Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8043

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41

Размежевание стало заметным в конце 20-х - начале 30-х годов.

Вместо  объединения  усилий  обе  стороны  приступили  к  взаимным  об-

винениям  и  затяжным  дискуссиям. Психология  обвинялась  в  схо-
ластике, узком академизме, в неспособности воспринять новое и в от-

рыве  от  практики  жизни. Психотехника, в  свою  очередь, осуждалась
за узкий практицизм, противоречащий духу науки, за отрыв от психо-

логии; она  обвинялась  в  голом  эмпиризме, прикладности, в  чрез-
мерном увлечении тестами... Последнее обвинение стало узловым пун-

ктом критики.

Разрыв  между  фундаментальным  и  прикладным  направлениями

был до недавнего времени характерен для многих наук, но не везде он

протекал  столь  болезненно, как  в  психологии. Даже  в  исторической
науке получили распространение взгляды морализирующих историков,

противопоставляющих «чистое  и  возвышенное  познание» различным
формам  приложения  науки, влекущим  за  собой  лишь  несчастья  и

опасности (Шахназаров Г. X., 1981).

Начало 30-х  годов  характеризуется  широким  использованием

тестов во многих странах. Во Франции они стали применяться для де-
фектологических  целей  и  для  профориентации, в  США  тесты  исполь-

зовались  при  приеме  на  работу, в  колледжи, для  оценки  знаний
школьников  и  студентов, в  социально-психологических  исследовани-

ях. В России тесты применялись в основном в двух основных сферах: в

народном  образовании  и  в  сфере  профотбора - профориентации. За-
тронутые  тестами  столь  важные  сферы  жизни  и  прямое  влияние  ре-

зультатов  тестового  контроля  на  судьбы  миллионов  людей  породили
широкую  гамму  мнений  как  за, так  и  против  тестов. Большой  энтузи-

азм тех, кто их применял, и не меньший пессимизм тех, кто видел не-
совершенство этого метода или пострадал в результате его использо-

вания, породили во многих, странах, в том числе и в России, письма в
правительственные органы и в газеты с требованием запрета тестов.

В отечественной истории тестов начали 30-х годов характеризу-

ется  интенсивным  и  неконтролируемым использованием  тестов  в  сис-
теме  народного  образования  и  в  промышленности. Практика, как  это

часто бывает, опережала теорию. Массовые тестовые обследования не
подкреплялись  серьезной  проверкой  качества  инструментария, реше-

ния о переводе некоторых учащихся в классы для умственно отсталых


background image

42

детей принимались на основе коротких тестов без учета других факто-

ров, влияющих на результаты проверки. В промышленности на основе

таких  же  тестов  делались  попытки  классифицировать  работников  по
различным профессиям, без внимательного учета личных склонностей

и интересов. Ввиду надвигавшейся тестомании и ряда причин субъек-
тивного характера было принято известное постановление «О педоло-

гических  извращениях  в  системе  наркомпросов» (1936), наложившее
запрет  на  применение  бессмысленных (как  там  отмечалось) тестов  и

анкет. Это постановление, по мнению А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и А.
А  Смирнова, получило  в  последующие  годы  неправомерно  расшири-

тельное толкование и привело к отказу от разработки научно обосно-

ванных  методов  психологической  диагностики  личности (Леонтьев  А.
Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А., 1968).

В те годы были, однако, и другие выступления - в пользу тестов.

Так,  известный  психолог  М.  Я.  Басов  говорил:  «Я  думаю  все  же,  что

эта  долгая, подчас  острая  критика  тестовой  методики... в  конце  кон-
цов приведет не к ниспровержению, не к упразднению этой методики,

а, напротив, к  ее  упрочнению  и  к  ее  утверждению  в  определенных
границах, в  которых  она, очевидно, имеет  полное  право  на  примене-

ние  и  существование»  (Тесты:  теория  и  практика.  М.,  1928,  №  2,  С.
54).

