий
элемент, относящийся к данному конструкту. Этот третий элемент ста-

новится первым для следующего конструкта, и процедура повторяется
дальше, пока не будет исчерпана область или не начнутся повторения

конструктов и элементов (рис. 32).

Процедуры «Лестница» и «Пирамида». Эти процедуры позволя-

ют  вызывать  суперординатные (более  базовые, широкие) и  суборди-
натные (подчиненные) конструкты . Процедуры могут быть применены

самостоятельно или к вызванным на предыдущем этапе конструктам.

Психолог выбирает один из первоначально вызванных конструк-

тов  и  предлагает  испытуемому  рассмотреть  его  более  внимательно.

Например, был  вызван  конструкт «застенчивый - общительный». Ис-
пытуемому предлагается выбрать более предпочитаемый полюс. Далее

диалог может идти примерно так:

Рис. 32. Способ  последовательного  вызывания  конструк-

тов и элементов


background image

335

«Лестница»
- Почему Вы предпочитаете общительных?

- Потому  что  общительные, как  правило, преуспевающие, а  за-

стенчивые - все неудачники.

- Почему так важно быть преуспевающим?
- Преуспевающих люди уважают, а неудачников жалеют.

«Пирамида»

- Что  именно  Вы  подразумеваете, когда  говорите, что  человек

застенчив?

- Начинает волноваться, когда на него обращают внимание.
- А незастенчивый человек в таких случаях?..

- Радуется, даже стремится к этому.

- А что значит «начинает волноваться»?
- Ну... краснеет, запинается.

- А что Вы подразумеваете, когда говорите, что человек общите-

лен?

- Имеет много знакомых и друзей.

Процедура «Лестница» позволяет подниматься с конструкта бо-

лее низкого уровня к наиболее общим для данного человека. В спра-

ведливости этого психолог скоро убеждается по мере повторения про-

цедуры с новыми конструктами - в процессе восхождения с разных то-
чек  часто  приходят  к  нескольким  повторяющимся  суперординатным

конструктам.