Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8418

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

356

рования, возможностей  продолжения  контактов  с  психодиагностом,

пола, возраста и  статуса  психодиагноста. Обследуемый  не  просто со-

общает  то,  что  он  о  себе  думает,  но  активно  подает  себя,  стараясь
произвести  впечатление, которое сообразуется с  его личностью  в  це-

лом, с ситуацией и с партнером по общению.

Различия 

в 

субъективной 

значимости 

параметров «Я-

концепции». Одни и те же по своему содержанию знания о себе у раз-
ных  людей  могут  обладать  различной  субъективной  значимостью. Из

этого следует, что использование в индивидуальной психодиагностике
универсальных  содержательных  параметров «Я-концепции» может

приводить к ошибочным заключениям (Анастази А., 1982, т. 2, с. 221).

Один из путей повышения достоверности диагностических заключений
-это  отбор  наиболее  универсальных  и  общезначимых  параметров «Я-

концепции», позволяющих  уменьшить  вероятность  ошибки. Другой
путь - использование  методов, описанных  в  предыдущей  главе, по-

зволяющих  выделить  значимые  параметры  у  данного  субъекта.  Дос-
товерность  диагностических  заключений  в  консультативной  и  психо-

терапевтической практике повышается за счет введения в поле зрения
диагноста  смысла  того  или  иного  аспекта «Я-концепции» для  об-

следуемого. Это  достигается  путем  анализа  той  субъективной  роли,
которую у данного человека играют усматриваемые им в собственном

«Я» черты в процессе достижения значимых для него мотивов и целей

(Столин В. В., 1983).

Сложное  строение «Я-концепции». Психодиагностические  дан-

ные  могут интерпретироваться  лишь  в  контексте  теоретических  пред-
ставлений  о  строении «Я-образа» и  процесса  самосознания  в  целом.

Кратко  охарактеризуем  основные  положения, касающиеся  строения
самосознания и «Я-концепции».

Самосознание  имеет  уровневое  строение. Эта  идея  не  раз  выс-

казывалась  в  отечественной  и  мировой  литературе.  И.  G.  Кон  фор-

мулирует  уровневую  концепцию «Я-образа», используя  понятие  ус-

тановки (Кон И. С., 1978). Основания для этой концепции Кон находит
в теории диспозиционной регуляции социального поведения

(Ядов  В. А., 1975). В  целом «Я-образ» понимается  как  устано-

вочная  система; установки  обладают  тремя  компонентами: когнитив-

ным, аффективным и производным от первых двух поведенческим (го-


background image

357

товность  к  действиям  в  отношении  объекта). Нижний  уровень «Я-

образа» «составляют  неосознанные, представленные  только  в  пере-

живании  установки, традиционно  ассоциирующиеся  в  психологии  с
самочувствием  и  эмоциональным  отношением  к  себе; выше  располо-

жены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти
частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и

наконец, сам этот "Я-образ" вписывается в общую систему ценностных
ориентации личности, связанных с осознанием ею целей своей жизне-

деятельности  и  средств, необходимых  для  достижения  этих  целей»
(Кон И. С., 1978, с. 72-73).

И. И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания

по  критерию  тех  рамок, в  которых  происходит  соотнесение  знаний  о
себе (Чеснокова  И. И., 1977). На  первом  уровне  такое  соотнесение

происходит в рамках сопоставления «Я» и другого человека. Сначала
некоторое  качество  воспринимается  и  понимается  в другом  человеке,

а  затем  оно  переносится  на  себя. Соответствующими  внутренними
приемами самопознания являются преимущественно самовосприятие и

самонаблюдение. На  втором  уровне  соотнесение  знаний  о  себе  про-
исходит в процессе аутокоммуникации, т. е. в рамках «Я и Я». Человек

оперирует уже готовыми, сформированными знаниями о себе. В каче-
стве  специфического  внутреннего  приема  самопознания  указываются

самоанализ и самоосмысление. На этом уровне человек соотносит свое

поведение  с  той  мотивацией, которую  он  реализует. Оцениваются  и
сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований.

