Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8409

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

376

тодики положения различных психологических теорий, что послужило

основанием  для  обвинений  в  эклектизме  и  неразвернутости  соб-

ственного  теоретического  фундамента. С  нашей  точки  зрения, сим-
волические  задания  охватывают  некоторые  существенные  аспекты

строения «Я-концепции».

Так, самооценка и сила отражают, по-видимому, глобальное са-

моотношение  в  варианте  его  выраженности  через  сравнение  с  други-
ми.  (Обе  шкалы  коррелируют  в  пределах  от  0,42  до  0,50.)  При  этом

сила, по-видимому, отражает  составляющую, которая  выше  была  на-
звана самоуважением (в отличие от аутосимпатий и самоинтереса). Об

этом, в  частности, свидетельствует  корреляция  этого  измерения  со

шкалой «сила» семантического дифференциала.

Индексы «Индивидуация», «идентификация», «социальная  за-

интересованность» отражают, по-видимому, присоединяющую образу-
ющую «Я-концепции» и  в  зависимости  от  конкретной  модификации

различные  самоидентичности: семейную, с  коллективом  сверстников,
половую  и  т. д. В  рамках  такой  интерпретации  полученные  на  детях

корреляции  этих  индексов  с  индексом «самооценка», отражающей
глобальное самоотношение, вполне закономерны: принятие - отверже-

ние  родителями, а  позднее  сверстниками - важнейшие  детерминанты
детского самоотношения (см., напр.: Samuel S., 1977).

Индекс «сложность» отражает, по-видимому, параметр  диффе-

ренцирующей  образующей «Я-концепции» - интегральное  пережива-
ние степени своей уникальности как личности.

Оригинальность  и  простота, доступность  и  сопоставимость  сим-

волических  заданий  для  разных  возрастов, возможность  межнацио-

нальных  сравнений  с  их  помощью  делают  их  привлекательными  как
для  исследовательского, так  и  для  практического  диагностического

использования.

Однако  исследование  самоотношения  с  помощью  проективных

техник  сталкивается  с  целым  рядом  методических  и  теоретических

проблем.

Первая  проблема  связана с  выбором  таких эмпирических  инди-

каторов  категорий, которые  обеспечивали  бы  достаточную  однознач-
ность  и  надежность  при  кодировании  индивидуальных  протоколов.

Большое  разнообразие  лексического  словаря  испытуемых, специфика


background image

377

индивидуальной эмоциональной окраски тех или иных слов или выра-

жений, подверженность формальных и содержательных характеристик

проективной продукции влиянию экспериментальной ситуации делают
процедуру интерпретации протоколов во многом зависящей от опыта и

интуиции  интерпретатора. Это  обстоятельство, вполне  допустимое  в
условиях  клинической  психодиагностики, оказывается  помехой  в  ис-

следовании. Так, например, С. Спитцер скоррелировал показатели са-
моотношения (в  терминах  позитивное -негативное), полученные  на

основе трех проективных методик: ТАТ, теста Роршаха, теста незакон-
ченных  предложений. Из 15 интеркорреляций  ни  одна  не  превысила

значение 0,16, лишь  одна  имела уровень  значимости  свыше 99% и 9

имели уровень значимости ниже 95 % (Spitzer S., 1969). Как правило,
требование однозначности и надежности приводит к тому, что в каче-

стве  параметра «.Я-концепции» выбирается  глобальное  положитель-
ное  или  отрицательное  самоотношение; таким  образом, содержатель-

ные нюансы самоотношения утрачиваются, а результаты оказываются
в  целом  сопоставимыми  с  теми,  которые  получаются  с  помощью  вер-

бальных самоотчетов.

Вторая  проблема  использования  проективных  техник  состоит  в

отсутствии простых и валидных критериев сопоставления проективных
показателей  самоотношения. Поскольку  предполагается, что  про-

ективные  техники  направлены  на  выявление  более  глубинных  аспек-

тов  самоотношения, то  сопоставление  их  с  вербальными  методиками
не должно давать высоких корреляций. Использованию поведенческих

критериев  для  валидизации  показателей  часто  мешает  недостаточная
изученность опосредованного характера связи между самоотношением

и поведением.

