ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8423
Скачиваний: 53
336
Процедура «Пирамида» позволяет вызывать конструкты более
низкого уровня, более детальные, субординатные. Обе процедуры
можно совмещать. Например, начиная с «Лестницы» (с конструкта, ко-
торый кажется исследователю важным и значимым), переходить, на
«Пирамиду» и наоборот.
Как видим из приведенного выше описания, многие процедуры
похожи на структурированное интервью, помогают организовать бе-
седу, поддержать контакт с испытуемым. При наличии определенного
опыта исследователь может использовать для вызывания конструктов
обычную беседу, уточняя выбранные конструкты вместе с испытуемым
в заключительной части встречи.
Репертуарные матрицы
Прежде чем перейти к описанию способов заполнения решеток и
анализа данных, мы считаем необходимым подчеркнуть, что ТРР ори-
ентирована на работу с компьютером. Существуют и ручные методы,
но они, даже в простых случаях, достаточно трудоемки. Исследова-
тель, предполагающий работать с решетками без компьютера, будет
разочарован: большие временные затраты на вычисления не оставят
времени на обдумывание и обсуждение. Репертуарные решетки хоро-
ши тогда, когда есть возможность быстро проводить анализ, выдвигать
гипотезы и проверять их, обсуждая с испытуемым результаты преды-
дущей работы. Сейчас лаборатории повсеместно оснащены персональ-
ными компьютерами.
Ранговая решетка — самая популярная и самая простая из про-
цедур. Выбранные элементы выписываются на карточки, после чего
испытуемого просят проранжировать элементы по каждому конструкту
от одного полюса до другого. В матрице на пересечении строк (конст-
руктов) и столбцов (элементов) стоят ранги каждого элемента по каж-
дому конструкту. Ранговая процедура может быть усовершенствована.
П. Боксер предложил соединить ранжирование с графической шкалой
(Boxer P., 1980). Эта процедура удобна, когда выполняется непосред-
ственно за экраном дисплея (с помощью диалоговой программы), но
может быть проведена и с помощью обычного карандаша и бумаги.
Испытуемому предлагают градуированную графическую шкалу (града-
337
ций намного больше, чем элементов) и просят на ней проранжировать
(проставить карандашом номера) элементы. Эта процедура, по нашему
опыту, является наиболее удобной для репертуарных решеток, совме-
щая преимущества ранговых процедур (простота и понятность проце-
дуры для испытуемого) и оценочных (возможность получать шкалы
более высоких уровней).
Оценочная решетка. В этой процедуре испытуемый должен оце-
нить отдельно каждый элемент по каждому конструкту. Дробность
оценочной шкалы может быть разной, однако более семи градаций
шкал применять не рекомендуется, так как у испытуемого происходит
укрупнение единиц и качество оценки снижается.
Интересный вариант оценочной решетки - решетка типа «гало-
чек и пробелов». Испытуемого просят в матрице поставить «галочку»,
если элемент принадлежит к левому полюсу конструкта, и оставить
пробел, если к правому. Мерой связи между конструктами для такой
решетки может служить простой четырехклеточный φ -коэффициент,
значимость которого можно оценивать с помощью стандартных таблиц
критерия X
2
(Практикум по психодиагностике..., 1984).
Для анализа ранговых и оценочных решеток можно применять
различные виды многомерного анализа данных. Наиболее распрост-
раненными являются различные варианты кластер-анализа (иерархи-
ческие и неиерархические) и факторного анализа (параметрические и
непараметрические). Программы такого типа есть практически в каж-
дом современном стандартном пакете прикладных статистических про-
грамм. Мы не будем останавливаться на описании алгоритмов, а рас-
смотрим конкретный пример.
На рис. 33 приведены результаты иерархического кластер-
анализа конструктов и элементов оценочной решетки испытуемого Т.
Анализ такого типа осуществляется следующим способом. Проводится
кластер-анализ (по абсолютным значениям коэффициентов корреля-
ций) отдельно для строк и столбцов матрицы данных. После этого
строки и столбцы матрицы с помощью перестановки приводятся к про-
стому виду (т. е. ветви дендрограммы не должны быть перепутаны, в
матрице должна быть максимально возможная группировка сходных
элементов). При необходимости полюсы конструкта могут меняться
местами (эта процедура осуществляется умножением коэффициентов
338
данного конструкта на -1, что приводит только к смене знака, а абсо-
лютное значение коэффициента остается неизменным). Иногда проис-
ходит и обращение элемента (так, например, элемент «сестра» с отри-
цательным знаком читается как «человек, противоположный по всем
конструктам сестре»).
