ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8413
Скачиваний: 53
366
ных утверждений. Первые 15 утверждений приведены ниже:
1 Мои товарищи смеются надо мной. 2. Я счастливый человек. 3
Мне трудно знакомиться. 4. Я всегда грустный. 5 Я умный.
6. Я стеснительный.
7. Я нервничаю, когда меня вызывают к доске.
8. Моя внешность раздражает меня.
9 Когда я вырасту, я буду значительным человеком
10. Я волнуюсь, когда у меня контрольная в школе
11. Я непопулярен.
12. В школе я хорошо себя веду.
13. Когда что-нибудь не так - это моя вина.
14. Я приношу неприятности моей семье. 15 Я сильный.
По данным обзора Р. Уайли, шкала обладает удовлетворитель-
но» одномоментной (от 0,78 до 0,93) и ретестовой (0,77) надежно-
стью. Хотя и предполагалось, что шкала измеряет глобальное самоот-
ношение, факторный анализ не выделил генерального фактора. Были
получены 10 факторов, из которых 6 были интерпретированы. Суще-
ствуют некоторые данные в пользу конструктной валидности. Так, на-
пример, показатель по шкале коррелирует с восприятием детьми обо-
их родителей как любящих ,в противоположность отвергающим; дети,
находящиеся в клинике, демонстрируют значимо меньшие показатели
по шкале, чем здоровые. В то же время, многие данные про-
тиворечивы (Wylie R., 1974).
Шкала самоуважения Розенберга (Rosenberg's Self Esteem Scale)
-опросник для подростков, выявляющий глобальное самоотношение.
Состоит из 10 утверждений:
1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере не
менее, чем другие.
2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.
3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.
4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.
5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.
6. Я отношусь к себе хорошо.
7 В целом я удовлетворен собой.
8. Мне бы хотелось больше уважать себя.
9 Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.
367
10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.
Опросник предполагает 4 градации ответов: «полностью согла-
сен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен».
Опросник создавался и использовался как одномерный, однако
проведенный позднее факторный анализ выявил два независимых
фактора: самоунижение и самоуважение (Kaplan H., Рокоту А., 1969).
Самоуважение существует и при отсутствии самоунижения, и наряду с
ним; в последнем случае оно выступает в защитной функции.
Опросник обладает хорошей надежностью и конструктной ва-
лид-ностью. Показатели по опроснику связаны с депрессивным состоя-
нием, тревожностью, психосоматическими симптомами, активностью в
общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, от-
ношением к испытуемому его родителей.
В целом, несмотря на методологическую критику опросников,
они остаются основным инструментом в исследованиях «Я-
концепции»; постоянно создаются новые опросники для специфиче-
ских целей и популяций. Многие проблемы, связанные с использова-
нием опросников для анализа «Я-концепции», и прежде всего пробле-
мы конструктной валидности, еще ждут своей разработки (Fleming J.,
Courtney В., 1984).
Контрольные списки также являются разновидностью стандарти-
зованного самоотчета. От опросников их отличает краткость пунктов,
вплоть до отдельных прилагательных. Наиболее известен контрольный
список прилагательных Г. Гоха, который содержит 300 личностных
прилагательных, расположенных в алфавитном порядке (Gough H.,
1960). Испытуемого просят выбрать те из них, которые соответствуют
объекту Список содержит 24 шкалы, 15 из которых соответствуют пе-
речню потребностей Г. Мюррея, а 9 получены эмпирически. К после-
дним относятся: 1) общее количество выбранных прилагательных, 2)
защищаемость, 3) расположенность к себе, 4) нерасположенность к
себе, 5) самоконфиденциальность, 6) самоконтроль, 7) лабильность,
8) личностная приспособленность, 9)готовность к консультированию.
Контрольный список, таким образом, предусматривает измере-
ние глобального самоотношения, причем независимо от его позитив-
ного и негативного полюсов («расположенность к себе» и «нераспо-
ложенность к себе»). Существенно наличие шкал «защищаемость» и
368
«самоконфиденциальность». Последняя отражает, вероятно, измере-
ние самоотношения, названное нами «самоинтерес».
На русской лексике начало разработки подобного списка, полу-
чившего название «личностного семантического дифференциала», за-
ложено работами А. Г. Шмелева (1983).
Списки - относительно удобные диагностические инструменты в
смысле простоты применения и обработки, однако они обладают рядом
недостатков. Во-первых, они навязывают субъекту оценку по парамет-
рам, которые, возможно, не являются значимыми для его «Я-
концепции», но по которым грамотный человек в принципе может дать
оценку. В результате может возникать некоторое «фантомное» само-
описание. Во-вторых, вынесение категорических суждений от-
носительно значимых для субъекта личностных параметров наталки-
вается на внутреннее сопротивление. Так, например, сказать «да» или
«нет» относительно параметров смелый, добрый, правдивый, отзыв-
чивый и т.п. для некоторых людей довольно сложно и в силу соци-
альной нормы скромности, и в силу неясности обстоятельств прояв-
ления этих качеств, так сказать, неясности их жизненной цены. В-
третьих, как показано уже в исследованиях Ч. Осгуда и его коллег,
значения слов обладают помимо предметного, денотативного, также и
аффективным, коннотативным, значением. Самоописания на основе
выбора прилагательных, таким образом, оказываются связанными с
самоотношением и не вполне ясно, какой именно аспект - знание о се-
бе или отношение к себе - в большей мере они выявляют.
