ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8421
Скачиваний: 53
351
капливает о себе различные знания, эти знания составляют содержа-
тельную часть его представлений о себе - его «Я-концепцию». Однако
знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них
раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится
предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Не все
реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно
осознается; некоторые аспекты «Я-образа» оказываются ускользаю-
щими от сознания, неосознанными.
Уже эти два содержательных тезиса о строении «Я-образа», т. е.
тезис о знании о себе и отношении к себе как аспектах «Я-концепции»
и тезис о её осознаваемой и неосознанной частях, позволяют понять
ряд принципиальных методологических проблем, возникающих перед
психодиагностикой самосознания.
Можно ли вообще выявить, что о себе человек знает? На первый
взгляд вопрос этот риторический: нетрудно тем или иным способом
получить самоописание испытуемого или обследуемого, это самоопи-
сание и есть показатель знания человека о себе, выражение его «Я-
концепции». Однако если человек говорит о себе, что он добрый, де-
ловой, целеустремленный, общительный или, наоборот, злой, безволь-
ный, необщительный, то он не просто сообщает сведения, но и дает
оценку самого себя. Выделить эту оценку в самоописаниях и даже от-
делить ее от словесного самоописания можно, а вот отделить знания
от оценки оказывается крайне трудно, если вообще возможно. Но если
это так, то не искажает ли оценка знания субъекта о себе? А сама эта
оценка в том случае, если она действительно негативна, не оказы-
вается ли искаженной и «упрятанной» в подсознание? А если такие
искажения происходят, то каков концептуальный, теоретический ста-
тус самоописаний?
Эти вопросы и ряд других не раз служили предметом методоло-
гического анализа (Wylie R., 1974; Burns R., 1979). Так, среди ирреле-
вантных факторов, влияющих на самоописание и его интерпретацию
(помимо релевантного фактора - самой «Я-концепции»), рассматри-
ваются социальная желательность описываемых черт, тактика само-
подачи (самопрезентация), область самораскрытия, идентифицируе-
мость или анонимность ответов, тактика соглашаться или несогла-
шаться с утверждениями, характер и степень ограничений в форме от-
352
ветов на вопросы, контекст всей процедуры диагностики, установки,
ожидания и инструкции, способы подсчета индексов и статистические
процедуры.
Помимо этого, свою роль играют уровень интеллектуального
развития, кооперативная установка в отношении к диагносту или ис-
следователю, чувство безопасности в ситуации тестирования.
Прогресс в решении этих методологических проблем психодиаг-
ностики оказался связанным с продвижением в понимании психоло-
гической сути самого процесса самосознания и его итогового продукта
- «Я-концепции». Остановимся на некоторых наиболее важных ре-
зультатах теоретического и методологического анализов.
Проблема социальной желательности. Эта проблема возникает
всякий раз при использовании самоотчетов в тех сферах, в которых
существуют эталоны должного, правильного образа действий, мыслей
и т. д. Особенно острой эта проблема оказывается в ситуации ис-
следования «Я-концепции». Неоднократно отмечалось, что различные
меры «Я-концепции» связаны между собой хуже, чем каждая из них в
отдельности с мерой социальной желательности. Проблема, однако,
состоит в том, нужно ли стремиться к «вычитанию» социальной жела-
тельности из самоописаний. Стремление видеть и культивировать в
себе социально ценные качества - одно из реальных стремлений чело-
века, которое, конечно же, отражается в его «Я-концепции». Поэтому
если «Я-концепция» определяется феноменологически как образ са-
мого себя, в который человек верит, содержащий черты, обладать ко-
торыми человек стремится и которые сознательно в себе признает, то
высокую социальную желательность черт, приписываемых его «Я»,
следует считать не артефактом, а истинной характеристикой «Я-
концепции» (Wylie R., 1974). Более того, проявлением «Я-концепции»,
точнее, способности иметь «Я-концепцию» (т. е. способности к само-
сознанию), объясняется не только феномен следования социальной
желательности, но и такие феномены, как «эффект фасада», «позиция
защиты по отношению к тестам», «установка на ответ», тенденция к
согласию и др. (цит. по: Анастази А., 1982, т. 2, с. 220). Методически,
однако, часто не просто отличить полупроиз-. вольную тенденцию
подчеркивать в себе социально желаемые качества от прямой фаль-
сификации «Я-образа» в ситуации, когда обследуемый сознательно
353
старается ввести диагноста в заблуждение.
Стратегия самопрезентации. Выставлять себя в социально-вы-
игрышном свете - это лишь один из аспектов более общего феномена,
известного как стратегия самопрезентации. Исследования стратегий
самопрезентации исходят из представлений о том, что всякий человек
заинтересован во впечатлении, производимом им на окружающих. Оп-
ределенные аспекты поведения человека специально направлены на
установление, уточнение и поддержание своего образа в глазах дру-
гих (Goffinan E., 1959; Jones E., Wortman С, 1973; Schlenker В., 1980).
Р. Баумейстер выделил две стратегии самопрезентации: ублажа-
ющую и самоконструирующую (Baumeister R., 1982). Ублажающая
стратегия управляется критериями, принятыми в данной аудитории, и
направлена на то, чтобы выставить себя в благоприятном свете (под-
страиваясь под аудиторию) и получить «вознаграждение». Самокон-
струирующая стратегия направлена на поддержание и укрепление
«идеала Я», т. е. вытекает из желания произвести впечатление на
других теми качествами, которые входят в «идеал Я» субъекта.