Высшего развития самосознание на втором уровне достигает при фор-
мировании  своих  жизненных  планов, жизненной  философии, общест-

венной ценности чувства, собственного достоинства.

В  работе  Е.  Дикстейна  высказывается  верная,  на  наш  взгляд,

идея о связи меры самоотношения с характером самосознания на раз-
личных уровнях (Dickstein E., 1977). Таких уровней, которые одновре-

менно являются и стадиями, выделяется пять. Первый уровень связан

с  формированием  чувства  автономности  ребенка, способности  иссле-
довать  окружение, способности  вызывать  заботу  о  себе. Соот-

ветственно  мера  самоуважения  связана  с  различиями  в  желании  ис-
следовать  окружение,  вызывать  заботу  о  себе.  На  втором  уровне  в

связи  с  развитием  социальной  активности  ребенка  мерой  самоуваже-


background image

358

ния  становится  степень  успешности  в  определенных  действиях  и  в

сравнении себя с другими. На третьем уровне в связи с формировани-

ем  способности  к  самонаблюдению  мерой  самоуважения  становится
степень достижения «идеала Я». Четвертый и пятый уровни альтерна-

тивны и выражают различные варианты развития. Четвертый уровень
- уровень «Я» как интегрированного и интегрирующего целого. Мерой

самоуважения на этом уровне будет степень, с которой индивид осоз-
нает и принимает каждый из аспектов своего существования. На пятом

уровне самосознание характеризуется обнаружением относительности
границ «Я», выходом  на  первый  план движения  вперед  и  изменений,

признанием своей ограниченности. Измерение самоотношения на этом

уровне наиболее проблематично и связано с различиями в степени че-
стности отношения к себе и признания изменчивости своего «Я».

Подробная  уровневая  концепция  и  самосознания, и  личности  в

целом предложена Э. Эриксоном (Erikson E., 1967).

В цикле проведенных нами исследований была сформулирована

концепция  уровневого  строения  самосознания, основанная  на  учете

характера активности человека, в рамках которой формируется и дей-
ствует его самосознание (Столин В. В., 1985).

В  качестве  исходного  принимается  различие  содержания «Я-

образа»  (знания  или  представления  о  себе,  в  том  числе  и  в  форме

оценки  выраженности  тех  или  иных  черт) и  самоотношения. Послед-

нее -это  переживание, относительно  устойчивое  чувство, пронизы-
вающее самовосприятие и «Я-образ».

В содержании «Я-образа» выделяются две важнейшие образую-

щие: 1) знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объе-

диняют  субъекта  с  другими  людьми, - присоединяющая  образующая
«Я-концепции», или  система  самоидентичности, и 2) знания, выделя-

ющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, - дифференциру-
ющая  образующая «Я-концепции». Это  последняя  образующая  при-

дает субъекту ощущение своей уникальности и неповторимости.

Вертикальное строение самосознания раскрывается как уровне-

вое строение. Уровни самосознания определены уровнями активности

человека, одновременно  являющимся  биологическим  индивидом (ор-
ганизмом), социальным индивидом и личностью. Процессы самосозна-

ния и его интегральные образования обслуживают активность челове-


background image

359

ка на каждом из уровней, выполняя роль обратной связи информацией

о «вкладе» субъекта в его собственную активность. Поскольку харак-

тер активности и характер ведущих потребностей субъекта на каждом
из  уровней  различны, различны  и  процессы, отражающие  эту  актив-

ность, и итоговые, интегральные образования самосознания.