Третья  проблема  использования  проективной  техники  состоит  в

необходимости  специального  доказательства, что  та  или  иная  часть
проективной  продукции  или  ее  аспект  относятся  именно  к  самоотно-

шению, а  не  к  другим  психологическим  характеристикам. Особенно

остро эта проблема встает при анализе экспериментальной продукции
типа рисунка человека или при анализе незаконченных предложений,

сформулированных не от первого лица.

И  наконец, использование  проективных  техник  наталкивается

на теоретическую проблему разработки обоснованной и непротиворе-


background image

378

чивой  системы  категорий, которая  могла  бы  быть  положена  в  основу

процедуры кодирования проективного содержания.

Рефрактивными  техниками  Дж. Линдсей  назвал  процедуры, в

которых  люди  производят  оценку  каких-то  своих  атрибутов, не  осоз-

навая, что они оценивают себя (Lindsey G., 1959). Так, Г. Мейли ссы-
лается  на  опыты  40-50-х  годов К.  Хантли,  В.  Вольфа,  С.  Эпштейна,  в

которых  для  измерения  самооценки  использовалось  предъявление
тайком  от  испытуемых  полученных  фотографий  рук  или  лица  в  про-

филь,  записей  голоса  или  образцов  почерка  (Мейли  Г.,  1975).  В  дру-
гих  исследованиях  использовались  предъявления  в  стереопаре  двух

разных  изображений  людей, одним  из  которых  был  сам  испытуемый

(BeloffH., Beloff J., 1959), либо тахистоскопические предъявления соб-
ственных  фотографий  наряду  с  фотографиями  других  людей (Rogers

A.,WalshT., 1959).

На  наш  взгляд, методический  прием, используемый  рефрактив-

ными  техниками, является  разновидностью  проективной  техники, но
обладает, по  крайней  мере, тем  достоинством, что  облегчает  доказа-

тельство направленности оценки на самого субъекта.

Известные  примеры  использования  рефрактивных  техник  отно-

сятся, однако, лишь к некоторым аспектам «физического Я» - голосу,
внешности, почерку. Однако можно ли рассматривать непроизвольную

оценку  этих  качеств  как  выражение  общего  самоотношения -этот  во-

прос остается открытым.

Как явствует из приведенного краткого анализа, все четыре пе-

речисленные  группы  методов  обладают  своими  достоинствами  и  не-
достатками. Методики, основанные на  вербальном  стандартизованном

самоотчете, обеспечивают сопоставимость результатов, независимость
от  опытности  экспериментатора  и  количественный  подход, однако

апеллируют  к  более  осознанным  аспектам самоотношения  и  потенци-
ально  подвержены  влиянию  стратегий  самопрезентации, кроме  того,

ограничивают испытуемого наперед заданными рамками подобранных

утверждений. Нестандартизованные  самоотчеты  снимают  последнее
ограничение, однако они гораздо более трудоемки, более трудны для

количественной  обработки  и  больше  подвержены  факторам  влияния
лингвистических способностей испытуемых. Идеографические техники

ставят проблему обоснованности диагностических заключений. Проек-


background image

379

тивные  методики  в  целом  устраняют  прямое  влияние  стратегии  само-

презентации, однако  связаны  с  рядом  проблем  интерпретации  проек-

тивных показателей. Рефрактивные техники облегчают интерпретацию
проективной самооценки, однако оставляют открытым вопрос о широ-

те  распространения  парциальной  оценки  какого-либо  аспекта «физи-
ческого Я» на «Я» в целом.

9.3. ОПРОСНИК САМООТНОШЕНИЯ

Опросник самоотношения представляет собой многомерный пси-

ходиагностический  инструмент, основанный  на  принципе  стандарти-

зованного самоотчета (Столин В. В., 1985).

