ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8414
Скачиваний: 53
371
вать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а не навя-
занным ему языком исследования. Это, однако, является и одним из
ограничений этого метода - субъект с низкими лингвистическими спо-
собностями и навыками самоописания оказывается в худшем по-
ложении по сравнению с человеком, обладающим богатой лексикой и
навыками самоописания для передачи своих переживаний. Эти раз-
личия могут затушевывать различия в самоотношении и «Я-
концепции» в целом. С другой стороны, всякий контент-анализ огра-
ничивает возможность учета индивидуального своеобразия испытуе-
мого путем наложения готовой системы категорий, тем самым прибли-
жая результаты, полученные этим методом, к тем, которые получаются
с помощью стандартизованных самоотчетов. На нестандартизованные
самоотчеты также влияет стратегия самопрезентации, которая должна
учитываться при интерпретации результатов.
Идеографические методики, основанные на использовании пси-
хосемантических закономерностей, анализе индивидуальных матриц,
при котором пространство самоописания и его содержательные оси не
задаются априорно на основе усредненных данных, а выявляются у
данного конкретного испытуемого, причем результаты интерпрети-
руются не путем соотнесения с «нормой», а относительно других ха-
рактеристик того же субъекта - также применяются в диагностике «Я-
концепции».
Эти методы были изложены в 8 главе при описании диагностики
индивидуального сознания; они полностью приложимы и к анализу
самосознания, а именно к дифференцирующей образующей «Я-
концепции». Отметим лишь, что основной трудностью в их применении
является необходимость более дифференцированной системы диаг-
ностических заключений, основанной на изучении многообразных ин-
дивидуальных вариаций, выявляемых этими методами. Если такая ис-
следовательская .работа не проделана, то диагностическое значение
тех или иных вариантов структур сознания или самосознания выво-
дится из здравого смысла, что, естественно, сводит на нет ценность
самой идеографической процедуры.
Использование проективных техник в исследованиях самоот-
ношения и «Я-концепции» в целом вызвано необходимостью редукции
влияния стратегий самопрезентации и основано не на психоана-
372
литическом толковании проекции, а скорее на представлениях о про-
явлении общего свойства нашего отражения действительности - его
пристрастности (Леонтьев А. Н., 1975; Рубинштейн С. Л., 1959), ко-
торая и проявляется в том, что структура личности, в частности и
представление о себе, и самоотношение, могут «проецироваться в не-
достаточно структурированной ситуации» (Соколова Е. Т., 1980). Как
правило, проективные показатели используются для анализа трех раз-
личных аспектов самоотношения, в той или иной мере ускользающих
при анализе прямого самоотчета (Wells L., Marwell G., 1976). Речь идет
во-первых, о тех бессознательных компонентах самоотношения, кото-
рые предполагают внутриличностные защиты, не допускающие это са-
моотношение до сознания; во-вторых, о «незамеченном, непред-
намеренном самоотношении», которое человек затрудняется адекват-
но вербализовать; в-третьих, о той «нежелательной» самооценке, ко-
торая противоречит социально-приемлемым образцам личности.
Наиболее часто для анализа самоотношения используется эксп-
рессивная проективная методика рисования человека, разработанная
К. Маховер (Machover К., 1949). Поскольку при интерпретации суще-
ствует известная неопределенность: относить ли тот или иной аспект
рисунка к «Я-концепции» и самоотношению или к изобразительной
способности человека, - ряд авторов предположили модификацию ме-
тодики, основанную на последующей оценке рисунка по тем или иным
стандартным самооценочным шкалам (Perkins С., Shannon D., 1965).
Были выделены графические особенности рисования, имеющие диаг-
ностическое значение, такие, как пол, форма частей, пропуск деталей,
ориентация рисунка на листе, последовательность рисования; эти осо-
бенности, однако, часто не имеют достаточного теоретического и эм-
пирического обоснования (Хоментаускас Г. Т., 1985).
Тематический апперцептивный тест (Murray H., 1943) также при-
надлежит к проективным техникам, используемым для анализа «Я-
концепции» и самоотношения в частности. Его использование осно-
вано на той идее, что «описание героя рассказа отражает представле-
ние рассказчика о себе» (Mussen P., Porter L., 1959).
Известны также попытки использования для анализа самоотно-
шения теста чернильных пятен Роршаха (Spitzer S., 1969), теста неза-
конченных предложений (Rubin I.,1967).
373
Символические задания на выявление «социального Я» (The Self
Social Symbols Tasks - одна из наиболее популярных проективных ме-
тодик. Диагностический инструмент представляет собой серию ори-
гинальных символических проективных проб, направленных на из-
мерение самоотношения и самоидентичности.
Разработчики методики Б. Лонг, Р. Циллер и Р. Хендерсон исхо-
дили из предположения, что физическая дистанция на листе бумаги
между кружками, символизирующими «Я» и значимых других, может
быть интерпретирована как психологическая дистанция, позиция ле-
вее других - как переживаемая ценность «Я», позиция выше - как пе-
реживаемая «сила» «Я», внутри фигуры, составленной из кружков
других, -как включенность и зависимость, вне - как независимость
«Я». Предполагалось также, что невербальные ответы испытуемых
менее подвержены влиянию факторов, иррелевантных измерению «Я-
концепции».
Символические задания соответствуют различным аспектам (из-
мерениям) «Я-концепции».