Как видим, такой анализ позволяет наглядно представить струк-
туру связей между элементами и между конструктами, выявить
глубинные конструкты (те, которые стоят «за каждым кластером»), оп-
ределить то, как каждая группа сходных элементов оценивается с по-
зиций каждого «глубинного» конструкта.
В данном случае анализ кластер-грамм испытуемого Т. (который
проходил лечение в стационаре по поводу неврастении с депрессив-
ными тенденциями) показывал, что у него есть серьезные проблемы с
идентификацией и самооценкой. В процессе совместного обсуждения
результатов Т., по его словам, «несколько раз переживал сильное
удивление, которое сменялось узнаванием и пониманием». Так, он
был удивлен тем фактом, что «Идеал Я» и «женщина, оцениваемая
положительно» практически совпадают по всем конструктам, за ис-
ключением одного: «лидер - ведомый». После повторной проверки
собственных оценок Т. был вынужден признать этот факт. Не менее
сильное удивление вызвал и тот факт, что в один кластер вместе с
339
элементом «Я через 10 лет» попали как «мужчина, оцениваемый по-
ложительно», так и «женщина, оцениваемая отрицательно», которая
отличается от «Я-образа» в будущем только по двум конструктам:
«глупая» и «тянется к деньгам». Дальнейший анализ позволил
вскрыть реальные причины серьезных переживаний Т. по поводу себя
и своего будущего, позволил взглянуть на многое с иных точек зре-
ния.
Ретроспективная и проспективная оценки своего развития ста-
новятся более наглядными при изучении результатов факторного ана-
лиза этой решетки (рис. 34). Линия, соединяющая три точки: «Я 10
лет назад», «Я сейчас» и «Я через 10 лет», - позволяет сделать целый
ряд важных предположений о том, как с «точки зрения» самого испы-
туемого в настоящий момент выглядит его жизнь. Так, если предыду-
щие 10 лет он двигался в сторону «идеала Я» (который, как мы пом-
ним, во многом оказывается сходным с «женщиной, оцениваемой по-
ложительно») по фактору 1 (от простого, бесшабашного, к сложному,
гордому, умному), то свое ближайшее развитие ему видится как дви-
жение от удовлетворенности, свободы, «тяги к культуре», в сторону
зависимости, расчетливости и т. п. Обсуждение этих проблем показа-
ло, в частности, что пессимизм испытуемого по поводу своей дальней-
шей жизни связан с тем, что обстоятельства и намеченная им жизнен-
ная программа, как ему кажется, «неизбежно» лишают его многих по-
ложительно оцениваемых сторон, делают его жизнь, несмотря на оп-
ределенные достижения, более трудной и менее приятной («раньше я
был лучше и жил лучше»).
340
Рис. 34. Пространство первых двух варимакс-факгоров
оценочной решетки испытуемого Т. Ломаная линия соединяет
точки ретроспективного и прорспективного представлений о
себе
Причины такого «общего чувства» становятся понятны из анали-
за той же ломаной линии. «Раньше» испытуемый приближался к «иде-
алу Я», а теперь «уходит от него».
Важно подчеркнуть, что мнение, будто решетки не дают новой
информации по сравнению с той, которую можно почерпнуть из обыч-
ного разговора, - ошибочно. Получаемые структуры не всегда осоз-
наются человеком (как, например, в описанном выше случае) и не
всегда очевидны для него. Более того, даже простое заполнение ре-
шетки и изучение первичных оценок не позволяют увидеть многое, что
становится ясным после построения многомерной модели системы кон-
структов и элементов.
В этом заключается второе важное отличие ТРР от самооценоч-
ных шкал и других стандартизированных психометрических инст-
рументов. В ТРР реализован субъектный подход, при котором пред-
полагается реконструкция системы смысловых параметров оценок
данного конкретного человека, а не оценка его с позиций групповых
шкал.
Ранговые и оценочные решетки предоставляют новые возможно-
сти для изучения восприятия и понимания людьми друг друга.
Обмен решетками. Допустим, нас интересует, насколько сход-
ным и различным является восприятие двух людей (например, мужа и
жены или двух друзей) в какой-либо сфере. Для проведения этой про-
цедуры необходимо, чтобы элементы решетки были знакомы обоим
испытуемым. Конструкты вызываются индивидуально, после чего:
1. Испытуемый А заполняет свою решетку.
2. Испытуемый Б заполняет свою решетку.
3. Испытуемый Б заполняет решетку А.
4. Испытуемый А заполняет решетку Б.
5. Испытуемый Б заполняет решетку А так, как, епо его мнению,
это сделал испытуемый А.
6. Испытуемый А заполняет решетку Б так, как, по его мнению,