Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8065

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

346

друга.

Анализ  импликативных  матриц. Для  каждого  конструкта  под-

считывается  количество  конструктов, которые  он  имплицирует, и  ко-
личество  конструктов, которые  имплицируют  данный  конструкт. Кон-

структы, которые  дают  максимальное  количество  импликаций, а  сами
имплицируются  немногими  конструктами, - доминантные, суперорди-

натные.

Между конструктами по доминантности могут быть конфликтные

отношения, такие, как  нетранзитивность  импликаций (А  имплицирует
Б, Б имплицирует С, а С имплицирует А). Относительное число нетран-

зитивных триад используется как показатель конфликтности имплика-

тивной матрицы.

Однако эта мера достаточно общая, поскольку «слабые», подчи-

ненные конструкты, да к тому же сходные друг с другом, могут (в силу
маленькой  разницы  между  ними) входить  в  нетранзитивную  триаду,

что  отнюдь  не  означает  наличия  конфликта  между  ними  в  сознании
человека.

Сделать иерархический анализ более информативным позволяет

процедура, предложенная  в  работе  Р. Гленвилла (Glanville R., 1981).

Она осуществляется следующим образом. Наносят номера конструктов
на  окружность. Затем, двигаясь  по  строкам  импликативной  матрицы,

обозначают  линиями  со  стрелками  все  импликации  конструктов (рис.

36, а). Конструкты, имплицирующие друг друга (крест в матрице), со-
единяются линией с двумя стрелками.

Затем строят иерархограмму (рис. 36, б). Располагают  по  гори-

зонтальным уровням конструкты таким образом, чтобы на самой ниж-

ней находились те, которые имплицируют другие конструкты (не обя-
зательно все), а сами не имеют импликаций от других конструктов; на

следующем уровне - те, которые имплицируются только конструктами
нижнего  уровня; на  следующем - только  те, которые  имплицируются

конструктами  двух  нижних  уровней. Возможно, рисунок  получится  не

сразу. Однако в итоге исследователь будет вознагражден простотой и
ясностью  представления  импликативных  иерархических  отношений

между  конструктами. Конфликтные  конструкты (и  каждый  может  сам
убедиться в этом) не могут быть однозначно размещены на каком-либо

уровне (мы их ставим между двумя ближайшими уровнями).


background image

347

Теперь  можно  снова  вернуться  к  нетранзитивным  отношениям

между  конструктами. Очевидно, что  чем  ниже  в  целом  находится  не-

транзитивная триада, тем более значим конфликт (более базовый уро-
вень, конфликт между более сильными конструктами). Конфликтные

Рис. 36. Способ представлений иерархических отношений

конструктами  на  основании  анализа  импликативных  реперту-
арных  решеток: а - круговая  диаграмма  импликаций, 6 - вос-

становленная  иерархическая  организация  на  основе  анализа
круговой диаграммы импликаций

отношения  между  конструктами  нужно  сделать  предметом  ана-

лиза с испытуемым. Возможно, он не осознаёт этого конфликта, и об-
суждение поможет ему «навести порядок в системе конструктов».

Решетка сопротивления изменениям. Это еще один тип решетки

на выявление иерархических отношений между конструктами. Каждый

из  конструктов  выписывают  на  отдельные  карточки. Затем  карточки

попарно  предъявляют  испытуемому. Его  просят  указать  предпочи-
таемый полюс по каждому конструкту. После чего испытуемому дается

примерно  такая  инструкция: «Представьте  себе, что Вам обязательно
придется измениться (перейти на непредпочитаемый полюс) по одному

из этих конструктов. Какой из них Вы бы выбрали?». Испытуемый от-
вечает, и результат заносится в такую же матрицу, как и при имплика-

тивной  решетке (за  тем  исключением, что  в  решетке  сопротивления
изменениям  каждый  конструкт  встречается  с  каждым  один  раз  и  в

матрице  не  будет «крестов»). Обработка  решеток  сопротивления  из-

менениям полностью аналогична импликативной процедуре.

Много  ценной  информации  может  дать  сравнение  импликатив-


background image

348

ных иерархограмм с иерархограммами, полученными в результате ре-

шетки  сопротивления  изменениям. Часто  уровень  конструкта  в  обоих

решетках совпадает. Однако встречаются и сильные рассогласования.
Так, например, конструкты могут быть самыми слабыми в импликатив-

ной решетке и самыми сильными в решетке сопротивления изменени-
ям. Анализ таких рассогласований позволяет выявить наиболее лично-

стно значимые конструкты.

Динамика решеток. Дж. Келли говорил, что человек - это форма

движения. Действительно, решетки  меняются, меняются  конструкты,
меняются связи и отношения между ними. Оценить эти изменения, по-

зволяет опять-таки техника репертуарных матриц.

Существуют  два  принципа  организации  лонгитюдных  исследо-

ваний.

Первый, который мы называем лонгитюдной матрицей, заключа-

ется  в  том,  что  составляется  набор  конструктов  (вызванных  или  за-

данных), по которым испытуемый оценивает себя несколько раз в те-
чение  некоторого  времени (например, в  ходе  терапии  или  тренинга,

дважды  в  день  -  утром  и  вечером).  Исторически  первым  этот  способ
(не  в  применении  к  решеткам, а  в  применении  к  опроснику) предло-

жил Р. Кеттелл (Cattell R., Cross К., 1975). В применении к решеткам и
к  анализу  изменений  состояния  в  ходе  терапии  этот  способ  исполь-

зован П. Слейтером (Slater P., 1970).