Все эти недостатки приводят к тому, что семантическая структу-
ра самоописания (и описания других) с помощью прилагательных ока-
зывается неустойчивой при расщеплении выборки пополам и фактори-
зации каждой половины данных отдельно (см., напр.: Шмелев А. Г.,
1983).
Шкальная техника, примером которой является семантический
дифференциал (Osgood С., Suci G., Tannenbaum P., 1957), также при-
меняется при анализе «Я-концепции», и прежде всего самоотношения.
Существует достаточно полная отечественная литература, посвя-
щенная теории и методу Ч. Осгуда (Петренко В. Ф., 1983). Разработан
отечественный вариант семантического дифференциала приме-
нительно к задачам психодиагностики в психиатрической клинике
369
(Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М., 1983).
Нестандартизованные самоотчеты. Поскольку «Я-концепция»
так или иначе проявляется в любом развернутом самоописании (в
дневниковых записях, в нестандартизованных ответах на вопросы ан-
кеты или интервью, в письмах и т. д.), появляется возможность при-
менить к некоторой совокупности текстов процедуру контент-анализа.
На этом основана, в частности, приведенная ниже методика.
Тест двадцати утверждений на самоотношение (Twenty state-
ments self attitude Test - Kuhn M, Mc Partland Т., 1966)
1
. Испытуемого
просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, об-
ращенный к самому себе: «Кто я такой?». Испытуемого просят давать
ответы в том порядке, в котором они спонтанно возникают, и не забо-
титься о последовательности, грамматике и логике. Анализ данных ис-
следований позволил выделить ряд категорий, которые впоследствии
использовались в контент-анализе: социальные группы (пол, возраст,
национальность, религия, профессия), идеологические убеждения
(философские, религиозные, политические и моральные выс-
казывания), интересы и увлечения, стремления и цели, самооценки.
Общая тенденция состоит в том, что «присоединяющие» утверж-
дения, в которых фиксируется принадлежность испытуемого к той или
иной категории людей («студент», «сын», «мужчина»), выносятся
раньше, чем «дифференцирующие» (указывающие специфический
признак - «слишком толстый», «неудачливый человек»). Наиболее
частые категории, обнаруженные на больших выборках в зарубежных
исследованиях: профессиональная идентичность, семейная роль и
статус, супружеская роль и статус, религиозная идентичность, пол и
возраст. В ответах довольно отчетливо прослеживаются социоло-
гические закономерности; так, возраст чаще упоминают молодые и
пожилые люди, женщины чаще упоминают свой семейный статус,
мужчины - половую принадлежность. В то же время психологические
1
Об этом тесте см. также: Wylie R., 1974; Андреева Г. М., Богомолова Н. А., Петровская Л. А.,
1978; Burns R., 1979.
370
закономерности, лежащие в основе ответов на вопрос теста, до сих
пор недостаточно ясны. Обычно делается предположение, что порядок
называния категорий соответствует выраженности и значимости соот-
ветствующих признаков, т. е. структуре самоидентичностей, однако
этот тезис не является доказанным. Вполне возможны влияния со сто-
роны стереотипов заполнения официальных анкет и учетных карточек
или со стороны защитных стратегий, при которых наиболее значимое
отодвигается «на потом».
Диагностическое использование приема 20 утверждений нужда-
ется в выявлении социокультурных норм, специфицированных по воз-
расту и полу, в решении теоретических и методических проблем коди-
ровки ответов. Уже показано, что ответы детей отличаются от ответов
взрослых: первые чаще определяют себя через свои ситуативные и
частные проявления. Ясно также, что в этнически однородном общест-
ве ответы, касающиеся расы и национальности, будут встречаться ре-
же, чем в этнически разнородном. Необходимо различать ответы, ка-
сающиеся самоидентичности в рамках индивидного уровня самосозна-
ния (т. е. отражающие принадлежность к таким группам, к которым
невозможно не принадлежать, живя в обществе, -половую, возрас-
тную, национальную, семейную) и ответы, касающиеся личностной
самоидентичности. Последняя отражает принадлежность испытуемого
к группам людей, членство в которых есть результат либо собственно-
го выбора, самоопределения, либо специфических обстоятельств жиз-
ни, либо специфической самооценки (мыслитель, защитник окружаю-
щей среды, неудачник, фантазер и т. д.). Личностная самоидентич-
ность, таким образом, смыкается с наиболее значимыми измерениями
дифференцирующей составляющей «Я-образа». Без знания социо-
культурных и половозрастных норм информативными оказываются
лишь крайние, наиболее нетипичные случаи, как, например, указание
только своих недостатков или указание только своих индивидных
идентичностей.
Оценивая стандартизованные самоотчеты с применением кон-
тент-анализа в целом, надо отметить, что основное их достоинство по
сравнению со стандартизованными самоотчетами состоит в потенци-
альном богатстве оттенков самоописания и в возможности анализиро-