Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8423

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

336

Процедура «Пирамида» позволяет  вызывать  конструкты  более

низкого  уровня, более  детальные, субординатные. Обе  процедуры

можно совмещать. Например, начиная с «Лестницы» (с конструкта, ко-
торый  кажется  исследователю  важным  и  значимым), переходить, на

«Пирамиду» и наоборот.

Как  видим  из  приведенного  выше  описания, многие  процедуры

похожи  на  структурированное  интервью, помогают  организовать  бе-
седу, поддержать контакт с испытуемым. При наличии определенного

опыта  исследователь  может использовать  для  вызывания  конструктов
обычную беседу, уточняя выбранные конструкты вместе с испытуемым

в заключительной части встречи.

Репертуарные матрицы

Прежде чем перейти к описанию способов заполнения решеток и

анализа  данных, мы  считаем  необходимым  подчеркнуть, что ТРР ори-
ентирована  на  работу  с  компьютером. Существуют  и  ручные  методы,

но  они,  даже  в  простых  случаях,  достаточно  трудоемки.  Исследова-
тель, предполагающий  работать  с  решетками  без  компьютера, будет

разочарован: большие  временные  затраты  на  вычисления  не  оставят
времени на обдумывание и обсуждение. Репертуарные решетки хоро-

ши тогда, когда есть возможность быстро проводить анализ, выдвигать

гипотезы  и  проверять  их,  обсуждая  с  испытуемым результаты  преды-
дущей работы. Сейчас лаборатории повсеместно оснащены персональ-

ными компьютерами.

Ранговая решетка — самая популярная и самая простая из про-

цедур. Выбранные  элементы  выписываются  на  карточки, после  чего
испытуемого просят проранжировать элементы по каждому конструкту

от одного полюса до другого. В матрице на пересечении строк (конст-
руктов) и столбцов (элементов) стоят ранги каждого элемента по каж-

дому конструкту. Ранговая процедура может быть усовершенствована.

П. Боксер предложил соединить ранжирование с графической шкалой
(Boxer P., 1980). Эта процедура удобна, когда выполняется непосред-

ственно  за  экраном  дисплея (с  помощью  диалоговой  программы), но
может  быть  проведена  и  с  помощью  обычного  карандаша  и  бумаги.

Испытуемому предлагают градуированную графическую шкалу (града-


background image

337

ций намного больше, чем элементов) и просят на ней проранжировать

(проставить карандашом номера) элементы. Эта процедура, по нашему

опыту, является наиболее удобной для репертуарных решеток, совме-
щая преимущества ранговых процедур (простота и понятность проце-

дуры  для  испытуемого) и  оценочных (возможность  получать  шкалы
более высоких уровней).

Оценочная решетка. В этой процедуре испытуемый должен оце-

нить  отдельно  каждый  элемент  по  каждому  конструкту. Дробность

оценочной  шкалы  может  быть  разной, однако  более  семи  градаций
шкал применять не рекомендуется, так как у испытуемого происходит

укрупнение единиц и качество оценки снижается.

Интересный  вариант  оценочной  решетки - решетка  типа «гало-

чек и пробелов». Испытуемого просят в матрице поставить «галочку»,

если  элемент  принадлежит  к  левому  полюсу  конструкта, и  оставить
пробел, если  к  правому. Мерой  связи  между  конструктами  для  такой

решетки  может  служить  простой  четырехклеточный  φ -коэффициент,
значимость которого можно оценивать с помощью стандартных таблиц

критерия X

2

 (Практикум по психодиагностике..., 1984).

Для  анализа  ранговых  и  оценочных  решеток  можно  применять

различные  виды  многомерного  анализа  данных. Наиболее  распрост-
раненными  являются  различные  варианты  кластер-анализа (иерархи-

ческие и неиерархические) и факторного анализа (параметрические и

непараметрические). Программы такого типа есть практически в каж-
дом современном стандартном пакете прикладных статистических про-

грамм. Мы  не  будем останавливаться  на описании  алгоритмов, а  рас-
смотрим конкретный пример.

На  рис. 33 приведены  результаты  иерархического  кластер-

анализа  конструктов  и  элементов  оценочной  решетки  испытуемого  Т.

Анализ такого типа осуществляется следующим способом. Проводится
кластер-анализ (по  абсолютным  значениям  коэффициентов  корреля-

ций) отдельно  для  строк  и  столбцов  матрицы  данных. После  этого

строки и столбцы матрицы с помощью перестановки приводятся к про-
стому виду (т. е. ветви дендрограммы не должны быть перепутаны, в

матрице  должна  быть  максимально  возможная  группировка  сходных
элементов). При  необходимости  полюсы  конструкта  могут  меняться

местами (эта  процедура  осуществляется  умножением  коэффициентов


background image

338

данного конструкта на -1, что приводит только к смене знака, а абсо-

лютное значение коэффициента остается неизменным). Иногда проис-

ходит и обращение элемента (так, например, элемент «сестра» с отри-
цательным  знаком  читается  как «человек, противоположный  по  всем

конструктам сестре»).

