ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8417
Скачиваний: 53
361
«греться в лучах чужой славы» и тем самым поддерживать самооцен-
ку. Так и происходит в нерелевантных сферах, т. е. там, где субъект
сам не стремится достичь тех же результатов, что и друг. Если же сфе-
ра успехов друзей значима, то более важным оказывается выиграть в
сравнении с ними и тем самым поддержать самооценку, а для этого
успехи друзей преуменьшаются. Согласно этому механизму, люди
придерживаются принципа: «Пусть друзьям во всем сопутствует успех,
однако, в том, что значимо и для меня, — не больше, чем мне».
Проведенный Тиссером и Кэмпбеллом эксперимент в целом под-
твердил их гипотезу. Причем тенденцию использовать этот механизм в
большей степени проявили люди с низким уровнем самоуважения.
В работе Г. Каплана описана тактика поддержания самоотноше-
ния, которая может быть названа тактикой обесценивания (Kaplan H.,
1980). Суть ее состоит в том, что человек делает предметом своего са-
мовосприятия не только собственные личностные качества, но и саму
оценку этих качеств. В таком случае негативная оценка собственных
качеств также может входить в «объективированное Я» как качество
или черта, например самокритичность. Следовательно, человек, низко
оценивающий себя по какой-то черте, не будет утрачивать самоуваже-
ния, если в субъективной иерархии ценностей данная.черта стоит ни-
же, чем «честность перед самим собой», «самокритичность» и т. п.
Самоотношение может также поддерживаться с-помощью по-
ступка, в котором субъект делает выбор в пользу поведения, опро-
вергающего дурную репутацию. Этот вид защиты самоотношения мо-
жет быть проиллюстрирован приведенным выше экспериментом (Bau-
meister R., 1982).
Проведенные нами исследования подтвердили гипотезу о том,
что возможности защиты самоотношения заложены уже в его строении
(Столин В. В., 1985). Благодаря многомерности самоотношения и ад-
дитивности глобального самоотношения возможно одновременное
поддержание глобального самоотношения на высоком уровне и како-
го-то аспекта самоотношения, прежде всего самоуважения, - на низ-
ком. При этом низкое самоуважение компенсируется повышением сим-
патии к себе, а повышение симпатии «покупается» ценой сохранения
низкого самоуважения.
Экспериментальное исследование в целом подтвердило гипоте-
362
зу: люди, отождествляющие себя с «несимпатичными» другими, из-
бегают выбирать в качестве объединяющих их с этими другими «не-
симпатичные» признаки, компенсируя, однако, недобор негативных
характеристик приписыванием себе «неуважаемых» черт. В этом экс-
перименте был также выявлен феномен «предохранительного клапа-
на», т. е. такого защитного механизма самоотношения, благодаря ко-
торому прежде всего блокируется антипатия к себе: падение симпатии
не приводит к нарастанию антипатии. Человек действует по принципу:
«Из того, что я не хорош, еще не следует, что я плох».
Защита себя от антипатии является наиболее важным аспектом
защиты самоотношения. Субъект жертвует своим самоуважением,
пользуясь аддитивностью глобального самоотношения, либо жертвует
истинностью своего «Я-образа» для того, чтобы не допустить явной,
сознаваемой антипатии к себе. Человек может действовать по принци-
пу: «Да, я не хорош, потому что слаб, но я не плох». Поддержание
стабильного самоотношения обеспечивает возможность постоянной
стратегии по отношению к самому себе, выражающейся как во внеш-
ней, социально-предметной деятельности, так и во внутриличностной
активности.
Механизмы защиты самоотношения, таким образом, не менее -
если не более - важный объект психодиагностики, чем содержание «Я-
концепции» и самоотношение.
Представления о себе могут относиться к разным сферам прояв-
ления человека. Такие исследователи, как И. Джемс, К. Роджерс, М.
Ро-зенберг выделили различные формы представлений о себе, диффе-
ренцированные либо по сфере проявлений человека («социальное Я»,
«духовное Я», «физическое Я», «интимное Я», «публичное Я», «мо-
ральное Я», «семейное Я» и т. д.), либо как реальность и идеал («ре-
альное Я», «идеальное Я»), либо на временном континууме («Я в про-
шлом», «Я в настоящем»), либо по какому-то иному существенному
признаку. Количество таких «Я-образов» и их содержание определя-
ются, как правило, на основе теоретических соображений. Насколько
все эти представления у субъекта действительно существуют как от-
носительно самостоятельные, насколько они по-разному связаны с са-
моотношением и поведением в соответствующих ситуациях - эти во-
просы остаются открытыми. С точки зрения ориентации на психологи-
363
ческую помощь, важно знать, в какой именно сфере деятельности
субъект переживает себя состоятельным или несостоятельным, на чем
содержательно базирует свое самоуважение, стремится ли к дос-
тижению своего идеала, переживает ли разорванность своего «интим-
ного Я» и публичной самопрезентации. Эти аспекты самосознания
должны отражаться с помощью психодиагностических методик.
Следующий раздел, посвященный конкретным методикам, пока-
жет читателю, что далеко не всё, что дают сегодняшние исследования
самосознания, нашло свое отражение в психодиагностических инст-
рументах. Последние, как и любые конструкторские разработки, все-
гда несколько отстают от последних научных находок. Психодиагно-
стические методики дорабатываются в течение нескольких лет, по-
скольку установление их валидности требует многочисленных и тру-
доемких исследований. В разделах 9.3-9.6 представлены некоторые
методики, разработанные (или адаптированные) авторами данной кни-
ги и находящиеся на различных этапах их психометрической отладки.