На  уровне  биологического  индивида (организма) активность

субъекта определена системой «организм - среда», имеет прежде все-
го двигательный характер и вызывается потребностями в самосохране-

нии, нормальном функционировании, физическом благополучии. В не-
драх этой активности формируется обратная связь в виде ощущений о

положении  тела  и  его  органов  в  пространстве,  которые  слагаются  в

«схему тела». Схема тела - это, фигурально выражаясь, «Я-образ» ор-
ганизма, который  надо  отличать  от «физического  Я» субъекта, обла-

дающего  более  сложной, биосоциальной  природой. В  схеме  тела  не
разделены  дифференцирующая  и  присоединяющая составляющие. На

уровне  организма  формируется также самочувствие - итог процессов,
отражающих  состояние  внутренних  органов, мышц, активации  орга-

низма в целом. Самочувствие - биологический аналог самоотношения,
отражающий  степень  удовлетворенности  потребностей  организма  в

благополучии, целостности, функциональном состоянии.

На уровне социального индивида активность человека подчине-

на иной потребности - потребности в принадлежности человека к общ-

ности, в признании его этой общностью. Эта активность регулируется
усваиваемыми  индивидом  социальными  нормами, правилами, обы-

чаями, технологическими  предписаниями, уставами  и  т. д., которые
усваиваются индивидом. «Я-образ» облегчает человеку ориентацию в

системе  этих  активностей  прежде  всего  за  счет  формирования  своей
присоединяющей  образующей - системы  социальных  самоидентично-

стей: половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-
ролевой.

В  рамках  этих  идентичностей  субъект  сравнивает  себя  с  этало-

нами  соответствующих  общностей  и  через  эти  эталоны - с  другими
людьми. Эти  сравнения  образуют  базу для дифференцирующей  обра-

зующей «Я-образа», которая, следовательно, вторична на этом уровне
по отношению к присоединяющей образующей.

Жизненная  важность  для  субъекта  быть  принятым  другими


background image

360

людьми  отражается  в  самоотношении, которое  есть  перенесение  во-

внутрь отношения других: принятие другими или отвержение ими.

На  уровне  личности  активность  субъекта  вызывается  прежде

всего потребностью в самореализации - в труде, любви, спорте и т. д.

- и  реализуется  с  помощью  ориентации  на  собственные  способности,
возможности, мотивы. Поэтому  в «Я-образе» ведущее  место  начинает

занимать  дифференцирующая  образующая «Я-концепции», обес-
печивающая  неслучайность  самоопределения  личности. Основой  са-

моотношения  становится  потребность  в  самоактуализации; собствен-
ное «Я», собственные  черты  и  качества  оцениваются  в  отношении  к

мотивам, выражающим  потребность  в  самореализации, и  рассматри-

ваются как ее условие.

Как  показывают  результаты  факторного  анализа, самоотноше-

ние, в свою очередь, оказывается структурно-сложным образованием,
включающим в себя как общее, глобальное чувство за или против са-

мого себя, так и более специфические параметры: самоуважение, ау-
тосимпатию, самоинтерес  или  близость  к  самому себе, ожидаемое  от-

ношение других.

Самоотношение  активно  защищается  личностью. Этот  тезис  на-

ходит солидное подтверждение в литературе. В частности, описан фе-
номен компенсации, который может быть интерпретирован как защита

самоотношения  с  помощью  приукрашивания  себя  в  сферах, лежащих

вне зоны актуального самопроявления (Baumeister R., Jones E., 1978).

В работе А. Тиссера и Дж. Кэмпбелла приводится механизм, на-

званный  ими  моделью  поддержания  самооценки (Tesser A., Campbell
J.,  1982),  Суть  его  состоит  в  том,  что человек  селективно  подходит  к

оценке успехов близких ему людей и людей, с которыми он находится
на далекой межличностной дистанции, а также к тому, в какой области

- значимой или незначимой для него - существуют эти достижения. Со-
гласно  этой  модели, люди  позитивно  оценивают  успехи  друзей, если

они относятся к незначимым для них самим сферам; когда же успехи

друзей относятся к релевантным для оценщиков сферам, то эти успехи
оцениваются  гораздо  менее  позитивно. При  восприятии  посторонних

людей соотношение обратное: более позитивно оцениваются успехи в
релевантной  сфере, менее - в  нерелевантной. Смысл  модели  таков:

когда друг что-то делает хорошо, то факт дружбы позволяет оценщику