Самооценка определяется как восприятие субъектом своей цен-
ности, значимости в сравнении с другими. Испытуемому на листе бу-
маги предъявляется строка, состоящая из восьми кружков, и предла-
гается выбрать кружок для себя и для других людей из своего окруже-
ния. Чем левее расположен кружок, означающий себя, тем выше са-
мооценка испытуемого.
Сипа определяется как превосходство, равенство или подчинен-
ность по отношению к определенным авторитетным фигурам. Мерой
силы является более высокое положение кружка, обозначающего «Я»,
в сравнении с кружками, обозначающими других. Испытуемому предъ-
является кружок, означающий «Я», в окружении полукольца, состоя-
щего из других кружков. Испытуемый должен выбрать из этих кружков
тот, который означает другого человека (отца, учителя, начальника).
Индивидуация - переживаемое, мыслимое сходство или отличие
от других людей. Испытуемому предъявляется лист бумаги с разме-
щенными на нем в случайном порядке кружками, означающими других
людей; внизу размещаются два кружка: штриховка одного из них сов-
падает, а другого не совпадает со штриховкой прочих кружков. Испы-
туемому предлагается определить, какой из двух лишних кружков оз-
374
начает его «Я».
Социальная заинтересованность - восприятие себя частью груп-
пы или отделенным от других. Испытуемому предъявляется лист бу-
маги с изображенным на нем треугольником, на вершинах которого
находятся кружки, обозначающие других людей (например, родите-
лей, учителей, друзей). Испытуемый должен разместить кружок, оз-
начающий «Я». Если кружок помещается внутрь треугольника, испы-
туемый воспринимает себя как часть целого, если вне - то он воспри-
нимает себя отделенным от социального целого.
Идентификация - включение или не включение себя в «Мы», об-
разованное с конкретным другим. Испытуемому предъявляются го-
ризонтальные ряды кружков, левые крайние из которых обозначают
конкретных людей (мать, отца, друга, учителя и т. д.). Испытуемый
должен выбрать кружок в каждом ряду, обозначающий его. Чем боль-
ше кружков между «Я» и другим, тем слабее «Мы».
В другом задании испытуемому предлагается нарисовать в лю-
бом месте листа два кружка, обозначающих его самого и другого (дру-
га, мать, отца и т. д.). Чем ближе кружки друг к другу, тем больше
идентификация с другим человеком.
Эгоцентричность - восприятие себя «фигурой» либо «фоном».
Испытуемый располагает кружок, означающий «Я», и кружок, озна-
чающий другого, внутри большого круга. Если свой кружок испытуе-
мый располагает ближе к центру, чем кружок другого, это свидетель-
ствует об эгоцентричности.
Сложность - степень дифференцированности «Я-концепции».
Испытуемому предлагаются 10 горизонтальных рядов геометрических
фигур различной степени сложности. Чем в более сложном ряду выби-
рает испытуемый фигуру для «Я», тем более сложной является его «Я-
концепция».
Простота и оригинальность символических заданий, возмож-
ность их применения на различных контингентах обследуемых (начи-
ная с трехлетних детей и кончая взрослыми) привлекли к этой методи-
ке большое внимание. В литературе представлены обширные данные,
собранные как авторами методики, так и другими исследователями,
свидетельствующие о надежности и валидности заданий, хотя и не в
равной степени каждого из них (Wylie R., 1974; Bums R., 1979).
375
В целом пробы обладают удовлетворительной надежностью. Так,
например, ретестовая надежность для подростков достигает по само-
оценке 0,80, идентификации -0,78, социальной заинтересованности -
0,84, силе - 0,65, эгоцентричности - 0,58.
Подтверждается в целом конструктная валидность пробы на са-
мооценку (расположение в горизонтальном ряду). Дети располагают
«самых лучших» детей слева, а «плохих» - справа; мать и отца, как
правило, также располагают слева, себя в ряду детей дети располага-
ют левее, чем в ряду взрослых. Нейропсихологические пациенты и со-
циальные изоляты располагают себя правее, чем соответственно здо-
ровые дети и социометрические лидеры. Пациенты психиатрических
клиник левее себя ставят психиатров, психологов, социальных работ-
ников, медсестер, нянечек и других больных.
Индексы самооценки и (или) силы оказались связанными с ши-
роким кругом переменных, включающих расовый статус, социоэконо-
мический уровень, старшинство среди детей в семье, школьные успе-
хи, потребность в достижении, популярность и т. д. (всего более двух
десятков переменных - см. Wylie R., 1974). В то же время ряд связей
оказался в противоречии с ожиданиями. Есть некоторые данные, под-
тверждающие валидность и других шкал. Близнецы выбирают значимо
реже отличающиеся кружки в пробе на индивидуацию, чем неблизне-
цы; психиатрические пациенты и дети с эмоциональными нарушения-
ми чаще ставят себя в центральную позицию в пробе на эгоцентрич-
ность и т. д.
Ряд индексов (идентификации, социальная заинтересованность)
значимо коррелирует с индексом самооценки, что, по мнению Р. Уай-
ли, свидетельствует об отсутствии доказательств дискриминативной
валидности для шкал внутри теста. Этот факт, однако, может быть ин-
терпретирован и иначе в рамках других представлений о строении «Я-
концепции». Данные по конвергентной и дискриминативной ва-
лидности в отношении к вербальным методикам не вполне ясны: с ря-
дом опросников по самоотношению получены незначимые корреляции,
в то же время самооценка оказывается значимо ассоциированной с
мерой, основанной на списке прилагательных, а сила - с пока-
зателями, основанными на семантическом дифференциале.
Авторы символических заданий привлекали для обоснования ме-