Опросник  содержит 62 пункта  в  виде  утверждений  типа: «Вряд

ли меня можно любить по-настоящему», «Мои достоинства вполне пе-
ревешивают  мои  недостатки», «Иногда  я  сам  себя  плохо  понимаю»,

«Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спраши-
ваю  себя,  разумно  ли  это»,  «Случайному  знакомому  я,  скорее  всего,

покажусь  человеком  приятным», «Посторонний  человек  на  первый
взгляд найдет во мне много отталкивающего».

Утверждения опросника формировались автором исходя из пред-

ставлений о строении самоотношения, описанных в разделе 9.1. Боль-

шинство  формулировок  оригинальны, хотя  некоторые  имеют сходство

с  утверждениями  из  других  опросников  самоотношения; два  утверж-
дения  были  взяты  из  опросника  локуса  контроля  Роттера (Rotter J.,

1966). Утверждения  формулировались  от  первого  лица; использова-
лись два варианта ответа «согласен» и «не согласен».

Факторная  структура  опросника  выявлялась  на  выборке  из 175

студентов  гуманитарных  вузов  Москвы (115 девушек  и 60 юношей).

Средний возраст испытуемых - 20 лет.

В  инструкции  испытуемым  указывалось, что  им  будет  предъяв-

лен личностный опросник, который не предполагает правильных и не-

правильных  ответов  и  направлен  на  анализ  личного  мнения  отвеча-
ющих.  Кроме  того,  испытуемым  сообщалось,  что  основная  цель  экс-

перимента - это создание надежного психологического теста и что их
ответы, как  ответы  людей  с  гуманитарными  наклонностями, особенно

ценны  для  этой  работы.  Испытуемым  также  указывалось,  что  резуль-


background image

380

таты будут закодированы и затем обработаны с помощью компьютера;

им  разрешалось  подписывать  свои  ответы  псевдонимом. После  окон-

чания  опыта  испытуемых  просили  не  сдавать  свои  протоколы  в  том
случае, если они затруднялись давать искренние ответы. Инструкция и

процедура  опроса, таким  образом, были  направлены  на  снижение
влияния  социальной  желательности  и  стратегии  самопрезентации  на

ответы. Результаты подвергались факторному анализу по методу глав-
ных факторов с последующим варимакс-вращеннем по методу Кайзера

(Харман Г., 1972) по программе, подготовленной Г. П. Бутенко.

В  результате  факторизации  массива  данных  по  методу  главных

факторов было выделено 10 факторов, исчерпывающих 99,78 % сум-

марной  общности. Эти 10 факторов  были  подвергнуты  варимакс-вра-
щению, 8 из  них  были  оправданы  по  критерию  Левандовского (Ле-

вандовскийН. Г., 1980).

На основании результатов были составлены словесные портреты

по  одному  на  каждый  полюс  всех  восьми  факторов;  эти  словесные
портреты  предъявлялись  для  интерпретации  экспертам - психологам-

консультантам. С  помощью  этой  процедуры  и  дополнительного  со-
держательного  анализа  были  интерпретированы  и  отобраны  в  каче-

стве шкал следующие семь факторов:

1. Самоуверенность («У меня достаточно способностей и энергии

воплотить в жизнь задуманное»).

2. Ожидаемое  отношение  других  людей «Вряд  ли  я  вызываю

симпатию у большинства моих знакомых»).

3. Самоприятие («Мое  отношение  к  самому  себе  можно  назвать

дружеским», «В целом меня устраивает то, какой я есть»).

4.  Саморуководство («К сожалению, если я и сказал что-то, это

вовсе не значит, что именно так я и буду поступать»).

5. Самообвинение («Если я и отношусь к кому-либо с укоризной,

то прежде всего к самому себе»).

6.  Самоинтерес  («Если  бы мое  второе  "Я"  существовало,  то для

меня это был бы самый скучный партнер по общению»).

7. Самопонимание («Иногда я сам себя плохо понимаю»).

Все эти факторы были интерпретированы как наиболее конкрет-

ный  уровень  самоотношения - уровень  внутренних  действий  в  адрес

самого себя или готовности к таким действиям. Соответствующие шка-