ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8418
Скачиваний: 53
356
рования, возможностей продолжения контактов с психодиагностом,
пола, возраста и статуса психодиагноста. Обследуемый не просто со-
общает то, что он о себе думает, но активно подает себя, стараясь
произвести впечатление, которое сообразуется с его личностью в це-
лом, с ситуацией и с партнером по общению.
Различия
в
субъективной
значимости
параметров «Я-
концепции». Одни и те же по своему содержанию знания о себе у раз-
ных людей могут обладать различной субъективной значимостью. Из
этого следует, что использование в индивидуальной психодиагностике
универсальных содержательных параметров «Я-концепции» может
приводить к ошибочным заключениям (Анастази А., 1982, т. 2, с. 221).
Один из путей повышения достоверности диагностических заключений
-это отбор наиболее универсальных и общезначимых параметров «Я-
концепции», позволяющих уменьшить вероятность ошибки. Другой
путь - использование методов, описанных в предыдущей главе, по-
зволяющих выделить значимые параметры у данного субъекта. Дос-
товерность диагностических заключений в консультативной и психо-
терапевтической практике повышается за счет введения в поле зрения
диагноста смысла того или иного аспекта «Я-концепции» для об-
следуемого. Это достигается путем анализа той субъективной роли,
которую у данного человека играют усматриваемые им в собственном
«Я» черты в процессе достижения значимых для него мотивов и целей
(Столин В. В., 1983).
Сложное строение «Я-концепции». Психодиагностические дан-
ные могут интерпретироваться лишь в контексте теоретических пред-
ставлений о строении «Я-образа» и процесса самосознания в целом.
Кратко охарактеризуем основные положения, касающиеся строения
самосознания и «Я-концепции».
Самосознание имеет уровневое строение. Эта идея не раз выс-
казывалась в отечественной и мировой литературе. И. G. Кон фор-
мулирует уровневую концепцию «Я-образа», используя понятие ус-
тановки (Кон И. С., 1978). Основания для этой концепции Кон находит
в теории диспозиционной регуляции социального поведения
(Ядов В. А., 1975). В целом «Я-образ» понимается как устано-
вочная система; установки обладают тремя компонентами: когнитив-
ным, аффективным и производным от первых двух поведенческим (го-
357
товность к действиям в отношении объекта). Нижний уровень «Я-
образа» «составляют неосознанные, представленные только в пере-
живании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с
самочувствием и эмоциональным отношением к себе; выше располо-
жены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти
частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и
наконец, сам этот "Я-образ" вписывается в общую систему ценностных
ориентации личности, связанных с осознанием ею целей своей жизне-
деятельности и средств, необходимых для достижения этих целей»
(Кон И. С., 1978, с. 72-73).
И. И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания
по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о
себе (Чеснокова И. И., 1977). На первом уровне такое соотнесение
происходит в рамках сопоставления «Я» и другого человека. Сначала
некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке,
а затем оно переносится на себя. Соответствующими внутренними
приемами самопознания являются преимущественно самовосприятие и
самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себе про-
исходит в процессе аутокоммуникации, т. е. в рамках «Я и Я». Человек
оперирует уже готовыми, сформированными знаниями о себе. В каче-
стве специфического внутреннего приема самопознания указываются
самоанализ и самоосмысление. На этом уровне человек соотносит свое
поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и
сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований.
Высшего развития самосознание на втором уровне достигает при фор-
мировании своих жизненных планов, жизненной философии, общест-
венной ценности чувства, собственного достоинства.
В работе Е. Дикстейна высказывается верная, на наш взгляд,
идея о связи меры самоотношения с характером самосознания на раз-
личных уровнях (Dickstein E., 1977). Таких уровней, которые одновре-
менно являются и стадиями, выделяется пять. Первый уровень связан
с формированием чувства автономности ребенка, способности иссле-
довать окружение, способности вызывать заботу о себе. Соот-
ветственно мера самоуважения связана с различиями в желании ис-
следовать окружение, вызывать заботу о себе. На втором уровне в
связи с развитием социальной активности ребенка мерой самоуваже-
358
ния становится степень успешности в определенных действиях и в
сравнении себя с другими. На третьем уровне в связи с формировани-
ем способности к самонаблюдению мерой самоуважения становится
степень достижения «идеала Я». Четвертый и пятый уровни альтерна-
тивны и выражают различные варианты развития. Четвертый уровень
- уровень «Я» как интегрированного и интегрирующего целого. Мерой
самоуважения на этом уровне будет степень, с которой индивид осоз-
нает и принимает каждый из аспектов своего существования. На пятом
уровне самосознание характеризуется обнаружением относительности
границ «Я», выходом на первый план движения вперед и изменений,
признанием своей ограниченности. Измерение самоотношения на этом
уровне наиболее проблематично и связано с различиями в степени че-
стности отношения к себе и признания изменчивости своего «Я».
Подробная уровневая концепция и самосознания, и личности в
целом предложена Э. Эриксоном (Erikson E., 1967).
В цикле проведенных нами исследований была сформулирована
концепция уровневого строения самосознания, основанная на учете
характера активности человека, в рамках которой формируется и дей-
ствует его самосознание (Столин В. В., 1985).