В построении этих методик нашли свое прямое воплощение некоторые
из обсуждавшихся» выше теоретических положений.
9.2. МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ САМОСОЗНАНИЯ
В области психодиагностики самосознания используются основ-
ные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик: стан-
дартизованные самоотчеты в форме описаний и самоописаний (тест-
опросники, списки дескрипторов, шкальные техники), свободные са-
моописания с последующей контент-аналитической обработкой, идео-
графические методики типа репертуарных матриц, проективные тех-
ники, включая подкласс рефрактивных техник.
В соответствующем разделе руководства А. Анастази аннотиру-
ются как наиболее употребительные четыре диагностические мето-
дики: I) контрольный список прилагательных Г. Гоха, 2) Q-классифи-
кация В. Стефенсона, 3) семантический дифференциал Ч. Осгуда, 4)
тест ролевых конструктов Г. Келли (Анастази А., 1982, т. 2).
Перечень методик, приведенный в руководстве Р. Уайли, гораз-
до шире и включает около двух десятков методик и диагностических
техник (Wylie R., 1974). В несколько раз больше конкретных методик,
364
в том числе и используемых исключительно в исследовательских це-
лях, приводится в книге Р. Бурнса (Bums R., 1979).
Наиболее удобным для читателя было бы изложение психодиаг-
ностических методик в соответствии с расчленениями в предмете пси-
ходиагностики. Так изложен материал в руководстве Р. Уайли: она
различает методы, направленные в основном на анализ глобального
самоотношения, и методы, направленные на более специальные изме-
рения «Я-концепции», а также методы, ориентированные на «феноме-
нальное Я», и методы, ориентированные на неосознанное, «нефено-
менальное Я». Однако такое изложение материала в применении к
теоретическим положениям относительно строения самосознания,
сформулированным выше, крайне затруднительно, так как методики
создавались на основе разных теоретических предпосылок, многие из
них многомерны, часто нет надежных оснований для их теоретической
переинтерпретации. Поэтому в изложении материала мы будем при-
держиваться методического принципа и охарактеризуем типы методик
применительно к анализу самосознания, в некоторых случаях иллюст-
рируя их данными о наиболее популярных методиках.
Стандартизованные самоотчеты. К этому типу методик отно-
сятся прежде всего тест-опросники, состоящие из более или менее
развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к са-
мому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей относи-
тельно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; по-
веденческих проявлений; взаимоотношений с другими людьми. Способ
ответа широко варьирует в различных опросниках: используется двух-
, трех-, четырех-, пяти-, семиальтернативный выбор, вербальное или
невербальное согласие. Прриведенные ниже опросники относятся к
числу наиболее популярных.
Шкала «Я-концепции» Теннесси - Fitts W., 1965) - опросник,
предназначенный для подростков (с 12 лет) и взрослых. Содержит 90
пунктов на анализ «Я-концепции» и 10 пунктов шкалы лжи. Использу-
ется пятишаговая шкала ответов от «полностью согласен» до «абсо-
лютно не согласен». Пункты опросника отбирались с помощью экспер-
тов - клинических психологов. Требовалось согласие семи экспертов в
отнесении каждого утверждения к определенным строке и столбцу. По
строкам были представлены: 1) самокритичность, 2) самоудов-
365
летворенность, 3) поведение; по столбцам: 1) «физическое Я», 2)
«моральное Я», 3) «личностное Я», 4) «семейное Я», 5) «социальное
Я». Расчет показателей для строк и столбцов дает восемь индексов
теста. Дополнительно вычисляются два индекса: 1) вариабельности-
как меры согласованности восприятия себя в различных областях; 2)
распределения - как меры расположения субъектом своих ответов по
пятишаговой шкале. Выбор в основном средних значений (низкий ин-
декс распределения) говорит о большом включении защитных про-
цессов, выбор лишь крайних значений может свидетельствовать о ши-
зофрении.
Существует консультативная (упрощенная) и клиническая фор-
мы опросника. Ретестовая надежность для клинической формы ко-
леблется от 0,75 до 0,92 для разных шкал. Факторная структура оп-
росника недостаточно ясна. Данные по валидности в основном стро-
ятся на сравнении показателей пациентов психиатрических клиник,
алкоголиков, деликвентов с показателями обычных испытуемых и в
целом свидетельствуют в пользу опросника (Bums R., 1979).
Как показывает описание опросника, с его помощью можно выя-
вить глобальное самоотношение (самоудовлетворенность) и специ-
фические формы отношения к своему телу, к себе как моральному
субъекту, к себе как к члену семьи и т. д. Опросник также позволяет
дать дифференцированное заключение о самоотношении в отличие от
содержательного аспекта «Я-концепции» (самоидентичности и диффе-
ренцирующие характеристики).
Шкала детской «Я-концепции» Пирса-Харриса. (Piers-Harris Chil-
dren's Self Concept Scale) - популярный в США опросник, составленный
из 80 простых утверждений относительно своего «Я» или тех или иных
ситуаций и обстоятельств, связанных с самоотношением. Предназна-
чен для детей в возрасте от 8 до 16 лет. Пункты опросника основаны
на коллекции детских утверждений относительно того, что детям в се-
бе нравится, а что не нравится, собранной А. Джерсильдом (цит. по:
Wylie R., 1974). В опросник вошли пункты, различающие испытуемых с
высоким и низким суммарным баллом, на которые по крайней мере
50% испытуемых с высоким суммарным баллом отвечали в ожидаемом
направлении и соотношение ответов «да - нет» по которым не превы-
шало 9. Опросник содержит равное количество позитивных и негатив-