Тем  не  менее, начиная  с  указанного  периода  критика  тестов

приобрела  широкий  размах и  вышла  за рамки  чисто научных дискус-
сий. В печати появился ряд публикаций, в которых тесты отвергались,

как говорится, с порога. В США, например, против использования тес-
тов выступали представители основных групп населения США - взрос-

лые  и  дети, белые  и  негры, рабочие  и  управленческий  персонал, а
также представители национальных меньшинств.

В  результате  проведения  серии  исследований  по  социальным

последствиям тестирования выяснилось, что 37 % опрошенных возра-

жали против использования тестов при поступлении на работу, 50 % -

при  продвижении  по  службе,  25  %  -  против  использования  тестов  в
школе (Brim S., 1965). Случаи  нарушения  этики  при  использовании

тестов  оказались  столь  злободневными,  что  ими  вынужден  был  за-
няться Конгресс, устроивший специальные слушания по этому делу. В

результате  было  принято  решение, осуждающее  неэтичное  исполь-


background image

43

зование  тестов, практику  вторжения  в  частную  жизнь  как  идущую

вразрез с  моральными  нормами (Armor D., 1974). В августе 1966 г. в

Сенате  США  обсуждалось  предложение  о  полном  запрещении  тестов,
но это предложение не было поддержано большинством.

В  зарубежной  литературе  выделяется  несколько  источников

критики тестов. Психолог С. Брим усматривает первый источник в лич-

ностном портрете критиков, в числе которых чаще других оказываются
те, кто  не  склонен  к  самопознанию  и  интроспекции, авторитарен  в

межличностных  отношениях, нетерпим  к  мнению  других  и  возражает
против  всяких  социальных  перемен. Как  правило, в  США  эти  лица

примыкают  к  правым  политическим  группам, требующим  запрещения

тестов. Второй источник критики этот же автор видит в системе соци-
альных  ценностей, имеющей  свои  корни  в  отношении  к  вопросам  ра-

венства людей. Если в обществе одобряется принцип открытого сорев-
нования  его  членов, то  в  каждом  поколении  на  передовые  позиции

должны  выдвигаться  наиболее  талантливые  люди.  В  таком  обществе
каждый  должен  иметь  возможность  внести  свой  вклад  в  соответствии

со своими способностями. Последние должны быть оценены, и потому
ориентация на  этот  принцип создает  благоприятное отношение  к  тес-

там (Brim S., 1965). Третий источник является, по мнению Р. Кеттелла
(Cattell R., 1950), следствием эмоционального и сентиментального от-

ношения  людей  эстетического  и  нарциссического  типа, возражающих

против  всякой  попытки  представить «уникальную, художественную
личность» в виде формул. Четвертый источник критики является науч-

ным и касается недостатков тестового метода.

В 30-е годы случилось так, что психотехника не оправдала воз-

лагавшихся на нее надежд в смысле заметного повышения производи-
тельности труда. Она и не могла это сделать, потому что на том, срав-

нительно  низком  уровне  промышленного  развития  прогресс  в  значи-
тельной  мере  зависел  от  уровня  индустриализации  и  автоматизации

производства. При достижении необходимого уровня развития средств

производства  человеческий  фактор  вновь  начинает  играть  ключевую
роль. Вот  почему  именно  в  последние  годы  стал  заметно  увеличи-

ваться поток прикладных психологических исследований, нацеленных,
в  частности, на  повышение  эффективности  человека-оператора  в

управлении  сложными  техническими  системами. Соответственно  воз-


background image

44

росла  роль  психофизики, психометрии, прикладной  и  инженерной

психологии, психологии  труда  и  безопасности, экспериментальной

психологии, научно  обоснованной  профориентации  и  профотбора.
Вместе с этим опять возросло и значение тестов.

Хотя в 30-е годы практическая работа по тестам затормозилась,

научное изучение действительных возможностей этого метода в нашей

стране  не  прекращалось. Часть  тестов  применялась  под  видом  кон-
трольных заданий, испытаний, и, наоборот, различные испытания не-

редко назывались тестами. Суть вопроса, разумеется, не в названиях,
а в принципиальных отличиях.