Экспериментальная схема, в рамках которой проверяются пред-
положения, связанные с самопрезентационной теорией, как правило,
включает в себя сравнение поведения людей одной из в двух пар ус-
ловий: 1) приватных (анонимных) и публичных; 2) предполагающих
дальнейшее взаимодействие с лицом, вовлеченным в эксперимент, ли-
бо не предполагающих такого взаимодействия. Соответственно, если
поведение человека меняется от аудитории к аудитории, это говорит
об ублажающей стратегии, если не меняется - о самоконструирующей.
Существует большое число экспериментальных исследований,
подтверждающих основные положения самопрезентационной концеп-
ции, т. е. показывающих, что поведение человека меняется в условиях
публичных в сравнении с условиями приватными и что оно меняется в
зависимости от аудитории. Причем эти положения подтверждаются от-
носительно различных типов поведения. Так, например, влияние са-
мопрезентационных мотивов оказалось явно выраженным при так на-
зываемом альтруистическом поведении, которое, казалось бы, должно
быть безразличным к потенциальной выгоде субъекта. Так, «публич-
ные» пожертвования оказались гораздо более внушительными, чем
приватные (Satow К., 1975). Испытуемые, в присутствии которых раз-
354
давался «крик о помощи», предлагали помощь «жертве» чаще и быст-
рее в том случае, когда считали, что встретятся с теми, кому помогут,
нежели в том случае, когда считали, что останутся анонимными
(Gottlieb J., Carver С., 1980). В одном из экспериментов эк-
спериментатор звонил различным строителям и обращался за помо-
щью. В некоторых случаях этому предшествовал звонок, во время ко-
торого репутация строителя описывалась неблагоприятным образом. В
этих случаях количество позитивных ответов на просьбу о помощи
увеличивалось (Steele С., 1975). Результаты этого эксперимента ин-
терпретируются в том духе, что строители восстанавливали свой пуб-
личный образ (репутацию) в глазах потенциальной «аудитории», т. е.
мотивировались «конструктивной» самопрезентацией. В другом иссле-
довании было обнаружено, что после выполнения группового задания
испытуемый распределял деньги (это и было реальным, а не фиктив-
ным заданием): а) в зависимости от вклада каждого в выполнение за-
дания, когда надо было отчитываться экспериментатору; б) поровну,
когда надо было отчитываться перед группой; в) себе непропорцио-
нально много, когда никакой отчетности не требовалось.
Влияние «презентационной» мотивации проявилось также в экс-
периментальных ситуациях, направленных на изучение конформности,
агрессии, выполнения тех или иных заданий (performance). С позиции
«презентационной» гипотезы переосмыслены эксперименты па» ког-
нитивному диссонансу и по реакции на оценку других; (Baumeister R.,
1982). Так, диссонанс понимается не как следствие^ внутренней не-
способности психики справиться с непоследовательностью, а как
следствие самопрезентационных мотивов: непоследовательное пове-
дение угрожает разрушением публичного образа. Было показано, что
эффекты диссонанса, необратимости постдиссонансной установки воз-
никают лишь в ситуации публичности, релевант-ней самопрезентаци-
онным мотивам (там же).
Экспериментально установлено, что лица с высоким и низким
самоуважением ведут себя по-разному в ситуации, когда о них сложи-
лось то или иное мнение у других. Баумейстер провел эксперимент, в
котором испытуемые были поделены на основе опросника на людей с
высоким и низким самоуважением; кроме того, они оценивались по
лжеопроснику. Затем каждый испытуемый получал «личностный про-
355
филь», якобы основанный на его ответах. Одной половине испытуе-
мых давался профиль эгоиста и эксплуататора, другой половине —
благородного и кооперативного человека. Половине испытуемых со-
общалось, что их личностный профиль известен их партнеру, другой
половине это не говорилось. Каждый испытуемый описывал себя сво-
ему партнеру и затем играл с ним в игру «дилеммы узников. (Партне-
ром был помощник экспериментатора, который играл по одному и тому
же алгоритму.) Игра «дилеммы узников» предполагает возможность
выбора двух ходов у каждого из игроков, но цена у каждого хода раз-
лична и зависит от ответного хода противника. В варианте, использо-
ванном в эксперименте, если игрок делает ход «А», его выигрыш со-
ставляет 4 очка в том случае, если противник делает тот же ход. 4 оч-
ка получает также и противник. Но если игрок сделал ход «А», а про-
тивник - ход «В», то игрок проигрывает 5 очков, а противник выигры-
вает 8 очков. Если игрок делает ход «В», а противник - ход «А», то иг-
рок выигрывает 8, а противник проигрывает 5 очков. Если же оба де-
лают ход «В», то оба выигрывают по 2 очка. Единственно выигрышной
тактикой этой игре может быть тактика кооперативная, когда оба
партнера делают ход «А», при ходе «В» оба партнера в конце концов
проигрывают. Игру можно выиграть, воспользовавшись благородством
партнера, обманывая его ожидание ответного благородства.
В результате выяснилось, что в «публичных условиях» люди с
низким самоуважением в своем вербальном поведении и в процессе
игры следуют тому профилю, который им навязан экспериментатором.
Если это профиль эгоиста, то они не пытаются приукрасить его допол-
нительной информацией и играют в игру эгоистично. Люди с высоким
самоуважением, напротив, ведут себя независимо по отношению к
профилю, хотя и с учетом его. Они приукрашивают себя в вербальной
самопрезентации и играют кооперативно, если партнер считает их
эгоистом, и, напротив, играют на выигрыш, если информация, имею-
щаяся у партнера, характеризует их как благородных (Baumeister R.,
1982).
Исследования феномена самопрезентации заставляют более
тщательно анализировать условия проведения диагностической проце-
дуры, оценивать влияние таких параметров диагностической ситуации,
как восприятие обследуемым дальнейшей судьбы результатов тести-