В качестве исходного принимается различие содержания «Я-
образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме
оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. Послед-
нее -это переживание, относительно устойчивое чувство, пронизы-
вающее самовосприятие и «Я-образ».
В содержании «Я-образа» выделяются две важнейшие образую-
щие: 1) знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объе-
диняют субъекта с другими людьми, - присоединяющая образующая
«Я-концепции», или система самоидентичности, и 2) знания, выделя-
ющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, - дифференциру-
ющая образующая «Я-концепции». Это последняя образующая при-
дает субъекту ощущение своей уникальности и неповторимости.
Вертикальное строение самосознания раскрывается как уровне-
вое строение. Уровни самосознания определены уровнями активности
человека, одновременно являющимся биологическим индивидом (ор-
ганизмом), социальным индивидом и личностью. Процессы самосозна-
ния и его интегральные образования обслуживают активность челове-
359
ка на каждом из уровней, выполняя роль обратной связи информацией
о «вкладе» субъекта в его собственную активность. Поскольку харак-
тер активности и характер ведущих потребностей субъекта на каждом
из уровней различны, различны и процессы, отражающие эту актив-
ность, и итоговые, интегральные образования самосознания.
На уровне биологического индивида (организма) активность
субъекта определена системой «организм - среда», имеет прежде все-
го двигательный характер и вызывается потребностями в самосохране-
нии, нормальном функционировании, физическом благополучии. В не-
драх этой активности формируется обратная связь в виде ощущений о
положении тела и его органов в пространстве, которые слагаются в
«схему тела». Схема тела - это, фигурально выражаясь, «Я-образ» ор-
ганизма, который надо отличать от «физического Я» субъекта, обла-
дающего более сложной, биосоциальной природой. В схеме тела не
разделены дифференцирующая и присоединяющая составляющие. На
уровне организма формируется также самочувствие - итог процессов,
отражающих состояние внутренних органов, мышц, активации орга-
низма в целом. Самочувствие - биологический аналог самоотношения,
отражающий степень удовлетворенности потребностей организма в
благополучии, целостности, функциональном состоянии.
На уровне социального индивида активность человека подчине-
на иной потребности - потребности в принадлежности человека к общ-
ности, в признании его этой общностью. Эта активность регулируется
усваиваемыми индивидом социальными нормами, правилами, обы-
чаями, технологическими предписаниями, уставами и т. д., которые
усваиваются индивидом. «Я-образ» облегчает человеку ориентацию в
системе этих активностей прежде всего за счет формирования своей
присоединяющей образующей - системы социальных самоидентично-
стей: половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-
ролевой.
В рамках этих идентичностей субъект сравнивает себя с этало-
нами соответствующих общностей и через эти эталоны - с другими
людьми. Эти сравнения образуют базу для дифференцирующей обра-
зующей «Я-образа», которая, следовательно, вторична на этом уровне
по отношению к присоединяющей образующей.
Жизненная важность для субъекта быть принятым другими
360
людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение во-
внутрь отношения других: принятие другими или отвержение ими.
На уровне личности активность субъекта вызывается прежде
всего потребностью в самореализации - в труде, любви, спорте и т. д.
- и реализуется с помощью ориентации на собственные способности,
возможности, мотивы. Поэтому в «Я-образе» ведущее место начинает
занимать дифференцирующая образующая «Я-концепции», обес-
печивающая неслучайность самоопределения личности. Основой са-
моотношения становится потребность в самоактуализации; собствен-
ное «Я», собственные черты и качества оцениваются в отношении к
мотивам, выражающим потребность в самореализации, и рассматри-
ваются как ее условие.
Как показывают результаты факторного анализа, самоотноше-
ние, в свою очередь, оказывается структурно-сложным образованием,
включающим в себя как общее, глобальное чувство за или против са-
мого себя, так и более специфические параметры: самоуважение, ау-
тосимпатию, самоинтерес или близость к самому себе, ожидаемое от-
ношение других.
Самоотношение активно защищается личностью. Этот тезис на-
ходит солидное подтверждение в литературе. В частности, описан фе-
номен компенсации, который может быть интерпретирован как защита
самоотношения с помощью приукрашивания себя в сферах, лежащих
вне зоны актуального самопроявления (Baumeister R., Jones E., 1978).
В работе А. Тиссера и Дж. Кэмпбелла приводится механизм, на-
званный ими моделью поддержания самооценки (Tesser A., Campbell
J., 1982), Суть его состоит в том, что человек селективно подходит к
оценке успехов близких ему людей и людей, с которыми он находится
на далекой межличностной дистанции, а также к тому, в какой области
- значимой или незначимой для него - существуют эти достижения. Со-
гласно этой модели, люди позитивно оценивают успехи друзей, если
они относятся к незначимым для них самим сферам; когда же успехи
друзей относятся к релевантным для оценщиков сферам, то эти успехи
оцениваются гораздо менее позитивно. При восприятии посторонних
людей соотношение обратное: более позитивно оцениваются успехи в
релевантной сфере, менее - в нерелевантной. Смысл модели таков:
когда друг что-то делает хорошо, то факт дружбы позволяет оценщику