Первое отличие состоит в том, что тест является научно обосно-

ванным  методом  эмпирического  исследования  в  психологии  и  в  ряде
других наук. Важная мысль К. Маркса о том, что одна экономическая

эпоха  отличается от другой  не  тем, что она  производит, а тем, каким
способом она это делает относится в полной мере и к психологической

науке. В  период  зрелости  в  ней, как  и  везде, все  большее  внимание
направляется на способы познания и на критерии обоснования истин-

ности знания.

Второе принципиальное отличие связано со сравнительно новой

ролью  теста  как  инструмента  теоретического  исследования  в  таких,
например, направлениях  психологии, как  изучение  личности, способ-

ностей. Здесь  использование  тестов  позволило  преодолеть  методоло-

гический  тупик, в  котором  оказались  авторы  многочисленных  теорий,
концепций, интуитивных  догадок  и  иных  умозрительных  построений,

не  видевших  способа  обоснования  истинности  своих суждений. Непо-
средственное же обращение к практике как критерию истины нередко

дает  противоречивые  результаты, ибо  действительно  научная  аргу-
ментация  требует  определенного  структурирования, опосредования,

абстрагирования и, кроме того, методической вооруженности исследо-
вателя.

Только  в  последние  годы  в  психологии  стала  широко  осозна-

ваться задача согласования теоретических разработок с эмпирически-
ми результатами, для чего стали необходимыми методы, позволяющие

это  делать  без  заметной  потери  качества  такого  согласования. Тесты
являются  сейчас, по-видимому, наиболее  развитой  в  научном  отно-

шении  частью  методического  арсенала, позволяющего  адекватно


background image

45

скреплять  теорию  с  эмпирией, в  соответствии  с  некоторыми  извест-

ными  стандартами  качества  информации. Именно  такое  понимание

тестов все в большей мере начинает утверждаться в новейшей отече-
ственной и зарубежной литературе (Анастази А., 1982; Бурлачук Л. Ф.,

1979; Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М., 1983; Кулагин Б. В.,
1984; Марищук В. Л. и др., 1984; Мельников В. М., Ямпольский Л. Т.,

1985; Практикум по .психодиагностике. Дифференциальная психомет-
рика, 1984; Психологические  методы  исследования  личности  в  кли-

нике, 1978; Шванцара И. и др., 1978),

Обоснование  качества  результатов  психологических  исследова-

ний требует обращения к внепсихологическим понятиям и критериям:

философским, логическим, математико-статистическим. В  частности,
философский  элемент  в  теорию  психологических  измерений  вносит

известный  тезис  о  неизбежности  погрешности  измерений. Критики
психологических тестов нередко апеллируют к этому тезису как к ос-

нованию принципиальной порочности тестов в смысле точности изме-
рений. Неточные  измерения, считают  они, науке  вообще  не  нужны.

При этом как-то забывается, что формой преодоления этого философ-
ского скепсиса является тезис о возможности приближенного измере-

ния с достаточно приемлемой точностью. Применение на практике по-
следнего  тезиса  позволило  получить, например  в  физике, те  фунда-

ментальные результаты, которыми эта наука по праву гордится.

Не  вдаваясь  в  детальный  анализ  концепции  надежности, пред-

ставляющей  предмет  отдельного  рассмотрения  в  данной  книге, отме-

тим здесь лишь ее связь с понятием «тест». Действительный отход от
упрощенного  понимания  тестов  требует  наполнения  интересующего

нас понятия элементами научного языка, восхождения на более высо-
кую  ступень  абстракции. Концепция  надежности  составляет  одну  из

основ переосмысления сущности теста, а также одну из характеристик
его качества. С появлением корреляционного анализа (в начале XX в.)

были предложены три основных методических подхода к определению

надежности  теста. Это - повторное  тестирование, использование  па-
раллельных форм одного и того же теста и, наконец, однократное тес-

тирование с последующим разбиением матрицы исходных результатов
(X) на две или большее число частей. За показатель надежности при-

нимается значение коэффициента корреляции.