В результате такой процедуры получается матрица, где по стро-

кам  стоят  конструкты,  а  по  столбцам  -  дни  заполнения.  Факторный

анализ такой матрицы позволяет выявить наиболее важные направле-
ния, по которым осуществлялись изменения или колебания состояния

человека. Проекция  в  это  пространство  столбцов-дней  позволяет  вы-
чертить траекторию изменения состояния человека. Метод хорошо ра-

ботает  с  набором  конструктов, описывающих  состояние. Этот  метод
очень чувствителен и информативен. В частности, наши исследования

показывают, что  люди  по  характеру  изменения  состояния  делятся  на

две группы. У одних четко выделяются три-четыре устойчивых состоя-
ния, по которым человек «перемещается» скачком (из одного в другое

и обратно). У других таких четко обозначенных состояний не выявля-
ется, а  траектория  представляет  собой  плавную  или  ломаную  линию,

которая каждый раз оказывается в новой точке пространства. Анализ


background image

349

конкретных изменений траектории позволяет выявить паттерн реакций

на различные воздействия и ситуации.

Второй принцип - это заполнение целой матрицы несколько раз

(например, до  начала  тренинга, в  середине  и  после  окончания)

(Bannister D., Fransella F., 1977). Качественный  анализ  структурных
трансформаций  пространств  конструктов  и  элементов  позволяет  пси-

хологу  оценить, насколько  и  как  именно  повлияла  групповая  работа
на  систему  смысловых  параметров, оценок  и  самооценок  данного че-

ловека.

В заключение - несколько рекомендаций. Техника репертуарных

матриц хороша не в массовых обследованиях, а при индивидуальной и

групповой  работе, когда  есть  живой  контакт  с  человеком, заполня-
ющим решетку. Не следует оставлять испытуемого «наедине с решет-

кой»: заполнение  матрицы  может  превратиться  в  однообразную  уны-
лую работу, и испытуемый будет отвечать формально, с единственным

желанием - побыстрее  закончить работу. Но  и  не следует мешать  ис-
пытуемому, навязывать  ему  свое  понимание, формулировать  за  него

конструкты, поскольку в результате такой «помощи» вы можете полу-
чить решетку не испытуемого, а свою собственную.

Решетки трудно фальсифицировать, особенно оценочные решет-

ки и особенно в тех случаях, когда испытуемый не видит результатов

своих  предыдущих  оценок (например, когда  решетку  заполняет  пси-

холог, задавая  испытуемому  вопросы). Однако  даже  при  наличии  ус-
тановки на фальсификацию система конструктов воспроизводится, по-

скольку  испытуемый, пытаясь  фальсифицировать  оценки  людей, объ-
ектов  или  ситуаций, делает  это  на  основе  собственной  системы  смы-

словых оппозиций, в направлении наиболее значимых смысловых па-
раметров. Наилучший же результат решетки дают в тех случаях, когда

между психологом и испытуемым устанавливаются отношения сотруд-
ничества. Во всех случаях необходимо стремиться сделать испытуемо-

го  исследователем  собственной  системы  конструктов. Техника  репер-

туарных матриц - хорошее средство для этого.

ГЛАВА 9 ПСИХОДИАГНОСТИКА САМОСОЗНАНИЯ

9.1. САМОСОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ


background image

350

Самосознание -это  прежде  всего  процесс, с  помощью  которого

человек  познает  себя. Но самосознание характеризуется  также своим
продуктом - представлением  о  себе, «Я-образом» или «Я-

концепцией»

1

. Это различение процесса и продукта в психологический

обиход было введено У. Джемсом в виде различения «чистого Я» (по-

знающего) и «эмпирического Я» (познаваемого). Познает, конечно, не
сознание, а  человек, обладающий  сознанием  и  самосознанием; при

этом  он  пользуется  целой  системой  внутренних  средств: представле-
ний, образов, понятий, среди  которых  важную  роль  занимает  пред-

ставление  человека  о  себе  самом  -  о  своих  личностных  чертах,  спо-

собностях, мотивах. Представление  о  себе, таким  образом, являясь
продуктом самосознания, одновременно является и его существенным

условием, моментом  этого  процесса. Не  случайно  поэтому  известный
исследователь  проблемы  самосознания  И. С. Кон  пишет  о  растущем

понимании  относительности  различий  между  действующим  и  рефлек-
сивным «Я» как об одной из главных тенденций в современных иссле-

дованиях (Кон И. С., 1981).

Задача  анализа  собственно  процесса  самосознания  оказалась,

однако, более  сложной, чем задача  анализа продуктов  или  результа-
тов этого процесса. Как человек приходит к тому или иному представ-

лению о себе, какие внутренние действия при этом совершает, на что

опирается - все  эти  вопросы  сейчас  интенсивно  разрабатываются  в
научных исследованиях, однако результаты поисков пока не воплоти-

лись  в  психодиагностических  алгоритмах  и  методиках. Психодиагнос-
тика  самосознания  традиционно  направлена  на  выявление  продукта

самосознания - представления  о  себе. При  этом  допускается, а  затем
доказывается, что «Я-концепция» не просто продукт самосознания, но

важный  фактор  детерминации  поведения  человека, такое  внутрилич-
ностное образование, которое во многом определяет направление его

деятельности, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми.

Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: зна-

ния о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и на-

1

 Представление о себе, «Я-образ», «Я-концепция», хотя и не являются полностью синонимич-

ными терминами, тем не менее не имеют фиксированных терминологических различий и в дан-
ном контексте используются как синонимы.