Как видим, такой анализ позволяет наглядно представить струк-

туру связей между элементами и между конструктами, выявить

глубинные конструкты (те, которые стоят «за каждым кластером»), оп-
ределить то, как каждая группа сходных элементов оценивается с по-

зиций каждого «глубинного» конструкта.

В данном случае анализ кластер-грамм испытуемого Т. (который

проходил  лечение  в  стационаре  по  поводу  неврастении  с  депрессив-
ными тенденциями) показывал, что у него есть серьезные проблемы с

идентификацией  и  самооценкой. В  процессе  совместного  обсуждения
результатов  Т., по  его  словам, «несколько  раз  переживал  сильное

удивление, которое  сменялось  узнаванием  и  пониманием». Так, он

был  удивлен  тем  фактом, что «Идеал  Я» и «женщина, оцениваемая
положительно» практически  совпадают  по  всем  конструктам, за  ис-

ключением  одного: «лидер - ведомый». После  повторной  проверки
собственных  оценок  Т.  был  вынужден  признать  этот  факт.  Не  менее

сильное  удивление  вызвал  и  тот  факт, что  в  один  кластер  вместе  с


background image

339

элементом «Я  через 10 лет» попали  как «мужчина, оцениваемый  по-

ложительно», так  и «женщина, оцениваемая  отрицательно», которая

отличается  от «Я-образа» в  будущем  только  по  двум  конструктам:
«глупая» и «тянется  к  деньгам». Дальнейший  анализ  позволил

вскрыть реальные причины серьезных переживаний Т. по поводу себя
и  своего  будущего,  позволил  взглянуть  на  многое  с  иных  точек  зре-

ния.

Ретроспективная  и  проспективная  оценки  своего  развития  ста-

новятся более наглядными при изучении результатов факторного ана-
лиза  этой  решетки (рис. 34). Линия, соединяющая  три  точки: «Я 10

лет назад», «Я сейчас» и «Я через 10 лет», - позволяет сделать целый

ряд важных предположений о том, как с «точки зрения» самого испы-
туемого в настоящий момент выглядит его жизнь. Так, если предыду-

щие 10 лет он двигался в сторону «идеала Я» (который, как мы пом-
ним, во  многом  оказывается  сходным  с «женщиной, оцениваемой  по-

ложительно») по фактору 1 (от простого, бесшабашного, к сложному,
гордому, умному), то  свое  ближайшее  развитие  ему  видится  как  дви-

жение  от  удовлетворенности,  свободы,  «тяги  к  культуре»,  в  сторону
зависимости, расчетливости и т. п. Обсуждение этих проблем показа-

ло, в частности, что пессимизм испытуемого по поводу своей дальней-
шей жизни связан с тем, что обстоятельства и намеченная им жизнен-

ная программа, как ему кажется, «неизбежно» лишают его многих по-

ложительно  оцениваемых  сторон, делают  его  жизнь, несмотря  на  оп-
ределенные достижения, более трудной и менее приятной («раньше я

был лучше и жил лучше»).


background image

340

Рис. 34. Пространство  первых  двух  варимакс-факгоров

оценочной  решетки  испытуемого  Т. Ломаная  линия  соединяет

точки  ретроспективного  и  прорспективного  представлений  о
себе

Причины такого «общего чувства» становятся понятны из анали-

за той же ломаной линии. «Раньше» испытуемый приближался к «иде-
алу Я», а теперь «уходит от него».

Важно  подчеркнуть, что  мнение, будто  решетки  не  дают  новой

информации по сравнению с той, которую можно почерпнуть из обыч-

ного  разговора, - ошибочно. Получаемые  структуры  не  всегда  осоз-

наются  человеком (как, например, в  описанном  выше  случае) и  не
всегда  очевидны  для  него. Более  того, даже  простое  заполнение  ре-

шетки и изучение первичных оценок не позволяют увидеть многое, что
становится ясным после построения многомерной модели системы кон-

структов и элементов.

В  этом заключается  второе важное  отличие  ТРР  от самооценоч-

ных  шкал  и  других  стандартизированных  психометрических  инст-
рументов.  В  ТРР  реализован  субъектный  подход,  при  котором  пред-

полагается  реконструкция  системы  смысловых  параметров  оценок
данного конкретного человека, а  не  оценка  его с  позиций  групповых

шкал.

Ранговые и оценочные решетки предоставляют новые возможно-

сти для изучения восприятия и понимания людьми друг друга.

Обмен  решетками. Допустим, нас  интересует, насколько  сход-

ным и различным является восприятие двух людей (например, мужа и

жены или двух друзей) в какой-либо сфере. Для проведения этой про-
цедуры  необходимо, чтобы  элементы  решетки  были  знакомы  обоим

испытуемым. Конструкты вызываются индивидуально, после чего:

1. Испытуемый А заполняет свою решетку.

2. Испытуемый Б заполняет свою решетку.

3. Испытуемый Б заполняет решетку А.
4. Испытуемый А заполняет решетку Б.

5. Испытуемый Б заполняет решетку А так, как, епо его мнению,

это сделал испытуемый А.

6.  Испытуемый А заполняет решетку Б так, как, по его мнению,